Портал для мам - Дом ответов

Адаптироваться в новом детском коллективе лагерь. Как помочь ребенку адаптироваться в лагере: советы психолога. Не подавайтесь на провокации

«Как ты повзрослел, как ты похорошела, тебя совсем не узнать» - такие отзывы часто можно услышать о ребятах, вернувшихся из детских летних оздоровительных лагерей. Летний лагерь предоставляет ребятам возможность приобретения нового опыта, проверки своих возможностей, способностей, большой эмоциональный подъем, общение с новыми друзьями, расширение кругозора, знакомство с новыми местами.

Однако особенности организации летнего отдыха влияют на психологическое состояние детей неоднозначно. К таким особенностям относятся:

  • небольшая продолжительность лагеря (в среднем 21 день) и дети не всегда успевают адаптироваться;
  • насыщенная, в основном коллективная деятельность детей;
  • ребята не знакомы друг с другом или мало знакомы;
  • необходимость подчинения жестким требованиям режима дня и правилам поведения, а подростки в основном ехали с установкой на свободу и независимость;
  • непонимание частью детей, куда они ехали, и чем будут заниматься
  • ограничение пространства лагеря, как следствие – дисциплинарные нарушения;
  • контингент детей (от смены к смене может быть очень разным).

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу:

  • определенная растерянность детей в начале смены и непонимание, что от них требуется;
  • к середине лагерной смены (9-10 день) усталость и спад активности
  • возрастание количества заболеваний, как защитная реакция организма
  • психологические стрессы
  • личностные проблемы обостряются – проблемы лидеров;
  • погружение в интенсивную деятельность, в сочетании с необходимостью одновременного выстраивания внутригрупповых связей, может привести к переутомлению участников, возникновению внутригрупповых конфликтов, общей неудовлетворенности и негативной оценке происходящего
  • если дети младшего школьного возраста – еще большое ощущение одиночества, дискомфорта, т.к. многие из них впервые выезжают из дома.

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Администрация лагеря начинает работу задолго до приезда детей. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены, который может начаться за полгода до смены и завершиться приемом детей в отряд. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников. В подготовительный период вожатые:

  • знакомятся с администрацией лагеря, педагогическим коллективом и техническим персоналом,
  • знакомятся с территорией, правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря,
  • по решению директора или его заместителя распределяются по отрядам,
  • составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей,
  • подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.)
  • принимают участие в благоустройстве лагеря.
  • Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.

1. Организационный период (оргпериод) длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с вожатыми и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («лидер», «исполнитель», «аутсайдер», «креативщик», «критик» и т.д.).

Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для вожатых. В первые дни перед вожатым стоит несколько задач:

  • познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы),
  • перезнакомить детей между собой, помочь адаптироваться к новым условиям познакомить с территорией, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда),
  • создать уютную атмосферу (красиво оформить палаты и корпус), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок),
  • включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены),
  • создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).

Работа вожатого с отрядом начинается с момента записи детей. Принимая документы, начинайте с ними общаться. Расспрашивайте ребят о том, бывали ли они в лагере раньше, чего ждут от этой смены, чем интересуются. Продолжайте активно общаться с детьми во время поездки в автобусе (поезде, самолете): устраивайте игры на знакомство, эстафеты, «шумовой оркестр», пойте песни. Возьмите себе на «заметку» тех детей, которые в этом лагере были неоднократно. Расспросите их о традициях лагеря, заручитесь их поддержкой - позже это пригодится.

Когда приедете на место, не спешите распаковывать вещи. Соберите ребят в холле, проведите первый отрядный сбор («Законодательное собрание»). Обсудите с ними правила, которые существуют в данном лагере, установите законы жизни вашего отряда. Позже, в течение дня обязательно дайте ребятам время на обустройство в своих комнатах и продолжайте знакомиться, выбирайте отрядную символику, начинайте подготовку отрядной визитки. Завершите первый день «Огоньком». Проведите его под девизом: «Каждый немного о себе». Второй, третий день можно посвятить оформлению отрядного места, изучению территории лагеря и т.д.

В оргпериод вожатому следует быть заботливым, справедливым и требовательным по отношению к детям. Особое внимание необходимо уделить организационным вопросам. В первые дни важно соблюдать режим, установленный в лагере. Сразу же объясните, как будет проходить тихий час (сон - для малышей; отдых с книгой в руках - для старшеклассников). Приучайте детей собираться всем отрядом в установленном месте перед едой или мероприятиями. Организуйте отбой в определенное время, ни минутой позже. Это потом, где-то в середине смены, в тихий час вы будете всем отрядом готовиться к конкурсу парикмахеров и визажистов, а ночью отправитесь на прогулку, но в первые дни будьте в организационных вопросах принципиальны и четко следуйте установленным правилам.

Обычно в оргпериод проводится «Открытие смены» - общелагерное мероприятие, в ходе которого детям представляют администрацию лагеря, вожатых, физруков, кружководов и других сотрудников, а каждый отряд показывает свою визитку (3 - 4 минутное выступление, раскрывающее идею названия отряда, и демонстрирующее, какие дети в нем собрались).

Первый пик трудности - кризисный период, когда отношения в отряде становятся очень напряженными, приходится, как правило, на третий день после приезда. Смена обстановки, обилие новых знакомств, эмоциональная загруженность - все это способствует нарастанию конфликтной ситуации в детской среде. Потому его еще часто называют «пиком эмоциональной усталости» , Для выхода из данной ситуации мы предлагаем на третий или четвертый день использовать экспромтно – творческую форму работы. Суть такой формы работы состоит в том, что она является для участников экспромтом (безусловно, хорошо подготовленным вами - вожатыми) и, самое главное, здесь присутствует заранее запланированный успех. Провести мероприятия, которые снимают напряженность у детей, дают им ощущение успеха и заряд бодрости на ближайшие дни.

2. Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к вожатому и его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам-лидерам.

На середину лагерной смены приходится второй пик трудности - «пик привыкания» (примерно 12-13 день). Привыкнув к определенному образу жизни, ребята начинают скучать, их мало что интересует. В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и вожатыми. Для преодоления пика привыкания мы предлагаем (на 13 - 14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник», «Праздник нечистой силы», «Зарница», встреча рассвета, поход с ночевкой и т.д. Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей данного отряда («Украденный полдник»), либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке (поход). Самое главное «перевернуть все с ног на голову».

3. Заключительный период начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к отъезду, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий.

Чтобы не омрачать интересные события предотъездной суетой, необходимо сделать следующее:

  • сдать книги в библиотеку, спортивный инвентарь - физруку и хозяйственный инвентарь - завхозу,
  • собрать чемоданы,
  • собрать постельное белье,
  • провести генеральную уборку корпуса.

Учтите, что в течение смены дети теряют многие вещи и придется приложить некоторые усилия, чтобы найти весь инвентарь, полотенца и личные вещи. Стоит сначала провести операцию «Розыск», а потом «Аукцион потерянных вещей». Впрочем, суета все равно будет.

Заключительный период не всегда проходит гладко. Как правило, в последние дни дисциплина стремительно ухудшается. Применяемое в случае серьезного проступка наказание «отправка домой задолго до окончания смены», в заключительный период теряет свой смысл и дети, прекрасно это понимают, чувствуют свою безнаказанность. Кроме того, некоторые ребята, осознавая, что смена заканчивается, и скоро контроль над ними возьмут родители, стремятся осуществить план под названием «оторваться на всю катушку». Часто это выражается в организации детьми «Королевской ночи», убегании ночью из отряда, тайном принятии изрядной дозы алкоголя перед последней дискотекой.

Не стоит паниковать. Вожатым нужно просто мобилизовать свои внутренние ресурсы и усилить контроль над детьми, т.е. проводить с ними все возможное время и легализовать некоторые шалости (договориться, что в последнюю ночь никого не намажут пастой, зато «украсят» корпус гирляндами из одежды, а утром быстро все уберут).

На эти дни приходится третий пик трудности - «пик усталости» . С одной стороны, ребята устали жить в большом коллективе, соскучились по своим родным и хотят поскорее вернуться домой. С другой стороны, не хочется расставаться с яркой лагерной жизнью. Не улучшает настроения и предчувствие скорого расставания с друзьями. Но ведь грусть может быть светлой. В последние дни проведите отрядные «свечки», на которых вспомните все хорошее, что было в этой смене, и запланируйте следующие встречи.

Также успешно проходят встречи рассвета, отрядные и общелагерные костры со стихами и песнями, которые можно организовать в непривычном для ребят месте за территорией лагеря. Пусть в начале смены каждый ребенок напишет письмо со своими пожеланиями, а на последнем «огоньке» Вы зачитаете эти письма. Настройте ребят на лирический лад. И не забудьте обменяться с детьми адресами и телефонами, чтобы обязательно встретиться вновь!

Еще раз кратко рассмотрим основные этапы лагерной смены

Деятельность ребят и их вожатых в загородном центре проще планировать разбив её в 3 периода смены. Это оргпериод (организационный), основной и завершающий. Рассчитывая собственную работу, вожатому необходимо исходить из задач данных этапов, так как это несомненно поможет ему наиболее отчетливо установить, какие же формы деятельности подбирать в конкретном обстоятельстве.

Оргпериод

  1. Обеспечение ребятам ощущения безопасности, самодостаточности;
  2. Знакомство детей между собой, со взрослыми и с критериями проживания;
  3. Принятие в коллективе ровесниками и взрослым;
  4. Установление статуса в коллективе;
  5. Развитие искусства обнаруживать цель между удовлетворением личных надобностей и реализацией общественных увлечений;
  6. Создание чувства «Мы» (семья, вместе, особые), доверия между собой;
  7. Создание групповых норм, ценностей и обычаев.

Представляемые формы работы:

  1. Экскурсия по лагерю;
  2. Различные игры на знакомство;
  3. Конфигурации работы с группами неустойчивого состава;
  4. Отбор названия и остальных характерных особенностей отряда;
  5. Установка традиций в отряде.

Основной

  1. Прогнозирование ситуации успеха;
  2. Обеспечение свободы выбора;
  3. Организация позитивного психологического настроения;
  4. Организация критерий для инициативности ребенка;
  5. Поддержание позитивного психологического настроения;
  6. Поддержка групповых норм.

Представляемые формы работы:

  1. Разнообразие предлагаемых форм деятельности с разнообразным составом участников;
  2. Общее планирование, исполнение дел;
  3. Организация полноправного диалога с детками;
  4. Совместная дискуссия появляющихся проблем.

Завершающий

  1. Формирование подведения результатов смены;
  2. Укрепление обретенных знаний и умений (общаться, помогать и т. д.);
  3. Осуществление перечисленных выше знаний и умений;
  4. Учреждение личной рефлексии;
  5. Учреждение групповой рефлексии.

Представляемые формы работы:

  1. Выставки творческих работ;
  2. Формы подведения результатов смены: забор, награда, вечерний разговор;
  3. Гала-концерты, фестивали (награда по разным творческим номинациям).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Реферат на тему Проблемы адаптация ребёнка в пионерском лагере и пути их преодоления

Студентки 1 курса 221 группы

Парычевой А. А.

Преподаватель

Сухачёв М. П.

Москва, 2009

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема адаптации в детском лагере…………………………

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере………………

2.1 Возрастные особенности детей………………………………………

2.2 Подготовленность родителей………………………………………

2.3 Выбор лагеря…………………………………………………………….

Глава 3. Психологические особенности смены, основные периоды…….

Заключение…………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………

Введение

Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Один из способов совместить отдых детей с отдыхом родителей от детей - отправить ребенка в детский лагерь.

Адаптационный период у ребёнка может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй - третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Я сама работала в летних лагерях каждое лето в течение пяти лет, и поэтому я решила написать реферат именно на тему адаптации детей в пионерском лагере.

Хочу отметить, что попадая в лагерь, ребёнок оказывается в совсем новом для него месте, которое значительно отличается от школы. В школе он проучился несколько лет, он знает детей и учителей, занимается учебной деятельностью, имеет определённый статус в классе.

Процесс привыкания к новому месту и новым людям всегда сопряжён с определенными стрессами и переживаниями как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Все это настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно включения в его структуру психологической службы, при разработке программы которой необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. Применение данных принципов в условиях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей детей, в работе психологической службы должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положение о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того, здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, ведь именно атмосфера, царящая в лагере, имеет определяющее значение на отдых и здоровье ребёнка.

Глава 1. Проблема адаптации в детском лагере.

Адаптация - процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, поэтому вожатым и психологам необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.

В контексте последовательного решения комплекса проблем представляется крайне важным организовать в условиях детских оздоровительных лагерей эффективную работу психологов и психологов-тренеров по коррекции эмоциональных состояний детей. Эта деятельность, естественно, не должна стать самодовлеющей, а должна выступать одним из направлений работы педагогов, наряду с досуговым, познавательным, развивающим. То место, которое отводится сегодня познавательному и развивающему аспекту работы с детьми, несомненно, заслуживает уважения, но современная реальная ситуация диктует необходимость усиления психогигиенической направленности профессиональной педагогической деятельности в условиях временных детских коллективов.

Практика показывает, что современным организаторам летнего отдыха детей приходится иметь дело с детьми, страдающими следующими типичными видами эмоционального неблагополучия:

  • расстройство поведения, вызванное ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);
  • расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
  • состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);

· эмоциональные расстройства, детерминированные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;

  • расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
  • невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т.д.);
  • стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении.

Как видите, многое из перечисленного связано с отношениями в семье, влияющими на ребёнка, а также его миропониманием, мировосприятием и психическим состоянием.

Таких проблем становится всё больше, и мне самой приходилось сталкиваться с ними фактически каждый раз когда я брала руководство отрядом.

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере

2.1 Возрастные особенности детей.

Так как сейчас идёт тенденция к формированию разновозрастных отрядов, то каждому вожатому, как начинающему, так и опытному, необходимо учитывать возрастные особенности детей, находящихся в его отряде, а также искать способы устранения конфликтов между ними.

Дети до 10 лет.

Для детей младшего возраста характерно упрямство и проявление собственной воли. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у ребёнка появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего мира, также не следует забывать, что маленький человек направлен на познание и самого себя. В любой семье ребёнок – центр, он привык к тому, что его все слушают, уделяют внимание преимущественно ему и поэтому вожатому сразу же надо поставить дитя перед фактом: ты в отряде не один, ты член коллектива.

Интересы:

1. Подражетельность – мы, вожатые и психологи – главный пример

2. Лёгкая изменяемость интересам. Цель должна быть ориентирована на ближайший результат.

3. Часто дети младшего возраста следуют принципу «Не получилось – не надо», следовательно наша задача научить их добиваться поставленных целей.

4. Основной вид деятельности в данный период – игровой. Чередование видов деятельности.

5. Любознательность

6. Конкретное мышление

7. Впечатлительность. Вожатый и стажёр – первые, кто должен произвести приятное впечатление на ребёнка.

Для детей до 10 лет характерны чувства: простодушие, открытость (ложь как таковая отсутствует), доброта. Они чувствуют фальшь, поэтому наш основной принцип – маленькая ложь рождает большое недоверие.

Главный оборот речи вожатых и стажёров: «Надо так». Ведь дети очень быстро забывают о том, что нельзя.

Дети 10-11 лет

Для этого возраста свойственны:

1. Жизнерадостность

2. Активность

3. Эмоциональная яркость

4. Преклонение перед физическими качествами

5. Недалёкие перспективы

Особенности: хвалить при всех, ругать с глазу на глаз. Главное в работе с детьми этого периода – не спешить с выводами при разборе конфликтов, особенно несли на конфликт повлияло что-то личное.

Дети 11-12 лет.

Велико значение коллектива. Им надо давать как можно больше самостоятельных поручений. Особенность этого возраста – бродяжничество. Также идет активное развитие абстрактного мышления, чувств, таких как любовь и дружба. Повышенный интерес к взрослым, их привычкам и поведению.

Подростки 13-15 лет.

Для них характерно формирование собственной точки зрения в противовес нашей. Поэтому вожатые должны строить с ними отношения на договорных основах, на принципах «торговли». Например, представим ситуацию: ребёнок не хочет идти на зарядку, в таком случае отбой для него будет в 9 часов вместо 10:30 вечера.

В этой категории существует своя моральная основа, поэтому любой поступок мы обсуждаем при всех, а затем делаем выводы. Каждый вожатый обязан заработать себе положение в отряде, и главное он должен делать только то, что может сам.

2.2 Подготовленность родителей.

Быстрее всего адаптируются к лагерной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет в лагере.

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и тому подобное. Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Родители начинают задумываться о том, куда отправить ребенка на отдых, чтобы тот успел набраться здоровья и новых впечатлений.

Как утверждает психолог Ольга Леухина, адаптационный период у ребенка может продолжаться от нескольких дней до 1-2 недель. В это время он привыкает к новому месту, учиться строить отношения с другими детьми, а также с вожатыми.

Для того чтобы адаптационный период прошел как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить к отдыху заранее.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ЛАГЕРЕ

Не подавайтесь на провокации

Конечно, поначалу многие дети жалуются своим родителям на то, что в лагере им плохо и скучно. Как правило, через несколько дней ребенок привыкнет, и начнет заводить новых друзей, поэтому не стоит бить в набат и тот час же ехать «спасать» малыша.

Ребенок рано или поздно включается в жизнь коллектива, привыкает к расписанию, установленному в лагере. И подобных жалоб больше не будет поступать. А в конце смены еще и расстроиться, что нужно ехать домой.

Подготовьте ребенка к лагерю заранее

Для того чтобы адаптационный период прошел быстрее и как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить к отдыху заранее. Так, родители могут составить , которому нужно следовать всей семьей.

Психологи советуют начать подготовку к лагерному распорядку за пару недель до отъезда. Вы можете в этот период попросить ребенка заправлять самостоятельно постель, приводить в порядок свои вещи и привить ему навыки гигиены.

Убедите его в том, что вы всегда рядом

Объясните ребенку, что после его отъезда вы будете очень скучать по нему, и что первые несколько дней ему могут показаться скучными. Однако, несмотря на это, он попадет в интересных коллектив, найдет новых друзей и будет вовлечен в захватывающие процессы, которые по большей части не доступны ему дома. Также дайте ему понять, что вы с ним будете в любое время на связи, и, что бы ни случилось, он может позвонить вам.

Объясните ему роль вожатых

Ребенок должен знать, что если у него вдруг возникнут какие-либо проблемы, он всегда может рассчитывать на помощь вожатых. Заранее создайте в ребенке доверие к вожатому, и на протяжении всей лагерной смены ваше чадо будет чувствовать себя уверенней.

КОГДА СТОИТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ

Как утверждают психологи, дети дошкольного возраста очень привязаны к семье и дому. Поэтому путешествие в летний детский лагерь, когда ребенок оторван от родителей, может оказаться для него большим стрессом, справиться с которым будет достаточно сложно.

КОГДА НУЖНО В ЭКСТРЕННОМ ПОРЯДКЕ ЗАБРАТЬ РЕБЕНКА ИЗ ЛАГЕРЯ

  • Адаптационный период у ребенка протекает очень болезненно;
  • он никак не может привыкнуть к новым условиям;
  • у него не складываются отношения со сверстниками или вожатыми;
  • он часто просит забрать его домой.

Принимать решение о том, отправлять ребенка в лагерь или нет, стоит сугубо индивидуально. Перед поездкой постарайтесь узнать о лагере и воспитателях как можно больше информации. Самое главное, чтобы ребенок был готов к этому и сам хотел поехать на отдых в летний лагерь.

В период летних каникул многие родители задумываются о том, как сделать отдых ребенка наиболее полноценным и запоминающимся. Сегодня существует масса возможностей подарить ребенку увлекательное времяпрепровождение, например, отправив непоседу в детский лагерь в Подмосковье .

Однако часто родители стыкаются с проблемой, что поездка в детский лагерь вызывает у ребенка стрессовое состояние. Ребенок, попадая в новую для себя среду обитания и окружение, очень часто испытывает некие внутренние неудобства, связанные, как правило, с адаптацией.

На первых порах дети очень скучают за домом, поэтому родители должны быть готовы к частым звонкам и слезам с мольбами забрать их домой.

Как советуют детские психологи, не стоит остро реагировать в первые дны на жалобы ребенка и его разочарование лагерной жизнью. Скорее всего, это временное явление, связанное с адаптационным периодом. Пройдет несколько дней и ребенок привыкнет, успокоится и, вероятно, в конце смены даже не захочет возвращаться домой.

Длительность периода адаптации может составлять от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, максимум на четвертый день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

Быстрее адаптируются к лагерной жизни дети активные, контактные и общительные , которые посещают спортивные секции, кружки рукоделия, художественные и музыкальные школы. Чем больше опыт коммуникации у ребенка, тем легче ему будет привыкнуть к детскому лагерю.

Как помочь ребенку адаптироваться к лагерю

1. Объясните ребенку, что после его отъезда вы будете очень скучать по нему, и что, скорее всего, первые несколько дней он также будет скучать, и это естественно. Однако, несмотря на это, он не должен бояться знакомиться с другими детьми, играть с ними, участвовать в жизни коллектива.

2. Очень важно, чтобы родители перед поездкой донесли до ребенка, что в любой ситуации он может обратиться к вожатому за помощью или советом.

3. Обязательно решите вопрос связи: обеспечьте ребенка мобыльным телефоном или выдайте телефонную карточку, чтобы ребенок мог в любое время позвонить домой. Однако наличие доступной связи вовсе не означает, что дети должны беспокоить родителей по любому, даже самому незначительному поводу. И, наоборот, родителям не стоит излишне контролировать своих чад.

4. Для того чтобы адаптационный период прошел как можно безболезненнее, ребенка необходимо подготовить заранее к отдыху в лагере. Так, родители могут научить ребенка заправлять самостоятельно постель, приводить в порядок свои вещи, привить навыки гигиены, рассказать о расписании дня в лагере, постараться соблюдать такой режим дома.

5. Адаптация - нормальный процесс, но это вовсе не значит, что стоит игнорировать жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Напротив, надо расспросить ребенка о том, что конкретно ему не нравится в лагере, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к вожатому. Не забудьте сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, настройте ребенка на хороший отдых.

Даже если первое знакомство вашего ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь - это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, выучив этот урок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.

Подготовила Марьяна Чорновил

Одина из важнейших задач педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря - успешная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) ребёнка в лагере. Сравнительно недавно в отечественной психологии появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Пусковым механизмом дезадаптации является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Однако немалую роль здесь будут играть те особенности или недостатки в индивидуальном развитии ребёнка, которые не позволяют ему выбрать адекватные новым условиям формы поведения. Приезд ребенка в лагерь, общение с другими детьми и взрослыми могут вызвать стрессовую реакцию.

Симптомами дезадаптации могут быть: агрессия к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться, неуверенность в принятии каких-либо, даже несложных, решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединённость, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка. Следует отметить, что детям, у которых наблюдаются симптомы дезадаптации, требуется профессиональная помощь психолога.

Симптомы дезадаптации могут проявляться у ребёнка ещё до его прибытия в оздоровительный лагерь, кстати, это часто связано с тревогой, страхами и опасениями самих родителей при отправлении своего чада в лагерь. Поэтому, невзирая на возраст ребёнка, мамы и папы должны поговорить с ним, выяснить, что его волнует, есть ли вообще желание ехать в лагерь, так как личный мотив - важный момент в решении такого вопроса, ведь именно он является психологической подготовкой к новым условиям. Если ребёнок уже слышал от других детей, что такое лагерь и что там много интересного, то у него, возможно, уже создана позитивная мотивация на отъезд, и тогда родителям не нужно переживать, всё постепенно сложится хорошо, надо только поддержать в ребёнке этот положительный заряд.

Большинство современных детей с трудом проходят процесс социальной адаптации: им всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими, они не учитывают желаний, особенностей других людей, не умеют слушать.

Как помочь детям успешно влиться в коллектив, создать благоприятный микроклимат? Безусловно, к решению этих вопросов следует подходить системно. В процессе социализации важную роль играет возраст и пол ребенка.

Мальчики и девочки 6-7 лет

Ожидания детей от пребывания в оздоровительном лагере. Позитивные. Желание увидеть новое, познакомиться со сверстниками, поиграть в новые игры, попробовать быть самостоятельным.

Тревожно окрашенные. Будут ли меня обижать? Как я буду жить без близких людей? Кто меня защитит? Что делать, если….?

Оптимальный принцип социализации. Работу следует начинать с формирования малых групп (пять – шесть человек). Каждый ребенок должен пережить «состояние успеха». С этой целью необходимо в первые же дни выявить индивидуальные способности. В малой группе у детей шести - семи лет быстрее снимается тревожность. Дети должны помогать друг другу одеваться, причесываться. Это необходимо для восполнения «тактильного дефицита». Прикасаясь друг к другу они обретают уверенность. Навык взаимопомощи поможет впоследствии реализации естественной установки на помощь, проявляющейся в возрасте 8-10 лет.

Девочки 8 - 10 лет

Ожидания. Позитивные. Быть замеченной и получить высокую оценку личных умений, внешности. Самоутверждение.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть неприятной в сообществе сверстников. Тоска по дому.

Оптимальный принцип социализации. Работа ведется в отряде, главное – создать «ситуацию успеха» для каждого. Следует разработать систему индивидуальных поручений для малых групп (три - четыре человека).

Мальчики 8 - 10 лет

Ожидания. Позитивные. Найти единомышленников, одного – двух; найти интересное занятие, расширить сферу приложения физических сил.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть неприятным сверстниками, тоска по дому. Страх перед старшими детьми, которые могут обидеть.

Оптимальный принцип социализации. Поднять значимость личности через систему полезных дел, успех. Хорошо работает командный принцип: "Наша команда самая…"

Девочки 11 - 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от предыдущего опыта жизни в коллективе. Если девочки с ранних лет ездят в лагерь, то они заранее знают, что им будет интересно. Многие едут с сознанием "я уже не маленькая" и отчаянно пытаются подражать подросткам 14-17 лет.

Тревожно окрашенные. Связаны с недовольством собой, своей внешностью, физиологическими возрастными трудностями.

Мальчики 11 - 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от уверенности в себе, которая, как правило, напрямую связана с уровнем физического развития.

Тревожно окрашенные. Связаны с физиологическими изменениями, характеризуются неуверенностью в себе, неадекватностью, могут быть выражены в замкнутости, попытках отгородиться от коллектива, так как есть изначальный страх быть неприятным.

Оптимальный принцип социализации мальчиков и девочек: через обще отрядные дела: конкурсы, походы, участие в соревнованиях с другими отрядами. Каждый должен осознавать личный вклад в общее дело.

Подростки 14 - 18 лет, как правило, нацелены на социализацию. Педагог должен хорошо помнить о том, что в любой группе, в том числе и во временном детском коллективе, обязательно выявляются носители определенных ролей. В частности, в отряде довольно скоро обозначатся лидеры (формальные или неформальные), приближенные лидера и отверженные. Педагогу важно учитывать этот фактор при распределении поручений.

Важно, чтобы ведущей деятельностью в условиях формирования временного детского коллектива была игра. Именно в процессе игры ребенок получает новые впечатления, приобретает социальный опыт. Игры помогают обогатить общение детей и взрослых душевной теплотой, уважением. Очень важно обращаться к эмоциональной сфере детей, проводить рефлексию: после игры педагоги проводят обсуждение впечатлений: что понравилось (не понравилось), что хотелось бы улучшить, выясняют, что чувствовал ребёнок в процессе игры. Важно побудить детей говорить искренно, но искренним должен быть и сам взрослый. При обсуждении все участники должны быть искренними, должны думать о чувствах других.

Загрузка...