Портал для мам - Дом ответов

Воспитание послушания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей Методы воспитания у детей осознанного послушания взрослым

Вряд ли даже самых опытных родителей можно назвать экспертами в вопросах истерик. Однако существует несколько действенных способов предупреждения и прекращения истерик, которые, очень вероятно, помогут и вам. Далее даются пять советов о том, как прекращать истерики и учить детей дошкольного возраста послушанию.

1. Сосчитайте до десяти. Нет, это не тот старый способ, который заключается во фразе «Ты должен подойти ко мне, пока я не досчитаю до десяти» (который, по мнению многих родителей, слабо помогает предотвращать неизбежное и просто учит ребенка тому, что он может не слушаться, пока вы не досчитаете до девяти). Нет, это совершенно другой совет, который может творить чудеса.

По сути, каждый раз, когда вы хотите, чтобы ребенок закончил свое веселое занятие (или собираетесь попросить его сделать то, что он вряд ли захочет делать), скажите следующую фразу: «Ты можешь поиграть, пока я досчитаю до десяти, а затем мы пойдем к машине».

Важно заранее предупредить ребенка о грядущих изменениях. Но если вы скажете: «Мы уезжаем через две минуты», малыш не поймет, что вы имеете в виду. Говоря «Я сосчитаю до десяти», вы помогаете ребенку лучше понять, сколько времени у него осталось. Прелесть этого метода заключается еще и в том, что вы можете считать с любой скоростью, какой вы хотите.

Не ждите, чтобы этот метод будет действовать в 100% случаев, но он действительно чудесным образом помогает в девяти случаях из десяти.

Дополнительный совет: заблаговременное объяснение детям того, что будет происходить (и того, чего от них ожидают) исключительно полезно для предотвращения эмоциональных срывов.

2. Играйте в игру «Послушание». Многие дети ее обожают. Суть игры заключается в самом названии: вы превращаете послушание в игру. Эта игра похожа на игру «Море волнуется раз», только преследует определенную цель.

Вы говорите что-то вроде: «Итак, мы будем играть в игру. Я попрошу тебя что-то сделать, а тебе нужно ответить «Да, я готов», а затем сделать это!». Потом вы просите ребенка выполнить какое-нибудь простое задание, например, «Пойди и сядь на диван», и наперегонки с малышом выполняете это задание. Сопровождайте выполнение задания одобрительными возгласами, аплодисментами и воодушевленными высказываниями.

Чем больше выполненных заданий, тем больше аплодисментов и смеха. Детей обычно очень заводит эта игра, и они могут бегать и кричать «Я послушался! Я послушался!».

Смысл игры заключается в том, что малыши учатся слушаться и делать все быстро и весело. (Нет, конечно, это не значит, что они действительно станут на 100% послушными, но эта игра, безусловно, помогает им привыкнуть к самому понятию «послушание»).

3. Учите ребенка «сначала слушаться». Знакома ли вам следующая ситуация? Вы просите ребенка сделать что-то, например, говорите: «Иди, поиграй со своим корабликом», но вам на самом деле не очень интересно, пойдет он или нет. Он отвечает, например: «Нет, я хочу играть с моими машинками». Вы говорите: «Хорошо, конечно».

Задумайтесь над тем, что происходит на самом деле. Вы говорите ребенку, чтобы он что-то сделал, а он отвечает: «Нет, я хочу делать что-то другое», и вы реагируете на это: «Конечно, делай, как хочешь». То есть, по сути, вы учите ребенка тому, что, если ему не нравится ваша просьба, он может просто сказать «нет» и не выполнять ее. Неудивительно, что он расстраивается и не слушается, когда вы просите его о чем-то важном.

На самом деле, вы не хотите и не должны настаивать на том, чтобы он играл с корабликом. Но что, если в таком случае вы настоите на том, чтобы он сначала выполнил вашу просьбу, а потом попросил что-то еще?

Сценарий может выглядеть следующим образом:

  • Вы: «Саша, идти поиграй с корабликом».
  • Саша: «Нет, я хочу играть в машинки!».
  • Вы: «Сначала послушайся меня, а потом ты можешь попросить меня о чем-то еще. Пожалуйста, возьми кораблик».
  • Саша идет и берет кораблик.
  • Вы: «Молодец, теперь ты можешь попросить у меня разрешения поиграть с чем-то еще».
  • Саша: «Можно мне поиграть с машинками? Пожалуйста!».
  • Вы: «Да, конечно».

Видите разницу? На первых порах это потребует от вас много усилий. Вам придется серьезно поработать, чтобы научить ребенка слушаться в первую очередь, но, как правило, через неделю или около того ребенок поймет смысл происходящего. И эта привычка поможет ему научиться слушаться, когда вы попросите его сделать что-то действительно важное.

4. Рассказывайте поучительные истории. Например, вы можете рассказать ребенку историю об одном мальчике, удивительно похожем на него по характеру. В одном рассказе мальчик (Алеша, например) учится слушаться и не кричать. В другой истории он узнает, что нужно полностью съедать свой ужин или хорошо играть со своей маленькой сестрой.

Детям, как правило, нравятся «истории из жизни Алеши», и вы сможете наблюдать за тем, как они начнут проводить параллели между вашими рассказами и собственным поведением. В худшем случае эти истории не повредят ребенку, но, скорее всего, будут полезными.

Конечно, в качестве советов можно рассказывать и о последовательности в воспитании, последствиях плохого поведения и решении проблем в раннем возрасте - все это чрезвычайно важно. Но в этой статье представлены уникальные способы предотвращения истерик и обучения послушанию, которые помогли многим семьям и, надо надеяться, помогут и вам.

Поэтому держитесь, храбрые мамы, и продолжайте работать.

…Результаты вашего воспитания могут улучшиться, истерики могут стать редким явлением, если вы поймете, что пока лишь пытаетесь справляться с результатами гнева ребенка и пробуете заставить его правильно управлять им, но реальная проблема заключается в самом этом чувстве, а не в том, как он его выражает. Поэтому…

5. Учите ребенка прогонять гнев из своего сердца. Сядьте рядом с ребенком и поговорите с ним о том, как гнев входит в его сердце и как он заставляет малыша кричать и впадать в истерику. Расскажите ребенку, что, когда он расстраивается, он должен приказать гневу уйти из своего сердца. Произнесите это громко вслух: «Гнев, убирайся!». В течение следующих нескольких дней каждый раз, когда ребенок начинает злиться, напоминайте ему о том, что нужно прогнать гнев из своего сердца. Изменения в поведении ребенка произойдут быстро и будут просто удивительными. В большинстве случаев он начнет успокаиваться мгновенно. В тех случаях, когда этот совет не помогает, молитесь вместе с ребенком Богу, чтобы он помог изгнать гнев из сердца малыша.

Самое подробное описание: молитва сильная о послушание детей - для наших читателей и подписчиков.

С этими молитвами обращаются к святым с просьбами о том, чтобы дети слушались своих родителей, наставников или учителей.

Молитва Иисусу Христу о послушании детей

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши мя, недостойную рабу (имя).

Господи, в милостивой власти Твоей чада мои, рабы Твои (имена).

Помилуй и спаси их, имени Твоего ради.

Господи, прости им все согрешения вольные и невольные, совершенные ими пред Тобою.

Господи, настави их на истинный путь Твоих заповедей и разум просвети светом Христовым во спасение души и исцеление тела.

Господи, благослови их в доме, в школе, в пути и на каждом месте Твоего владычества.

Господи, сохрани их под кровом Твоим святым от летящей пули, яда, огня, от смертоносной язвы и напрасной смерти.

Господи, огради их от всяких видимых и невидимых врагов, от всякой болезни, очисти от всякой скверны и облегчи их душевные страдания.

Господи, даруй им благодать Духа Твоего Святаго на многие лета жизни, здравие, целомудрие.

Господи, умножь и укрепи им умственные способности и телесные силы, Тобою дарованные им, Твое благословение на благочестивую и, если Тебе угодно, семейную жизнь и непостыдное деторождение.

Господи, даруй мне, недостойной и грешной рабе Твоей (имя), родительское благословение на чад моих и раб Твоих в настоящее время утра, дня, ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогущественно.

Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя);

и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно и во веки веков.

Молитва о послушании детей Сергию Радонежскому

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие!

Воззри на нас (имена) милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней.

Ты горе, на Небеси;

мы на земли, низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями;

но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.

Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие:

на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих.

Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая.

Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели.

Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси, на Небеси!

Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения;

ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися.

И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много:

не престани о нас вопия ко Господу.

Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей,

согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь.

Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию.

Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника.

Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих.

Веруем, яко духом нам соприсутствуеши.

Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет.

Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси.

Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог.

Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся:

приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь.

Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.

Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте:

подвизающимся помоги, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении,

и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа.

Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней.

Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.

Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати:

приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.

Молитва всем святым о послушании детей

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый:

давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди.

Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе,

и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати.

Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых,

даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки.

Молитва о послушании детей Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Богородица, дай мне сил выдержать временные трудности в воспитании моих чад.

Знаю, что это сложное время пройдет, но ничего не могу с собой поделать.

Помоги мне не срываться на детях своих, не кричать на них, не поднимать на них руку.

Хочу воспитать я свое потомство в любви, уважении друг к другу и гармонии.

На тебя одну надеюсь я, о, Богоматерь родимая наша.

Молитва Матроне Московской чтобы дети слушались

Матрона, заступница ты всего рода человеческого.

Помоги моей семье обрести мир да согласие.

Хочется мне, чтобы дети меня уважали и считались с моим мнением.

Хочу, чтобы не забывали они обо мне и навещали чаще.

Позабыли меня мои детки и мало балуют вниманием.

От того страдаю я сильно и унываю.

Порадуй мое сердце и мою душу, старица Блаженная.

Молитва на послушание детей

Если ребенок, что называется, сбился с пути – уходит из дому, дерзит, берет без спроса деньги и вещи, не хочет учиться, и т.д., его можно образумить с помощью заряженной воды и молитвы на послушание детей. Воду добавляйте в пищу (можно готовить на ней супы, заваривать чай), ею обрызгивайте постель и одежду ребенка. Такую воду может программировать только женщина – мать, сестра, бабушка. Количество воды – от 1 литра.

Молитва на послушание детей

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши мя, недостойную рабу (имя). Господи, в милостивой власти Твоей чада мои, рабы Твои (имена). Помилуй и спаси их, имени Твоего ради. Господи, прости им все согрешения вольные и невольные, совершенные ими пред Тобою. Господи, настави их на истинный путь Твоих заповедей и разум просвети светом Христовым во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови их в доме, в школе, в пути и на каждом месте Твоего владычества. Господи, сохрани их под кровом Твоим святым от летящей пули, яда, огня, от смертоносной язвы и напрасной смерти. Господи, огради их от всяких видимых и невидимых врагов, от всякой болезни, очисти от всякой скверны и облегчи их душевные страдания. Господи, даруй им благодать Духа Твоего Святаго на многие лета жизни, здравие, целомудрие. Господи, умножь и укрепи им умственные способности и телесные силы, Тобою дарованные им, Твое благословение на благочестивую и, если Тебе угодно, семейную жизнь и непостыдное деторождение. Господи, даруй мне, недостойной и грешной рабе Твоей (имя), родительское благословение на чад моих и раб Твоих в настоящее время утра, дня, ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогущественно. Аминь.

Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесяти Апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзый, и начаша глаголати иными языки: Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя); и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам о вразумлении ребенка

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Молитва на послушание детей Сергию Радонежскому о вразумлении детей

Преподобный Сергий своим молитвенным подвигом сумел вразумить целый народ. Ему молятся о возвращении заблудшего на путь истинный.

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Как научить ребенка почитать родителей и противостоять непослушанию

Требовать уважения к себе - разве это не странно? Разве людям следует напоминать о том, что нужно уважать других?

Да, это так, если речь идет о посторонних людях, а не о наших детях, потому что их нужно этому учить.

Библия говорит «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. „Почитай отца твоего и мать"- это первая заповедь с обетованием: „Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле"» (Еф. 6:1-3).

Если наши дети не исполняют это повеление Господа, они рискуют не только тем, что лишатся Божьих благословений, но и тем, что их жизнь станет короче.

Библия предупреждает. «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притч. 20:20).

Понимая, что в нашей власти влиять на жизнь наших детей, мы обязаны молиться за них и правильно их воспитывать, приучая к строгой дисциплине.

Но мы еще должны и уметь различить дух протеста, способный незаметно поселиться в сердцах наших детей и увести их с истинного пути, и противостать ему.

Непослушание - это гордыня, приведенная в действие. Дух неповиновения говорит: «Я хочу делать то, что хочу, несмотря на то, что думает об этом Бог и другие люди».

Библия учит: «. непокорность есть такой же грех, что волшебство. » (1 Цар. 15:23), потому что итогом обоих является полное неприятие Бога.

В том же стихе сказано, что «противление - то же, что идолопоклонство» .

Гордость приводит к бунту, а упрямство мешает человеку покаяться и смирить себя перед Богом.

Непокорный человек может поклоняться какому-нибудь идолу. Если дети не уважают отца и мать, это прежде всего указывает на присутствие идолов в их сердцах (причем возраст такого ребенка не имеет значения).

Имена этих идолов известны: это гордость и себялюбие. Поэтому если дети не приучаются уважать родителей, они становятся непослушными Богу. Они заявляют: «Я хочу то, что хочу и когда хочу».

«Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху. » (Ис. 30:1).

Наша молитва способна ниспровергать идолов гордости и эгоизма и смирять дух непокорности в сердце ребенка.

Антипод непокорности - послушание или хождение Божьими путями.

Послушание дает человеку ощущение полной безопасности и уверенность в том, что он находится в правильном месте и поступает правильно.

Библия обещает благословение как награду за послушание, в противном же случае - тьму и гибель.

Мы хотим, чтобы наши дети ходили перед Богом в послушании, чтобы они были уверены в себе, чувствовали себя в безопасности, чтобы их жизнь была долгой, а в их душе всегда был мир и покой.

Один из первых шагов к истинному послушанию - это готовность подчиняться родителям и уважать их. Однако этому ребенка нужно научить, а процесс обучения можно сделать более легким, если молиться.

Когда нашему сыну было четырнадцать лет, он оклеил стены своей комнаты афишами с изображением своих любимых музыкантов. Однако одежды, позы некоторых из этих людей, да и само музыкальное содержание их творчества были откровенно оскорбительны для нас, родителей, и совсем не прославляли Бога.

Когда мы попросили Кристофера убрать эти афиши со стен и объяснили почему, он сначала не хотел

исполнять нашу просьбу, но потом подчинился с явно выраженным вызовом. Через некоторое время он опять повесил афиши - другие, но ничуть не лучше первых.

На этот раз мы были настроены более решительно и действовали жестче - мы сами сняли все это со стен.

Это были нелегкие минуты для Кристофера Мы поняли, что имеем дело с первыми проявлениями духа непослушания, и поэтому решили действовать так, как велит Библия:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. »(Еф. 6:11).

Мы молились и обратились к Божьему Слову, мы провозгласили нашу веру в способность Бога дать нам силу для того, чтобы преодолеть это препятствие. Мы вели битву в Духе и наблюдали, как Господь берет контроль над ситуацией.

Настроение нашего сына изменилось, и в следующий раз он повесил афиши, которые отвечали нашим родительским требованиям. Это было прямое действие силы Божьей в результате нашей молитвы.

Случай с афишами сегодня кажется не очень значительным, но тогда нам пришлось столкнуться с сильным духом протеста, пытавшимся стать выше воли родителей и Бога. И мы оказали ему достойное сопротивление прежде, чем он смог укрепиться в своих правах. Мы были обязаны победить в этой борьбе потому, что знали: Бог и Его Слово на нашей стороне, а также потому, что на карту было поставлено нечто очень важное, а именно: будущая вечная жизнь нашего сына.

Если ваш ребенок уже подросток или даже взрослый человек, и вы видите, что он становится строптивее и упрямее, вы, как родители, должны стать более требовательными к своему ребенку и не забывать о сильном оружии, имеющемся в вашем распоряжении,-молитве.

Помните, вы сражаетесь не с собственным сыном или дочерью: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

Вы сражаетесь с врагом.

К счастью, Иисус дал нам власть «наступать на всю силу вражью. » (Лк. 10:19) .

Так что не бойтесь и не сомневайтесь, а пользуйтесь этой властью. Дух непослушания может проявиться в характере вашего ребенка в любое время, но мы будем готовы усмирить его молитвой и Словом Божьим, не забывая при этом о таких методах воспитания, как дисциплина и наставление. Пусть вас не смущает бунтарство вашего ребенка.

Помните, что Иисус Христос - Повелитель всего.

Молитва: Господи, я прошу Тебя: сотвори в моем ребенке (имя ребенка) сердце, желающее подчиняться Тебе.

Вложи в это сердце страстное желание проводить время с Тобой, с Твоим Словом и в молитве, слушая голос Твой.

Освети Своим светом всякое тайное зерно непокорности, зреющее в глубине сердца моего ребенка, чтобы оно было обнаружено иуничтожено.

Господь, я молюсь о том, чтобы никогда в сердце моего ребенка не зародились гордость, эгоизм или непослушание. Властью, данной мне Иисусом, я «наступаю на всю силу вражью» и выступаю против духов идолопоклонства, непослушания, упрямства, неуважения, чтобы мой ребенок никогда не знал их и нога его никогда не ступила на этот гибельный путь.

В Твоем Слове сказано: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол 3:20).

Я прошу Тебя: обрати сердце моего сына (дочери) к его (ее) родителям и научи его (ее) уважать своих отца и мать и подчиняться им, чтобы жизнь его (ее) была долгой и славной.

Обрати его (ее) сердце к Тебе, чтобы все его (ее) дела и поступки были угодны Тебе.

Научи его (ее) распознавать дух гордыни и непокорности и противостоять ему, искать раскаяния и избавления от него.

Сделай его (ее) непримиримым(ой) ко всякому греху.

Помоги ему (ей) познать красоту хождения пред Тобою в смиренном духе. Аминь

Серия сообщений “Дети”:

Часть 1 – Как показать ребенку, что он любим

Какие нужно читать заговоры на послушание детей

В семье может случиться так, что и родители внимательные, заботливые, и времени немало своим детям уделяют, а дети растут непослушными, могут нагрубить, нахамить, могут что-то делать просто, если посмотреть на них со стороны, назло не только своим родителям, но и другим людям. Отец с матерью, чтобы исправить ситуацию и избавить своих детей от неприятностей, прибегают к разным способам.

Нередко даже психологи, психиатры и педагоги не могут понять, что с ними случилось, почему дети так капризничают, вредничают. Часто специалисты не могут дать совета, который бы помог изменить все к лучшему. А родители ищут способы, чтобы дети росли крепкими, здоровыми и послушными. Заговор на послушание обычно читают, если другими методами не удается исправить положение.

Когда младенец капризничает

Часто матери приходится нервничать и переживать, если ребенок плохо спит по ночам, кричит и капризничает. Бабушки советовали, когда маленький ребенок сильно плачет, мучается, то чтобы он был спокойнее, при купании надо сказать:

Заговор при купании

«Ой, матушка дитятко! С гуся вода, с тебя худоба».

Были еще такие слова, которые говорили матери, укладывая детей спать:

«Сонюшки-дремушки, подите все сюда, ревунюшки-плакунюшки, подите прочь от нас».

Если ребенок перестал слушаться

Издавна наши бабушки и прабабушки, когда дети переставали слушать старших, прибегали к молитвам и заговорам . Был не один заговор, который читали на послушание. Если ребенок плохо себя ведет, то давая ему кушать, тихонько приговаривайте:

«Как ты с моей руки ешь и пьешь, Так ты и свою мне волю отдаешь, Во все дни, вовеки и навсегда. Аминь. Аминь. Аминь».

Когда ребенок плохо спит по ночам, нужно уловить момент, когда он спит, войти в комнату с чашкой воды, которую предварительно набрать из колодца, ручья, родника или просто с речки. Водопроводная вода в данном случае для этих целей не подходит! Трижды малыша надо перекрестить и прочесть над ним следующие слова:

Заговор на хороший сон

«Я тебя, дитятко породила, талантом и участью наделила. Не мешай ночью спать, а днем дело делать».

Нередко бабушки говорили, если ребенок стал капризным и непослушным, то следует провести такой обряд. Надо сходить в церковь и поставить 12 свечей перед иконой Скорбящей Матери. Помолиться перед этой иконой и купить в церкви святой воды. Дома над водой, которую принесли из церкви, следует произнести такие вот слова:

«Вода водица, Морская царица, тебе, вода, похвала. Чаду моему, рабу Божьему (имя),– на здоровье, телесное и душевное».

После этих слов надо трижды сплюнуть через левое плечо, перекреститься и лечь спать. Утром надо встать пораньше и приготовить ребенку завтрак, в еду следует подлить, хоть совсем немного, той воды, над которой прочитали слова. Старые люди говорят, что вода с природного источника – вода особая, потому что «живая» и целебная. И многим приходилось убеждаться на собственном опыте, что так оно и есть.

Обряд на посушание

Когда сын отбивается от рук

Если сын подросток стал непослушным, у него появились дурные друзья и привычки, он стал дерзить родителям и учителям в школе, то можно прибегнуть и к такому обряду. Читать это заговор следует в то время, когда ребенок находится дома. Надо взять у сына принадлежащую ему вещь. Но сделать так, чтобы он сам вам ее дал, а потом именно над ней произнести следующие слова:

«Дитятко мое пускай послушным станет, злость и ненависть пускай его оставят! Пусть прибудут родители в почете, чтоб не придаваться лишней работе! Да настанет отныне гармония в доме моем! Боже Всемилостивый, даруй мне терпения и сыну моему умиротворение! Да прибудет воля Твоя в нем и проснется совесть в душе его! Пусть не противится он послушанию родителям своим ради имени Твоего Славного! Аминь».

Здесь важен такой момент, как правильное произношение слов. Поэтому для точного произношения можно заранее написать эти слова на листике бумаги, а потом в нужный момент прочитать. А вещицу возвратить сыну и пусть он ею и дальше пользуется.

Начались проблемы с дочкой

Девочки, когда наступает возраст полового созревания, нередко сталкиваются с множеством проблем, становятся замкнутыми, начинают дерзить, нередко уходят в себя, отношения с матерью могут дать трещину.

Если мать видит, что раньше были хорошие отношения, а теперь у дочки появились слишком взрослые друзья противоположного пола или ребята сомнительного поведения, то чтобы избежать более серьезных последствий, наши бабушки рекомендовали произнести такие слова:

«Дорога твоя (имя дочери), ведет к дому, к матери (имя матери) и ни к кому другому. Меня будешь слушать, мою соль-хлеб кушать, на посулы чужих людей не ведись, матери поклонись и покорись. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!».

Не бойтесь, дочка после таких слов не останется одна, она найдет себе подходящую пару, а вот от нежелательного знакомства заговор поможет спасти. Такие слова следует произносить над спящей дочерью.

Проблемы с подростками

Ученые не отрицают действенность заговоров

Если кто-то и не верит в заговоры, в то, что что-то может измениться от слов, что дети после чтения определенных молитв станут лучше себя вести и чувствовать, то советуем больше узнать о современных исследованиях в области психологии и естественных наук.

Сейчас доступны сведения, что ученым экспериментальным путем удалось доказать, вода, когда над ней произносят слова, а особенно молитвы, проигрывают музыку, меняет свою структуру.

Ведь именно вода является носителем информации, она словно «впитывает» в себя то, что ее окружает. С этим свойством воды связаны многие церковные действа: освящение воды в храмах после службы, обряд крещения. Священники рекомендуют пить освященную воду в разных случаях, а на Пасху возле церквей и храмов прихожан кропят святой водой со словами, обращенными к Богу.

При использовании молитв и заговоров необходимо приготовить:

  • «Живую» или освященную в храме воду;
  • точное написание слов молитвы или заговора;
  • церковные свечи;
  • определенную икону.

От хороших слов, классической музыки молекула воды приобретает красивую форму звездочки или снежинки, а от тяжелого рока или плохих слов, замерзая, становится просто бесформенным сгустком льда. Поэтому советуем почитать научную литературу и подумать над тем, что в наследство оставили нам наши предки в виде молитв и заговоров.

Ведь хочется сделать все, чтобы дети слушались. И не единичны случаи, когда врачи были бессильны, а деревенские бабушки спасали детей именно молитвами и заговорами, да и не только деток, от разных напастей. Эти заговоры и молитвы были действенными на протяжении сотен и тысяч лет, продолжают они помогать и сегодня.

Главное, не желать никому зла. А если мать просит помощи для своего ребенка, прибегая к старинным молитвам и словам, что читали наши предки, то она не нарушает этим законы Мироздания. И нет здесь никакой магии, а если и есть, то только магия любви.

Итак, мы предлагаем 10 правил, которые помогут вам и вашему малышу прийти к мирному сосуществованию.

1. Правило десяти «нельзя»

Чем реже мы употребляем слово «нет», тем больший вес оно будет иметь, когда мы произнесем его.

Припомните, часто ли прогулка с малышом сопровождается падающими как из рога изобилия фразами: «Не беги – упадешь», «Не трогай кошку – у нее наверняка блохи», «Не лезь в лужу!». При виде подобной картины так и тянет спросить маму: «А что же можно делать?!» Согласитесь – вряд ли удастся представить трехлетку, чинно и степенно прохаживающегося по аллеям парка. Если система тотальных запретов преследует ребенка и дома, он при всем желании не может ей следовать. А раз «миссия невыполнима» – не стоит и пытаться. В результате чадо становится неуправляемым. Поэтому вместе с мужем, а возможно, и со старшими членами семьи, проведите ревизию правил поведения «хороших мальчиков и девочек». Отберите среди них, скажем, 10 (а возможно, и меньше) категорических и постоянных «нельзя». Доступно, четко и серьезно донесите их до ребенка. Заранее обговорите систему наказаний за нарушение своеобразного «кодекса» и придерживайтесь ее. Скорее всего, пока вы будете делать нелегкий выбор среди бесконечного множества ограничений, останутся лишь те, которые действительно значимы для жизни и общения, например, «нельзя уходить с незнакомым человеком», «нельзя бить других детей» и т. д.

2. Учитывайте возраст

Требования взрослых должны соответствовать возможностям ребенка, быть доступными для его понимания.

Например, даже четырехлетний человечек не может тихо посидеть часик, пока вы ждете приема у врача, а потому берите с собой книжки, игрушку. Во всяком случае, чем дитя младше, тем проще обойтись без запретов, отвлекая малыша, переключая его внимание или предъявляя требования в игровой форме. Отлично подойдет, например, игра «кто быстрее» (соберет игрушки, разденется). Начиная с 10-го месяца ребенок способен понимать несложные инструкции, но память его еще очень слаба. Он не может долго удерживать правила, которые уже, казалось бы, были усвоены. Тем более что ребенок – это импульс, неудержимый и сильный. Любопытство, жажда нового влекут его, а слабо развитая воля не дает возможности воздержаться от запретных поступков. Поэтому ребенку дошкольного возраста обязательно нужно периодически напоминать, что можно делать, а что нельзя.

Для того чтобы кроха уважал и принимал требования, чтобы ваши указания стали для него жизненным путеводителем, он должен понять их смысл. Исходя из этого стоит давать небольшие простые пояснения: недостаточно сказать ребенку: «Не трогай плиту», лучше: «Отойди от плиты, она очень горячая, можно обжечься». Расшумевшемуся чаду объясните, что в тишине людям легче думать, запоминать, разговаривать друг с другом. Причем формулировка правила должна быть позитивной – избегайте частицы «не» .

4. Твердость в установлении правил

Дети тонко чувствуют сомнения взрослых, фальшь и колебания в поведении.

Каждый знает, что маленькому ребенку необходимы определенные ограничения, организующие его. В детстве кроха должен освоить понятия «хорошо» и «плохо», сделать для себя важными нормы, действующие в человеческом обществе. Однако родителям тяжело настаивать на выполнении правил, тяжело говорить своему ребенку «нельзя» – часто они боятся, что дети будут меньше любить их. К тому же и взрослые люди не всегда справедливы: принимая решение, мы рискуем ошибиться, например, из-за того, что не владеем полной информацией. Так, родители часто занимают сторону одного из детей в споре, не выяснив до конца истинного виновника и по-настоящему обиженного. Поэтому дайте себе время на раздумье, не рубите с плеча. Когда же тактика поведения определена, будьте уверены в себе и доведите выполнение того, что вы попросили, до логического конца. Дети очень тонко чувствуют сомнения взрослых, фальшь и колебания в их поведении. В этом случае ребенок будет клянчить то, что ему хочется, до тех пор, пока вы не уступите. Заигрывание с ребенком в подобных ситуациях приведет к тому, что в следующий раз он вновь и вновь будет проверять вас на прочность. Поэтому, отказывая, не улыбайтесь и не смотрите на малыша снисходительно, ведь такой взгляд подразумевает: «Мой милый, я говорю «нет», но меня всегда можно переубедить» .

5. Глаза в глаза!

Не имеет значения, год ребенку или три, всякий раз, когда вы ему что-то запрещаете или требуете послушания, присядьте и посмотрите в глаза – это придаст вашим словам большую значимость. Если вы не смотрите, вас не слышат. Действительно, попробуйте построить беседу с человеком, который не смотрит на вас. Через некоторое время вы наверняка подумаете, что он погружен в свои проблемы или витает в облаках и попросту не слушает. Вместе с тем, опускаясь на уровень глаз ребенка, вы помогаете ему сосредоточиться на ваших словах. Исходя из этого правила, бессмысленно кричать из другой комнаты «сними ботинки»: ребенок всегда может сделать вид, что не слышит.

6. «Один, два, три...»

Когда ребенок разбушевался, скажите ему, что будете считать до пяти или до десяти, чтобы дать ему время. Если вы досчитаете до конца, а он не послушается, вы его накажете. Этот способ эффективен для детей старше 2 лет.

7. Правило «тайм-аута»

Когда ваше любимое чадо становится по-настоящему невыносимым, лучшее решение – оставить его ненадолго в одиночестве.

Используйте, например, проверенный веками еще прапрадедушкин способ – отведите ребенка в угол или выберите место, где нет телевизора и игрушек. Такой вынужденный тайм-аут – серьезное наказание для малыша, ведь стоять в углу или просто сидеть на стуле – это ужасно скучно. Кроме того, детское время течет иначе, чем у взрослого: когда ребенок даже в течение 10 минут занят чем-то неинтересным, ему кажется, что прошли часы.

Десять минут игры для малыша равны часу взрослого времени.

Не нужно переходить на крик, совершенно спокойно, но твердо скажите приблизительно следующее: «Ты очень сердитый, побудь здесь, пока пройдет злость» или «Сядь на стул и посиди 5 минут. Успокойся». Кстати, время изоляции зависит от возраста ребенка, на каждый год по минуте: 3 минуты для трехлетнего, 5 – для пятилетнего. Если ваше чадо оказывается рядом с вами явно раньше выделенного для тайм-аута времени, отведите его обратного, иначе наказание перестанет быть действенным. Ни в коем случае нельзя запирать ребенка в чулан или другое темное место, чтобы не напугать его. Однако у этого метода есть и сложность: чаще всего подобные наказания заканчиваются формальным «выпрашиванием» прощения. «Я больше так не буду» часто звучит лишь затем, чтобы вырваться из ненавистного угла. Поэтому лучше вообще не вступать с ребенком ни в какие переговоры до того, как истекло время наказания. Лишь затем выясняйте, осознал ли ребенок, за что его наказали.

8. Право на выбор

Детям непременно нужно предоставлять право выбора, но при этом выбор должен быть разумным и ограниченным.

Как мы уже говорили, строгие правила должны в первую очередь относиться к важным сторонам жизни. В тех областях, которые не столь существенны, предоставьте ребенку возможность делать выбор самому . Например, одевая в детский сад, задайте ему вопрос: «Ты хочешь надеть голубые штаны или красный комбинезон?», за завтраком спросите: «Будешь кушать клубничный йогурт или абрикосовый?» Ребенок будет чувствовать, что его мнение значимо, что к нему прислушиваются. Вместе с тем выбор не должен быть слишком широк, лучше свести его к нескольким альтернативам. Если же вы спросите: «Что ты хочешь надеть сегодня утром?», вполне вероятно, что в середине зимы вы застанете вашего малыша одетым в летние шорты. Конечно, по мере взросления ребенка свобода выбирать должна увеличиваться.

9. Соблюдайте режим дня

Для детей дошкольного возраста принципиально важен ритм .

Именно поэтому грамотный воспитатель в организации занятий следует однажды заведенному порядку. Например, занятие начинается с настольной игры, затем следует подвижная игра, после этого чтение сказки и т. д. Родители иногда удивляются – не скучно ли их детям. Вовсе нет. Дело в том, что мы, взрослые, так привыкли к жизни на бегу, к меняющимся стремительно впечатлениям и событиям, что не понимаем, что детям нужна размеренность и ритмичность. Это дает им жизненную опору, снимает тревогу и нервозность. В обратном же случае рождается ощущение хаоса и как следствие – непослушание: ребенок не понимает, каким правилам нужно следовать и нужно ли вообще. Если взрослого непредсказуемость жизни возбуждает, то малыша – утомляет и сбивает с толку, запутывает. Дневной ритм выражен для ребенка в режиме. Когда он заранее знает «программу» дня, понимает, что всякому занятию свое время, он легче принимает необходимость оставить интереснейшую игру и идти спать или обедать. Ребенок учится «дружить со временем»: он знает, что если не будет слишком долго сидеть за столом, то успеет поиграть. Конечно, нужно выбрать такой режим, который максимально подходит именно для вашего ребенка, и сохранять его длительное время.

10. Правило положительного подкрепления

Хвалите ребенка за правильные поступки, даже за попытку вести себя хорошо . Хвалите развернуто, не экономьте на добрых словах. Малышу тогда захочется снова и снова видеть вашу радость, а для этого быть послушным.

А теперь о главном. Помните, вы не жандарм, а любящий родитель. Ищите свои варианты разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь быть ближе к ребенку, проводите больше времени вместе – и, возможно, запретов и правил понадобится совсем немного, а по поводу всех спорных вопросов можно будет договориться.

Запрещенные приемы

  • Отвечать агрессией на агрессию . Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия. Также малоэффективны и телесные наказания. Они внушают ребенку мысль, что правда всегда на стороне сильного. В жизнь входит «система двойных стандартов»: «мама твердит, как отвратительно драться, но сама может ударить меня». Получается – «что позволено Цезарю, не позволено рабу». Крик или бранные слова также являются одной из форм агрессивного поведения. В семьях, где общаются только на повышенных тонах, никто никого не слышит. Через некоторое время дети будто начинают упражняться в доведении родителя до крика, это становится неплохим развлечением для них. Автор замечательных книг по психологии Владимир Леви пишет: «Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, напрасно теряет время». Помните: наши требования помогают ребенку принять человеческую культуру, стать ее частью, а значит, и предъявляться они должны вежливо, культурно – по-человечески.
  • Пугать . «Буки» и «бяки», «дяди-милиционеры» и «бабаи» – кого только не привлекают родители, чтобы добиться послушания от своих отпрысков. К сожалению, лишь ненадолго опасность угодить в мешок к страшной Бабе-яге делает паинек из маленьких разбойников. А вот страхи, появившиеся в детстве, остаются надолго.
  • Использовать угрозы, которые не сможете реализовать . Например, если вы скажете: «Я никогда не буду с тобой больше разговаривать» и, естественно, не осуществите угрозу, ребенок поймет, что ваши слова немного стоят.
  • Поддаваться на провокации . Никогда не вступайте в игру, если сын или дочка бросают вам: «Я тебя больше не люблю». Однако и сами не манипулируйте ребенком, не играйте на чувстве вины: «Ты меня убил!», «У меня разболелось сердце!»
  • Обещать подарок даже за хорошее поведение. Ведь это банальный подкуп.
  • Осуждать действия супруга или бабушки с дедушкой. Даже если вы считаете, что ваши близкие зашли «слишком далеко», если вы не согласны с их методами воспитания, не обсуждайте их при ребенке.
  • Припоминать старые обиды и проступки . Должно действовать правило «наказан – прощен – забыто».
  • Наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать.
  • Унижать . Презрительные выражения («хныкаешь как маленький»), насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность, самоуважение.
  • Перекладывать на супруга обязанность наказывать ребенка . «Вот придет отец, он тебе устроит» – нельзя быть хорошим за счет другого человека.

Читая эту статью одни - преимущественно молодые родители - захотят узнать, как воспитывать своего первенца, чтобы он рос послушным, вторые - те, кто уже немного имеют горький опыт непослушания ребенка, - надеяться получить рецепты перевоспитания, третьи, возможно, только улыбнутся: мол, где вы видели послушных детей?

Но мы не ставим своей целью поучать, давать рецепты или убеждать, что отчаялись в педагогических возможностях. Просто хочется нарушить серьезную и искреннюю беседу по поводу ряда наболевших вопросов, которые волнуют не только родителей и учителей, но и всю нашу общественность. Ведь если не забывать всем хорошо известной истины, что дети - наше будущее, то трудно оставаться равнодушными к главному: какие они, наши дети, сегодня и какими станут завтра. В связи с этим возникает и вопрос о послушании.

Действительно, как добиваться от ребенка послушания, не нанося вред его завтрашней самостоятельности? Не лучше дать ему волю во всем: желаниях, потребностях, стремлениях, - чем навязывать свои? Да и вообще что такое послушание?

Однако нам хочется подчеркнуть с самого начала, что в разговоре о послушании и его воспитание отнюдь не обойти многих важных вопросов воспитания детей вообще. Ведь нельзя сегодня воспитывать послушание, а завтра правдивость или еще какое другое положительное качество. Воспитание ребенка - это формирование его личности в целом, процесс, в котором все взаимосвязано: приобретение ребенком одних черт неизбежно сказывается на развитии многих других его черт и качеств, формирование одних невозможно без формирования других. Это в определенной степени касается и послушания: оно не может формироваться само по себе, изолированно. Не осознавать этого - значит не только обеднять многогранный процесс воспитания, но и искажать его содержание.

Наша задача - выяснить, с какими чертами связано послушание, на которые из качеств личности оно опирается, а каким, в свою очередь, дает толчок. Ставя вопрос о воспитании послушания, мы видим необходимость выяснения не только того, как правильно и разумно предъявлять требования, но и того, как обеспечить их внутреннее принятие ребенком, залогом которого является определенный уровень развития ее психических свойств. Поэтому на обсуждение ставится по существу вопроса о том, как и формировать в ребенке, чтобы он научился не просто слушаться взрослых, а вообще правильно себя вести.

Скажем сразу, что здесь не будет никаких рецептов. Их на все случаи жизни даже одного ребенка не существует. Поэтому и не нужно их искать. Давайте, вооружившись знаниями закономерностей развития и обучения детей, подумаем над собственным опытом воспитания, проанализируем весь жизненный уклад семьи с точки зрения его влияния на ребенка, разберемся в своей «домашней» педагогике, в которой, видимо, есть и успехи, и досадные ошибки. И давайте лучше присмотримся к самим детям, к тому, что влияет на них положительно, а отрицательно, как к кому или к чему они относятся, что могут, а чего не могут. Это поможет глубже разобраться в указанных вопросах.

6 1

Детство - это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое...

Итак, задавая вопросы о послушании и воспитании детей, приводя конкретные примеры, приглашаем родителей вместе подумать над этими вопросами и примерами, учитывая, что в каждой семье свои условия воспитания и каждый ребенок - индивидуальность, на которую нельзя не учитывать.

Что такое послушание

- Ну, что это за ребенок, - неуемный, непоседливый. Весь день хожу за ним, наблюдаю каждый шаг, а он все равно что-то натворит, - жалуется пожилая женщина соседке. А та только качает головой, искренне сочувствуя, собеседнице.

- А вы не ходите за ним. Дайте ему свободу. Пусть себе чем-то занимается, а вы свое делайте, - вмешалась в разговор еще одна.

- Хорошо вам советовать, когда ваш с первого слова слушает. А моему десять раз сказать надо, а потом и за ремень взяться. Иначе не доходит.

Такие разговоры часто услышишь. За ними - проблема, которая волнует почти всех без исключения родителей:

  • Одни стремятся научить ребенка слушаться, добиваются, чтобы он выкапывал требование с первого слова, беспрекословно подчинялся родительской воле. Любое невыполнение ребенком требований взрослых они считают недопустимым отклонением от нормы.
  • Другие убеждены в обратном: послушание воспитывает только бездумных исполнителей чужой воли, слепых рабов чужому мнению, лишает ребенка энергии, инициативы.

Что можно сказать по поводу этих точек зрения? Попробуем подробнее разобраться в них.

Следует, прежде всего, выяснить, чем питаются такие разные взгляды на послушание. Они вытекают из общего понимания сути воспитания:

  • Так, весьма распространены в свое время домостроевские принципы воспитания основывались на строгой требовательности к детям. А суровая требовательность означала безоговорочное послушание, механическое, бездумное подчинение ребенка воле взрослого. В случаях неподчинения вступало в силу наказание как одно из главных средств воздействия на ребенка и притязания послушания.
  • Известна также прямо противоположная теория так называемого прогрессивного воспитания . Она основана на положении о том, что развитие личности базируется на «самовыражении», по существу сводится к лозунгу «разрешать все». Ребенок должен иметь все, что хочет, делать все, что вздумает. В процессе такого естественного выражения своих желаний, предпочтений, способностей он сформируется как личность с присущими только ему стремлениями, чертами, качествами. Поскольку ребенка ни в чем не ограничивают, чтобы не помешать развертыванию его природных сил и возможностей, он растет, не зная границ, и с большой вероятностью может вырасти эгоистичным, самовлюбленным, грубым.

Как видим, речь идет в одном случае о безоговорочном послушании ребенка, во втором - о полной свободе. Но, к сожалению, такие противоположные подходы к послушанию достаточно прочно укоренились. Если собрать все, что в последние годы написано по этому поводу, то не трудно увидеть, как одни авторы ревниво убеждают в необходимости воспитания послушания, а других пугает само слово «послушание».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Такие различия объясняются, по нашему мнению, разным пониманием понятия «послушание». А раз так, то следует, прежде всего, договориться о его содержании.

Послушание - это выполнение ребенком требований взрослых

Если принять только это определение, сразу возникает вопрос: а умение вести правильно при отсутствии в данный момент прямого требования, однако именно так, что поведение соответствует обычным требованиям, - это уже не послушание? Может, это что-то больше послушание или совсем другое?

Или когда в присутствии взрослых ребенок выполняет требование, а оставшись наедине, игнорирует его - разве назовешь ребенка послушным?

Послушный ребенок способен и к отсроченному поведению: сказали вернуться с прогулки, когда солнце скроется за дом - он вернется; сказали не идти в соседний двор - не пойдет. Слушаться здесь означает и в определенной степени регулировать собственное поведение.

Способность к саморегуляции, которую несет в себе послушание, - очень ценное качество. Послушание поэтому и важное, что благодаря нему, у ребенка появляется способность саморегуляции и самодисциплины.

Выполняя определенные правила, которые выдвигает взрослый, ребенок учится соблюдать их. Получив указание или распоряжения взрослого, он мобилизует свои внутренние силы для его выполнения. Эта взаимосвязь между внешними формами регуляции (требованиями взрослого) и внутренними (требованиями ребенка к себе самому) как раз и является основой формирования у детей правильного поведения. Поскольку внешняя регуляция действует только через внутреннюю, то она и формирует внутреннюю регуляцию как способность ребенка по собственной готовности и через собственную активность выполнять требования взрослых. Понятно, какой это хороший залог развития самодисциплины.

Вот пример. Галина Петровна не задумывалась над тем, послушная или непослушная ее дочь, пока не произошел случай. Однажды она попросилась раньше на обеденный перерыв - надо разогреть обед дочери, сидит дома, потому что в детском саду карантин. «Как? Вы оставили ребенка одного и спокойно работаете? » - Удивлялись одни. «Хоть бы еще беды не натворила. Бегите скорей домой. Она же, бедная, голодная », - волновались другие. Но Галина Петровна не проявляла особого беспокойства. Она рассказала, что уже с трех лет ей приходилось оставлять девочку одну, сначала ненадолго, а теперь хоть и на пол дня . Конечно, бывало, что ребенок плакал, стучала в дверь. Тогда Галина Петровна ставила ей конкретные задачи: вот нарисуй сад, а я пойду в аптеку; пока смотай эти нитки, я выйду купить хлеба. Занятая чем-то, девочка спокойно относилась к маминому отсутствию. Постепенно привыкла оставаться одна в квартире. В 6 лет это для нее уже обычное дело. Теперь мама обозначает на будильнике красную черточку: когда стрелка подойдет к ней, надо выпить молоко, когда часы зазвонят -поесть . Советует, что слепить или любую фигуру составить из мозаики до ее прихода. Не открывать никому дверь, не подходить к плите - эти запреты девочка усвоила хорошо. Она ест по сигналу, играет в своем уголке и ждет маму. Никакого вреда она никогда не совершала. Мама приучила ее к определенной самостоятельности, к умению делать так, как она требует. Соблюдать маминых требований при их отсутствии девочке помогают те внешние атрибуты требований, к которым мама обычно удается: черточка на часах, звонок, раскрыта на соответствующем рисунке-образце книжечка, поставленный на столике в определенном порядке завтрак. Все это напоминает о том, что мама говорила.

С вопросами, касающимися воспитания детей, люди часто обращаются к священникам, особенно приходским. Чаще и настойчивей всего родители приходят с жало...

Как видим, Галина Петровна приучила свою дочь слушаться не только ее прямых требований, но и отсроченных , и, главное, заронила первые зерна самодисциплины, которая проявляется в умении девочки последовательно выполнять мамины требования, когда она остается в одиночестве. Итак, это одновременно и послушание, и первые проявления саморегуляции поведения, возможно только на основе послушания.

Теперь вернемся к разговору о понятии «послушание» и уточним его. Послушание - это умение ребенка вести себя в соответствии с требованиями взрослых. Надо вести правильно не только по прямой, но и в сформулированном ранее, сейчас упомянутом требовании. Надо вести правильно не только под непосредственным контролем взрослого, как носителя требования, но и один на один с собой. Надо также вести себя правильно в детском обществе, определяя здесь свое поведение усвоенными требованиями взрослого.

Не трудно понять, что речь идет о послушании разной сложности. Ведь выполнять прямое требование легче, чем напомненное, сделать что-то под давлением взрослого естественно, чем под собственным давлением. Ошибочно было бы квалифицировать простые формы послушания, как менее важные, чем сложные, или считать, что сложные полностью вытесняют простые. Из того, что ребенок пяти-шести лет может правильно вести себя на основе привычек или в силу хорошо усвоенных требований, не вытекает возможность отмены прямых требований к нему. Но при этом приходится признать, что простые и сложные формы послушания имеют неодинаковое значение для формирования самостоятельности ребенка, его умение находить выход в любой ситуации и умение правильно вести вообще.

Действительно, ребенок может хорошо выполнять прямые требования и не уметь ставить требования перед собой. Когда ему говорят - слушается, а оставшись без указаний, он пренебрегает теми же правилами, которые легко придерживался по требованию взрослого. Такое ситуативное послушание, которое ничего не дает для саморегуляции и не обеспечивается внутренними стимулами, не нужно. Оно может воспитать хорошего исполнителя чьих-то распоряжений, но не научит самостоятельности.

Послушание может быть не только разной сложности, но и разного качества: осмысленное и механическое :

  • Осмысленное означает, что ребенок осознает суть требования, ее направленность, ее смысл, а потому усваивает ее. Это вооружает ребенка в умении вести себя по правилам, развивает инициативу. Требования взрослых постепенно становятся требованиями ребенка к самому себе.
  • Механическое послушание - пассивное подчинение взрослым, бездумное выполнение их воли. Беспомощность ребенка, лишенного указаний, отсутствие самостоятельности - постоянные последствия механического послушания.

Однако нельзя представлять любое механическое послушание как плохое, а осмысленное хорошее и на этом основании отменить первое. Категоричность квалификации « плохая - хорошая» неприемлема по отношению к маленьким детям . Маленькому ребенку не всегда можно объяснить суть каждого требования, даже раскрыть эту суть на живом примере. Ничего страшного нет в том, чтобы добиваться выполнение требования, не прибегая обязательно для объяснения. Придет время, ребенок подрастет и сам поймет содержание требования, которого давно уже приучили соблюдать. Поэтому на первых этапах воспитания послушания допустимо в какой-то степени механическое подчинение ребенка взрослому.

Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание. Задачи экологиче...

Другое дело, когда стремятся лишь механического подчинения и делают это сознательно или даже подсознательно, не давая должного значения тому, как ребенок понимает и принимает требование. Это действительно опасно. Ведь при отсутствии осмысленного послушания закрыт путь к саморегуляции.

Понятие послушания можно уточнять по отношению к детям разного возраста. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста слушаться взрослых - это преимущественно выполнение их прямых требований, хотя уже и в этот период ребенок способен учитывать косвенные требования.

Дошкольник при определенных обстоятельствах может правильно вести себя на основе ранее услышанного и в известной степени усвоенного требования. Сначала само присутствие взрослого побуждает его к необходимости соблюдать правила, о которых он забывает в одиночестве. Впоследствии становится возможным также сознательное поведение по определенным правилам без каких-либо побуждений со стороны взрослых. Далее ребенок учится систематически придерживаться усвоенных требований, предполагая нарушения в каких-то сложных обстоятельствах.

Итак, послушание ребенка сначала заключается в выполнении требований взрослого, дальше появляется умение вести правильно без прямого требования, но в присутствии взрослого, на смену этому умению приходит правильное поведение на основе усвоенных норм. Здесь послушание уже граничит или даже переходит в способность к саморегуляции поведения. Стимулами к определенному поведению сначала слова и пример взрослого, затем появляются внутренние побуждения.

Такой общий путь формирования послушания, который учит ребенка, выполняя прямые требования взрослых, усваивать их содержание и придерживаться этих требований в своем поведении.

Сфера послушания ребенка не ограничивается одними отношениями с взрослыми, а включает и взаимоотношения с детским коллективом. А раз об этом очень часто забывают, неправомерно ограничивая не только проявления послушания, но и пути его воспитания. Эти две сферы проявлений послушания никак нельзя разрывать. Что можно и чего следует - ребенок в равной степени должен усвоить по отношению и к взрослым, и к детям. Обращаться в детском обществе он учится благодаря указаниям, подсказкам взрослых. Только позже вступают в силу правила и законы самого коллектива. Существуют сложные взаимопереходы и постоянное взаимовлияние послушания, что проявляется в отношениях ребенка с взрослыми и с детским коллективом.

На именины к Пете пришли гости. Они принесли много вкусных конфет и новых игрушек. Хочется отведать конфеты с каждой коробки. А мама говорит: «Возьми коробку и угости Танечку, Витя, Вову». И рука, которая несла конфету в рот, опускается. Далее оказалось, что и новой автомашиной, и циркачом-наездником овладели гости. Первая реакция у Пети - отобрать. Но мама своевременно предупреждает: «Витя и Вова поиграют игрушками сейчас, а ты будешь играть, когда они уйдут». Другой раз мама еще до приезда гостей объяснила Пете, что поскольку он хозяин, то лучшие игрушки и лакомства нужно предложить гостям, им будет приятно, и тогда они еще придут к Пете, чтобы вместе поиграть. Она выразила уверенность, что ее сын - хороший, добрый мальчик и ему совсем не жаль игрушек для других детей. Так Петя узнал, как следует вести себя в детском обществе. Когда он действительно не жадный и легко выполняет просьбы взрослых, то и предложения угостить других детей не вызывают сопротивления. Так у ребенка постепенно вырабатывается привычка, которая поможет вести правильно и при отсутствии прямых требований.

Многие родители согласны с тем, что ребенок должен быть вежливым и уметь вести себя в обществе. Вежливость - это неотъемлемое качество любого во...

Суть воспитания послушания состоит, таким образом, не столько в том, чтобы управлять ребенком, сколько в том, чтобы научить ребенка управлять собой. Нужно именно такое послушание, которое не сводится к одному безусловного выполнения требований, а какое приводит ребенка к правильному поведению по собственной инициативе, хотя и через опыт соблюдения требований. Воспитание послушания - не самоцель, а средство, с помощью которого можно донести те понятия, которыми ребенок потом будет руководствоваться сам.

Не обесценивая роли подчинения взрослому как начальной ступени формирования послушания, вместе с тем нельзя и преувеличивать эту роль, сводя послушание лишь к покорению. Конечно, без умения выполнять требования вообще невозможно усвоение норм поведения. Но привычка исполнять чужую волю препятствует развитию своей воли. К тому же эта привычка делает ребенка беспомощным там, где ему самому приходится что-то решать. Ребенок, которого везде водят за руку, которой подсказывают каждый шаг, теряется при первой же необходимости сделать что-то самостоятельно.

Итак, мы за послушание, что ведет к самостоятельности, что формирует умение управлять собой, за послушание, исключающей пассивное подчинение . Воспитывать ребенка послушным - это значит так ставить к нему требования, чтобы через опыт их удовлетворения он овладел науку постановки требований перед собой и придерживался их из убеждения: «так надо, я так должен и так делаю».

Если не согласиться с таким пониманием послушания, то нельзя и подготовить ребенка к жизни. Ведь в жизни не на каждом шагу стоит регулировщик, взмахивая палочкой, показывает правильный путь, его часто приходится определять самому. И даже с детства. Во множество сложных ситуаций в детском саду, школе и дома попадает ребенок, когда рядом нет кого-то из старших и никому подсказать, как поступить. Только опыт выполнения требований взрослых и умение соблюдать их наедине помогает малышу выйти победителем над случаем.

Если, слушаясь, ребенок овладевает сложную науку управления собой - значит, воспитываем мы его правильно.

5 1

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Ребенок в среднем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание послушания у детей.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, как же воспитать послушание у детей, так как именно в среднем возрасте дети вызывают больше хлопот у родителей своим непослушанием. Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться, невозможна никакая дисциплина. Есть такие родители, которые считают, что человека красит самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы, но ведь ребенку в этом возрасте недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому, если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко писал: «Ребенок в среднем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет». Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо и что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.

Воспитание послушания требует от вас дорогие родители, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем где-либо, здесь могут принести вред возбуждения, нервное и нетерпеливое поведение.

Нельзя постоянно упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость. Но не теряйте самообладания. И все-таки очень важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и ее результатам, внимательно выслушивать его вопросы, верить в возможности ребенка, доверять ему. Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с требовательностью к нему. Опыт показывает, дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, требуйте от ребенка то, что он сможет сделать наверняка: сложить свои игрушки, аккуратно сложить вещи и т. д. Успех воспитания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. И если мама предъявляет к ребенку требования, а папа освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребенок будет делать так, как захочет. Вот почему требования к детям должны быть едиными. Если ребенок будет постоянно ощущать это единство, то у него выработается устойчивая привычка послушания. Очень важно, объяснить ребенку для чего он будет выполнять эти требования. Ребенку можно объяснить очень многое: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и т. д. Иногда бывают случаи, что даже послушный ребенок не всегда выполняет ваши требования. Это объясняется разными причинами. Например, дети реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому если вы хотите, чтобы ваши дети выполняли ваши поручения, обращайтесь к ним спокойно, ровно, а порой и ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на ваше распоряжение как на нечто необязательное. Избегайте распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: «Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!» Хорошее желание ребенка довести начатое дело до конца, помочь маме с уборкой в квартире, сделать что-нибудь приятное бабушке и прочее – надо всемерно поддерживать и поощрять. Надо четко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения и при этом объяснять причины запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания. Но иногда искушение сделать что-нибудь запретное настолько сильно, что ребенок не в состоянии ему противиться. В таком случае, лучше всего постараться отвлечь малыша: напомнить, что он хотел о чем-то рассказать вам, вспомнить о каком-нибудь интересном случае, предложить вместе чем-нибудь заняться. Когда никакие отвлечения не помогают и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на капризы. Ребенок увидит, что его слезы остаются без внимания и постепенно успокоится. Послушание ребенка формируется в деятельности, в процессе выполнения хороших поступков. Участвуя в поддержании чистоты, уюта, ребенок учится заботиться о родителях, братьях и сестрах. Жизненный опыт детей еще не значителен, они много не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержку у родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей. Одобрение, похвала поднимут настроение, укрепят веру в свои силы. Недостаточно сказать «молодец» или «хорошо»: нужно оценивать конкретные действия, слова, отмечать, что хорошо и что плохо.

Дети будут слушать вас, если чувствуют, что вы слушаете их. Мы часто удивляемся почему дети нас не слушаются, хотя сами демонстрируем им совсем обратное, забывая, что они нам рассказывают и отмахиваясь от их разговоров, когда устаем или заняты. Слушайте своих детей внимательно, чтобы понять их мир или суметь разовраться в мотивах поведения, которое они демонстрируют.

Я, думаю советы и рекомендации помогут вам воспитать послушание ваших у детей. Важно помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим собственным поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребенка.

Успехов вам в воспитании своих детей!


Загрузка...