Здравствуйте, дорогие читатели!
Музыкальное развитие в жизни ребенка должно обязательно присутствовать. Это в первую очередь очень нравится детям и в процессе музыкальных игр можно развивать фантазию, воображение, чувство ритма и такта, слух и сообразительность, стимулировать .
Посредством танцевальных движений детки укрепляют мышечный корсет, координацию движений, а простые песенки помогут ребенку развить речь, приобрести первые вокальные и коммуникативные навыки.
Методика Железнова раннее развитие ребенка, рассмотрим поподробнее.
Об авторах
Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна Железновы (отец с дочерью) разработали свою авторскую методику раннего развития детишек.
Сергей Станиславович Железнов — опытный педагог (пианист и композитор) детских музыкальных школ г. Москвы, организовал студию раннего р азвития «Музыка с мамой».
Екатерина Сергеевна Железнова является последователем своего отца, закончила музыкальный педагогический колледж и Аспирантуру повышения квалификации, сейчас является педагогом и методистом — руководителем авторской школы своего отца.
Изначально это программа была подготовительным курсом деток 4-6 лет к поступлению в музыкальные школы, где они знакомились с нотами, первыми песенками и играли на музыкальных инструментах.
Позже методика стала расширять свои позиции и решено было углубить ее. В середине 90- х годов практически не было музыкального материала, чтобы можно было приобщать малышей, младше 3 лет.
Тогда Железновы начали самостоятельно писать маленькие, но понятные малышам песенки, песенки с движениями, дорабатывать русские потешки. Так появились на свет новые сборники.
Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.
А в возрасте около года уже могут приплясывать. Потом, постарше могут исполнять песенки с движениями, сначала со взрослыми, затем самостоятельно.
Состав методики
Программа делится по возрастам и записана на аудио и видео дисках и дидактические пособия.
Данная методика включает такие сборники:
- песенки с движениями (скачать) — здесь коротенькие марши, хороводы, первые активные игры (жмурки, салочки). Малыш учится новым движениям и ролям.
- пальчиковые игры. Маленькие сказки при движении кистей рук и пальчиков.
- сказки — подражалки. Открываем в малыше первые театральные навыки.
- веселая логоритмика
- подвижные уроки
- аэробика для малышей (скачать), игровая гимнастика — взрослый показывает игровые гимнастические движения, а малыш повторяет. укрепляем мышечный корсет и координацию ежедневно и весело.
- сказки-шумелки. Маленькие сказки на подражание и имитацию звуков. Малыш учится слушать и воспроизводить услышанное. Задействована мелкая моторика память и воображение.
- игровой массаж (скачать)
- песенки-инсценировки, маленькие сказки с использованием игрушек и простых жестов
- колыбельные песенки — это обработка русских народных колыбельных с добавлением звуков природы или животных.
Плюсы методики
Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное.
Главным отличием и преимуществом является то, что музыка, взятая здесь за основу является прекрасным способом для подачи материала в простой и интересной форме даже для самых маленьких.
Минусы методики
Особых недостатков у данной методики нет, есть лишь индивидуальные расхождения во вкусах. Например, моему Данилке нравятся не все песенки (да и мне тоже), не все он понимает и не хочет повторять эти движения.
Здравствуйте, я пишу серию статей на тему раннего развития детей, и методик их развития. Статья 1 Глен Доман
Статья 2 Подход и методика Марии Монтессори
Эта статья будет посвящена двум методикам: методики Николая Зайцева и методики Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой»
Методика Зайцева
Заранее оговорюсь и честно признаюсь, что к сожалению с методикой Зайцева я знакома лишь теоретически в отличии от остальных методик о которых я писала. Потому, боюсь, мой взгляд на нее может быть поверхностным и недостаточно точным, если у вас есть опыт занятий по этой методики, прошу рассказываете о ней и о ее результатах.
Итак, методика Зайцева направлена на развитие потенциала ребенка, развитие его словарного запаса, обучения чтению, грамоте и математики. И нужно сказать, что то, что мне удавалась наблюдать со стороны, мне очень нравилось, несмотря на то, что сама я пока не занималась с детьми по этой программе, я видела детей занимающихся по ней, и хочу сказать, что методика работает и работает отлично. Если говорить о старших дошкольниках, то дети буквально за несколько занятий по Зайцеву могут научится сложению и вычитанию, а также начать читать. Т.е. обучение деток до 5 лет по данной программе проходит быстро и легко. Но надо сказать, что детки и до трех лет, также могут заниматься по этой программе, благодаря ее «осязаемости»
Дело в том, что Н.Зайцев всегда считал, что обучение детей алфавиту, для них сложно и слишком абстрактно, а «маленькому человечку», объяснить понятие буквы, и ее надобности практически невозможно. Отсюда и появились его удивительные кубики и таблицы Зайцева.
Обучение благодаря ним носит характер игры. Потому как буквы здесь обретают: форму, цвет, звук и вес. Плюс, ко всему, они состоят из слогов, Зайцев называет это: склад, и считает, что все слова в первую очередь состоят из этих складов: звуков гласных и согласны. Более того, если мы задумаемся над его методом, то мы сами отметим его логичность и верность. Как дети начинают говорить? Верно, слогами: ма-ма, па-па, ба-ба, ка-ка и т.д. опираясь именно на эту детскую особенность Зайцев и создавал свой метод.
Однако в кубиках и таблицах Зайцева есть одна особенность, которую не все знают: их надо петь! Композитор Георгий Струве работающий с дошколятами и сотрудничающий с Н. Зайцевым, доказал, что обучение детей речи намного легче и веселее проходит в пении. Более того, любой логопед вам скажет, что если у ребенка есть проблемы с распределением дыхание во время речи, если ему сложно даются длинные предложения или у него есть легкое заикание, то ему надо петь. Про певать слова и звуки дома, да и просто иногда разговаривать с помощью пения.
Что касается методики счета по Зайцеву, то он состоит из таблицы, где напротив каждого числа насчитывается такое же количество кружков расположенных в определенном порядке.
Критики утверждают, что у данной методики есть один сильнейший недостаток: это отличие данной методики от школьной программы.
Однако в реальности, я никогда не слышала о том, чтобы у ребенка возникали какие либо проблемы с письмом и чтением развивающегося по данной программе.
На данный момент я могу выделить один неоспоримый плюс и минус этой методики.
Плюс. Ребенок легко обучается в игре, даже маленький и непоседливый. Достаточно несколько раз по несколько минут в день, и для того, что бы обучение пошло этого будет достаточно.
Минус. Цена, пособия очень дорогие. В моем городе, кубики стоят от 3000 тысяч и больше, а к ним еще необходимы таблицы и пособия. Конечно можно изготовить самим, но это достаточно сложно и очень муторно.
Подводя итог, могу сказать, что данная методика хороша, однако не каждому по карману, стоит или нет ею пользоваться решать вам.
От читателя:
Минус методики Зайцева: склады всегда начинаются в согласной. Если это не учитывать и не давать много упражнений на складывание и в обратном порядке - сначала гласный, потом согласный - то может (и у нас так было) сформироваться неверное представление у ребенка. Даже слоги типа АМ, ОД, он будет читать как МА и ДО. Конечно, это не фатально и все корректируется, но у методики Узоровой-Нефедовой такого минуса нет. Да и пособия их копейки стоят. Стоили, во всяком случае, когда я их дочке покупала. (Спасибо!)
Методика Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой»
Об этой методике я сейчас соловьем петь буду, уж больно она мне нравится. И данная методика не просто подходит детям до трех лет, она для них просто необходима, на мой взгляд.
В первую очередь она конечно развивает музыкальный слух, чувства ритма, но она также развивает речь, звуковое понимание слова, произношение звуков, и помимо всего задает ритм движениям малыша, развивает его координацию в пространстве и помогает научиться управляться со своим телом. Первые занятия можно начинать уже с 8 месяцев.
Методика состоит из множества песен и пособий по тому как двигаться под эти песенки, есть песенки попроще, есть посложнее, есть песенки с обучением звуков шипящих и звонких. Абсолютно все песни можно скачать в интернете прям с пособиями в формате ПДФ
По опыту скажу, что детки любят эту методику, ведь под нее надо двигаться! Можно использовать подручный материал, палочки и шарики и делать все с ними, можно брать игрушки если есть соответствующие песенкам и делать упражнения с ними. Моя дочка в 1,3 просто обожает эти занятия и сама просит о них, изображая заученные движения без всякой музыки и намекая таким образом: давай начинать. А если включить фантазию, то можно и усложнить некоторые движения или упростить под возраст ребенка.
Например простая песенка:
По асфальту проходил наш любимый крокодил , маленькому ребенку в этот момент показываем движения горизонтального хлопка руками. Топай топай , бьем ладонями об ноги, шлепай шлепай - бьем ладонями об пол. Крокодил ходил, ходил, шагал, шагал, устал, БУХ - изображаем ходьбу, и падаем либо просто низко наклоняемся в конце. Можно упражнение делать сидя, можно стоя.
Обычно уже после пары занятий детки начинают запоминать движения, и повторять за вами, плюс ко всему это одна из возможностей почувствовать единение с мамой, подвигаться и потанцевать. Очень рекомендую поупражняться с помощью данных занятий, уверенна вам и самой будет весело, единственная сложность состоит в том, что в начале вам надо самой выучить пару песенок и движения к ним, но много времени это вряд ли займет.
Спасибо за прочтение, я с удовольствием бы почитала ваши мнения о статье и этих двух методиках, и если есть вопросы, то задавайте)))
P/S/ Я искренне извиняюсь за орфографические и пунктуационные ошибки и опечатки, если есть возможность помочь и подсказать где они, буду вам очень признательна
«Музыка с мамой» - музыкальная программа раннего развития для детей от 6 месяцев до 6 лет.
Музыкальные материалы программы (CD и DVD диски, нотные учебные тетради) удобны для работы в семье, детских центрах и студиях, детских садах. Используются как при индивидуальной, так и при групповой работе; как на развивающих, так и в коррекционных занятиях.
Ядром нашей программы является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности.
Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.
Новизна программы
В данной публикации мы постарались представить и систематизировать часть созданного нами музыкально-игрового материала для музыкально – игровых занятий с малышами 1 – 3 лет в семье и ДОУ.
В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей раннего и младшего возраста.
Новизной программы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных занятиях (музыкальных, занятиях физкультурой, логопедических и др.), но использоваться и в группе (воспитателями), и семье (родителями).
Одной из особенностей программы является как возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.
Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.
Задачи программы:
- Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами.
- Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
- Разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам.
- Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома).
- Формировать готовность к дальнейшему обучению
- Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.
Принципы программы:
Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе.
- Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью
- В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми
- В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми
- Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка
- Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий
Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.
Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.
Направлениями работы по программе являются:
- «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)
- Пальчиковая гимнастика
- Игры - потешки
- Игры – массаж
- Игры - катания
- Игры с предметами
- Игры с подражательными движениями
- Игры с ловлей
- Игровая гимнастика
- Хороводные игры и танцы
- Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
- Развитие музыкально-слуховых представлений
- Слушание музыки
- Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
- Знакомство с «теорией музыки»: музыкальной грамотой, нотами и клавиатурой.
Адресация и организация работы по программе:
Проект адресован широкому кругу специалистов и родителям.
Музыкальные руководители, логопеды, психологи, инструкторы по физической культуре, могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Воспитатели и работники дополнительного образования могут использовать разработки для проведения самостоятельных занятий на базе детских садов, дошкольных учреждений, в системах дополнительного образования. Родители могут использовать видео- и аудиозаписи для домашнего досуга и занятий с малышом в семье.
ПРИМЕРЫ ПОУРОЧНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Организационные и методические принципы проведения занятий в детско-родительских группах
Педагог должен иметь собственный годовой и перспективный планы, скоординированные с планированием ДОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые задания с учётом индивидуального темпа продвижения каждой группы.
Желательно от урока к уроку менять условия проведения игр, а также необходимый «реквизит», что способствует закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживает интерес детей к многократному повторению игрового задания.
Выбрав определённые игры - проводите их в течение того времени, которое необходимо для их разучивания (4 - 6 занятий), а затем - постепенно заменяйте новыми. НО - Не меняйте все игры сразу!
Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.
Оптимально ставить по расписанию 2 одновозрастные группы подряд, что позволяет:
- Соединить группы для подготовки к праздникам.
- Соединить группы в случае, если часть детей «отсеивается», а «учебного резерва» нет.
- Отрабатывать, отшлифовывать учебный материал, проводя урок повторно.
Этапы занятий по программе с детьми раннего возраста включают в себя:
- Совместное выполнение здания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок - наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами.
- Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.
- Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.
- И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель - эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ.
При разучивании новой игры:
- Следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, не знакомые детям, расскажите сначала малышам о них, используя игрушки и картинки.
- Проведите «презентацию» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводите игру под пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе и с необходимыми остановками.
- Когда игра разучена детьми - проводите её под «минус» (музыку без пения солистки), исполняя песню сами и побуждая подпевать детей.
- Старайтесь делать «тематические связки» между играми и упражнениями (хотя бы в рамках одного «блока» игр)
Никогда не принуждайте к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет играть - всё выполняет взрослый.
Объясните родителям, что не следует всё время активно помогать своему ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.
Проведение подряд более четырёх групп, а также работа более, чем 4 раз в неделю, может привести к эмоциональной перегрузке педагога. Будьте внимательны к своему здоровью!
Образцы занятий
ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 1 – 1,5 года)
Раздел |
Название игры |
№ диска |
|
Приветствие |
Ну-ка, все |
||
Разминка 1 |
Ручки вверх |
||
Разминка 2 |
С молоточками |
||
Жестовая игра |
Наши ручки (вот так) |
||
Пальчиковая игра |
Мальчик-пальчик и (или) Рисование |
||
Песенки-шумелки |
Колокольчики |
||
Развитие слуха |
С использованием разрезных карточек, кубиков (см. альбом бим-бом) * |
||
Игра с перемещением |
Королевский марш |
||
Игровой массаж |
|||
Показ игрушек, развитие речи, пение |
Мошка (ай); Жук (жу) |
||
Игра песен |
|||
Игра на мяче (катание на коленях) |
Едет-едет |
||
Завершающая игра |
|||
Прощание |
Всем домой пора |
ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 2 – 2,5 года)
Раздел |
Название игры |
№ диска |
|
Приветствие |
Ну-ка, все |
||
Разминка |
Пора начинать |
||
Разминка с инструментами |
С бубнами |
||
Жестовая+массажная игра |
Листочки |
||
Листочки |
|||
Развитие слуха, нотная грамота |
С использованием карточек и наклеек (см.альбом бим-бом) * |
||
Игра с подражат. движениями |
|||
Игра с предметом |
Платочек |
||
Распевание и пение |
Дождик, котенок |
||
Сказка-шумелка |
|||
Прощание |
Всем домой пора |
ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 3 – 3,5 года)
Раздел |
Название игры |
№ диска |
|
Приветствие |
Все на ножки |
||
Разминка 1 |
Ну-ка, повторяйте! |
||
Разминка 2 |
Вот все ребята... |
||
Жестовая игра |
Дом и (или) Утром |
||
Игра-массаж |
|||
Ходьба в ритме с остановками (в конце музыкальных фраз) |
|||
Нотная грамота и слух, синтезаторы |
Работа с карточками, игрушками, синтезаторами с наклейками* |
||
Распевание, пение |
1.дыхательные упражнения |
||
Слушание, Танец |
С кубиками, мешочками или бубнами (по выбору) |
||
Прощание |
Мы урок позанимались |
Благодарю Юлию Соловьеву за подробное описание методики Железновых, возникшее после посещения авторского семинара Екатерины Железновой.
К моменту личного знакомства с Екатериной Железновой я уже полгода применяла ее методику в занятиях с моим сыночком, которому сейчас 10 месяцев. Однако за идею поучаствовать в авторском семинаре я ухватилась обеими руками, потому что где-то в глубине души я чувствовала, что применяю далеко не все, что включает в себя система. Легко запоминающиеся, ритмичные песенки, которые используются повсеместно – в развивающих центрах, современных детских садах и студиях – это всего лишь материал, а что же скрывается за научным словом «методика»? Найти ответ на этот вопрос и понять, как можно полноценно использовать методику Железновых в домашних условиях — вот были мои цели на семинаре. Надо сказать, что многие существующие центры, занимающиеся по методикам Зайцева, Домана, Монтессори, Никитиных в той или иной степени прибегают к материалам дисков Железновой и используют их для физкультминуток, логоритмики, классической ритмики, инсценировки сказок, постановочных праздничных представлений. Принимавшие участие в семинаре педагоги признались, что применяют больше половины материалов Железновой, но делают это «на свое усмотрение», интерпретируют методику по-своему. Однако системные занятия по методике Железновых проводятся исключительно студиями «Музыка с мамой».
Перейдем сразу к первой задаче – что же такое классический урок по Железновой. Вот как представила его сама
Структура занятия:
- Приветствие
- Разминка
- Жестовые и пальчиковые игры
- Игровой массаж
- Музыкально-ритмические движения или гимнастика
- Логоритмика
- Распевание, пение
- Игра на музыкальных инструментах
- Сказка (с 1,8 лет)
- Прощание
Приведу пример классического урока по Железновой для ребенка от 1 до 2 лет :
- Приветствие — Хватит баловаться (CD 37 — № 2,3)
- Разминка – Все вместе (CD 37 — № 14,15)
- Жестовые и пальчиковые игры – диск № 37
- Игровой массаж – диск № 33
- Музыкально-ритмические движения или гимнастика – диски № 6, 22, 32, 37
- Логоритмика – диск № 35
- Распевание, пение диск № 25
- Игра на музыкальных инструментах – Колокольчики (CD 32 — № 2,3)
- Сказка – диск № 24 – сказка –шумелка, 38 – сказка-подражалка, 39 – сказка –щекоталка, 36 – музыкальная сказка, релаксация
- Прощание – Мы отзанимались (CD 37 — №68, 69).
Занятие длится 45 минут, из них подготовительная часть (пункты 1-2) занимают 10 минут, основная часть (пункты 3-9) – 30 минут, заключительная часть (пункт 10) – 5 минут.
После того, как мой первый вопрос был разрешен, я решила прояснить для себя второй вопрос – как применять все это в домашних условиях с ребенком?
Давайте разберем, что нам нужно для проведения занятий:
Общее:
— ковровое покрытие;
— музыкальный центр или компьютер (ноутбук);
— подушки;
— стулья.
Музыкальные инструменты для детей:
- колокольчики
- бубенчики
- погремушки
- маракасы
- клавесы (палочки)
- бубны
- ложки
- барабаны
- тарелочки или треугольники
- шейкеры (можно «коробочки Монтессори»)
Игровое оборудование
Для массажа:
- массажные мячики и кольца
- мячики мягкие маленькие
- перышки
- шишки
Для гимнастики и подвижных игр:
- фитбол
- палочка
- обруч
- ленточка
- платочки
- основные игрушки (куклы, мишки, зайки)
Для сказок :
- ширма
- сюжетные игрушки (желательно нарукавники) или картинки
В общем – то, ни один из вышеперечисленных пунктов не должен вызывать трудности в приобретении. Многое, уверена, уже есть в домах, где растут малыши. С самим материалом тоже не должно возникнуть проблем — в настоящее время диски Железновой можно не только купить, заказав их в Интернет магазинах или на официальном сайте, но и скачать в сети в свободном доступе.
Единственное, что может вызвать сомнения, это то, что в группе несколько детей и занятия в основном рассчитаны на группу 5-7 человек. Но, я уверена, что и это не проблема. Во-первых, повезло тем, у кого есть братья и сестры, во-вторых, вы можете привлечь к занятиям доступных на тот момент членов семьи (ведь хороводы можно водить и со взрослыми), в-третьих, даже вдвоем с малышом Вы можете организовать занятия в паре – формат многих уроков Железновой.
Еще один вопрос, который может возникнуть, — как определить, к какому блоку относится та или иная композиция на диске. Во-первых на официальном сайте Е. Железновой можно найти характеристику каждого выпущенного диска, во-вторых, существует диск с методическими указаниями, на котором можно найти не только эту информацию, но и пошаговое руководство к движениям, выбору музыкального инструмента, жестам, игрушкам.
Дело за малым – выделить в расписании место для ежедневных или еженедельных (кому как удобно) занятий по методике Железновой и вперед!
Скачайте пробный урок из курса «Домашние занятия по методике Железновых»
Вас ждет:
- аудиолекция с рекомендациями по занятиям
- подборка песенок, потешек, сказок в формате mp3, которые Вам потребуется лишь последовательно включать
- минусовки музыкальных произведений
- методичка с планом урока, текстами и описанием движений
Методика раннего музыкального развития Железновых «Музыка с мамой»
Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.
Сергей Станиславович - педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы, более 20 лет вёл студию раннего музыкального развития «Музыка с мамой».
Екатерина Сергеевна в 2003 г. закончила музыкальный педагогический колледж №7 "Маросейка", специализация - дирижёр, музыкальный руководитель. В 2007 г. - МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация - учитель музыки и методист.
С 2008 г. – учится в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В данный момент Екатерина является педагогом-методистом студии раннего музыкального развития «Музыка с мамой».
Создание методики «Музыка с мамой»
Методика «Музыка с мамой» начала складываться в начале 90х годов прошлого столетия. В начале целью этой методики было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет и их подготовка к поступлению в музыкальные школы. На занятиях ребята пели и играли по нотам на клавишных инструментах.
Но столь серьезно заниматься музыкой готовы были далеко не все дети. Большинство родителей стремилось и стремится к общему развитию своих малышей, причем с самого раннего возраста и ратует за получение теми положительных эмоций в процессе обучения. Но на тот момент оказалось, что готовых материалов для занятий с детьми столь раннего возраста практически нет.
Тогда Железновы начали сами сочинять веселые игровые песенки, музыкальные упражнения и аранжировать народные потешки. В результате такой творческой работы и начала складываться методика «Музыка с мамой», доступная для понимания даже самым маленьким детям.
Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.
Занятия весёлой музыкально-ритмичной деятельностью:
Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.
Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.
Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.
Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.
Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления. В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Принципы методики
1. Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
2. Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музыцирование и т.п.
3.
В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.
4. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.
5. Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
6. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.
Серии дисков для малышей
Диски предназначены для детей дошкольного возраста с самого их рождения.
Во многих альбомах после пропевания песенки звучат нотки. Таким образом, дети смогут быстро освоить музыкальную грамоту. После песенок идет мелодия, так называемая, караоке-версия, под которую мама и малыш смогут петь самостоятельно. Диски с колыбельными - русские народные колыбельные в традиционном исполнении, дополненные звуками живой природы – «Баюшки-баю», «Спи, дитятко», «Приди, котик» и др. Диски с песенками–потешками - обеспечивают весёлое общение с взрослыми, способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию самых маленьких - «Потягушки», «С гуся вода», «Коза рогатая», «Аты-баты» и др. Диски с пальчиковыми играми - развивают речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться – «Тук, ток, паучок», «Обезьянки», «Пчелки», «Поросята», «Червячки», «Улитка», «Рыбки», «Краб», «Перчатки». |
|
(Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь
(движение ползущей гусеницы)).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
(Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)).
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает:"Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь -
(Разводим руками)
а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).
Диски с подвижными играми – хороводы, марши, танцевальные движения, жмурки, салки учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения – «Кошки – мышки», «Кто в тереме живёт», «Пугало», «Охотник и заяц», «Левая и правая», «Прятки», «Как котята» и др. Диски с песенками – инсценировками - сопровождаются показом игрушек и несложными жестами, что способствует комплексному развитию музыкальных способностей, а также развивает память и внимание ребенка – «Наши ручки», « Едем – едем», «Два кота», «Мой зонтик» и др. Мишку на руки возьми Для игры понадобится игрушка – медвежонок. Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом песни: |
|
Мишку на руки возьми, и повыше подними,
Маме лапочкой одной помаши над головой.
Мишку на пол посади и один гулять иди,
По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.
Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,
На руки его возьми, крепко-крепко обними.
Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,
«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай.
Диски с физкультминутками (жестовые и подражательные игры) - формируют двигательные навыки, способствуя хорошему физическому развитию, являются средством предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний и неврозов. Развивают слух, зрение, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. Упражнения собраны в специальные комплексы, объединенные игровым сюжетом, и включают в себя ходьбу, бег, наклоны, повороты, приседания – «Шарики», «Лягушата», «Автобус», «Воробушки», «Часы» и др. |
|
У жирафов
Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.
1.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)
Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
2.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
Припев ("собираем складки" - щипает себя)
3.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(2 раза)
Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).
4.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)
Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).
Диски со сказочками–шумелочками для звукоподражания и музицирования на шумовых и детских инструментах. Развивают речь, внимание, слуховую память, мелкую моторику и воображение –«Трусливый заяц», «Зима в лесу», «Танец для мышки», «Дождь и радуга», «Страшный Пых», «Ветер», «Концерт на кухне или чей голос лучше» и др. Мышиная история Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
|
|
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(играем на треугольнике или стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(играем на деревянных ложках)
грызли зёрнышки
(играем на рубеле или расчёске)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(шуршим бумагой)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(царапаем пластик барабана или дощечку)
А снаружи на землю каждый день падал снег
(играем на металлофоне или стучим ложечкой по бокалам)
Шумел ветер, (дудим в бутылку)
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(играем на ксилофоне или барабаним пальчиками по пустой коробке).
Диски с игровыми массажами – при проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, направление движения, силу давления, гладкость или шершавость материала). Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение - «Рельсы-рельсы», «Пёрышко», «Ежик», «Лошадка», «Дождик», «Мышки», «Мы пилим», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др.
В репертуаре Железновых есть диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
Все фонограммы серии "Музыка с мамой» прошли экспертизу Федерального совета и вошли в перечень награждённых дипломом Госдумы РФ и могут быть основой для эстетического и духовного развития детей.
Родители и педагоги даже без музыкального образования могут организовать игровой досуг для своих детей по методике Железновых.
Недочеты методики Железновых
Каких-то существенных замечаний по этой методике нет. Есть информация к размышлению о том, на какие моменты следует обратить внимание:
Некоторые стишки и движения из программы Железновых детям не так-то просто запомнить и повторить.
- Детям предлагается следовать строго по инструкции, а возможно стоит в чём-то предоставить ребенку возможность действовать в соответствии со своим внутренним побуждением.
- В основной своей массе стишки однотипные, с одними и теми же словами - существительными (мишка, зайки) и глагольными рифмами (погулять, поспать).
Список литературы.
Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Бим - бом» для детей 2-6 лет.
Е. Железнова. Нотный альбом – раскраска «Чижик» для детей 3-6 лет.
Е. Железнова. А под пальмой краб сидит…
Е. Железнова. Наша – то Катюша умная была…
Е. Железнова. Паучок ходил по ветке…
Е. Железнова. Тюк-тюк кулачок (полный сборник пальчиковых игр)
Материал к занятию.