Портал для мам - Дом ответов

Исторические формы развития семьи и брака. Эволюция семьи: взаимодействие полов в различных ее формах. Исторические типы семьи

Институт семьи различался в каждую эпоху и у разных народов, отражая специфику конкретных обществ. Но всем без исключения обществам присуща общая и естественная причина возникновения семьи - необходимость обеспечения выживания человека как вида, биологической непрерывности.

Семья возникает, прежде всего, по причине необходимости эту биологическую непрерывность обеспечивать, потому что человеческий детеныш - беспомощное и несамостоятельное существо, в отличие от всех других животных, имеющее самое протяженное детство. Отсюда необходимость ухода, вскармливания, воспитания, подготовки к самостоятельному существованию, которую обеспечивала первобытная группа в целом, а потом семья. Поскольку по мере развития цивилизации продолжительность детства увеличивается, зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится до 17 - 18 лет и больше. В этот период он нуждается не только в питании, которое не может добыть самостоятельно, другой материальной поддержке, но и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно в семье, поскольку она включает не только питание, проживание и начальное воспитание (это возможно и в детском доме), не только обучение, тренировку, усвоение знаний (это делает и школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства (генеалогию) и очень важные элементы формирования гармонической личности - любовь родителей и эмоциональное общение в семье. Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность - социальную "прописку" в данном обществе.

Семья - это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Характер отношений в семье, её структура и форма изменялись по мере того как изменялось и развивалось общество. Одним из первых исследователей, отмечавших исторически изменчивый характер семейно-брачных отношений был американский ученый Льюис Морган. Изучая быт североамериканских индейцев, он провел много лет в одном из племен ирокезов. На основе своих наблюдений сделал ряд выводов, которые изложил в работе "Древнее общество"(1877г.).

По его мнению, принятому затем абсолютным большинством социологов, последовательно сменяли друг друга пять форм семьи:

  • - кровнородственная (брачная общность между всеми лицами одного поколения, групповой кровнородственный брак);
  • - пуналуальная (брак нескольких братьев с несколькими женщинами другого рода, тоже групповой брак, но мужья и жены между собой не кровные родственники);
  • - парная (достаточно непрочное соединение супружеской пары);
  • - патриархальная (с выраженной властью мужа);
  • -моногамная (прочное соединение супругов, преимущественно с властью мужа как частного собственника, сохраняющаяся и до настоящего времени, но с тенденцией перехода к равноправным партнерским отношениям супругов).

Фридрих Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства"(1884г.), опираясь на исследования Л. Моргана, отмечает, что человек на разных этапах своего развития жил в различных формах брака:

  • - периоду дикости соответствовал групповой брак;
  • - периоду варварства - парный брак;
  • - цивилизации - моногамия.

Он связал становление форм семьи с развитием частной собственности, классов и государственных институтов, которые законодательно закрепили отношения в семье.

М. Ковалевский в "Очерке происхождения семьи и собственности" доказывал, что матриархальная, патриархальная и индивидуальная семья - это три различных фазы одного и того же развития.

П. Сорокин в работе "Кризис современной семьи", изучая эволюцию семьи, её функции и типологию, делает вывод, что выходом из кризиса семьи является возвращение семьи к традиционным формам, наполненным новым содержанием - умеренным консерватизмом, с помощью "моральной реконструкции".

На ранних этапах становления человека отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами. Самки предлюдей, как и обезьян, периодически переживали кратковременный (4 - 5 дней в месяц) период эструса - неудержимого влечения к спариванию. В эти дни самка спаривалась без разбора со всеми желающими, а в остальные дни спаривания не происходило.

Анатомическая и физиологическая перестройка организма в связи с переходом людей к прямохождению приводила к исключительно

высокой смертности "предженщин" во время родов, к резкому сокращению их числа в человеческом стаде. Из-за этого между мужчинами происходило немало конфликтов, которые нередко заканчивались их увечьями и гибелью. В этих условиях выживали те первобытные группы, в которых эструс был продолжительнее, причем его испытывали одновременно несколько самок.

Однако этот биологический фактор вместе с тем порождал новое препятствие уже "предсоциального" плана: никакой организм не может выдержать длительного периода крайнего сексуального напряжения. Поэтому, вместе с удлинением эструса, женщины в этот период становились как бы более "холодными", способными контролировать половое влечение и отдаваться уже не кому угодно, а лишь тем, кто вызывал их симпатию. Появляется избирательное отношение к мужчинам, своего рода биологический фундамент человеческой любви. Внутри первобытной орды начинают образовываться небольшие группы сексуально предпочитаемых партнеров, хотя никакими социальными нормами они не регулировались. Таким образом, удлиненный эструс оказался благом не для всех. Снова возникли условия для конфликтов, кровопролития внутри первобытного стада, что серьезно расстраивало хозяйственную деятельность человеческой общности, создавало угрозу для её выживания. Поэтому в зарождающемся обществе начинают формироваться социальные нормы для регуляции полового общения внутри рода, обуздания биологического инстинкта, зоологического индивидуализма. Так появились половые табу - строжайший запрет, за нарушение которого следует казнь, независимо от того вольно или невольно запрет нарушен. Запрет на половые связи мужчин и женщин данного рода распространялся на определенные периоды - подготовка к охоте, сама охота, беременность. Возникновение производственных табу сопровождалось и бытовым обособлением мужчин и женщин. Мужчинам запрещалось не только прикасаться к женщинам, но и разговаривать с ними, есть приготовленную ими пищу, даже находиться под одной крышей с ними.

С зарождением земледелия, возникновением сезонных полевых работ, свободные от действия половых табу периоды становились все более редкими и все менее продолжительными. Интенсивность полового напряжения нарастала - и у мужчин, и у женщин - и потому оставшиеся свободными от табу промежутки времени стали превращаться в своеобразные сексуальные оргии - праздники (З. Фрейд: праздник - это такое время, когда разрешается делать все то, что запрещается в другие дни). В эти дни происходило бурное, ничем не ограниченное общение полов (промискуитет), даже между родителями и детьми, братьями и сестрами (инцест). Таким образом, как бы снова возник кратковременный эструс, но теперь порожденный не биологическими, а социальными причинами. В это время еще не существовало ни брака, ни семьи (отдельной от рода) и воспроизводство людей было эндогамным (внутригрупповым).

Вместе с тем, табу привели к возникновению обычаев, которые впоследствии породили экзогамный брак (межродовой и на первых порах все еще групповой). Ведь табу распространялись только на членов своего рода, ограничивали половое общение только между кровными родственниками, представителей же других родов и племен не касались. Поэтому мужчины, встретив женщину из другого рода, могли воспользоваться ею как сексуальным объектом. Это же делали и женщины, если в поле их зрения во время сбора дикоросов или сельхозработ появлялся чужой. В период действия полового табу мужчины, находясь вдали от своих женщин, содержали в своей охотничьей хижине женщин из другого рода и таким образом облегчали свою участь.

Постепенно эти случайные связи превратились в обычные, необходимые, закрепленные родовыми правилами. И, по- видимому, люди заметили, что от связей с "инородцами" появлялось более рослое и крепкое потомство. Это был как раз период становления современного человека (homo sapiens - кроманьонец), происходивший на всей территории расселения человека около 40 тысяч лет назад.

Таким образом, из эндогамии, через агамию (временный запрет половых отношений), возникла экзогамия, т.е. систематические половые связи с представителями других родов. Так возникла первая форма брака и перехода от рода к семье. Л. Морган называет его пуналуальным , а по содержанию это кровнородственная семья на основе дуально-родового группового брака, где все мужчины одного рода ("фратрии" по Моргану) являются мужьями всех женщин другого рода. При этом "мужья" или "жены" приходили из другого рода первоначально только с одной, "брачной" целью.

Работали и жили они в своей материнской семье и никаких прав на имущество в роду мужа или жены не имели.

Возникала более или менее прочная связь нескольких родов, сначала только детопроизводственная, позже и организационно-хозяйственная. Этот первый вид брака не был еще в полном смысле браком:

  • 1) он не был персональным, кто именно был отцом ребенка установить было невозможно, поэтому происхождение считалось по матери и признавалась только женская линия родства;
  • 2) между родителями не существовало ни прав, ни обязанностей, ни взаимной ответственности;
  • 3) не было никакой организации по вскармливанию и воспитанию детей, которую можно было бы назвать семьей.

Материальной основой группового брака было, главным образом, собирательство и примитивное земледелие (См. главу "Общество", раздел "Типология обществ"). Женщина выполняла все работы, связанные с ведением домашнего хозяйства, а также собирала и выращивала продукты, а поскольку охота уже не всегда могла обеспечить пропитание рода, роль женщины в жизнеобеспечении рода была главной, отсюда не просто уважение, а фактическое управление родом. Эпоха матриархата, с которой совпадает групповой, дуально-родовой брак, продолжалась несколько десятков тысяч лет.

Постепенно, в рамках дуально-родового брака, на почве взаимных влечений начали складываться достаточно постоянные пары. Синдиасмический брак не регулировался обществом. Супругов связывала только добрая воля. При этом были различные переходные варианты, т.е. не только пара состояла из одного мужчины и одной женщины, но один мужчина мог быть связан парными отношениями с несколькими женщинами, а одна женщина с несколькими мужчинами. Так что более точно синдиасмический брак можно было бы называть первобытно-эгалитарным, т.е. равноправным. Этот вид брака возник примерно 25 тысяч лет назад, что связано с началом перехода к новым формам хозяйственных, экономических отношений внутри рода.

Первым шагом на пути к возникновению собственности был "дарообмен". С переходом от собирательства и охоты, связанных с бродячим образом жизни, к земледелию и животноводству, а соответственно к оседлому образу жизни, существенно увеличивается объем продуктов, которые теперь производят. Но прежняя форма распределения, когда все было общей собственностью и шло в общий котел, начинала тормозить дальнейшее развитие производства (поскольку и активные и недобросовестные получали поровну). Поэтому род вынужден был часть продукции распределять в качестве "премии", дополнительного вознаграждения членам рода, которые были наиболее успешными. Таким образом, наряду с уравнительным распределением начинает внедряться и распределение трудовое - по количеству принесенной добычи, произведенного продукта.

Если при уравнительном распределении право на долю продукта основывалось лишь на принадлежности к данному роду (независимо от степени трудового участия), то теперь уже это право основывалось именно на участии в создании продукта. Появление личной собственности, излишков продуктов у некоторых членов рода породило, кроме прочих социальных последствий, дарообмен как шаг к образованию семьи, к превращению её в хозяйственную единицу общества. Мужчина дарил "своей" женщине из чужого рода свою "премию", женщина могла дарить мужчине свою. И пока существовал дарообмен, существовала и связь между мужчиной и женщиной, а прекращение дарообмена означало и прекращение этой связи. Так появился индивидуальный парный брак.

Возникновение парной семьи с самого начала означало противопоставление её своему роду и подрыв основ материнского рода: чем больше отдавал мужчина детям "своей" женщины из другого рода, тем меньше оставалось детям своих сестер, своему роду. Но "муж" еще не являлся не только единственным, но и основным кормильцем "жены" и её детей. Для обособления парной семьи необходимо было, чтобы дарообмен стал кормлением, т.е. чтобы муж стал кормильцем жены и детей. В конце концов, внутри дуально-родовой организации образовалась постоянная локализованная хозяйственная единица - община, в которую входили мужья со своими женами и детьми. Окончательное отделение мужей от своих сестер, а жен от своих братьев привело к возникновению парной семьи (муж + жена и её дети). С возникновением парного брака половые отношения между партнерами были введены не просто в социальные, регулируемые моральными нормами, но и в социально-экономические рамки.

С возникновением и укреплением частной собственности происходило становление классовых отношений, которые явились основой для формирования современной формы брака - моногамии. При этом в классической форме моногамный брак и моногамная семья утверждаются лишь в зрелом классовом обществе.

Возникновение частной собственности означало, что один человек становится полным или верховным собственником средств производства, а другие - полностью лишенными их или подчиненными собственниками. Это приводило к обособлению отношений производства и распределения. Если вначале лишь одного членства в общности было достаточно, чтобы получать долю общественного продукта, затем для этого требовалось уже реальное участие в общественном труде, то теперь уже не членство в общности и не труд, а именно владение собственностью на средства производства стало основанием распределения созданного в обществе продукта. На смену уравнительному и трудовому пришло распределение по собственности.

И в рамках семьи происходят соответствующие изменения. Обязанность содержать детей полностью ложится на семью, причем мужчина выступает в роли кормильца лишь потому, что является собственником средств производства. Участвует ли он при этом в труде, не играет особой роли. Женщина выступает в роли иждивенки потому, что не является собственницей и её участие в труде (даже если только её трудом содержится семья) также не играет особой роли, так как собственником результатов труда считается муж, именно он и считается кормильцем. Вместе с тем на мужа возлагались и все обязанности, вся ответственность за семью. Муж в законодательном порядке объявлялся хозяином всех членов семьи, своих детей, вплоть до того, что в раннеклассовом (рабовладельческом и феодальном) обществе мог обратить их в рабство и продать. Материнская линия родства стала несущественной, на смену ей пришла отцовская. В Кодексе законов Наполеона четко отмечалось, что "отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери" - независимо от фактического отцовства. Это породило стремление мужчин обеспечить достоверность своего отцовства, чтобы передавать имущество по наследству своим детям, для чего исключить возможность вступления своей жены в связь с посторонними мужчинами. Отсюда требования целомудрия невесты, верности жены, право мужа убить уличенную в неверности жену, отправить её в тюрьму. То есть, на деле моногамия распространялась только на женщин. "То, что со стороны женщины считается преступлением с тяжелыми последствиями, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном". Вместе с тем односторонняя моногамия породила "подпольное равноправие", супружескую неверность и со стороны женщин. "Мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные". Ф. Энгельс. Соч., т.21, с.256.

В настоящее время практически невозможно встретить человека у которого не было бы конкретно сложившегося понятия о семье. Каждый, или почти каждый представляет ее как союз мужчины и женщины, у которых также могут быть дети, для некоторых культур общая семья - совокупность нескольких поколений таких семей. Но представление о семье на протяжении человеческой истории не всегда было таковым. Мировоззрение людей меняются. Меняются нормы морали и нравственности. Сложно представить какие изменения претерпевает понятие о семье. Семья менялась на протяжении долгих столетий и самая ранняя форма семьи невероятно отличается от современной.

Для того, чтобы приступить к рассуждению о семье, ее формах и эволюции семьи, необходимо, прежде всего, обсудить методы изучения. Несомненно, основным методом будет исторический. Ведь рассматривается история эволюции формы семьи, а без сравнения нескольких поколений или семей из разных веков это делать попросту невозможно. К этому вопросу уже обращались некоторые социологи. Один из них - Максим Ковалевский - социолог эволюционистского направления и общественный деятель. Он сопоставляет эволюцию человека и эволюцию семьи, говоря, что вторая является таким же естественным процессом, как и первая. "Предмет этот тесно соприкасается с открытием великого закона эволюции, которым Чарльз Дарвин обогатил биологию. С успехом применённое к наблюдению общественных явлений, это открытие стремится теперь распространить своё влияние, или, лучше сказать, всецело охватить философию истории и науки о религии, праве и нравственности. Помимо области теоретических построений идея эволюции приобретает всё большее и большее теоретическое значение" - пишет Максим Ковалевский в своём труде "Очерк происхождения семьи и собственности" .

Основным методом изучения Ковалевский называет историко-сравнительный, суть которого состоит в параллельном сравнительном анализе форм совместного проживания древних и современных народов. Этот метод скорее ищет сходства, чем различия, важно выявить общие черты развития. Основная цель - иллюстрация общих закономерностей эволюции. Также, не менее интересным методом изучения подобных процессов является метод переживаний. Он основывается на выявлении остатков прошлых традиций и обычаев с помощью анализа какого-то периода времени. Этот подход также заслуживает внимания, ведь не существует такого общества, которое способно в одночасье меняться кардинально, "отголоски прошлого" будут оставаться неотъемлемой частью любого локального промежутка времени в существовании любой группы людей. Однако "слияние" нескольких методов изучения М. Ковалевский называет наилучшим способом изучения. С этим невозможно не согласиться, лишь комплексное рассмотрение проблемы с различных точек зрения, непохожих, а порой и вовсе противоречащих друг другу мыслей может привести к положительному результату.

Заметим, что семья и система родства - разные вещи. Система родства более пассивна, в то время как семья динамично развивается. "В то время как семья продолжает развиваться, система родства окостеневает, и пока последняя продолжает существовать в силу привычки, семья перерастает ее рамки" - пишет Фридрих Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" . То есть если в нашем обществе мы можем назвать братьями или сёстрами только ближайших кровных родственников - детей собственных родителей, то в других обществах с иными системами родства эти понятия могут распространяться и на другие круги лиц. Например, согласно гавайской системе родства или системе родства некоторых индейских племён, брат и сестра могут быть отцом и матерью одного ребёнка, у ребёнка может быть больше, чем двое родителей и братьями зовутся не только самые близкие кровные родственники, но и гораздо более дальние. При этом форма семьи и система родства несколько противоречили друг другу. Ф. Энгельс пишет: "так же как и у всех американских индейцев, родственные отношения, вытекающие из существующей формы семьи, также находятся в противоречии с системой родства. Система родства, действовавшая на Гавайских островах, опять-таки не совпадала с фактически существовавшей там формой семьи". Сознание людей менялось, менялось ощущение семьи. Не только современному человеку но и людям прошлых столетий трудно было бы представить семью, основанную на сексуальной связи между родителями и детьми, а в более ранних, точнее сказать, в самых ранних формах семьи это считалось вполне приемлемым.

Для нас это может казаться странным, хотя для других людей это вполне нормально и считалось естественным порядком вещей. В данной ситуации уже можно судить об относительности понятий о семье в различных обществах.

Следует отметить такой факт, что чем более ранней является система родства, тем меньше преград между родственниками. Я имею в виду присутствие огромной связи между неблизкими родственниками. Например, двоюродные и троюродные братья и сёстры находятся в статусе наравне с родными. Следовательно, чем более ранняя стадия развития общества рассматривается, тем шире семьи. В современном обществе нормой является нуклеарная семья, в то время как в гораздо более раннее время нормой была очень и очень многочисленная, многопоколенная семья. Интересно то, что сам Ф. Энгельс сравнивает сообщества людей и животных. Млекопитающие легко образуют стада именно потому, что их система семьи не развита практически никак. В человеческих обществах также, пока не появляется чётко ограниченная отдельная семья, общее семейное племя имеет очень мало границ и многие из соплеменников - родственники. Если появляется отдельная семья - общая начинает разобщаться на такие локальные семьи и связь между ними становится всё слабее и слабее.

Основываясь на труде Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" можно отметить три глобальных акта, которые совершило человечество на протяжении своей истории. 1 шаг - основывается на ограничении половых связей между родителями и детьми (кровнородственная семья) - один из самых важных в истории человечества. 2 шаг - пуналуальная семья - ограничение половых связей между братьями и сёстрами - также очень важен так как значительно ограничил круг людей для вступления с ними в половую связь. 3 шаг - появление парной семьи. 4 шаг во всём этом процессе был завершающим - появление моногамной семьи. До сих пор большинство людей живут моногамными семьями и считают это взаимодействие мужчины и женщины для создания семьи естественным.

Параллельно с этим процессом оформления семьи шел также процесс ее внутреннего построения, устроения определенной структуры. В групповой семье у мужчин и женщин было несколько детей, причем некоторые из низ могли быть не "родными" в современном понимании этого слова, этих детей "делили" с другими родителями, в своё время у детей было больше пары родителей. В такой ситуации неизбежны беспорядочные половые связи. Следовательно, установить родство между родителем и ребёнком можно только по материнской линии. Торжествовала эра так называемого матриархата, материнского права, как его называет Ф. Энгельс, материнские линии были доминирующими.

Существует мнение, что в первобытных обществах женщины были рабынями своих мужчин. На самом деле всё происходило несколько иначе. За основу в обществе принимали физическую силу и физический труд. В некоторых обществах женщины занимали вполне уважаемое и почётное место. Но при этом они работали наравне с мужчинами, то есть использовался женский физический труд, в малой степени уступающий мужскому. На основании этого можно сделать вывод о том, что в какой-то степени все отношения и в племени, и локально между мужчиной и женщиной основываются на отношении к физическому труду и степени задействованности в нём сторон.

Но доминирование физического труда постепенно сменилось обладанием богатством. И в большинстве обществ складывалась ситуация, когда богатство сосредотачивалось именно в руках у мужчины. Вполне вероятно, что это происходило из-за той же приобщённости в физической силе. Ведь женщины к физическому труду были приобщены лишь в очень малочисленных племенах, и это было скорее исключением, чем правилом.

А если в руках мужчины сосредотачивается богатство, следовательно, ему необходимо было иметь наследников. Но в прежних условиях мужчина не мог с точностью определить собственного ребёнка. Это служило причиной для возникновения парной семьи. Это не исключало появления полигинии, или, в более редких случаях, полиандрии, но так как на протяжении всей человеческой истории соотношение мужчин и женщин было сравнительно одинаковым, то широкое распространение подобных явлений не могло осуществиться по понятным причинам - становилось либо слишком много свободных мужчин (в случае с полигинией) или слишком много свободных женщин (в случае с полиандрией).

Фридрих Энгельс утверждает, что женщины, после упразднения "материнского права" были порабощены мужчинами, установился патриархат. Патриархальная семья - переходная ступень от групповой и матриархата к индивидуальной семье современного типа. Это предположение выдвинул и доказал Максим Ковалевский в "Очерке происхождения семьи и собственности". Энгельс довольно интересно приурочивает борьбу между полами и классовую борьбу, говоря: "первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским". Действительно, взглянув на примеры из истории различных народов, можно сказать, что женщины - жены зачастую использовались мужчинами в быту. Служили как надобность, как необходимость для продолжения рода, не пользовавшаяся ни малейшим уважением со стороны общества. Парадоксально - древние греки стыдились любого проявления любви к собственным женам. Почетным считалось посещение гетер, а любить собственную жену - постыдно.

Ход истории вносил свои изменения. В эпоху средневековья браки были моногамными, в основном по расчёту. Все стремились преумножить своё богатство и в этом видели один из самых быстрых способов достичь своей цели. Как следствие отсутствия любви между супругами - гетеризм мужчин, блуд женщин. Романтическая любовь не отсутствовала как таковая, но она редко распространялась на супругу или супруга. Никто не выбирал себе жену или мужа. Можно даже заявить, что в какой-то степени, невольные люди - будь то рабы или крепостные - пользовались, если можно так сказать, большей свободой в отношениях между полами. Они не решали судеб государства, от них не зависело практически ничего. Поэтому эти люди во многих случаях имели возможность вступать в брак с теми, с кем хотели того сами. То есть в данном случае уже можно говорить о проявлении любви, если не в современном ее понимании, то хотя бы схожей с ней в какой-то степени.

Переход же к современному типу семьи осуществился после индустриализации. Когда женщины стали иметь возможность работать и зарабатывать, если не наравне, то хотя бы в малом уступая мужчинам, именно тогда появилась возможность заключения браков на относительно равных условиях. Появилась возможность заключать браки "по любви", на которых основываются новые семьи.

Но, ведь, семья состоит не только из женщины и мужчины. Союз двух, или, как мы рассматривали ранее, более людей - основа для дальнейшего воспитания детей. Этот момент стоит рассмотреть детальнее. На протяжении истории эволюционировало общество, естественно, вместе с ним эволюционировала семья. А так как дети - безусловная неотъемлемая часть семьи, отношение взрослых родственников к ним менялось с течением времени. Поколения сменяли одно другое, изменения же, даже самые малейшие, можно увидеть только сравнивая несколько поколений, более глобальные перемены реально можно разглядеть лишь с помощью исторического анализа, значительные переменяя происходят с течением долгих столетий. Это непосредственно связано с культурой. Именно детям человечество обязано появлению парной семьи и патриархата. Когда у мужчины в руках сосредотачивалось некое количество богатства, он должен был передать его по наследству своим детям. При групповой форме семьи определить отцовство по сути не представлялось возможным. Поэтому такая форма семьи с течением времени стала исчезать, на ее место пришла другая - центральное место в которой занимает отец. В обществах с наиболее ранней формой родства так называемых "преград" между родственниками существовало довольно мало. И если можно так сказать, то дети в определенном роду были общими. Соответственно, их воспитанием занимались многие члены такой большой семьи. В традиционных обществах, как правило, воспитанием детей занимается мать, причём, в связи с типичным образом жизни это воспитание основывается на опыте предыдущих поколений и жизнь "ориентирована" на интересы именно родителей. Это общества, в предыдущие поколения даже не могут представить себе, что жизнь последующих может сложиться как-то иначе, чем их собственная. Здесь дети, прежде всего, учатся своих предшественников. Такие общества известный американский антрополог и этнограф Маргарет Мид в своей работе "Культура и мир детства" называет постфигуративными .

После на место постфигуративных встают конфигуративные. Эта классификация занимает как бы промежуточное положение между теми обществами, где дети учатся у родителей и теми, в которых родители черпают знания у детей. Общества, в которых старшее поколение учится у младшего, полностью ориентированы на детей. Если в постфигуративных культурах больше учитывались интересы родителей, теперь же наоборот - в приоритете интересы детей. Такая ориентация на интересы, в первую очередь, ребёнка может возникнуть лишь в парных семьях партнерского типа, когда несколько угасает приоритет отца. Такой уже можно назвать современную семью. Всё больше и больше внимания уделяется детям.

Таким образом, семья прошла долгий путь, исчисляемый несколькими тысячелетиями, прежде, чем достигла современных форм. История эволюции семьи и понятий родства, несомненно, один из интереснейших моментов для анализа учёными-социологами. Это вызывает неподдельный интерес и у людей, не занимающихся наукой. Это так именно потому, что с понятием семьи люди сталкиваются ежедневно. Оно в определенных рамках закреплено в сознании каждого. А масштабы ее изменения и эволюции на протяжении веков немало впечатляют.

семья эволюция матриархат патриархат

Библиографический список

1. Максим Максимович Ковалевский, "Очерк происхождения и развития семьи и собственности" [Электронный ресурс] // URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/? art=494265, (дата обращения: 19.03.2012)

2. Маргарет Мид, Культура и мир детства [Электронный ресурс] // URL: http://www.countries.ru/library/culturologists/midm. htm, (дата обращения: 19.03.2012)

3. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1980, 23-94.

  • 8. Развитие социологической мысли в Украине в хіх− начала хх ст.
  • 9. Основные психологические школы в социологии
  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 34. Исторические типы семьи

    В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

      групповой брак − брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

      полигиния − один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

      полиандрия − один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

      моногамия − один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

    Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.

    Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии − патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы.

    Первой формой отдельной семьи была большая семья , или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название − патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья , состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья , образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.

    Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме - малой нуклеарной, элементарной семье , воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

    Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье − это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина − купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом.

    35. Основные типы современной семьи

    Типология семьи:

      Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

          традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);

          нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер));

          эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.)).

      Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

          патриархальная семья (основная функция – хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

          детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе);

          супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

      Типологии по различным основаниям:

          в зависимости от состава семьи:

      нуклеарная – родители и дети;

      расширенная – родители, дети и другие родственники;

      неполная – один из родителей отсутствует;

          по этапу жизненного цикла:

      молодая семья;

      семья с первенцем;

      семья с подростком;

      семья "покинутое гнездо" (когда дети вырастают и создают свои семьи);

          по социальному составу:

      семья рабочих;

      семья новых русских;

      студенческая семья и другие.

          По количеству родителей в семье выделяют − на полные и неполные (семья, где только один родитель) семьи.

          По количеству детей − на бездетные, однодетные, многодетные семьи.

          По типу поселения семьи делят − на городские и сельские.

          По стажу семейной жизни − молодожены, молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста, семьи старшего супружеского возраста.

    Семьи также типологизируют по национальному составу, числу работающих членов семьи, размеру жилой площади, числу иждивенцев и т.д.

    Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.

    Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. говорить о бездетных, однодетных, многодетных или.малодетных семьях.

    Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Российский исследователь В.С. Торохтий проводит типологию по следующим признакам:

      по детности: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная и многодетная;

      по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

      по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

      по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

      по семейному быту, укладу: семья - «отдушина», семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

      по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

      по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

      по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

      по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

      по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом поведения (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

      по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

      по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

      по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;

      по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

      по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

    Семья всегда предшествует государству и с возникновением государства семья составляла основную ячейку общества. Истории известны три формы семьи:

    1. Малая (или нуклеарная, индивидуальная) семья, состоящая из живущих отдельно от родителей и находящихся в браке и мужчины и женщины (отца и матери), а также их детей.

    2. Полигамная семья есть многобрачие в форме полигинии (брак одного мужчины с двумя или более женщинами) и полиандрии (брак одной женщины с двумя или более мужчинами).

    3. Расширенная (или большая) семья, состоящая из двух или более малых семей, из нескольких поколений, когда малая семья взрослого сына присоединяется к подобной же семье его родителей. Типичным примером расширенной семьи является патриархальная семья, которая включала в себя пожилого мужчину, его жену или жен, неженатых (незамужних) детей, его женатых сыновей, а также жен и детей последних. Обычно три поколения, включающие малые семьи отца и сыновей, жили под одной крышей - обычно 20 человек, но численность такой семьи могла доходить и до 100 человек.

    Преобладающей формой семьи исторически является малая семья.

    Функции семьи

    Семья выполняла важные социальные функции:

    1. Рождение детей, продолжение человеческого рода, удовлетворение половых (сексуальных) потребностей.

    2. Хозяйственная (экономическая) кооперация, основанная на разделении труда между мужчиной и женщиной. Мужчина, обладающий большей физической силой, может лучше справиться с задачами, требующими больших усилий, такими, как рубка леса, добыча полезных ископаемых, ломка камня, расчистка земли, строительство дома. Не отягощённый подобно женщине физиологическим бременем месячных, беременности и кормления грудью, он может также легче выполнить задачи, связанные со значительным отдалением от постоянного местожительства: охота, рыбная ловля, пастушество, участие в торговых экспедициях. Женщина, однако, не испытывает проблем с выполнением задач, требующих меньших усилий и исполняемых внутри дома или рядом с ним. Она занимается собирательством растительной пищи, доставкой в дом воды, приготовлением пищи, изготовлением одежды и предметов обихода. В аграрном обществе семья являлась основной производственной ячейкой общества.

    Такое разделение труда по половому признаку объясняется врождёнными физиологическими различиями между мужчиной и женщиной. Природа поручила женщине, а не мужчине образование зародыша, зачатие, беременность и рождение детей. Женщина, даже не будучи женой и матерью, рождается, живет и умирает с организацией, предназначенной для материнства. Поэтому роль женщины, это, прежде всего, роль супруги и матери. Преимущественное направление её деятельности - это служение в семье: многочисленные дети (в аграрном обществе - трое детей - это норма, многодетность - это пятеро и более детей), муж, домашнее хозяйство. Служение мужчины преимущественно вне семьи. Именно мужчины по общему правилу осуществляют военную, управленческую, религиозную деятельность, являются воинами, судьями, управленцами, жрецами, священниками.

    3. Содержание, уход за детьми, трудовое и религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, усвоение ими знаний и умений традиционной культуры. Они с детства обучаются тому, что должны знать мужчина и женщина. В аграрном обществе большое количество детей является фактором экономического преуспеяния семьи. Мальчики - это будущие мужчины, которые, вступив в брак, будут иметь право на земельный надел. Девочки - это будущие невесты, позволяющие поддерживать широкие связи за счёт породнения с другими семьями. Дети с раннего возраста уже с шести-семи лет постепенно приобщались к сельскохозяйственным рабатам ремеслу, что существенно облегчает жизнь родителей. Более того, выросшие дети оказывают родителям хозяйственную помощь, поддержку в старости при отсутствии гарантированных государственных пенсий.

    4. Расширение социальных связей путем формирования широкой сети родственников и свойственников (родственников супругов). Посредством брака стремились расширить свои родственные связи и иметь много родственников.

    5. Семья часто становится центром отправления религиозных культов, где отец выступал в качестве семейного жреца. Семья была неразрывно связана с культом предков, которые считались божествами - покровителями семьи, оказывали живущим необходимую помощь: посылали хороший урожай, приплод скота, рождение сыновей, рост богатства. Однако мертвые нуждались в пище и если живые переставали приносить им пищу в качестве жертвы, то они испытывали муки голода, становились враждебными им, насылали на них всевозможные беды. Этим устанавливалась особенно прочная связь между всеми поколениями семьи.


    При всем различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее имеется

    некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не

    будем рассматривать изменения семьи в доиндустриальную эру. Наша задача

    зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального

    общества к индустриальному.

    Отметим, что вряд ли можно найти какое-либо социальное явление, которое

    претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному

    обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и

    сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества.

    Обычно в этих целях используется сравнение "традиционной" и "современной"

    модели семьи.

    Во-первых, при "традиционализме" прежде всего бросается в глаза родственно-

    семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства

    над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью.

    Модернизм, напротив, отделяет родство от социально - экономической и

    политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.

    Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей

    семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают дома и не за

    плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы,

    появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой

    труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.

    Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая

    тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом

    экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется

    потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических

    и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных

    учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако

    в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие

    в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В

    феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как

    итог господства мужчин, поэтому часто желательное "равноправное"

    распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом

    "демократизации" семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются "оптимальные

    модели" семейного "равенства". Однако методология исследования, разработанная

    для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень

    первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики,

    поскольку сама установка ученых на "демократизацию" семьи не согласуется с

    законами функционирования малых групп.

    В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным

    домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными

    общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома и

    внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности

    отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего

    окружения в условиях модернизма.

    В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как

    правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию

    отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем,

    что проявляет индивидуальную активность.

    В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах

    такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность

    семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость

    модернизации становится менее престижным, уступая место ценностям

    индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных

    достижений, самоактуализация и т. п., что вызывается сменой основного типа

    семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.

    В-шестых, переход от централизованной расширенной семейно-родственной

    системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к

    децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество

    становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы

    пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и

    родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

    В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу,

    вызванному межличностной несовместимостью супругов.

    В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе

    межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от

    предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при

    сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных

    брачным контрактом).

    В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение

    контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному

    вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию

    беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении

    репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим

    границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной

    брачности, традиций пожизненного брака).

    Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше

    семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной

    многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре

    непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные

    изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить

    о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой

    однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических

    защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для

    общества уровне).

    Загрузка...