Портал для мам - Дом ответов

Произношение у детей дошкольного возраста. Игры со звуками. Что делать, если ребёнок не говорит Ребенок не произносит звук в

Если твой малыш к пяти годам не выговаривает все звуки, значит сейчас, летом, самое время отправиться на консультацию к логопеду. И начать заниматься с ним дома, чтобы потом, осенью и зимой, продолжить лечение на профессиональны занятиях в садике. Наши советы помогут сделать зарядку для языка не только полезной, но и интересной. Советы дает эксперт Евгения Живулько, логопед.

Сама думай!

Удивительно, но факт: иногда даже самые "продвинутые" родители не обращают внимания на то, что ребенок не начинает говорить. Полтора года, два, три - не говорит. Совет "доброй" соседки - "У моего тоже так было, а теперь болтает - не остановить" - ни к чему хорошему не приведет, ты только упустишь время. И задержка речевого развития отразится на жизни ребенка уже с первых дней детского сада. Ему будет трудно выразить свои просьбы, мысли. Малыш начнет нервничать, могут появиться нарушения в поведении, стресс и как следствие всего агрессия.

Так что будь внимательна, следи за малышом и отправляйся на консультацию к логопеду с ребенком, если:

В 2 года, общаясь со взрослыми, малыш использует только жесты.

В 3 года, если ребенка понимаешь только ты сама, а остальным нужен "переводчик".

В 5 лет, чтобы проверить, как развивается речь, правильно ли он выговаривает звуки.

Перед поступлением в первый класс. Убедись, что с развитием речи у твоего ребенка все в порядке.

Домашняя гимнастика

Самые простые и действенные способы справиться с невыговариванием звуков - это артикуляционная гимнастика. Звучит страшновато и сложно, а на самом деле это занятие простое и очень эффективное.

Артикуляция - это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. Она связана с работой жевательных, глотательных, мимических мышц, дыханием, работой подъязычной связки. Чтобы наладить их правильную работу полезно делать домашнюю артикуляционную гимнастику. Чаще всего дети дошкольного возраста неправильно произносят звуки Ш, Р - Рь, Л - Ль.

Основные правила гимнастики

Занимаемся ежедневно по 15 минут, делать это придется длительное время - наберись терпения.

Перед тем как начать занятие, сама разучи упражнение.

Перед ребенком поставь зеркало - так ему будет легче выполнять задания.

Перед началом занятия расскажи, как называются артикуляционные органы, и объясни, где что находится.

Каждое упражнение проработайте медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Не сердись на ребенка, если у него что-то не получается.

Для каждого занятия придумай маленькую историю, привлеки к занятиям любимые игрушки.

Пошипим!

Проблема - неправильное произношение шипящих. Слова для проверки: шар, шапка, уши, мыши, бабушка.

Виды неправильного произношения

Язык отодвинут в глубь рта, воздух с шумом проходит между сжатыми зубами. Иногда губы прижимаются к передним зубам, звук получается похожим на Ф.

Воздух "бьет" в обе щеки так, что щеки раздуваются. Звук получается "хлюпающий".

Кончик языка прижат к нижним зубам, а "спинка" языка выгнута. Звук получается мягче, чем нужно.

Шипящие звуки заменяются на свистящие Ш на С, Ж на З.
Упражнения

Согреем ладошки

Цель: плавная, сильна воздушная струя.

Описание: округлить губы и равномерно выдыхать воздух, как будто греем ладошки. Струя воздуха должна быть теплой.

Обрати внимание! Щеки не должны надуваться.

Непослушный язычок

Цель: расслабить мышцы языка, удерживая его широким.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлепывая, произносить звуки: "пя-пя-пя". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Обрати внимание! Язык должен быть широким, края касаются уголков рта.

Приклей конфетку

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу, на самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить ее к небу за верхними губами.

Обрати внимание! Необходима только работа языка, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Ветер

Произносим звуки ш-ш-ш, ребенок поднимает руки вверх и покачивает ими из стороны в сторону. Такое же движение для проговаривания слогов: ша, шо, шу, ши.

Ручки замерзли

Трем руки друг о друга одновременно произносим звук ш-ш-ш.
Полялякаем!

Проблема - неправильное произношение звука Л. Слова для проверки: лопата, стол, молоко, колесо.

Межзубное Л, звук произносится твердо, но кончик языка между зубами;

Вместо звука Л или Ль слышится звук У, В, Н, Й;

Носовое Л или Ль. Выдыхаемая струя проходит через нос, слышен носовой звук Нг.

Упражнения

Вкусное варенье

Цель: движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Обрати внимание! Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной.

Качели

Цель: умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными звуками.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Обрати внимание! Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка

Цель: укрепить мышцы языка и подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

Обрати внимание! Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Следи, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Порычим!

Из всех звуков русского языка звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают разными. Слова для проверки: рак, рыба, игра, корка, марка.

Виды неправильного произношения:

Звук Р может вообще отсутствовать в речи ребенка. В таких случаях речь малыша звучит примерно так: "Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей выходи комить звеей".

Звук Р может искажаться при произношении. Довольно часто встречается горловое произношение, которое также называют картавостью. Реже можно услышать боковое произношение звука Р, при котором вместо правильного звука слышится Рль или носовое по звучанию похожее на сочетание Нг.

Звук Р может заменяться другими звуками. Наиболее часто происходят замены на звуки Л, Й, Ы, Г, В.
Упражнения

Чьи зубы чище?

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Обрати внимание! Следи, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться открыть рот и "погладить" кончиком языка небо, делая языком движения вперед-назад.

Обрати внимание! Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следи, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Цель: плавная, непрерывная воздушная струя, идущая посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть маленький кусочек ватки на противоположный край стола.

Обрати внимание! Нельзя надувать щеки. Следи, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не звук Х, чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Цель: упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.

Описание: попроси ребенка повторить за тобой слоги: ра, ро, ру, ры, рэ. Потом их сочетания: ра-рэ ри, ро-ри рэ, ру-ри-ро и т. д. Поменяйтесь ролями, пусть ребенок придумает сам и назовет сочетания слогов.

И помни: каждый ребенок развивается индивидуально. Наши советы - это руководство к действию для внимательной, думающей и любящей мамы.

В последнее время встречаю все больше детей со смазанной, невнятной речью, где искажены или отсутствуют звуки даже раннего онтогенеза. Если раньше у детей к 7 годам не было двух-трех звуков: [р] и [л], то сейчас даже в школу ребенок приходит без свистящих, шипящих и вышеупомянутых сонорных звуков. Особую тревогу вызывает отсутствие у первоклассника свистящих звуков: [с], [з] и [ц], которые должны появится у ребенка с нормой развития к 4 годам. Работа над свистящими звуками не займет много времени: от одного до трех месяцев - главное вовремя начать.

Причины

Конечно, для этого необходимо обратиться к логопеду, чтобы он посмотрел, каков характер нарушения звукопроизношения свистящих звуков. Называется это нарушение сигматизм свистящих и делится на следующие виды:

    Межзубный сигмтизм . Явление, когда при произношении свистящих звуков кончик языка вываливается между зубов, отчего вместо звука [с] мы слышим или [с"], или шепелявый призвук [ш]. Связано это, в первую очередь, с тем, что у ребенка слабы мышцы языка, который напоминает тряпочку и не держится за зубками.

    Губно-зубной сигматизм . При производстве звуков [с] и [з] - зубы приближаются к верхней губе, вследствие чего мы слышим призвук [в] или [ф]: «фобака» вместо «собака», «велёный» вместо «зелёный».

    Боковой сигматизм . Когда ребенок произносит [с], язык заваливается на бок или рот искривляется в одну сторону, поэтому звучание приобретает шепелявый оттенок.

    Призубный сигматизм - кончик языка поднимается к верхним зубам, вместо звука [с] мы слышим [т"], вместо [з] - [д"]: «тяпоги» вместо «сапоги», «дяйка» вместо «зайка».

    Носовой сигматизм встречается, если у ребенка аденоиды или ринолалия, струя воздуха попадает в нос, вследствие чего звуки [с] и [з] приобретают носовой оттенок.

Также часто наблюдаются дефекты смягчения: когда ребенок вместо твердого [с] или [з] произносит их мягкие варианты. Это явление встречается в случаях, когда язык малыша напряжен, спинка задирается к верхнему нёбу, вызывая смягчение звуков. Ребенок с малых лет учиться говорить по подражанию и, если в семье сюсюкают или кто-то из членов также искажает звук, то вполне вероятно, что на слух малыш определит для себя «правильное» произношение. Поэтому важно, чтобы и родители дома чисто и четко разговаривали.

Учимся «свистеть» и «звенеть» правильно

При работе над любым дефектным звуком нам всегда в помощь - артикуляционная гимнастика. От ее ежедневного выполнения зависит половина успеха. Свистящие звуки [с] и [з] - одинаковы по артикуляции, поэтому для них подойдет один и тот же комплекс упражнений, главное понять, каков артикуляционный уклад нам нужен. Для звука [с] он такой: губы растянуты в улыбке, зубы стоят ровно друг над другом «заборчиком», между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка немного напрягается и поднимается к нёбу, его края прикасаются к верхним зубам, по центру языка образуется неглубокий желобок, по которому струя воздуха проходит свободно и выдыхается между щелью в зубах. Попробуйте!

Итак, нам необходимо выработать «желобок» на языке, небольшой верхний прогиб языка с опорой на нижние зубы («горка»), ровность положения верхних и нижних зубов - «заборчик», симметричную растяжку губ в улыбку. В тех случаях, если у ребенка чрезмерно напряженный или расслабленный язык необходим зондовый логомассаж языка.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Переходим к артикуляционной гимнастике, о которой подробнее можно узнать :

    «Заборчик»;

    «Улыбка»;

    «Улыбка-трубочка»;

    «Почистим зубки языком» - нижние зубы;

    «Желобок»;

  • «Киска сердится»;

Подробнее хочу остановится на последних четырех упражнениях. «Желобок» - сворачиваем язычок в трубочку, боковые края задираются кверху, кончик просовывается между зубами. Это упражнение не могут выполнить даже некоторые взрослые, поэтому нужно потренироваться. Для этого можно взять ватную палочку и надавить ей на середину языка, вызывая прогиб вдоль всего языка. Если это не получается, то я рекомендую положить ребенку на кончик языка небольшой кусочек ватки и дуть на него, открыв рот и высунув язык. При производстве звука [с] нам просто необходим небольшой желобочек на языке, чтобы по нему проходил воздух. При систематических тренировках желобок вырабатывается у всех детей без исключения.

«Горка» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка поднимается вверх, образуя горку, рот открыт. Это упражнение особенно полезно тем детям, у которых язык слабый и вываливается между зубов. Необходимо помнить, что при производстве свистящих звуков спинка языка должна быть немного напряжена. Если не получается выгнуть язык, то под него можно положить пластмассовую трубочку из-под сока, механически закрепив при этом кончик языка за нижними зубами шпателем или пальцем.

«Киска сердится» - это упражнение рассчитано на тренировку мышц языка с эффектом: напряжение-расслабление. На счет один язык упирается в нижние зубы и напрягается - «горка», на счет два - расслабляется, средняя его часть опускается, язык также продолжают упираться в нижние зубы, рот открыт, для удобства можно поставить на язык зубы.

«Сани» - старое забытое упражнение, но оно очень хорошо для слабых язычков при межзубном сигматизме. Рот широко открыт, губы в улыбке, отрывисто произносим звук: ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы. Язык напоминает сани, при этом его средняя часть автоматически движется вперед-назад.

Учимся правильно произносить звук [с]

Когда ребенок научится выполнять все упражнения правильно и без усилий, переходим к постановке звука [с]. Произносим протяжно - ссссссссссссссссс. Контроль: губы обязательно в улыбке и не съезжают в сторону, язык лежит на дне ротовой полости в виде небольшой горки, упираясь кончиком в нижние зубы, зубы стоят ровненько, образуя небольшую щель для прохождения воздуха, который на выдохе проходит по небольшому желобку вдоль языка. Если у ребенка не получается произносить [с] самостоятельно, то механически поможем ему, заправляя ватной палочкой кончик языка за нижние зубы, при этом можно немного надавить на язык для получения желобка. Если ребенок смыкает зубы, то ватную палочку можно закрепить между зубками, если не держит губы в улыбке - можно, помогая руками растягивать уголки губ в стороны. Струя выдыхаемого воздуха должна быть холодной и проходить через центр рта, а не в нос, как это бывает, или сбоку через щеку. Можно подставить тыльную сторону ладошки ко рту и проверить холодная струя или горячая.

Получив чистый изолированный звук [с], начинаем его автоматизировать в открытых слогах: сы, сэ, са. Слоги - со и су не берем на первом этапе, поскольку последующие гласные [о] и [у], требуют движения губ вперед, ломая правильную артикуляцию губ. Затем также отрабатываем в закрытых слогах: ас, ос, ес, ис, ус, ыс и т.д. Далее в слогах со стечением согласных: ска, ско, ста, спа, сва и т.д. Пробуем слоги су и со, затем начинаем автоматизацию в словах, где [с] в начале слова: сад, сыр, сын, сэр, собака; [с] - на конце слова: ас, таз, квас, ананас; в самом конце берем автоматизацию в середине слова: маска, каска, киска. Такая последовательность при автоматизации звука очень важна, поскольку требует дополнительных усилий ребенка при переключении органов артикуляции. Например, при произнесении слова «маска» ребенку необходимо в середине слова переключить губы на улыбку, а язык поставить в нижнее положение, не всегда это легко получается.

Этап автоматизации звука - самый долгий этап и занимает до двух месяцев. Традиционно мы автоматизируем звук сначала в слогах, потом в словах, фразах, предложениях и в связном тексте. Для того чтобы эта работа была наиболее интересной, можно использовать картинки с изображением предметов, содержащих заданный звук, игры с мячом, карточки, стишки, потешки, скороговорки. Речевой материал подбирается на каждый подэтап автоматизации. А также в повседневной речи взрослому необходимо каждый раз поправлять ребенка при неверном произношении, акцентируя внимание на тот орган артикуляции, который неправильно движется. Чаще всего малыши забывают раздвигать губы в улыбку, вытягивая их вперед, при этом и язык слегка поднимается вверх, а нам необходимо закрепить его в хорошем нижнем положении. Если у ребенка к 5 годам нет даже звука [с"], который появляется у нас уже к полутора годам, то это, по всей вероятности, дизартрия, в лечении которой потребуется комплексный подход медиков, логопедов, дефектологов.

Учимся правильно произносить звук [з]

Производство звука[з] отличает от звука [с] лишь тем, что включается голос. Чтобы вызвать интерес у ребенка можно показать, а потом попросить ребенка воспроизвести, как звенит комарик: з-з-з-з-з-з-з. Для наилучшего закрепления ощущения можно руку ребенка положить сначала на горлышко взрослого, а потом на свое, и произнести попеременно звуки [с] [з], тогда ребенок ощутит силу голоса - при [з] «моторчик заработал в горле». Постановка [з] чаще всего происходит по подражанию взрослому.

Когда появляется изолированный звук [з], начинаем работу по его автоматизации по той же схеме, что у звука [с]: в слогах, словах, фразах и т.д. Встречаются такие случаи, когда ребенок оглушает [з] и говорит вместо него [с]. Здесь нужно поработать над фонематическим слухом ребенка, возможно он плохо слышит эти звуки и не различает. В случае трудностей также возвращаемся к тактильным ощущениям: рука на горлышке.

Учимся правильно говорить звук [ц]

Звук [ц] является трудным для многих детей, так как это аффрикат, то есть состоит из двух звуков смычного и фрикативного [т] и [с], поэтому требует дополнительных усилий языка. Многие дети заменяют [ц] на [с]: «сапля» вместо «цапля», «писа» вместо «пицца». Дело в том, что при производстве [ц] требуется сначала поднять кончик языка наверх за верхние зубы([т]), а затем быстро опустить его вниз за нижние зубы ([с]). Если у ребенка не отработан верхний подъем языка, то ему сложно произнести [ц]. Поэтому для постановки звука [ц], кроме вышеперечисленных артикуляционных упражнений для свистящих звуков я рекомендую упражнения: «почистим зубки языком» - сверху и «парус» - поднимаем кончик языка наверх за верхние зубы и держим на счет до 20, рот при этом широко открыт.

При постановке звука [ц] - основной прием - это быстро произносить два звука [т] и [с]: тс-тс-тс-тс-тс-тс-тс (по подражанию). При появлении хорошего изолированного звука начинаем автоматизацию сначала в закрытых слогах, поскольку там [ц] находится в более звучной позиции, и более легко переключается язык от гласного к двойному согласному: ац-ац-ац - бац, ец-ец-ец - отец и далее уц, иц, оц, яц, затем также в словах, где [ц] находится на конце. Только после закрепления в закрытых слогах переходим к открытым: ца, цо, цу, цэ, ци; далее на позицию в начале слова: цапля, цирк, цокот и т.п. В самом конце автоматизируем в слогах и словах со стечением согласных: кольцо, крыльцо, отца, молодца. Если четкий звук [ц] появился во всех позициях слова переходим к фразам, предложениям, связной речи.

После постановки и автоматизации всех свистящих звуков дети нередко начинают их путать в речи, поэтому необходим еще один этап логопедической работы: дифференциация звуков. Чаще всего путают [с] и [з] (оглушение или озвончение), [с] и [ц]. В данном случае необходимо тренировать фонематический слух, используя игры: «хлопни, если услышишь звук», «повтори цепочку слогов»:

са-са-за, са-са-ца,

са-за-са, са-ца-са,

са-за-за, са-ца-ца,

за-за-са, ца-ца-са,

за-са-за, ца-са-ца,

за-са-са, ца-са-са.

На каждом этапе логопедической работы важно добиться хорошего результата как по закреплению звука в речи, так и по развитию фонематического слуха. Если какая-либо сторона речи у ребенка останется недоразвитой, то позже возможно появление ошибок на письме, таких как замена одного звука другим или их смешение. При чтении могут возникнуть аналогичные проблемы, поэтому лучше не откладывать работу по постановке свистящих в долгий ящик. Если ребенок к 4 годам не свистит и не звенит - это уже повод обратиться за консультацией логопеда. К 1 классу у ребенка должны быть поставлены и автоматизированы все звуки, так как начинается более сложный этап речевого развития - формирование письменной речи.

Юлия Савельева

Что делать, если ребёнок не говорит?

Что делать, чтобы дошкольник успешно обучался в школе?

Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция. Недоразвитие речи проявляется в начальной школе Большой опыт практической работы с дошкольниками и младшими школьниками показал, что недоразвитие фонематического слуха влечёт за собой «неуспехи» ребёнка в школе. Это проявляется в первом классе, когда ребёнку приходится писать под диктовку, на слух. Пропуски, замена и подмена букв, переставление слогов, неправильное обозначение звуков буквами. Родители не понимают причины происходящего и с недоумением соглашаются на занятия с логопедом.

Мой ребёнок выговаривал и выговаривает все звуки! Зачем нам логопед? – удивляются они.

А виной всему недоразвитие фонематического слуха. Ребёнок не научился слышать, вычленять звуки в словах, а значит неправильно обозначит этот звук при письме, т.е. запишет слово с ошибками. Многие дети «двуязычны», русский язык им не родной, а учиться приходится в русской школе. Недоразвитие речи в первом классе может проявляться следующим образом:

  • неправильное согласование прилагательных и существительных в речи устной и письменной,
  • трудности в употреблении «йотированных» гласных,
  • в дифференциации и обозначении твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

Бытует мнение, что если у ребёнка слух в норме и все звуки он выговаривает правильно, то специальные занятия по развитию фонематического слуха ему не нужны. Это заблуждение. Как показывает практика, в первом классе для родителей бывают совершенно неожиданными проблемы и проблемки у ребёнка в письменной речи.

Что необходимо знать родителям дошкольника.

Заучивание букв, знание алфавита – это не показатель развития речи у ребёнка.

Это замечательно! Но это второй этап обучения. Ребёнок может читать до школы, но допускать речевые ошибки при письме. Он научается пользовать буквами-значками, но не постигает логики и правил обозначения звуков на письме. Проявляются эти проблемы к концу первого класса при написании слов, предложений, списывании текстов. Приходится слышать объяснение от родителей: «У моего ребёнка нет способностей к русскому языку. Он математик». Это заблуждение. Мы забываем, что исторически первыми в жизни человека появились звуки, а только потом письменная речь. Научите ребёнка слышать звуки и только потом обозначать их на письме.

Ребёнок любит играть. Воспользуйтесь этим, поиграйте с ребёнком! Это доставит огромное удовольствие и ребёнку, и родителям. В серии книг «Парные согласные», «Слышим, читаем и пишем правильно»

я предлагаю в игровой форме выполнить весёлые задания, решить орфографические задачи, поиграть со звуками. Задания направлены на развитие высших психических функций ребёнка, дают пищу для ума, развивают речь, логическое мышление, закладывают фундамент успешного обучения ребёнка. Даже если Ваш ребёнок уже обучается в школе и у него проблемы на уроках русского языка, эти упражнения для него. Вот несколько развивающих игр для детей от 4х лет.

Игра 1 «Поздоровайся со звуком!»

Вариант 1. Играть можно вдвоём с ребёнком. Возьмите для игры мягкие игрушки. В дальнейшем можно брать различные предметы или карточки.

Введение в игру.

Кто сегодня будет здороваться с нами? Назови, выделяя первый звук, - даёт инструкцию взрослый и помогает ребёнку это сделать.

С-с-с-с-собака, з-з-з-з-зайка, к-к-к-к-кукла, мь-мь-мь-мишка, ль-ль-ль-лисичка, о-о-о-ослик, у-у-у-у-утёнок, - говорит ребёнок.

Важно! Научите ребёнка выделять первый звук!

С тобой хочет поздороваться «с-с-с-с-с», - говорит взрослый.

Взрослый называет первый звук и проговаривает его до тех пор, пока ребёнок не подойдет к нужному предмету и не дотронется до него.

В дальнейшем можно усложнить игру, спрашивая: «Какой звук произносим мягко, а какой твёрдо?»

Важно! Похвалите ребёнка за любой успех, даже за самый незначительный.

Вариант 2. Играет группа детей.

Введение в игру.

Назовите своё имя, выделяя первый звук, - объясняет взрослый правила игры.

А –а-а-а-алина, О –о-о-о-оля, Дь-дь-дь-денис, - произносит каждый ребёнок по очереди.

Я хочу поздороваться с каждым из вас по очереди. Для этого я буду называть первый звук имени. Смотрите внимательно на мои губы и слушайте. Тот, кто услышит свой звук, пусть подходит ко мне и говорит слова приветствия, - объясняет взрослый правила игры.

А-а-а-а, «поёт» взрослый до тех пор, пока ребёнок не сообразит, что это зовут его.

Если имя начинается с согласного звука, то взрослый произносит первый звук отрывисто.

Ребёнок стоит напротив Вас в отдалении. Ему ни что не должно мешать на пути к Вам.

В дальнейшем, Вы можете усложнить игру, включая в неё определённые двигательные упражнения.

Например. Если Вы произносите гласный звук (поёте), то ребёнок бежит к Вам, дотрагивается до вашей руки и возвращается на место. Вы произносите звук до тех пор, пока ребёнок не дотронется до Вас, т.е. не поздоровается со звуком.

Если Вы произносите согласный звук (отрывисто, как бы выстреливая его), то ребёнку нужно допрыгать до Вас в данном ритме, дотронуться и вернуться назад произвольно.

Игра 2. «Подари мне звук».

Для игры понадобиться мяч небольшого размера. Можно играть вдвоём, тогда мяч перебрасывается между взрослым и ребёнком, а можно и в группе. Дети встают в линию. Взрослый бросает каждому ребёнку по очереди.

Вариант 1

Я буду бросать тебе мяч и дарить мягкий звук, а ты мне подари твёрдый звук, - объясняет взрослый правила игры.

Произносите: «БЬ» и бросьте мяч ребёнку.

Ребёнок ловит мяч, бросает вам его обратно и произносит этот же звук твёрдо: «Б».

Пары: К-КЬ, Н-НЬ, Г-ГЬ, З-ЗЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ,

В-ВЬ, П-ПЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ, Д-ДЬ, С-СЬ, М-МЬ,

Т-ТЬ, Б-БЬ.

Вариант 2. Вы дарите ребёнку твёрдый звук, а он возвращает вам мягкий.

Вы бросаете мяч и произносите: «Д», а ребёнок возвращает вам звук: «ДЬ», и т.д.

Я желаю Вам и Вашим детям успеха!

В последние годы все чаще встречаются дети, которые очень плохо разговаривают, у которых так называемая «каша во рту». Автор рассказывает о том, с чего начать родителям в коррекции нарушений слоговой структуры слова и как сделать этот процесс интересным.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?

Консультация для родителей.

Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова?

Прежде всего надо знать причину таких трудностей.

Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры.

Как научить ребенка выговаривать слова?

Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов, необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков:

  • речь с движением,
  • речь в определенном ритме,
  • отхлопывание ритмов,
  • простые логоритмические и танцевальные упражнения.

Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия).

Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки.

Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный, разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее.

Дидактическая игра «Отгадай,что звучало?»

Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.

Дидактическая игра «Тихо-громко».

Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.

Дидактическая игра «Барабанщик».

Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках).

Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза), /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.

2. Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искаженны у ребенка).

1. Произнесение за взрослым слогов:

только гласные (ау-уа-оа и др.),
открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ),
обратные слоги (АП-АП-АП;ОП-АП-ОП),(АМА-АМА-АМА),
слоги со стечением согласных (КВА-КВА-КВА),(ОВТ-ОВТ-ОВТ),
сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).

2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами:

Дидактическая игра «Попугай».

Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Дидактическая игра «Поймай мяч».

Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч. Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.

Далее ребенок произносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.

Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.

Чистоговорки:

Са-са-са, на носу оса.
Ло-ло-ло, еду я в село.
Ка-ка-ка, у меня рука.
Га-га-га, у меня нога.
Ва-ва-ва, на суку сидит сова.
Ва-ва-ва, вот вода.
Гуси-гуси — Га-Га-Га.
У Бобы были бобы.

Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

Дидактическая игра «Что делала Наташа?».

Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала,носила.

Словесные игры на улице.

Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

Упражнение «Что из чего?».

Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.

«Чей предмет?»

Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог:

КА: мака.. ата.. соба.. соро..;
ДА: пома.. побе.. пого.. шара..;
ДЫ: похо.. наря.. пара.. ;
ТА: пала.. ребя.. каю.. защи.. рабо.. забо.. газе.. высо.. боло.. лопа.. воро.. охо.. копы.. раке.. галле..;
ГА: бума.. вата.. теле.. доро.. раду.. кура.. белу..;
НА: коро.. воро..;
ВА:заба.. ана.. оро..;
МА: пижа.. пана..;
ША: копу.. кало.. поро.. афи…

Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!

Загрузка...