Портал для мам - Дом ответов

Произвольная память. Процесс запоминания у дошкольников Условия развития произвольного непроизвольного запоминания

Формирование произвольной памяти

В возрасте четырех пяти лет начинают складываться произвольные формы восприятия и запоминания. Именно в игре по мнению Леонтьева А.Н. создаются наиболее благоприятные условия для формирования и овладения произвольным запоминанием и воспроизведением. Тогда запоминание становится условием успешного выполнения роли, взятой ребенком на себя.

Например, количество слов, запоминаемых ребенком, выступающим в роли покупателя, чтобы купить в магазине определенные предметы всегда выше, чем слов, которые ребенок пытается запомнить по прямому требованию взрослого.

Перед тем, как ребенок овладевает произвольными формами памяти, проходит несколько этапов. Для начала ребенок видит перед собой лишь одну задачу - запомнить/припомнить, но необходимыми приемами для этого не владеет. Задача «припомнить» появляется раньше, это связано с ситуациями, с которыми чаще сталкивается ребенок, когда от него ждут именно припоминания того, что раньше он воспринимал. Немного позже возникает задача «запомнить», она основывается на опыте припоминания - ребенок начинает осознавать, что если он не приложит усилий, чтобы запомнить, то не сможет воспроизвести необходимое.

Обычно ребенок не изобретает приемы запоминания и припоминания - их подсказывают ему взрослые, например, давая поручения и предлагая тут же их повторить, или задавая наводящие вопросы «А что было потом? Что ты ел сегодня на завтрак?». Ребенок постепенно учится повторять, связывать, осмысливать материал с целью его запоминания, и в результате осознает необходимость специальных действий для запоминания и учатся использовать для этой цели вспомогательные средства.

Становление произвольной памяти

Значительное улучшение памятиребёнка Немов Р.С., с. 332 идет в дошкольном возрасте. Память начинает развиваться сразу в нескольких направлениях. Если говорить конкретно, то первое, что происходит - это возникает процесс произвольного запоминания, второе - память дошкольника превращается из непосредственной в опосредованную, и третье - активно развиваются средства и приемы, с помощью которых ребенок учится запоминать и припоминать.

Истомина З.М., исследуя развитие памяти, использовала следующую гипотезу - в младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются процессами несамостоятельными, а лишь входящими в состав той или иной деятельности, т.е. непроизвольными. Дошкольный старший возраст - время перехода от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. Одновременно происходит дифференциация особого рода действий с целью запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. При наличии соответствующих мотивов происходит активное выделение и осознание ребенком мнемических целей.

Исследование Истоминой З.М. было направлено на решение следующих задач:

Выявление условий, при которых дети выделяют цель запомнить или припомнить;

Изучение ранних, первичных форм произвольной памяти.

Эксперимент проводился в лаборатории с двумя группами детей. В первой группе - детям читали ряд слов, предлагая их запомнить, для того чтобы позже назвать их ведущему эксперимента. Во второй группе это же количество слов предлагалось запомнить в ходе игры, создающей для дошкольника мотив, чтобы запомнить и припомнить.

Результат исследования показал, что в процессе перехода от младшего дошкольного возраста к старшему, возможности памяти существенно изменяются. А именно - конец дошкольного возраста совпадает с выделением памяти в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в какой-то степени контролировать.

В 3 - 4 года запоминание и воспроизведение какого-либо материала входит в состав других видов деятельности и выполняется дошкольниками, как правило, непроизвольно. Старший дошкольный возраст характеризуется переходом к непроизвольной памяти благодаря тому, что перед ребенком все чаще ставятся специальные мнемические задачи, чем их больше, тем быстрее происходит переход.

При этом среди других видов действий в особую группу выделяются мнемические действия, которые выполняются в процессе той или иной деятельности. Мнемическими действиями называются процессы, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

В игре мнемические действия возникают и обособляются особенно легко и быстро, причем это относится ко всем возрастным группам дошкольников, начиная от 3-4 летних детей. До среднего дошкольного возраста у детей в силу особенностей их психологии и недостаточной готовности к серьёзной целенаправленной деятельности, в частности учебной, продуктивность запоминания в игре заметно выше, Немов Р.С., Кн. 2, с. 333 чем в других видах деятельности.

Для того, чтобы произвольная память ребенка полноценно развивалась, необходимо своевременно уловить и использовать стремление дошкольника что-либо запомнить. Сознательное намерение для запоминания отчетливо появляется у детей 5 - 6 лет, ребенок может намеренно повторять материал, который хотел бы запомнить. Повторениям нужно способствовать, т.к. они играют в развитии памяти очень важную роль.

память психологический ассоциация дошкольный

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Так, если в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие, то важнейшей особенностью дошкольного возраста, с его точки зрения, является новая система психических функций, в центре которых становится память .

Память заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении опыта человека. Запоминание, как и воспроизведение, бывает непроизвольным (при нём отсутствует сознательно поставленная цель) и произвольным: оно отличается целенаправленностью и наличием специальных способов запоминания и воспроизведения. В зависимости от особенностей этих процессов память делится на непроизвольную и произвольную. Память детей носит в основном непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли ребёнка, и он чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребёнка, могут непроизвольно запечатляться в его памяти. Непроизвольно запоминается то, что интересно ребёнку, что многократно повторяется: дорога, по которой он много раз ходил в детский сад; строение цветов и деревьев, которые неоднократно рассматривал на прогулке; содержание сказки, которую внимательно слушал дома и в саду. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребёнок сопереживает их героям.

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причём чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

Главными условиями продуктивности непроизвольного запоминания являются выполняемые ребёнком действия (в том числе и умственные) с предметами или материалом, подлежащим запоминанию. Качество непроизвольного запоминания, например, картинок, зависит от того, что он с ними делает: при простом рассматривании картинок дошкольник запоминает значительно хуже, чем если он группирует их по определённому признаку, то есть сравнивает между собой, находит общие признаки и на этой основе объединяет их. Большое значение имеет речевая деятельность детей. Ребёнок лучше запоминает предметы, когда он их называет.

Непроизвольная память, являясь господствующей в дошкольном возрасте, особенно на ранних его этапах, не утрачивает своего значения и во все последующие годы, но в детском возрасте именно непроизвольное запоминание обеспечивает ребёнку разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу, способствует овладению речью, формированию навыков поведения.

Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребёнка дошкольного возраста, -- это переход от непроизвольных к произвольным её процессам .

Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами), причём наиболее ранние его проявления наблюдаются в условиях сюжетно-ролевой игры.

Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически.

На протяжении дошкольного возраста под руководством взрослого произвольная память совершенствуется. У ребёнка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание. Это закономерно, поскольку во всех видах своей деятельности (в игре, конструировании, рисовании, выполнении поручений), при общении ребёнок должен опираться на усвоенные им ранее способы поведения, способы действий с предметами, он должен использовать знания, полученные им ранее.

Необходимость вспомнить приводит ребёнка к выделению цели запомнить, однако недостаточно поставить перед ним мнемическую задачу, нужно научить ребёнка, как запоминать, то есть научить его способам запоминания. С точки зрения способов произвольное запоминание делится на механическое и логическое. Механическое запоминание основано на многократном повторении. Ребёнок запоминает считалку, слова стихотворения, иногда недоступного для его понимания, потому что неоднократно сам повторил их или слышал. Некоторые психологи считают, что детская память - механическая. Один из известных исследователей этой проблемы, А. А. Смирнов, выделяет три группы фактов, которые обычно приводятся в пользу тезиса о механическом характере запоминания у дошкольников и младших школьников:

1) лёгкое запоминание детьми непонятного им и даже бессмысленного материала;

2) тенденция запоминать, не вникая в смысл того, что заучивается;

3) буквальность заучивания.

Причины же этих особенностей запоминания А. А. Смирнов видит, во-первых, в том, что такой материал привлекает, удивляет детей своей необычностью, своей звуковой стороной, ритмом (считалки, например) и поэтому запечатлевается в памяти; во-вторых, далеко не всякий материал доступен ребёнку, поддается осмыслению, а значит, вызывает у него стремление к буквальному заучиванию. К причинам преобладания в памяти ребёнка механического запоминания относится и отношение его к этому процессу. Для маленьких детей задача запомнить нередко означает воспроизвести материал во всех деталях. Это порождает стремление к копированию, в частности, дети часто исправляют взрослых, если сказку, например, папа или мама начинают «своими словами». Ограничены ещё и речевые возможности ребёнка.

Механическое запоминание - это особая форма запоминания, а не просто ступень в развитии памяти.

Формирование логической памяти у дошкольников предполагает развитие их мыслительной деятельности, их умения анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, обобщать и классифицировать их.

Каковы же основные способы логического запоминания, доступные детям дошкольного возраста? Важным приёмом является повторение материала. Оно выступает в разнообразных формах: повторное восприятие предметов, повторное их называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала. Важно распределить повторения во времени. Если, например, для заучивания стихотворения надо 8 повторений, то наиболее рационально дать детям повторить его в 1-ый день 2-3 раза. На следующий день - ещё 2-3 раза и т.д. Разнообразие повторений имеет значение как для запоминания, так и сохранения материала в памяти.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности . Третий и четвёртый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Детям дошкольного возраста доступен и такой приём логического запоминания, как смысловое соотнесение .

Классификация является так же одним из способов логического запоминания.

В дошкольном возрасте у ребёнка начинают развиваться сложные виды памяти: произвольная и смысловая (логическая). Однако это происходит в условиях специального обучения.

Память детей характеризуется большой пластичностью, т. е. лёгкой запечатлеваемостью действующих раздражений.

Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста интересовала многих отечественных психологов. К примеру, А.А.Смирнов изучал внутренние природы глобальной зависимости протекания и развития психических процессов у ребёнка от характера и структуры его деятельности и механизмов формирования психического отражения в человеческом онтогенезе. П.И.Зинченко проводил интенсивные исследования содержания и структуры различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния на развитие памяти. Л.С. Выготский рассматривал память как сложную деятельность ребёнка, формирующуюся под влиянием общения со взрослыми в процессе активной мыслительной деятельности ребёнка. Эти идеи были развиты в исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.В. Занкова - их работы создали необходимые психологические основы для разработки новых, более эффективных методов обучения, которые позволяют детям усваивать такие знания и овладевать такими способами действий,которые ранее считались малодоступными.

Наиболее широко рассматривается проблема значения и развития различных сторон памяти детей в дошкольном возрасте в исследовании З.М.Истоминой, которой установлена зависимость процессов памяти (запоминания и воспроизведения) в дошкольном возрасте от той деятельности, в составе которой они осуществляются, изучены возрастные и индивидуальные различия процессов памяти у детей разного дошкольного возраста, выявлены различные уровни и стадии развития мнемонических процессов у дошкольников, установлены соотношения уровней развития различных сторон процессов памяти (быстроты и точности запоминания), между различными видами памяти (произвольным и непроизвольным), выявлены пути успешного формирования логической памяти у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память. Она обеспечивает запоминание наглядных образцов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.д. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящих в различных сферах психической деятельности ребёнка, и, прежде всего в познавательных процессах: восприятии и мышлении. На протяжении дошкольного возраста, как показала А.А. Люблинская, наблюдается переход:

От единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщёнными образами;

От «нелогичного», эмоционального, нейтрального, часто смутного расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несуществующие детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, чётко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определённые отношения к нему ребёнка;

От нерасчленённого, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разных видах деятельности;

От оперирования отдельными оторванными друг от друга представлениями к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, т.е. отражающие предметы в многообразии связей.

Роль памяти в развитии ребёнка трудно переоценить. С её помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно.

Словесно - логическая память - это память на отдельные слова, понятия, мысли.

Оперативная память имеет важное значение при осуществлении любых более или менее сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, при чтении, списывании).

Одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание . Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательное впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основной, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной. Чем младше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка - различны.

Особенно богата память дошкольника образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов, а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребёнок подметил у отдельного дома, у отдельного животного и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь». Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность . Дети могут легко заучить наизусть стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти.

В течение первого года жизни формируются все генетические виды памяти - эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память есть, по некоторым данным, уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты.

Есть один факт, который называется фактом амнезии - младенческий возраст и раннее детство всеми забывается.

Связных воспоминаний из эпохи раннего детства обычно в сознании не сохраняется, настолько своеобразно организована память и настолько мало участвует она во всей деятельности сознания. Память выдвигается на первый план в последующих возрастах.

Память у ребёнка в раннем детстве проявляется всегда в активном восприятии-узнавании.

Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, но уже в возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно - образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно - логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов.

Считается, что 5-й год жизни является в среднем началом периода более или менее удовлетворительного запоминания, поскольку именно с этого года впечатления детства носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны, разрозненны и немногочисленны.

К 6 годам жизни в психике ребёнка появляется важное новообразование - постепенный переход от непроизвольного, непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним психологическим признаком является стремление ребёнка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. В ходе детского развития складывается новая функциональная система, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память и внимание, которые при формировании специальных действий приобретают произвольный и преднамеренный характер. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижения в общем умственном развитии внимание приобретает большое значение в развитии познавательной деятельности.

Разделы: Работа с дошкольниками

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.Г.Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
А.Н.Леонтьев произвольное запоминание рассматривает как «целенаправленный опосредованный процесс, включающий определённые приёмы и способы запоминания». Результат его исследований показал, что в условиях эксперимента с запоминанием слов (с опорой на картинки) некоторые старшие дошкольники уже способны пользоваться этим приёмом запоминания, о чём свидетельствует значительное повышение числа удерживаемых в памяти слов по сравнению с числом слов, запоминаемых ими без помощи картинок. Им же было выдвинуто положение о том, что в это возрасте запоминание остаётся ещё непосредственным и непроизвольным.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания, как проверить и контролировать правильность воспроизведении и т.д.

Возникновение произвольной памяти связано:

а) с возрастанием регулирующей роли речи;
б) появлением идеальной мотивации;
в) умением подчинять свои действия относительно отдаленным целям (например, наблюдение за бабочкой, чтобы потом ее нарисовать);
г) становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим.

Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя». В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связана с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношением к ним, с их включенностью в игровую деятельность.

Но уже в старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание, основанное на установлении содержательных связей между частями запоминаемого материала, между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта, хранящимися в памяти. Такое усвоение происходит только в условиях специального обучения.

Поскольку преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память, наиболее подходящим материалом для использования в смысловом запоминании в этом возрасте служат картинки.

Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов:

  1. Словесная постановка цели на запоминание, которая формируется взрослым.
  2. Появление у ребенка под влиянием воспитателей и родителей намерения что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание становится произвольным.
  3. Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается:

а) когда ребенок сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания (например, знакомство с новой подвижной игрой - правила);

б) когда для ребенка важен мотив, побуждающий его к деятельности, и происходит принятие цели (легче всего это происходит в игре; например, ребенок берет на себя роль «покупателя» в игре, принимает задачу «купить» для детского сада то, что ему поручено, и в «магазине» для него ставится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить»); цель запомнить и припомнить для ребенка в игре имеет конкретный смысл.

4. Осознание и использование ребенком некоторых приемов запоминания, которые выделяются из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально происходит повторение вслед за взрослым того материала, который необходимо запомнить, далее проговаривание, осуществление внешних действий, пространственное перемещение и т.п. В дальнейшем осуществляется смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

5. Действия самоконтроля, которые впервые появляются у детей в 4 года. Дети 5-6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал, исправляют неточности.

До самого конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети обращаются редко и, главным образом, по требованию взрослых.

В поле внимание исследователей - становление произвольного и опосредованного запоминания. Произвольная память - особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания. «Мнема» - это «совокупность органических функций памяти, которые проявляются в зависимости от тех или иных свойств мозговой и нервной ткани. В этом смысле многие психологи говорят о мнеме или мнемических функциях, выделяя, таким образом, натуральную или естественную память», так утверждал Л.С. Выготский.

Д.Б. Эльконин представляет основную линию развития формы запоминания в дошкольном возрасте: «в младшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного произвольного запоминания одинакова, в среднем и дошкольном возрасте эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного. И только в младшем школьном возрасте эффективность произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного».

Становление произвольных форм запоминания исследует в своей работе А.Н. Леонтьев. Он ведет речь «о становлении высших форм запоминания. Переход от примитивных, биологических форм памяти к высшим, специфически человеческим её формам, является результатом длительного и сложного процесса культурного, исторического развития». Так обстояли дела со становлением высших форм запоминания в ходе филогенетического развития человечества. Обращаясь к законам развития форм запоминания в детском возрасте, А.Н.Леонтьев формулирует принцип «параллелограмма». Принцип параллелограмма развития представляет собой не что иное, как выражение того общего закона, что «развитие высших человеческих форм памяти идет через развития запоминания с помощью внешних стимулов - знаков». Далее идет превращение внешних знаков в знаки внутренние. Происходит «вращение» знаков, вращивание внешних средств запоминания и превращение их во внутренние. Этот процесс связан с глубочайшими изменениями во всей системе высшего поведения человека. По словам А.Н. Леонтьева: «кратко его можно было бы описать как процесс социализации поведения человека. Сущность этого процесса заключается в том, что на место памяти особого биологического свойства становится на высших этапах развития поведения сложная функциональная система психологических процессов, выполняющая в условиях социального существования человека ту же функцию, что и память, то есть осуществляющая запоминание».

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, то есть ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре процессов запоминанием.
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников - обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать. Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

1) степени освоения соответствующих мыслительных операций;

3) характера обучения - только при его организации запоминание становится логическим;

4) наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

3.2. Формирование произвольной памяти

Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех - пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением, по утверждению А.Н. Леонтьева, создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купит в магазине определенные предметы. Оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был передать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).

Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего содержания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.

Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы передать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали сообщение, но не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение они не делали никаких попыток активно припомнить забытое. На вопрос, ч что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: «Ничего, все».

Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пытались запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение по пути к штабу. В ответ на попытки заговорить с ними в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто выпаливали его, но старались вспомнить забытое: «Сейчас скажу еще, сейчас...» Очевидно, что при этом они как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. (По материалам А.Н. Леонтьева.)

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давя ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом? А еще, каких животных, похожих на лошадей, ты видел?» и т.п. ребенок постепенно учился повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

4. Становление произвольной памяти

1. Раскрытие условий, при которых дети начинают выделять цель - запомнить

2. Первичные формы произвольной памяти

3. Условия развития произвольной памяти ребёнка

4. Применение детьми операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей

5. Формирование у ребёнка опосредованного и произвольного запоминания

4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания

В дошкольном детстве идёт процесс улучшение памяти ребёнка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Её совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нескольким направлениям. Первое - это придание процессам запоминания произвольного характера, второе - превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную, третье - развитие средств и приемов, как запоминания, так и припоминания.

Исследуя развитие памяти, Истомина З.М. исходила из следующей гипотезы. Предполагалось, что в младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются процессами несамостоятельными, а лишь входящими в состав той или иной деятельности, т.е. непроизвольными. В старшем же дошкольном возрасте совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. Активное выделение и осознание ребенком мнемических целей происходят при наличии соответствующих мотивов.

Исследование было направлено на решение следующих задач:


Содействующих пониманию материала, большое место занимают вопросы, направляющие внимание детей на главное; методические задания, на то что изображено на картинке и т.д. 1.2. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в советской психологии. С момента рождения ребенок взаимодействует с окружающими его людьми. В общении со взрослыми возникают и формируются все его...

3. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Раннее детство характеризуется сензитивностью к развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. 4. Для детей младшего школьного возраста особенно актуально использовать такие методы психологического воздействия, которые способствуют его активизации и...

Основанного на установлении содержательных связей между частями запоминаемого материала и между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта, хранящимися в памяти. 1.3 Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха Исследования отечественных дефектологов и психиатров (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Ф. Матвеев, Л.М. Барденштейн и др.) свидетельствуют о том, что...

С узнаванием формируется и воспроизведение, сначала непроизвольное, вызванное вопросом, подсказкой взрослого, сходным предметом или ситуацией, а затем и произвольное. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как...

На чтение 7 мин. Просмотров 2.8k.

По данным ряда исследователей (А.Г.Лурия, А.М.Леонтьев, Л.С. Выготский и др.), проявление памяти заключается в возникновении опосредованности и произвольности и наблюдается впервые в дошкольном возрасте.

Об особенностях проявления высших форм памяти у дошкольников свидетельствует ряд исследований, проведенных в рамках деятельностной концепции. Общей чертой этих исследований является изучение проявлений операционных и регулирующих механизмов памяти дошкольников в процессе стихийного развития и целенаправленного формирования.

В результате был определен ряд закономерностей развития, которые позволяют судить о возрастных особенностях памяти дошкольников, перспективах развития памяти в более старшем возрасте, о возможностях ее целенаправленного формирования и его рациональных способах. К таким исследованиям относятся труды Л.С.Выготского, А.М.Леонтьева, О.Г.Лурия, Л.В.Занкова, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко, 3.М.Истоминой и др.

В исследованиях О.М.Леонтьева, которые проводились по методике двойной стимуляции, созданной вместе с Л.С. Выготским, была выявлена закономерность развития опосредованного запоминания. Эта закономерность заключается в сближении результатов запоминания слов при помощи картинок и без них в крайних возрастных группах, т. е. у дошкольников (4 года) и взрослых.

А.М.Леонтьев объясняет это тем, что у дошкольников еще нет возможности использовать внешние средства запоминания и свой внутренний опыт, поэтому запоминание в обеих сериях опытов является натуральным, непосредственным. У взрослых, наоборот, запоминание в обеих сериях есть внутренне опосредованным.

Анализируя результаты этих и других исследований, А.Г.Лурия выделяет следующие фазы развития опосредованного запоминания, которые можно наблюдать у дошкольников:

  • 0-вая фаза (2,5 — 3 года) — ребенок не может использовать рисунок как вспомогательный условный знак и выполнить акт инструментального опосредованного запоминания;
  • 1-я фаза (3,5 — 5 лет) — ребенок может использовать рисунок как средство запоминания, а использование вспомогательных картинок может улучшить запоминание;
  • 2-ая фаза (6-8 лет) - ребенок для запоминания материала с помощью рисунков привлекает сложные ассоциации, но эти словесные ассоциации носят еще наглядный характер;
  • 3,4-и фазы относятся к школьному возрасту.

Аналогичные взгляды мы встречаем в работах Л.В. Занкова. Он подчеркивал, что существенные изменения в деятельности дошкольника, в его волевом развитии находят свое выражение в возникновении произвольного запоминания. Результаты наблюдений свидетельствуют о возможности элементарного произвольного запоминания в три годика, а эксперименты доказывают существование его у детей в возрасте 4 года.

Л.В. Занков утверждает, что постановка для себя задачи запомнить поручения впервые встречается у детей 4-5 лет. Но ребенок еще не пользуется средствами запоминания до пяти или шести лет. Подчеркивая роль памяти в развитии сознания ребенка, Л.В.Занков отмечает: «С возникновением воспоминаний сознание ребенка впервые выходит за пределы воспринятого им в каждый данный момент».

Со сравнительными исследованиями непроизвольного и произвольного запоминания дошкольников мы знакомимся в трудах П.И.Зинченко. В этих исследованиях была доказана способность дошкольников к произвольному запоминанию с использованием классификации.

В своих исследованиях П.И.Зинченко модифицировал для дошкольников свою методику и взамен 15 рисунков с числами использовал 15 рисунков со значками (крестиками, кружочками, палочками пяти цветов).

Со средними и старшими дошкольниками проводились индивидуальные эксперименты, и были получены высокие показатели непроизвольного запоминания после классификации рисунков (соответственно у средних дошкольников — 9,6; у старших дошкольников -11,1).

Зависимость непроизвольного запоминания от содержания деятельности у старших дошкольников изучалась с помощью такой методики. Детям предлагали придумать к каждому из 10 слов в первом опыте слово с конкретным смысловым связью (молоток — гвоздь), а во втором опыте — слово, что означает качество или состояние первого слова (петух - поет).

Оказалось, что в лабораторных опытах эффективность запоминания у дошкольников вдвое ниже, чем у младших школьников, а в игре — выше, чем при лабораторных опытах и одинаковая с младшими школьниками.

П.И.Зинченко подчеркивал, что старшие дошкольники принимают задачи с использованием классификации в целях запоминания, пытаются его выполнить, но уровень овладения классификацией как познавательным действием еще недостаточен для использования его в мнемических целях.

Поэтому, по мнению П.И.Зинченко, наивысшую эффективность в дошкольном возрасте имеет именно непроизвольное запоминание; классификация же, как познавательное действие, в своем развитии в среднего дошкольника находится на начальном этапе (не может осуществляться самостоятельно и является детализированной), у старшего дошкольника — находится на этапе усовершенствования (осуществляется самостоятельно, но еще детализированная).

Исследования, аналогичные исследованиям Л.М. Житниковой, проводила 3.М. Истомина. Разница заключается в том, что как мнемическое средство использовалась не классификация, а смысловое соотнесение. В ее исследовании также подтвердились значительные возможности овладения детьми дошкольного возраста приемом смыслового соотношения (слов и рисунков) как мнемическим. Такие возможности были отмечены у некоторых детей пятилетнего возраста и в большинстве шестилетних.

Исследуя возрастные особенности развития памяти дошкольников относительно различных ее видов, 3.М. Истомина отмечает, что:

  • при воспроизведении большинство четырехлетних детей выделяют цель запомнить, а у половины наблюдаются попытки использовать простейшие способы припоминания (наиболее распространенный — это попытка при воспроизведении сохранить порядок показанных рисунков);
  • большинство пятилетних детей имеют направленность на запоминание: «проговаривание» направлено на будущее воспроизведение; припоминание приобретает черты самостоятельного процесса, который включает цель и некоторые способы (новый способ припоминания для данного возраста, когда ребенок опирается при воспроизведении на смысловое соотношение между рисунками, меняет последовательность материала, перестраивает его и группирует). Запоминание становится более продуктивным;
  • большинство шестилетних детей используют способы запоминания и припоминания;
  • произвольное запоминание продуктивнее по сравнению с непроизвольным на протяжении всего дошкольного возраста (различия данных 3. М. Истоминой и П.И. Зинченко, у которого наблюдалась высокая продуктивность непроизвольного запоминания, объясняется тем, что в него не ограничивалась экспозиция, и дети выполняли с рисунками задания, требующие мыслительной активности);
  • с увеличением возраста детей показатели вариативности обоих видов запоминания снижаются;
  • количество детей, у которых наблюдается низкий уровень воспроизводства, резко уменьшается в возрастной период от 3 до 4 лет, а количество малышей с высоким уровнем воспроизведения возрастает в период от 4 до 5 лет. Четких различий между пятилетними и шестилетними не отмечалось.

В младшем и среднем дошкольном возрастах частость высокого уровня производительности памяти увеличивается во время игры и при выполнении трудовых поручений. В старшем дошкольном возрасте (6 лет) высокий уровень проявляется в лабораторном опыте и при воспроизведении рассказа.

Некоторые исследователи памяти отмечали, что одной из основных характеристик произвольной памяти является самоконтроль.

Так, Н.М. Гнедова, изучая самоконтроль в памяти, подчеркивала его важность и определяла его как умение соотносить, сопоставлять полученные во время выполнения любой деятельности результаты с предложенным образцом для своевременного исправления ошибок и дальнейшего недопущения таковых.

Рассматривая исследования Т.А. Корман, 3.М. Истоминой, Л.М. Житниковой, Н.М. Гнедова отмечала, что этими психологами были отмечены попытки самоконтроля при воспроизведении у дошкольников. Так, при выполнении трудового поручения (3.М. Истомина) попытки проверить себя (вернуться к экспериментатора с просьбой повторить задание) наблюдаются в некоторых четырехлетних детей.

У Т.А.Корман приводятся примеры самоконтроля в процессе пересказа текста сказки взрослому.

Изучая особенности самоконтроля в памяти дошкольников, Н.М. Гнедова утверждает, что самостоятельные попытки самоконтроля у них не наблюдаются (в процессе трехкратного воспроизведение слов и рисунков), но указание взрослого в отношении самоконтроля и замена второго восприятия воспроизведением активизирует детей возрастом 4 года и более.

В отдельном исследовании дети получали задание контролировать себя при повторном восприятии. Инструкция перед вторым восприятием слов «запомните как можно лучше пропущенное» активизировала детей, начиная с четырехлетнего возраста, а на поведение трехлетних не повлияла, как и в опытах с запоминанием рисунков.

Загрузка...