Портал для мам - Дом ответов

Сновидения в традиционной культуре. Евгений сафронов ульяновск фольклор экспедиции иномирные сновидения. Cтатьи со знаком * доступны для скачивания в pdf

Прочитав книгу Панченко Александра «Христовщина и скопчество. Фольклор и традиционная культура русских мистических сект» можно выяснить, что традиционная культура охватывает также и такой аспект нашей жизни, как толкование сновидений. В главе про сновидения автор даёт понять, что различные традиционные общества дают разное толкование этих явлений. Наиболее данная тема изучается в трудах западных авторов. В отечественной гуманитарии эти вопросы, к сожалению, редко подвергались специальному рассмотрению. Речь идет не столько о роли мотива сна в различных фольклорных и литературных текстах, сколько о культурном понимании сна как такового. Между тем хорошо известно, что все культурные традиции придают то или иное значение сновидениям и что у разных народов это значение может существенно различаться. В разных странах сны толкуются по-разному с различными целями.

Сложность вопроса усугубляется существованием различных философских и психологических подходов к проблеме сновидения. Большинство из них исходят из того, что сновидение представляет собой процесс, протекающий в реальном времени в сознании спящего. Предполагается, что сновидение в существенной степени подобно процессам, происходящим в сознании бодрствующего человека. После пробуждения сновидец может представить себе и другим отчет о сновидении при условии «запоминания» последнего.

Однако, этот вопрос был поставлен под сомнение еще в 1950-х гг. учеником Л. Витгенштейна Н. Малкольмом. Согласно с ним, единственный критерий сновидения - это рассказ о нем, и поэтому понятие сновидения производно не от психического опыта спящего, а от рассказа проснувшегося. Сон - не то, что снится спящему, а то, о чем рассказывает бодрствующий.

Единственной обзорной работой по этой теме является статья А. В. Балова, опубликованная еще в конце XIX столетия. Согласно его наблюдениям, можно говорить о следующих «видах» снов, имеющих мифологическое значение для народной культуры: «кошмар», который, по уверениям Балова, «почти повсеместно считается делом домового», «соблазнительные» и «греховные» сны, «производимые действием дьявола», «вещие сны», предвещающие судьбу (к ним относятся и сновидения, связанные с гаданием, и так называемые праздничные сны), «религиозные» сны, чье происхождение «народ единогласно приписывает Богу и святым Его», и, наконец, сновидения, в которых людям являются

умершие. Конечно, эта классификация имеет довольно условный характер, однако она все же может быть использована в качестве исходной модели при анализе темы сна и сновидения в русской крестьянской традиции. Здесь стоит предложить лишь одну предварительную коррективу. Дело в том, что вышеупомянутые особенности роли сна в культуре естественным образом приводят к поливалентности и вариативности его фольклорных функций. Ситуация припоминания и рассказывания сновидения придает последнему форму символа; уже на этой стадии сон получает статус независимой фольклорной единицы. В дальнейшем и сон-нарратив, и сон-символ может быть инкорпорирован в более сложную систему верований, обрядовых действий и т. п.

Таким образом, в фольклоре сновидение играет двойственную роль: с одной стороны, сновидческий опыт может привести к формированию того или иного нарратива либо побудить сновидца к определенным ритуальным и прагматическим действиям. С другой - сновидение нередко служит сюжетным (или даже сюжетообразующим) элементом различных фольклорных форм.

Исходя из этого мы видим, что даже толкование сновидений имеет место быть в традиционной культуре.

Заключение

Как мы видим, проблема традиционной культуры является довольно актуальной в наши дни. Она находит отражение во многих аспектах нашей жизни: не только в культурной, но и в повседневной.

В данной курсовой мне удалось дать хоть и примитивное, но своё собственное определение этого понятия. Исходя из работы, традиционная культура – это те культурные ценности и идеалы, которые передаются из поколения в поколение. Традиционная культура – это неотъемлемая часть каждого этноса, который обязан заботиться о сохранении традиций своего народа.

В работе была затронута тема сохранения традиционной культуры. Эта проблема является актуальной, особенно в наши дни. Современное общество – это огромная информационная система, в которой происходит общение между представителями различных этносов. В ходе такого общения наблюдается заимствование культур, а иногда даже подавление одной культуры другой.

Наиболее эта проблема актуальна для белорусского традиционного общества. Современное поколение по непонятным причинам стало забывать традиции своего народа. Если углубиться в историю, можно найти довольно большое количество языческих праздников, которые имеют место быть и в наши дни. Однако это всё постепенно утрачивается в ходе глобализации. Нынешнее поколение стало постепенно заимствовать праздники из различных культур мира, при этом забывая про традиционные праздники своей родины. В курсовой работе я раскрыла суть некоторых из них, а именно: Дзядов, Купалья и Коляд.

Также был раскрыт такой аспект традиционной культуры, как толкование сновидений. Исходя из изученных источников, мне удалось выяснить, что в различных традиционных обществах сновидения толкуются по разному с разными целями. В большей части эта тема изучалась западными авторами, однако в некоторых чертах нашла отражение и в трудах советских учёных.

Таким образом, мы можем говорить о необходимости сохранения традиционной культуры своей страны.

8.Список используемой литературы:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, С. Тернер С. Брайан. – М.: Экономика, 2000. – 413 с.

2. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях // ЖС. СПб., 1891. Вып. 4. С. 208-213

3.Захаров, А.В. Традиционная культура в современном обществе /А.В. Захаров// Социологические исследования. – Импакт-фактор РИНЦ – 2004, № 7, СС. 105 - 115

4.Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.

5.Панченко А.А. Проблемы сна и сновидения в контексте антропологического и фольклористического анализа /А.А.Панченко // Христовщина и скопчество. Фольклор и традиционная культура русских мистических сект/ АСТ., 2004 – с.52-56.

6.Русецкая, В.И. Особенности социокультурной идентичности белорусов /В.И.Русецкая//Социологический альманах. - М.: «Беларукая навука» – 2014.-№5 – с.260-266

7. Сосновская, Н.А. Представления об образе современной Беларуси

в общественном сознании населения страны /Н.А.Сосновская//Социологический альманах. - М.: «Беларукая навука» – 2013.-№4 – с.241-246

8.Основные черты традиционной культуры [Электронный ресурс]/ Основные черты традиционной культуры. - http://studopedia.org/2-25672.html

9. Традиции и обычаи Беларуси [Электронный ресурс] / Традиции и обычаи Беларуси.- http://probelarus.by/belarus/information/tradition/

Cтатьи со знаком * доступны для скачивания в pdf
Монографии :
1*. Сафронов Е.В. Сновидения в традиционной культуре. Исследование и тексты. - М.: Лабиринт, 2016. - 544 с.
Статьи :
2*. «Вещее» сновидение и «сбывшееся» событие: механизмы соотнесения // Народная культура Сибири: Материалы XIII научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. С. 220-224 (опубликованная версия ; расширенная версия ).

3. Образ «иного мира» в современных рассказах о сновидениях // Образ жизни и образ мыслей: материалы научных чтений (7 сентября 2005). Ульяновск: «Симбирская книга», 2005. С. 35-42.

4*. «Иной мир» в рассказах о сновидениях и представлениях, связанных с похоронно-поминальной обрядностью русских // Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. / Отв. ред. О.В. Белова. М.: «Сэфер», Ин-т славяноведения РАН, 2006. С. 115-130 .

5. Мотив «неродившегося» ребенка в рассказах о снах // Фольклор в контексте современной культуры: Юдинские чтения-2005: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 22 декабря 2005 г.) / Отв. ред. С.В. Супряга. Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2006. С. 140-143.

6*. Рассказы о сновидениях: критерии фольклорности / нефольклорности // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств - Электрон. журн. - М.: МГУКИ, 2006. - № гос. регистрации 0420600016. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Safronov.pdf, свободный - Загл. с экрана.

7*. Умершие как персонажи современных рассказов о снах // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2006. № 2. С. 29-30.

8*. О достоверности сна // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня: Сб. ст. в честь 65-летия С.Ю. Неклюдова и 40-летия его научной деятельности / Сост. А.С. Архипова, М.А. Гистер. М.: РГГУ, 2008. С.135-146.

9*. Рассказы об иномирных сновидениях в контексте русской несказочной прозы: автореферат дис. … канд. филол. наук. Ульяновск, 2008 .

10. Тот свет посещать // Духовная культура русских Ульяновского Присурья: материалы к этнодиалектному словарю. Москва: Лабиринт, 2009. С. 202-210.

11. Покойник прощается // Духовная культура русских Ульяновского Присурья: материалы к этнодиалектному словарю. Москва: Лабиринт, 2009. С. 197-201.

12*. Переход в инобытие: рассказы о визионерском опыте // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2008. №4. С. 23-25.

13*. Чудесное в сновидениях // Традиционная культура: Научный альманах. М.: ГРЦРФ, 2008. №2. С. 101-106.

14*. Актуализация «dream-telling» в похоронно-поминальном обряде (на материале Ульяновской области) // Вестник РГГУ. М.: РГГУ, 2009. Сер. «Литературоведение. Фольклористика». №9. С. 159-168.

15*. Домовой (материалы к этнодиалектному словарю «Духовная культура русских Ульяновского Присурья») // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2009. №4. С. 17-19.

16*. Растительный код в современных рассказах о снах // Этноботаника: растения в языке и культуре / Под ред. В.Б. Колосовой, А.Б. Ипполитовой. СПб., 2010. С. 108-121.

17*. К вопросу об индивидуальной вариативности фольклорного прозаического текста // От конгресса к конгрессу: Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов: Сб. докладов. М., 2011. С. 29-42 .

18*. Кладбище в индивидуальном ракурсе (полевые заметки) // Антропологический форум. СПб., 2011. №15 Online. С. 388-396.

19*. Типы визионеров // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М: ГРЦРФ, 2012. № 1. С. 33-36.
20*. [Ответ на вопрос редколлегии журнала "Антропологический форум"] // Антропологический форум. СПб., 2012. №17. С. 83-85.
21*. Современные экстрасенсы: особенности самопрезентации // Фольклор XXI века: Герои нашего времени: сборник статей / Сост. М.Д. Алексеевский. М.: ГРЦРФ, 2013. С. 132-141 .
22*. Сновидения и грезы Раскольникова (материалы к уроку по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского) // Литература в школе. М., 2013. №7. С. 6-11.
23*. Кенотафы как одна из современных форм объективации памяти о погибших (в соавт. с М.Г. Матлиным) // Этнографическое обозрение. М., 2014. №2. С. 36-47 (препринт статьи, принятой для публикации).
24*. Кладбище домашних животных: локальный вариант // Археология русской смерти. М., 2015. №1. С.122-146. [скачать: опубликованную версию ; или: версию с фотографиями (а также - с ссылкой на видео )]
25*. Река/ручей в рассказах о сновидениях // Волжская цивилизация: прошлое, настоящее, будущее: материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв.ред. Е.А Бурдин, А.Е. Баранникова. Ульяновск, 2017. С. 236-240.

Сны, иной мир и литература: эти темы соединились в новой книге «Сновидения в традиционной культуре» ульяновского писателя Евгения Сафронова. Автор исследует настоящие сны, в которых люди встречаются с умершими и посещают «загробный мир». Сборник выпущен в Москве в конце 2016 года, презентовали книгу в Ульяновске. Баланс научного и художественного в новом труде писателя изучал наш корреспондент.

Книга «Сновидения в традиционной культуре» — это первое полное исследование в России, которое освещает тематику «загробный мир и сны». В этой монографии около 500 рассказов настоящих людей, которые виделись в своих снах с умершими родственниками или близкими знакомыми. Анализируя, автор разделяет сновидения на несколько десятков жанров, композиций, признаков и показывает историю изучения этой темы.

Евгений САФРОНОВ
АВТОР
Где-то около 30 лет назад у одной женщины умер муж, и он снится ей и просит её, спрашивает «можно ли я женюсь?», причём женюсь на молодой и женюсь до обеда. Ну, она разводит руками, куда деваться, давай, хотя ей и обидно. Она просыпается и идёт на работу, и в этой время на её глазах сбивают молодую девушку, её знакомую. И потом так оказывается, совершенно случайным образом, что хоронят эту девушку рядом с могилой её мужа.

Подобные сны Евгений Сафронов собирает на протяжении 15 лет, это свыше 2000 историй, в литературе они относятся к фольклористике. Автор сам предложил научному миру термин «иномирные сновидения», исследовал их на примере жителей Ульяновской области. Собраны такие тексты благодаря фольклорным этнографическим экспедициям Ульяновского педагогического университета.

Евгений САФРОНОВ
АВТОР
Эти тексты, достаточно легко классифицируются на основе типичных действий иномирных персонажей, то есть покойники, как ни странно, в сновидениях совершают одни и те же действия. И несмотря на тысячи текстов, как бы, люди не сговариваясь рассказывают примерно об одним и тех же действиях, об одних и тех же местах.

Объяснения этому автор даёт различные: это и культурные стереотипы, и сам контекст. Анализ таких сновидений показывает их типичность, а по определенным символам, месту пребывания человека, даже языку сны подразделяются в книге на разные стили.

Михаил МАТЛИН
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ УЛГПУ
Конечно, в какой-то степени счастливый случай помог ему издать, это не так легко сделать. Потому что Евгений Валерьевич в прошлом году стал лауреатом Международного литературного конкурса имени Ивана Александровича Гончарова в номинации «Ученики Гончарова». Ну и тут, конечно, вот деньги, которые он получил, они и потрачены им на издание этой книги.

После первого издания работа автора по сновидениям не заканчивается, Евгений Сафронов продолжает собирать необычные явления и анализировать их через литературу. В сборнике «Сновидения в традиционной культуре» писатель не рассматривает психологические аспекты таких снов, даёт филологическую оценку, пополняя тем самым художественно-научное своеобразие страны.

Анжела Забашта, Олег Тоньшин, Репортёр 73

В конце 2016 года в Москве вышла книга «Сновидения в традиционной культуре», посвященная достаточно необычной теме – снам и видениям об ином мире. Автор – ульяновец, фольклорист, кандидат филологических наук Евгений Сафронов.

Монография любопытна, прежде всего, по двум причинам: в российской фольклористике эти тексты фактически не исследованы. И второе – большинство «рассказов об иномирных снах», опубликованных в книге (термин, кстати, впервые предложен автором упомянутой работы), записаны на территории Ульяновской области.
За последние 17 лет Евгений Сафронов зафиксировал более 2,5 тысяч подобных текстов. Наиболее интересные сюжеты мы рассмотрим в этой заметке.

«Женюсь на молодой» и синяки после сна

«Иномирные» – значит, так или иначе связанные с явлением покойников, описанием и посещением «того света».

Начнем с городских текстов. Лет тридцать назад у одной из жительниц Засвияжья умер муж. Буквально через несколько дней он снится ей и говорит: «Я ведь женюсь! Разрешение хочу у тебя спросить на это дело». Той, понятно, обидно, но вида она не подала. Говорит ему: «Женись, что ж с тобой поделаешь? Только куда же ты свою новую жену приведешь? У нас некуда: дети ведь!». «Не беспокойся! – отвечает умерший. – Нам с ней и дощатый сарай сгодится. Только ты учти: она очень молоденькая, и женюсь я нынче же днем!».

Сновидица проснулась и ближе к обеду пошла на работу – во вторую смену. Идти пришлось через перекресток на проспекте 50 лет ВЛКСМ. И прямо на глазах рассказчицы машина насмерть сбивает дочку ее знакомой – семнадцатилетнюю девушку. А затем так получается, что погибшую хоронят рядом с могилой мужа сновидицы. «Вот так – женился, выходит, он на ней!» – делает вывод женщина.

Вот еще один любопытный сюжет, записанный в Ульяновске.

Девушке приснилась ее умершая сестра и говорит: «Хочешь, я тебе покажу, где я сейчас нахожусь?». Получив ее согласие, покойница повела ее по лунной дорожке в другой мир – на Луну. Из увиденного на «том свете» сновидица запомнила, что там все ходят в одинаковых светлых одеждах.

«Тот свет» в сновидениях можно условно подразделить на хороший и плохой миры.

Затем провожатая вдруг сказала: «Всё, тебе больше здесь нельзя находиться! Пора возвращаться!». Стали закрываться некие двери, и сестре, чтобы сновидица успела, пришлось толкнуть ее. Когда девушка проснулась, она заметила у себя на плечах синяки от пальцев – ровно в тех местах, куда ее толкнула умершая сестра.

Барак и сумрак – приметы плохого мира

Одно из наблюдений, сделанных автором книги, заключается в том, что «тот свет» в сновидениях можно условно подразделить на хороший и плохой миры. Естественно, этой закономерности подчиняются далеко не все тексты. Так вот: нередко «плохой» иной мир описывается как сумрачное место, где покойники пребывают в неких клетках или бараках.

Иногда барак и полки в ином мире сравниваются с камерами хранения на вокзале, пчелиными сотами и т.п.

Вот пример такого рассказа, зафиксированного в Димитровграде:

«Снился сон, что я была в гостях у покойных родителей и у тетки. Видела, где они живут, то есть барак подземный, неблагоустроенный, – полки, на которых они живут. Там много людей, но между собой они не общаются, хотя живут рядом. Полумрак, сумрак, освещения нет… Проснулась со спокойным ощущением, словно была на экскурсии».

Иногда барак и полки в ином мире сравниваются с камерами хранения на вокзале, пчелиными сотами и т.п. Понятно, что такое подразделение миров далеко не всегда соотносится с христианскими представлениями об инобытии – хотя соотнесения с так называемым «народным православием», клеймами ада в иконописи вполне очевидны.

Видение после автокатастрофы

Помимо рассказов о сновидениях, Евгений Сафронов неоднократно записывал «обмирания» (видения во время летаргического сна) и описания иномирных видений при переживании клинической смерти, комы. Приведем один из ярких примеров.

«Тебе еще рано сюда!»

Друг рассказчика попал в автокатастрофу и во время комы пережил видение «того света»:

«Видел умерших отца, мать, брата. Они и другие покойники находились за красивыми, коваными воротами – но меня туда не пустили». Также он увидел там красивые сады и гуляющих людей. Ему скрутили руки и проводили в какой-то лес со словами: «Тебе еще рано сюда!».

Подробнее о научной книге, посвященной иномирным снам, а также о своих художественных произведениях, многие из которых основаны на реальных встречах с жителями нашего региона, автор расскажет на специальной презентации. Она состоится 10 февраля в 17.00 в областном Дворце книги.

Загрузка...