Портал для мам - Дом ответов

Традиции воспитания детей в разных странах. Воспитание детей в разных странах мира! Терпение в Индии

Почему нельзя без разрешения входить в комнату к англичанам, принято ли ругаться у индусов и до какого возраста разрешают хулиганить японцам.

Похвала в Англии

В Англии принято с раннего детства воспитывать в ребенке высокую самооценку. Детей хвалят за любые, даже самые незначительные достижения. Главное, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе. Только так, по мнению англичан, он сможет вырасти самодостаточным человеком, который сможет принимать решения в трудных ситуациях. Ни одна уважающая себя английская мама не сделает замечание чужому ребенку. Даже воспитатели в яслях и детских садах относятся к малышам с редкостным терпением. Они делают все возможное, чтобы не делать замечаний и не ругать детей. Если ребенок капризничает, то его внимание стараются переключить на игру. Главное, вырастить из детей свободных и раскрепощенных людей без комплексов и предрассудков. С ребятами постарше ведут долгие беседы, пытаясь разъяснить, к каким последствиям может привести то или иное их поведение. В школе тоже приветствуется проявление ребенком индивидуальности. К каждому ученику — свой подход. Ребенок свободен в принятии решений — где ему учиться, на какие дополнительные занятия ходить. Дома ребенку выделяют собственную комнату уже с пеленок. Подрастая, он сам решает, когда ему там убираться, и взрослые не могут входить к своему чаду без спроса.

Ольга Меженина, семейный психолог центра «Мир вашего Я»:

«Система воспитания в каждой стране складывается исторически и во многом зависит от тех задач, которые ставит перед собой общество. Эта модель воспитания — самая приемлемая для европейских стран, где взят курс на толерантность. Здесь каждый человек должен чувствовать свою уникальность, и очень важно в детях с ранних лет воспитать самоуважение. Англичане всегда трепетно относились к своему имуществу и личному пространству. Поэтому-то там лучшее средство воспитать в ребенке чувство собственного достоинства — это неприкосновенность его комнаты»

Взаимопомощь в Турции

Турецких детей до школы в основном воспитывают мамы. Мало кто отдает ребят в детские сады, тем более что государственных садиков в стране нет в принципе, а частные не всем по карману. Но главное — здесь так принято, что женщины обычно не работают, а занимаются детьми. В Турции еще сильны вековые традиции. Развивающие игры и дошкольное обучение тоже не распространены. Считается, что все нужные знания дети получат в школе, а дома лучше развлекаться. Поэтому ребята играют в игрушки и развлекаются как могут. Обычно детям не скучно, ведь в семье их, как правило, несколько. Кстати, с ранних лет ребят приучают к взаимопомощи. Братья и сестры растут дружными и сплоченными. Главная цель воспитания — научить детей помогать друг другу, приходить на помощь, одним словом, чувствовать себя семьей. Во многом поэтому семьи в Турции такие крепкие. Кстати, и взрослеют дети рано. Уже в 13 лет у них появляются свои обязанности. Девочки помогают маме, мальчики — отцу. При этом в семьях принято, что старшие дети помогают заботиться о младших, порой выполняя ту же функцию, что у нас бабушки и дедушки.

Ольга Меженина: «Мусульмане очень чтут границы своей семьи. Чем крепче внутрисемейные связи, тем легче людям жить. В восточных странах люди привыкли рассчитывать не только на себя, но и на помощь родных. И они всегда готовы оказать ответную помощь. Если старшие дети принимают участие в воспитании младших, то это очень сильно сближает их. К тому же младшие быстрее социализируются, так как перенимают опыт и навыки старших. В результате дети вырастают близкими не только по крови, но и по духу, у них формируются общие интересы и взгляды на жизнь»

Возраст в Японии

Японская система воспитания детей построена на контрасте. К ребенку совершенно по-разному относятся в зависимости от его возраста. До пяти лет малышу позволительно все. Даже если он разрисует мебель фломастером или ляжет в лужу на улице, родители ругать его не будут. Взрослые стараются потакать всем капризам малыша и исполнять все его пожелания. Совсем по-другому относятся к детям 6-14 лет. В это время ребенок узнает, что такое японская строгость. Его начинают воспитывать в стиле: любое слово родителей — закон. В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов. Воспитание мальчиков и девочек в это время тоже отличается. В Японии считается, что мужчине не нужно уметь готовить, зато надо получить как можно больше знаний. В результате мальчиков после школы принято отдавать в различные кружки и спортивные секции. Для девочек это не обязательно, и часто после школы они идут домой. Зато мамы учат их основам домашнего хозяйства. С 15 лет к ребенку начинают относиться на равных, считая его самостоятельной и полноценной личностью.

Ольга Меженина: «Япония — страна мононациональная. Здесь дети растут в однородной среде, где с юных лет впитывают в себя атмосферу трудолюбия и почитания традиций. Ничего другого они просто не видят. В таком обществе, действительно, к 15 годам человек уже становится сформированной личностью, который может гармонично вписаться в жизнь и уже по собственной воле следовать сложившимся нормам и правилам поведения. Зависимость стиля воспитания от возраста в такой среде — самая правильная. Но она была бы не уместна в многонациональных странах, где дети подвержены влиянию разных культур. Там не все люди могут четко определить свои жизненные позиции, цели и приоритеты к 15 годам»

Равенство в Китае

В соседнем Китае, наоборот, мальчиков и девочек воспитывают одинаково. В китайских семьях и разделения на мужские и женские обязанности тоже нет. Женщины часто много работают, а мужчины спокойно выполняют любую работу по дому. Этому их учат с детства. Система воспитания в Китае довольно проста. Во главе угла — жесткое послушание. Уже в детских садах воспитатели делают акцент на покорность — ребенок во всем должен слушаться старших. Еда, игры и сон — четко по расписанию. Детей с самых ранних лет приучают к самостоятельности в быту и трудолюбию. Например, уже в полтора года ребята начинают рисовать и осваивать азы чтения. При этом мнение ребенка мало кого волнует. Его задача — беспрекословно выполнять волю взрослых. Только родители решают, в какие секции и кружки будет ходить ребенок после школы, в какие игрушки он будет играть и как ему проводить досуг. Похвалу китайские дети слышат очень редко.

Ольга Меженина: «В Китае огромная численность населения, и главная задача родителей — научить ребенка жить и работать в условиях высокой конкуренции. Там сильно общественное сознание. К тому же страна сейчас занимает значимое место в мировой экономике и хочет укреплять свои позиции. Китайцы понимают, что поодиночке многого они не достигнут и надо действовать сообща. Соответственно, очень важно воспитать в ребенке умение общаться и жить в коллективе, а это, в частности, означает умение подчиняться старшим — как по возрасту, так и по должности. Поэтому строгое воспитание в детстве позволяет людям успешно выживать в обществе, где нужно много работать и биться за свое место под солнцем»

Терпение в Индии

Воспитывать своих детей индусы начинают фактически с рождения. Главное, чему здесь учат, — это терпению и умению жить в гармонии с собой и окружающим миром. Родители стараются привить своему ребенку доброе отношение не только к людям. Здесь учат уважать природу, животных и растения. В сознание детей вносят: не принеси вреда. Поэтому у индийских ребят не принято бить собак или разорять птичьи гнезда. Очень важное качество — это самообладание. Детей с ранних лет учат сдерживать свои эмоции, подавлять гнев и раздражительность. В школах на учеников не кричат, а родители, какими бы уставшими ни пришли домой, никогда не выместят свое раздражение на детях и не повысят голос, даже если те напроказничали. В частности, из-за такого воспитания молодые люди достаточно спокойно относятся к тому факту, что жениха или невесту им выбирают родители. Порой молодые не видят друг друга до свадьбы. С ранних лет детям внушают важность семейных ценностей, готовят к браку.

Одним словом, система воспитания в Индии основана на подготовке человека к созданию крепкой семьи. Образование и карьера отходят на второй план. Кстати, терпению и спокойствию учат даже в школе. Там преподают йогу, проводят уроки медитации и даже рассказывают, как правильно улыбаться. В результате дети в Индии выглядят счастливыми и жизнерадостными, хотя многие живут за чертой бедности.

Ольга Меженина: «В Индии связь между природой и человеком заложена в религии. Главная задача человека — достичь гармонии с самим собой и внешним миром. И для этого ему не надо, как европейцам, стремиться к каким-то материальным благам. Достаточно обрести чувство внутреннего покоя. Если в ребенке с детства воспитывают смирение и умение бороться с гневом, учат улыбаться и радоваться жизни, то он совсем по-другому относится к земным ценностям. У людей появляется невероятный внутренний ресурс для саморазвития. В результате человек чувствует себя счастливым независимо от того, сколько он смог заработать денег»

Системы воспитания детей у разных народов мира значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия. Мы собрали в этой статье описания основных моделей воспитания, а также, если вдруг вам захочется углубиться в одну из них – литературу по данной теме.

Важно! Мы не даем никаких оценок данным системам. В статьях из "Базы знаний", так же, как, например, в Википедии, мы открыты к вашим правкам – оставляйте комментарии, если с чем-то не согласны, хотите дополнить или пояснить.


Японское воспитание


С рождения до 5-ти лет у японского ребенка длится так называемый период вседозволенности, когда ему позволено делать все, что вздумается, не нарываясь на замечания взрослых.

До 5 лет японцы обращаются с ребенком, "как с королем", с 5 до 15 лет – "как с рабом", а после 15 – "как с равным".


Другие особенности японского воспитания:

1. Родители разрешают своим чадам практические все. Хочется рисовать фломастером на обоях – пожалуйста! Нравится копаться в горшке с цветами – можно!

2. Японцы уверены, что ранние годы – время для забав, игр и наслаждения. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.

3. Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести.

4. Родители ведут себя мудро, не утверждая свой авторитет через угрозы и шантаж. После конфликтов японская мама первой идет на контакт, косвенно показывая, насколько сильно ее огорчил детский поступок.

5. Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости . Этот народ склоняется к тому, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка.

Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности.


Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется.

Их поведение строго регламентировано: нужно почтительно относиться к родителям и учителям, носить одинаковую одежду и вообще не выделяться на фоне сверстников.

К 15-ти годам ребенок уже должен стать полностью самостоятельным человеком и отношение к нему с этого возраста "на равных".


Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей.

Литература об этом: "После трех уже поздно" Масару Ибука.

Немецкое воспитание


Жизнь немецких детей с самого юного возраста подчинена строгим правилам: им не разрешают сидеть перед телевизором или компьютером, спать они ложатся в 8 часов вечера. С детства малыши приобретают такие черты характера, как пунктуальность и организованность.

Немецкий стиль воспитания – четкая организация и последовательность.


Другие особенности немецкого воспитания:

1. Не принято оставлять детей с бабушкой, мамы берут младенцев с собой в слинге или коляске. Затем родители выходят на работу, а малыши остаются с нянями, которые обычно имеют медицинский диплом.

2. У ребенка обязательно есть своя детская комната, в обустройстве которой он принимал активное участие и которая является его законной территорией, где ему многое позволено. Что касается остальной квартиры – там действуют правила, установленные родителями.

3. В распространены игры, в которых моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение.

4. Немецкие мамы растят самостоятельных детей: если малыш упадет – он поднимется сам и т.д.

5. Дети в обязательном порядке посещают садик с трехлетнего возраста. До этого времени проводится подготовка в специальных игровых группах, куда малыши ходят с мамами или нянями. Здесь они приобретают навыки общения с ровесниками.

6. В дошкольном учреждении немецких детей не учат чтению и счету. Педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Дошкольник сам выбирает занятие по душе: шумные забавы, рисование или игру в машинки.

7. Грамоте ребенка учат в начальных классах. Учителя превращают уроки в занимательную игру, тем самым прививая любовь к учебе.

Взрослые стараются приучить школьника к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку.


Кстати, в Германии трое детей в семье – своего рода аномалия. Многодетные семьи для этой страны редкость. Возможно, это связано с скрупулезной тщательностью немецких родителей в подходе к вопросу расширения семьи.

Литература об этом: Аксель Хаке "Краткое руководство по воспитанию малышей"

Французское воспитание


В этой европейской стране большое внимание уделяется раннему развитию детей.

Особенно французские мамы стараются воспитать в малышах самостоятельность, поскольку женщины рано выходят на работу, стремясь реализовать себя.


Другие особенности французского воспитания:

1. Родители не считают, что после рождения младенца их личная жизнь заканчивается. Напротив, они четко разграничивают время на ребенка и на себя. Так, малышей рано укладывают спать, и мама с папой могут побыть вдвоем. Родительская же постель – не место для детей, ребенка с трех месяцев приучают к отдельной кроватке.

2. Многие родители пользуются услугами детских развивающих центров и развлекательных студий для всестороннего образования и воспитания своих чад. Также во Франции широко развита сеть , где они находятся, пока мама на работе.

3. Француженки относятся к малышам мягко, обращая внимание лишь на серьезные проступки. Мамы награждают за хорошее поведение и лишают подарков или лакомств за плохое. Если же наказания не избежать, то родители обязательно объяснят причину этого решения.

4. Бабушки и дедушки обычно не нянчатся с внучатами, но иногда отводят их в секцию или студию. Основное время малыши проводят в садиках, легко адаптируясь к условиям дошкольного учреждения. Кстати, если мама не работает, то ей могут и не дать бесплатную путевку в государственный детский сад.

Французское воспитание – это не только скромные и выдержанные дети, это еще и сильные родители.

Мамы и папы во Франции умеют говорить слово "Нет" так, чтобы оно звучало уверенно.


Литература об этом: "Французские дети не плюются едой" Памела Друкерман, "Сделать счастливыми наших детей" Мадлен Дени.

Американское воспитание


Современные маленькие американцы – это знатоки юридических норм, не редко дети жалуются на родителей в суд за ущемление своих прав. Возможно, это происходит потому, что общество огромное внимание уделяет разъяснению детских свобод и развитию индивидуальности.

Другие особенности американского воспитания:

1. Для многих американцев семья – это культ. Хотя бабушки и родители часто проживают в разных штатах, на Рождество и День благодарения все члены семьи любят собираться вместе.

2. Еще одна характерная особенность американского стиля воспитания – привычка посещать публичные места вместе со своими чадами. На то есть две причины: во-первых, не все молодые родители могут позволить услуги няни, во-вторых, они не хотят отказываться от прежнего "вольного" образа жизни. Поэтому часто можно увидеть детей на взрослых вечеринках.

3. Американских малышей редко отдают в детские сады (точнее, группы при школах). Женщины-домохозяйки сами предпочитают воспитывать детей, однако не всегда занимаются с ними. Поэтому в первый класс девочки и мальчики идут, не умея ни писать, ни читать.

4. Почти каждый ребенок в среднестатистической американской семье с ранних лет состоит в каком-нибудь спортивном клубе, секции, играет за школьную спортивную команду. Существует даже стереотип, когда об американских школах говорят, что там главный школьный предмет "Физкультура".

5. Американцы серьезно относятся к дисциплине и наказанию: если лишают детей компьютерной игры или прогулки, то всегда объясняют причину.

Кстати, именно США – родина такой техники конструктивного наказания, как тайм-аут. В этом случае родитель перестает общаться с ребенком или оставляет его в одиночестве на короткое время.


Период "обособления" зависит от возраста: по одной минуте на каждый год жизни. То есть четырехлетнему малышу хватит 4 минут, пятилетнему – 5 минут. Например, если ребенок дерется, достаточно отвести его в другую комнату, усадить в кресло и оставить одного. После окончания тайм-аута нужно обязательно спросить, понял ли малыш, почему его наказали.

Еще одна особенность американцев – несмотря на пуританские взгляды, открыто говорить с детьми на тему секса.

Литература об этом: книга "От пеленок до первых свиданий" американского сексолога Дебры Хаффнер поможет нашим мамам по-иному взглянуть на сексуальное воспитание ребенка.

Итальянское воспитание


Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Детей любят, причем не только их родители, дядюшки, тетушки и бабушки с дедушками, а вообще все встречные, начиная от бармена и заканчивая продавцом газет. Всем малышам гарантировано внимание. Прохожий может улыбаться ребенку, потрепать его за щечки, что-то ему сказать.

Неудивительно, что для своих родителей ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет.

Другие особенности итальянского воспитания:

1. Итальянские родительницы редко отдают малышей в садик, считая, что они должны воспитываться в большой и дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники.

2. Малыш растет в атмосфере тотального надзора, опеки и, одновременно, в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице.

3. Детей берут с собой повсюду – на свадьбу, концерт, светский раут. Получается, что итальянский "бамбино" с рождения ведет активнейшую "светскую жизнь".

Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.


4. Русские женщины, живущие в Италии, отмечают нехватку литературы о раннем развитии и воспитании детей. Проблемы есть и с развивающими центрами и группами для занятий с маленькими детьми. Исключение – кружки по музыке и плаванию.

5. Итальянские папы наравне со своими женами разделяют обязанности по воспитанию ребенка.

Итальянский папа никогда не скажет "Воспитание детей –женское дело". Наоборот, он стремится принимать активнейшую роль в воспитании своего чада.

Особенно если это чадо женского пола. В Италии так и говорят: родилась девочка –папина радость.

Литература об этом: книги итальянского психолога Марии Монтессори.

Русское воспитание



Если несколько десятилетий назад у нас применялись единые требования и правила к воспитанию ребенка, то сегодняшние родители используют самые разные популярные развивающие методики.

Однако до сих пор в России актуальна народная мудрость: "Нужно воспитывать детей, пока они поперек лавки помещаются".


Другие особенности русского воспитания:

1. Главные воспитатели – женщины. Это относится и к семье, и к образовательным учреждениям. Мужчины намного реже занимаются развитием детей, большую часть времени посвящая карьере и зарабатыванию денег.

Традиционно российская семья строится по типу мужчина – кормилец, женщина – хранительница домашнего очага.


2. Подавляющее большинство малышей посещает детские сады (к сожалению, приходится долго стоять в очереди), которые предлагают услуги по всестороннему развитию: интеллектуальному, социальному, творческому, спортивному. Однако многие родители не доверяют детсадовскому образованию, записывая деток в кружки, центры и студии.

3. В России не так популярны услуги нянь, как в других европейских странах.

Чаще всего родители оставляют детей на бабушек и дедушек, если вынуждены выйти на работу, а место в яслях или садике пока недоступно.


В целом бабушки часто принимают активное участие в вопросах воспитания детей.

4. Дети остаются детьми, даже когда они уходят из дома и заводят собственные семьи. Мама с папой стараются помочь материально, решить различные бытовые сложности подросших сыновей и дочерей, а также нянчатся с внучатами.

Литература об этом: "Shapka, babushka, kefir. Как воспитывают детей в России" .

Все мамы время от времени задаются вопросом, правильно ли я воспитываю ребенка? Давайте узнаем каких правил придерживаются мамы в разных странах.

Возраст в Японии

Японская система воспитания детей построена на контрасте. К ребенку совершенно по-разному относятся в зависимости от его возраста. До пяти лет малышу позволительно все. Даже если он разрисует мебель фломастером или ляжет в лужу на улице, родители ругать его не будут. Взрослые стараются потакать всем капризам малыша и исполнять все его пожелания. Совсем по-другому относятся к детям 6–14 лет. В это время ребенок узнает, что такое японская строгость. Его начинают воспитывать в стиле: любое слово родителей - закон. В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов. Воспитание мальчиков и девочек в это время тоже отличается. В Японии считается, что мужчине не нужно уметь готовить, зато надо получить как можно больше знаний. В результате мальчиков после школы принято отдавать в различные кружки и спортивные секции. Для девочек это не обязательно, и часто после школы они идут домой. Зато мамы учат их основам домашнего хозяйства. С 15 лет к ребенку начинают относиться на равных, считая его самостоятельной и полноценной личностью.

«Япония - страна мононациональная. Здесь дети растут в однородной среде, где с юных лет впитывают в себя атмосферу трудолюбия и почитания традиций. Ничего другого они просто не видят. В таком обществе, действительно, к 15 годам человек уже становится сформированной личностью, который может гармонично вписаться в жизнь и уже по собственной воле следовать сложившимся нормам и правилам поведения. Зависимость стиля воспитания от возраста в такой среде - самая правильная. Но она была бы не уместна в многонациональных странах, где дети подвержены влиянию разных культур. Там не все люди могут четко определить свои жизненные позиции, цели и приоритеты к 15 годам»

Похвала в Англии

В Англии принято с раннего детства воспитывать в ребенке высокую самооценку. Детей хвалят за любые, даже самые незначительные достижения. Главное, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе. Только так, по мнению англичан, он сможет вырасти самодостаточным человеком, который сможет принимать решения в трудных ситуациях. Ни одна уважающая себя английская мама не сделает замечание чужому ребенку. Даже воспитатели в яслях и детских садах относятся к малышам с редкостным терпением. Они делают все возможное, чтобы не делать замечаний и не ругать детей. Если ребенок капризничает, то его внимание стараются переключить на игру. Главное, вырастить из детей свободных и раскрепощенных людей без комплексов и предрассудков. С ребятами постарше ведут долгие беседы, пытаясь разъяснить, к каким последствиям может привести то или иное их поведение. В школе тоже приветствуется проявление ребенком индивидуальности. К каждому ученику - свой подход. Ребенок свободен в принятии решений - где ему учиться, на какие дополнительные занятия ходить. Дома ребенку выделяют собственную комнату уже с пеленок. Подрастая, он сам решает, когда ему там убираться, и взрослые не могут входить к своему чаду без спроса.

«Система воспитания в каждой стране складывается исторически и во многом зависит от тех задач, которые ставит перед собой общество. Эта модель воспитания - самая приемлемая для европейских стран, где взят курс на толерантность. Здесь каждый человек должен чувствовать свою уникальность, и очень важно в детях с ранних лет воспитать самоуважение. Англичане всегда трепетно относились к своему имуществу и личному пространству. Поэтому-то там лучшее средство воспитать в ребенке чувство собственного достоинства - это неприкосновенность его комнаты»

Взаимопомощь в Турции

Турецких детей до школы в основном воспитывают мамы. Мало кто отдает ребят в детские сады, тем более что государственных садиков в стране нет в принципе, а частные не всем по карману. Но главное - здесь так принято, что женщины обычно не работают, а занимаются детьми. В Турции еще сильны вековые традиции. Развивающие игры и дошкольное обучение тоже не распространены. Считается, что все нужные знания дети получат в школе, а дома лучше развлекаться. Поэтому ребята играют в игрушки и развлекаются как могут. Обычно детям не скучно, ведь в семье их, как правило, несколько. Кстати, с ранних лет ребят приучают к взаимопомощи. Братья и сестры растут дружными и сплоченными. Главная цель воспитания - научить детей помогать друг другу, приходить на помощь, одним словом, чувствовать себя семьей. Во многом поэтому семьи в Турции такие крепкие. Кстати, и взрослеют дети рано. Уже в 13 лет у них появляются свои обязанности. Девочки помогают маме, мальчики - отцу. При этом в семьях принято, что старшие дети помогают заботиться о младших, порой выполняя ту же функцию, что у нас бабушки и дедушки.

«Мусульмане очень чтут границы своей семьи. Чем крепче внутрисемейные связи, тем легче людям жить. В восточных странах люди привыкли рассчитывать не только на себя, но и на помощь родных. И они всегда готовы оказать ответную помощь. Если старшие дети принимают участие в воспитании младших, то это очень сильно сближает их. К тому же младшие быстрее социализируются, так как перенимают опыт и навыки старших. В результате дети вырастают близкими не только по крови, но и по духу, у них формируются общие интересы и взгляды на жизнь»

Равенство в Китае

В соседнем Китае, наоборот, мальчиков и девочек воспитывают одинаково. В китайских семьях и разделения на мужские и женские обязанности тоже нет. Женщины часто много работают, а мужчины спокойно выполняют любую работу по дому. Этому их учат с детства. Система воспитания в Китае довольно проста. Во главе угла - жесткое послушание. Уже в детских садах воспитатели делают акцент на покорность - ребенок во всем должен слушаться старших. Еда, игры и сон - четко по расписанию. Детей с самых ранних лет приучают к самостоятельности в быту и трудолюбию. Например, уже в полтора года ребята начинают рисовать и осваивать азы чтения. При этом мнение ребенка мало кого волнует. Его задача - беспрекословно выполнять волю взрослых. Только родители решают, в какие секции и кружки будет ходить ребенок после школы, в какие игрушки он будет играть и как ему проводить досуг. Похвалу китайские дети слышат очень редко.

«В Китае огромная численность населения, и главная задача родителей - научить ребенка жить и работать в условиях высокой конкуренции. Там сильно общественное сознание. К тому же страна сейчас занимает значимое место в мировой экономике и хочет укреплять свои позиции. Китайцы понимают, что поодиночке многого они не достигнут и надо действовать сообща. Соответственно, очень важно воспитать в ребенке умение общаться и жить в коллективе, а это, в частности, означает умение подчиняться старшим - как по возрасту, так и по должности. Поэтому строгое воспитание в детстве позволяет людям успешно выживать в обществе, где нужно много работать и биться за свое место под солнцем»

Терпение в Индии

Воспитывать своих детей индусы начинают фактически с рождения. Главное, чему здесь учат, - это терпению и умению жить в гармонии с собой и окружающим миром. Родители стараются привить своему ребенку доброе отношение не только к людям. Здесь учат уважать природу, животных и растения. В сознание детей вносят: не принеси вреда. Поэтому у индийских ребят не принято бить собак или разорять птичьи гнезда. Очень важное качество - это самообладание. Детей с ранних лет учат сдерживать свои эмоции, подавлять гнев и раздражительность. В школах на учеников не кричат, а родители, какими бы уставшими ни пришли домой, никогда не выместят свое раздражение на детях и не повысят голос, даже если те напроказничали. В частности, из-за такого воспитания молодые люди достаточно спокойно относятся к тому факту, что жениха или невесту им выбирают родители. Порой молодые не видят друг друга до свадьбы. С ранних лет детям внушают важность семейных ценностей, готовят к браку.
Одним словом, система воспитания в Индии основана на подготовке человека к созданию крепкой семьи. Образование и карьера отходят на второй план. Кстати, терпению и спокойствию учат даже в школе. Там преподают йогу, проводят уроки медитации и даже рассказывают, как правильно улыбаться. В результате дети в Индии выглядят счастливыми и жизнерадостными, хотя многие живут за чертой бедности.

«В Индии связь между природой и человеком заложена в религии. Главная задача человека - достичь гармонии с самим собой и внешним миром. И для этого ему не надо, как европейцам, стремиться к каким-то материальным благам. Достаточно обрести чувство внутреннего покоя. Если в ребенке с детства воспитывают смирение и умение бороться с гневом, учат улыбаться и радоваться жизни, то он совсем по-другому относится к земным ценностям. У людей появляется невероятный внутренний ресурс для саморазвития. В результате человек чувствует себя счастливым независимо от того, сколько он смог заработать денег»

Франция. Детей не воспитывают. Детей выращивают

«У меня двое детей. Сын в этом году оканчивает школу, а дочь пошла в первый класс как раз в год нашего переезда. С самого первого дня я наблюдала и волей-неволей сравнивала, „а как у них?“. Из-за работы мужа мы переезжали несколько раз и сменили три региона Франции. Поэтому я могу сделать некоторые общие выводы о детях и родителях-французах», – рассказывает Элла.

«В свое время книга американки Памелы Друкерман „Французские дети не плюются едой“ получила огромный резонанс. Настолько, что даже вышел «наш ответ Чемберлену». «Русские дети вообще не плюются», – так назвала свою книгу Маргарита Заворотняя. Но, положа руку на сердце, признаемся: это не так! Дети шумят, шалят и капризничают. Вопрос лишь в том, как на это реагируют взрослые.

Фото Getty Images

На том, как поступают французы в ответ на плохое поведение детей, сказывается давление общества, призывающего к толерантности. Да, я слышала, как молоденькая учительница сорвалась на крик, отчитывая 6-летнего ученика в бассейне. Видела гусынь-мамаш, оттаскивающих в сторону своих чад и шипящих им в ухо. Мне известно об отце, залепившем пощечину своей дочери-подростку прямо посреди улицы в Ницце. Но это – исключение. Проявлять открытую агрессию во французском обществе не только не принято, но и наказуемо.

Начиная со средних классов, среди детей регулярно проводится анкетирование, иногда анонимное. И стоит ребенку пожаловаться на то, что «мама иногда шлепает меня», как делу тут же дается ход. Ребенок в тот же день с уроков отправляется в приемную семью, и родители несколько месяцев добиваются встречи с ним. Мне рассказывали о женщине, которая каждое утро в течение 6 месяцев приезжала к школе, чтобы из салона своего автомобиля увидеть, как чужие люди привозят ее дочь на уроки. Она сама могла лишь провожать взглядом свою девочку.

Когда мой 15-летний сын вернулся из своего нового лицея домой, он пожаловался на то, что в классе слишком шумно. «А что же учитель?» – поинтересовалась я. «Ну, один раз сказал „силь ву пле!“, но все как шумели, так и продолжали». Дисциплина на уроках во французских школах – это отдельная тема. Учителя крайне редко делают замечания. Их задача – передавать знания, а не воспитывать ваших чад. Наверное, учителей не «прессуют» сверху, если даже весь поток напишет контрольную на 2 балла. Успеваемость – личное дело учеников. Платное репетиторство не имеет таких размахов, как в российских школах. Подготовка и сдача ВАС (французский ЕГЭ) – стресс и большая нагрузка. Но не выкачка денег из родительских кошельков. Кстати сказать, я до сих пор не в курсе, как пройдет выпускной. А ведь до окончания года остался месяц!»

«На собраниях, которые проходят как индивидуальные встречи с каждым преподавателем (запись ведется заранее и строго по времени, не более 15 минут на каждого) ребенка не отчитывают. Скорее, дают советы. Учительница английского поставила меня в тупик вопросом: «Как вы считаете, счастлив ли ваш сын здесь? Есть ли у него друзья?».

Что же касается моей дочери, то тут сюрпризы начались с первого дня. Чтобы устроить ее в школу, нам понадобился 1 рабочий день. Есть ребенок – нужна школа. Дети должны учиться! 1 сентября к нам подошел улыбчивый месье и объяснил, что поскольку наша девочка еще не говорит по-французски, он будет несколько раз в неделю проводить с ней индивидуальные уроки. Я с благодарностью вспоминаю этого педагога. К Рождеству наша дочь лепетала не хуже француженок. Нам это не стоило ни сантима. Это государственная программа интеграции детей.

В конце каждого учебного года дирекция школы интересуется: «Не хотите ли вы повторить этот класс?» Что означает: «Вы хотите оставить ребенка на второй год?» И 1−2 ученика из класса «повторяют». Добровольно. Чтобы в будущем преуспеть. К слову, и «перешагивать» через класс тоже не возбраняется.

Французы, как точно подметила Памела Друкерман, не воспитывают, а «растят» детей. Их не ругают за порванные или испачканные вещи. Родители не накричат, если малыш разобьет тарелку за ужином. Просто дадут ему возможность самому убрать осколки. Иногда у меня создавалось впечатление, что взрослые будто наблюдают со стороны за свои чадом. Никаких бурных эмоций. Притом что французы очень эмоциональный народ!

В жизни французских детей есть великое множество спортивных секций и прочего активного досуга. Но все это «лайт»-версия, по сравнению с российскими музыкальными школами, танцами или фигурным катанием. Ребенок во Франции успевает посещать за неделю 3−4 секции, например, консерваторию, бассейн и каток. Все занятия возможно совмещать и вопрос выбора «или-или» не стоит. Редко кто хочет преуспеть в чем-то одном. Главное – участие! Французские мамы не перекладывают свои амбиции на хрупкие плечики детей».

Фото Getty Images

«Совсем другое я видела в семьях эмигрантов или смешанных семьях. Русские мамы до тошноты пичкают детей дополнительными упражнениями и требуют по максимуму. Однажды я наблюдала, как на региональных соревнованиях по фигурному катанию высокая блондинка в мехах „разогревала“ свою дочь перед выступлением. Она буквально силой тянула девочку в шпагат, оттеснив миниатюрную француженку-тренера.

„Отсадите мою дочь отдельно!“ – „прорабатывала“ учителя математики моя соседка. Суть конфликта заключалась в том, что за работу „в паре“, когда задание дается на двоих, девочка получила 18 баллов из 20, в то время как индивидуальные задания делала неизменно на 20. „Я не вижу смысла в совместной работе, если страдает успеваемость“, – негодовала мать.

Конечно, все родители разные. Есть строгие, есть пофигистически-спокойные. Есть мамы-подружки, есть такие, чей авторитет непререкаем, даже если своими успехами не похвастать, можно пытаться „построить“ жизнь детей по-своему.

Да, мы все хотим для детей самого лучшего. Но мы привыкли, что успех – это жертвы, это когда „через тернии“. А для французов жизнь – это жизнь. И они дают себе время ею насладиться».

Чехия. Больше доверяй, меньше требуй!

Фото Getty Images

Даша – мама 10-летней Лики. Когда они приехали в Чехию, девочке был всего годик. Вот что рассказывает она:

«Лика почти сразу пошла в детский сад, а теперь ходит школу с углубленным изучением английского языка. Поделюсь своими наблюдениями, как воспитывают детей здесь. Первое и самое главное – это свобода во всем! Чехи очень лояльно воспитывают детей! Нет ограничений. Можно все: ползать, прыгать, лизать пол и прочие шалости.

Молодые семьи много путешествуют, приучают детей заниматься спортом с младенчества. Ролики, велосипеды – ежедневное явление в парках. Зимой большинство семей имеют возможность выезжать в горы на лыжи. Здесь ведут очень активный образ жизни.

В Чехии в семьях по 2−3 детей при небольшой разнице в возрасте. Поэтому сидеть в декрете – это тоже работа, которая растягивается на несколько лет. Часто, кстати, дома с детьми сидят папы. Специфично, что от детей ничего не требуют в учебе. В некоторых школах даже нет домашнего задания. По статистике, большой процент жителей Чехии не стремится получить высшее образование. Хотя в государственных вузах образование бесплатное и в целом доступное. Тем не менее, подростков рано отправляют из дома, чтобы они начинали самостоятельную жизнь: подрабатывали, сами платили за жилье. Среднее профессиональное образование считается вполне приемлемым. А вот платные школы и университеты дорогие. Сопоставимы с московскими.

Но и уровень требований и знаний здесь отличается в разы. Строгий контроль и дисциплина. Нам это ближе. И результат есть: дочь к третьему классу уже свободно говорит по-чешски и по-английски. В поездках за рубеж у нее нет языкового барьера, она прекрасно общается».

Дания. Неприкасаемые

Фото Getty Images

Закон, запрещающий бить детей, был принят в Дании в 1968 году. За почти 50 лет выросло не одно поколение, не знающее физического наказания. «В Дании дети управляют своей жизнью с пеленок! Это мое мнение, основанное на личном опыте. И действительно, на детей нельзя здесь психически влиять или угрожать наказанием. Каким-либо, я не имею в виду ремень – это уголовно наказуемо», – говорит Инна, которая замужем за датчанином.

Тем не менее, датчан нельзя назвать «маменькиными сынками». Как раз наоборот, воспитание в этой стране с «мужским характером». Сильная половина принимает, пожалуй, даже более активное участие в развитии детей, чем женщины. Папы в декрете, мужчины-воспитатели – это распространенное явление. Возможно, поэтому физическому развитию и закаливанию отводится не последнее место.

Для наших соотечественников многие вещи кажутся дикими. «Детям дозволено все – можно пить из лужи, валяться в грязи, лить ее себе на голову, бегать в носках или босиком, снимать одежду, даже если на дворе зима. Воспитатели следуют единственному правилу: «нельзя кричать на детей и физически наказывать», – здесь это запрещено законом, а все остальное – пожалуйста. Вообще, над детьми тут никто не трясется. Дети летом без панамок, зимой без шапок, одеты не по сезону. Частое явление – сопли или аллергическая сыпь. У датчан принято сидеть прямо на асфальте или траве. Они совершенно не заботятся, что могут испачкаться или простудиться. Нередкое явление – босые дети», – пишет в своем блоге Татьяна.

Родительский дом дети покидают, достигнув 18 лет. Они считаются уже самостоятельными людьми, которые создают свою собственную жизнь. Датские законы, позволяющие решать квартирные вопросы даже детям в возрасте 15 лет, дают возможность молодым людям быстро обзавестись собственным жильем.

Как бы там ни было, психологи утверждают, что датчане – одна из самых счастливых стран в мире.

Канада. Можно все, что не вредит тебе и другим

Фото Getty Images

В Канаде очень доброжелательное отношение к детям. Разрешено все, что безопасно. Вот что рассказала нам 45-летняя Светлана, которая уже более 10 лет живет в Оттаве:

«Несколько лет назад, когда моему сыну было 4 года, мы приехали в Россию. Для ребенка это был большой стресс. Он был в недоумении, почему все «нельзя»? Нельзя сидеть на траве, нельзя обнимать других детей, нельзя трогать руками что-то в магазине. Приведу такой пример. В Канаде мне нужно было срочно заказать новые очки перед отъездом, и мы вместе с сыном зашли в отдел оптики. Ну, вы представляете, кругом дорогие оправы, стекло. И тут заходит мой активный мальчик четырех лет… Консультант среагировал мгновенно – он вручил мальчугану два воздушных шара! Ребенок замер от восхищения. Внимание, а главное, руки были заняты. И я благополучно оформила заказ. Ни одна оправа не пострадала! И совсем противоположная ситуация случилась с нами в магазине парфюмерии в России. Не успели мы зайти, как на моего ребенка начали шикать, а на меня смотреть с укоризной. Канадцы в целом стремятся избегать любых конфликтов. В Канаде считается неприемлемым делать замечания чужим детям. У нас же страна советов! Такое впечатление, что все готовы «воспитывать» чужих детей: в магазине, на детской площадке, в транспорте».

Израиль. Детей не наказывают. Им облегчают жизнь

Ну, еврейские мамы – это таки да, те самые мамы, для которых материнство – не тяжелый труд, а радость. Поэтому, что бы ребенок ни делал, – на то есть веские причины. Плачет – устал, кидается курицей в ресторане – познает мир, облизывает витрины – тем более познает мир!

Фото Getty Images

Родители поддерживают чувства ребенка. Например, ребенок комкает свой рисунок. Скорее всего, взрослый на это скажет: «Ты недоволен своим рисунком и злишься, что он не получается? Я тебя понимаю». Наверное, чтение книг Юлии Гиппенрейтер и применение методики «активного слушания» входит в обязательную программу подготовки родителей?! Школьные учителя в Израиле избегают давать прямые характеристики ученикам. Никаких «ты молодец» и тем более «в математике он у нас тугодум». Любое невротическое проявление в поведении ребенка считают следствием перегрузки. Ребенок может вести себя плохо только по одной причине – он не справляется со своей жизнью. Детская жизнь состоит из семьи и школы. Значит, прямая задача взрослых – и родителей, и педагогов – облегчить ребенку жизнь. Если ты плохо вел себя на уроке – получи на дом на одну задачу меньше. Парадокс? Принципиальной задачей школы является социальная адаптация детей. Главное – научить общаться и взаимодействовать в коллективе. За детьми признается право быть, например, талантливым оратором и не любить при этом химию.

Тем не менее, на практике, конечно, не все так безоблачно. Играет не последнюю роль и человеческий фактор. Вот что пишет Алина, мама маленькой Лили, о поисках детского сада:

«Когда мы решили отдать младшую дочь в садик, перед нами встал вопрос: какой выбрать – частный или государственный. Я обошла несколько дошкольных заведений. В первом саду все мои страшные воспоминания о собственном детстве тут же воскресли. Уже на подходе к саду мы услышали, как воспитатели покрикивают на детей. В саду стоял гул из многоголосого плача. Из четырех воспитателей двое ни разу за время прогулки не оторвались от своих телефонов. Остальные двое по мере возможности следили за детьми.

Во второй сад я пошла с тяжелым чувством, предполагая, что увижу то же самое. Но садик оказался полной противоположностью. Нянечки весело выкрикивали какие-то стихи, играя с детьми, дети безудержно хохотали. На прогулке никто не плакал. На стенах – рисунки и поделки детей. Прекрасная игровая площадка. Заведующая заверила, что у них готовят свежие завтраки, обеды и полдники. Хотя в большинстве израильских садов детей кормят бутербродами, которые родители сами приносят из дома.

У наших знакомых ситуация сложилась вообще очень интересно. По каким-то своим причинам (как мне помнится, бытовым) они выбрали религиозный детский сад. Поэтому каждый вечер выслушивали, как сидя на горшке их дочь распевала молитвы и объясняла, как мама должна уважать мужа. Потому что папа – это второй человек после Бога. Когда же начались вопросы, почему родители в шабат ездят на машине, семья все же решила найти другой сад».

Германия. Лояльность и сексуальное просвещение

Фото Getty Images

В Германии к детям относятся очень лояльно. Если они кричат в поезде или автобусе или начинают шумно возиться, это нормально, никто не сделает замечаний ни детям, ни родителям. Ну а чтобы мама ребенку по попе дала – такое вообще недопустимо, не дай бог еще кто вокруг увидит и за жестокое обращение с ребенком «настучит»! Крики и телесные наказания категорически исключены. Но надо отметить, что терпение у родителей в Германии натренировано до совершенства!

«Дочь наших друзей занимается вокалом, – рассказывает Татьяна. – Несколько лет назад они приезжали в Москву на один из конкурсов. Это был их первый визит в Россию. «Мама, а почему дети так себя ведут? Они словно боятся своих мам», – спросила тогда 15-летняя певица.

В Германии к детям относятся с большим уважением, соблюдают их личные границы. Подростки 15–16 лет уже вправе распоряжаться своей жизнью. Например, если подросток решил бросить школу, фактически никто не может на это повлиять. Не понимает, что нужно учиться? Придет время, поймет. Есть школы, наподобие наших вечерних, куда можно прийти и в 20 лет. Практически в любой ситуации немецкие родители остаются выдержанными и терпеливыми. Наверное, сказывается нордический характер. Они не только не кричат на детей, но и не шипят, не испепеляют взглядом и не пользуется другими «заменителями крика» в тех ситуациях, когда кричать почему-то вдруг неудобно. Немцы вообще менее эмоциональны в вопросах воспитания».

В школах никто не будет «тянуть за уши» ради хороших оценок. Тройка – вполне себе сносный результат. Продолжать учебу после школы или идти работать – выбор подростка. Большое внимание в школах уделяется раннему сексуальному воспитанию.

«В третьем классе учительница попросила родителей выдать детям по презервативу. На следующий день на уроке они «тренировались» надевать его на пластиковую бутылочку», – вспоминает Виктория. Как говорится, кто предупрежден, тот предохранен!

Великобритания. Мир взрослых

«Поощряемый к самостоятельности, английский ребенок мало-помалу свыкается с тем, что испытывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустякам». Дети рано понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать свое место. И место это отнюдь не на коленях у родителей.

Здесь с самого рождения детям дают понять, что есть определенные правила и ограничения. Их нужно соблюдать. Капризы не приветствуются. Прекращать их принято, переключив внимание ребенка на что-то другое. Ребенок быстро привыкает быть предоставленным самому себе и как можно реже напоминать родителям о своем существовании. Детей должно быть «видно, но не слышно» – относится к малышам. Со школьного возраста их вообще не видно. 13-летний подросток, самостоятельно добирающийся в школу на пригородной электричке, – норма. Мамы не работают «таксистками» у своих детей, развозя их по занятиям и кружкам.

Прагматичные британцы не тратят на детей, как это принято у нас, большую часть зарплаты. Не заваливают их игрушками и не покупают дорогих вещей. Дети так быстро растут! Почему бы не сэкономить, купив подержанную одежду, коляски и другие вещи? А после использования их снова перепродают. В книгах, издаваемых в помощь родителям, например, можно встретить такой совет: «покупайте детям одежду одного определенного цвета. Так вы сэкономите на стирке».

Кутать детей не принято в любую погоду. Выглядывающие из брюк голые щиколотки зимой – норма. Детей закаляют. И не верят в существование микробов. Поднятое с тротуара печенье – просто печенье.

Англичане категорически пресекают проявление жестокости со стороны ребенка. Если ребенок мучает кошку, обидит младшего или нанесет ущерб чужому имуществу, его ждет суровое наказание – такие правила. Дети рано осознают, что любой поступок несет за собой ответственность. Кстати, официально телесные наказания в государственных школах были отменены в Англии только в 1987 году. То есть сравнительно недавно.

В школах нет уборщиц. Ученики с самых младших классов убирают все помещения, включая туалеты, да еще и школьный двор. Не считают это повинностью. Думаю, благодаря тому, что учителя не просто руководят процессом, а наравне с учениками в нем участвуют. Несмотря на то, что Япония прежде всего представляется высокотехнологичной страной с роботами на каждом углу, живя здесь, быстро приобщаешься к ее аграрным традициям. В детских садах и школах выращивают овощи. Воспитанников даже самых престижных заведений стараются хотя бы раз в жизни вывезти на рисовое поле для посадки этого злака вручную, по колено в воде и грязи, как это делали предки.

Еще я никак не привыкну, и до сих пор пребываю в изумлении, когда на массовых детских праздниках или выступлениях вижу способность к организации даже самых маленьких японцев в группы и синхронное поведение при этом. Непоседливые дети трех-пяти лет слаженно танцуют, поют и играют на музыкальных инструментах, спокойно ждут своей очереди на концерте, и это в самых обычных детских садах без специальных уклонов. Еще мне кажется, местные дети тонко чувствуют момент, когда можно резвиться и кричать от души, но я почти никогда не вижу бегающих чад в ресторанах, за исключением своих собственных.

Почему японцы не мыслят своей жизни вне коллектива, американцы – толерантны, а французы – слишком независимы? Все дело в воспитании.

Япония

Японские дети проживают три стадии становления: бог – раб – равный. После пяти лет полной «расслабухи» и почти абсолютной вседозволенности (в пределах разумного, конечно), наверное, непросто взять себя в руки и начать четко следовать общей системе правил и ограничений.

Только в 15 лет к чаду начинают относиться как к равному, желая видеть в нем дисциплинированного и законопослушного гражданина.
Чтение нотаций, крик или телесные наказания – всех этих непедагогических «прелестей» японские дети лишены. Самым страшным наказанием становится «игра в молчанку» - взрослые просто на какое-то время прекращают с малышом общаться. Взрослые не пытаются доминировать над детьми, не стремятся показать свою власть и силу, может, именно поэтому на протяжении всей жизни японцы боготворят своих родителей (особенно матерей) и стараются не доставлять им неприятностей.
В 50-е годы прошлого столетия в Японии вышла революционная книга «Обучение талантов». С подачи ее автора, Масару Ибука, в стране впервые начали говорить о необходимости раннего развития детей. Исходя из того, что в первые три года жизни формируется личность ребенка, родители обязаны создать все условия для реализации его способностей.
Ощущение принадлежности к коллективу – вот что действительно важно для всех японцев без исключения. Поэтому неудивительно, что родители проповедуют одну простую истину: «В одиночку легко затеряться в жизненных хитросплетениях». Однако, минус японского подхода к воспитанию очевиден: жизнь по принципу «как все» и групповое сознание не дают личностным качествам ни единого шанса.

Франция

Главная особенность французской системы воспитания – ранняя социализация и самостоятельность малышей. Многие француженки могут только мечтать о многолетнем декретном отпуске, так как вынуждены рано выходить на работу. Французские ясли готовы принимать малышей в возрасте 2-3 месяцев. Несмотря на заботу и любовь, родители умеют сказать: «Нет!». Взрослые требуют от детей дисциплины и беспрекословного подчинения. Достаточно одного только взгляда, чтобы малыш «пришел в норму».

Маленькие французы всегда говорят «волшебные слова», смирно дожидаются обеда или чопорно копошатся в песочнице, пока их мамы болтают с приятельницами. На мелкие шалости родители не обращают внимания, а вот за крупные провинности наказывают «рублем»: лишают развлечений, подарков или сладостей.
Отличное исследование французской системы воспитания представлено в книге Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой». Действительно, европейские дети очень послушные, спокойные и самостоятельные. Проблемы возникают в тех случаях, когда родители чрезмерно увлекаются собственной личной жизнью – вот тогда отчужденности не избежать.

Италия

Детей в Италии не просто обожают. Их боготворят! Причем не только собственные родители и многочисленные родственники, но и совершенно посторонние люди. Сказать что-то чужому ребенку, пощипать его за щечки или «попугать козой» - считается в порядке вещей. Пойти в детский сад ребенок может в три года, до этого же времени он, скорее всего, будет находиться под «бдительным» контролем бабушки или дедушки, тетушки или дядюшки, кузины, племянницы и всех прочих родственников. «Выводить в свет» детей начинают очень рано – их берут на концерты, в рестораны, на свадьбы.

Сделать замечание, не говоря уже об усмиряющем шлепке, - недопустимое поведение для родителя. Если постоянно одергивать ребенка, то он вырастет закомплексованным, - так считают итальянские родители. Подобная стратегия, порой, заканчивается позором: абсолютная вседозволенность приводит к тому, что многие дети не имеют представления об общепринятых правилах приличия.

Индия

Индийцы начинают воспитывать своих детей чуть ли не с момента рождения. Главное качество, которое родители хотят видеть в своих чадах, - доброта. На личном примере они учат детей быть терпеливыми к окружающим, сдерживать свои эмоции в любых ситуациях. Взрослые стараются скрыть от детей плохое настроение или усталость.

Добрыми помыслами должна быть пронизана вся жизнь ребенка: предостережение «не раздави муравья и не бросай камни в птиц» со временем трансформируется в «не обижай слабых и уважай старших». Наивысшей похвалы ребенок достоин не тогда, когда стал «лучше другого», а когда стал «лучше себя». При этом индийские родители очень консервативны, например, они наотрез отказываются принимать введение в школьную программу актуальных современных дисциплин.
Воспитание детей всегда рассматривалось в Индии не как прерогатива государства, а отдавалось на откуп родителям, которые могли вырастить ребенка в соответствии со своими убеждениями, в том числе и религиозными.

Америка

Американцы обладают качествами, которые легко выдают их «в толпе»: внутренняя свобода мирно уживается с политкорректностью и четким следованием букве закона. Желание быть ближе к ребенку, вникать в проблемы и интересоваться успехами – важнейшие аспекты жизни американцев-родителей. Неслучайно на любом детсадовском утреннике или школьном футбольном матче можно увидеть большое количество пап и мам с видеокамерами в руках.

Старшее поколение в воспитании внуков участие не принимает, а вот мамы по возможности предпочитают работе заботу о семье. С малых лет ребенка учат толерантности, поэтому адаптироваться, например, особенным детям в коллектив достаточно просто. Явным преимуществом американской системы воспитания является неформальность и желание сделать упор на практических знаниях.
Ябедничество, которое негативно воспринимается во многих странах, в Америке называется «законопослушанием»: доносить на тех, кто нарушил закон, считается абсолютно естественным. Телесные наказания обществом порицаются, а если ребенок пожалуется на родителей и предъявит «доказательства» (синяки или ссадины), то действия взрослых могут быть расценены как противоправные со всеми вытекающими последствиями. В качестве меры наказания многие родители используют популярную методику «тайм-аута», когда ребенка просят молча посидеть и подумать о своем поведении.

Загрузка...