Портал для мам - Дом ответов

Береславский шахматы. Игры и упражнения по методу профессора береславского. Дошкольное образование по методике Л.Я.Береславского. Описание

Оказывается, не только мамы участвуют в воспитании детей, но и их папы. Это доказал один замечательный папа, профессор Леонид Яковлевич Береславский, создатель школы «Открытие».

В свое время, после рождения второго ребенка он задумался, — «А успеет ли он воспитать своих детей»? И недолго думая, окунулся в изучение материалов по детскому развитию.

Береславский понял, что детей лучше всего развивать и воспитывать с самого маленького возраста, до 5 лет. По его мнению, в этом возрасте у ребенка работают все части мозга, которые со временем, если их не использовать просто атрофируются.

Уже чуть позже вышла его собственная методика развития ребенка, которую он и использовал на своем сыне. Его работа получила народную огласку и назвалась

Методика Береславского.

«Методика Береславского» основана на , которые усовершенствуют память, пространственные представления, логическое мышление, воображение, речь, самостоятельность и наконец, творческие навыки.

Давайте рассмотрим некоторые из них:

Задание на развитие моторики пальцев детям до 3 лет.

На белом картоне нарисуйте две прямые линии (тропинки) длиной примерно 20 см и шириной 2-3 см. В конце тропинки положите любые маленькие игрушки, к примеру, кубик. Сначала покажите ребенку сами как нужно скользить пальцами по нарисованной тропинке, затем попросите его повторить. Ни в коем случае, не ругайте его, если что-то не получается, а наоборот, хвалите и постоянно комментируйте игру, — «Вот один пальчик дошел до конца тропинки, а вот и второй догнал его». Чуть позже, когда малыш уже с уверенностью будет продвигать пальчики по тропинкам, усложните задание и нарисуйте тропинки не прямыми линиями, а извилистыми с наклонами и углами.

Задание на развитие воображения и внимательности для детей от 3 до 4 лет.

Жестами покажите ребенку какое-нибудь действие из жизни, например, вы рисуете или играете в мяч. Малыш должен угадать, что вы задумали, а потом и сам вам загадать свое действие.

Задание для развития ориентации и внимания для детей от 5 до 6 лет.

Нужно на ватмане нарисовать несколько дорог и к ним приставить знаки дорожного движения и один игрушечный гараж. Подставку для знаков можно сделать из пластилина красного или зеленого цвета. В подставке делается дырочка и в нее вставляется любая палочка с прикрепленной цветной бумагой тоже красного или зеленого цвета.

Ребенок должен постараться отвезти машинку в гараж и при этом соблюдать знаки дорожного движения.

По мнению Леонида Береславского, учить маленьких детей даже сложным (с точки зрения взрослых) наукам и искусствам вполне возможно. Причем с большим успехом! «Коньком» методики Береславского всегда была игра в шахматы, которая по мнению автора методики, превосходно развивает у ребенка логическое мышление, память и острый ум уже в трехлетнем возрасте…

Леонид Береславский: из физиков – в педагоги

Береславский Леонид Яковлевич не всегда работал на педагогическом поприще. По профессии он физик и изобретатель. Поэтому неудивительно, что одной из главных задач воспитания ребенка Леонид Яковлевич всегда видел развитие у того логического мышления. Накопив достаточный опыт наблюдения за меленькими детьми, в начале 90-х годов Береславский возглавил школу раннего детского интеллектуального развития.

Методика Береславского – это система занятий, которые помогают развитию детей в раннем возрасте, причем развитие происходит с акцентом на логические и умственные способности ребенка. По методике Береславского могут заниматься дети, начиная с полутора-двух лет.

Одно из необходимых требований методики Береславского - это комфортная обстановка во время обучения. Для ее обеспечения занятия в группах проводят с малым количеством детей, особенно это касается учеников раннего возраста. Со старших групп уже можно расширять состав, до четырех-пяти человек. Важно, чтобы уровень развития детей в группе был примерно одинаковым.

Автор методики Береславского не был бы профессором физики, если бы не использовал в методологии программы глубокие знания человеческой нейропсихологии. Проведенные Леонидом Береславским наблюдения помогли ему понять, в каком возрасте и какие именно способности нужно развивать у детей. Характерная черта методики Береславского в том, что здания подбираются для каждого месяца жизни ребят, а при составлении программы учитывается связь возраста и способности совершать простейшие логические операции. И очень важно не пропускать ключевые этапы , иначе потом будет трудно «наверстать» ту или иную область знаний.

Согласно методике Береславского, в возрасте трех лет нужно давать ребенку задачи на внимание. В возрасте трех с половиной – предлагать малышу тесты на классификацию. В четыре года решать с ним упражнения, направленные на упорядоченность действий. И так далее.

Основные принципы методики Береславского

Сам Леонид Береславский так описывает базовые принципы обучения по своей методике:

  • 1 Нельзя лишать ребенка детства, с раннего возраста нагружая его непосильными задачами. Это значит, что любое обучение должно проходить в форме игры – легкой, увлекательной, веселой.
  • 2 Даже оставаясь игрой, обучение должно быть систематизированным. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок повторял пройденный материал для закрепления.
  • 3 Родитель, выполняя роль учителя, должен подходить к педагогическому процессу творчески, постоянно мотивируя ребенка на продолжение занятий.
  • 4 Учебный процесс должен регулярно прерываться на физическую активность, например, подвижные игры.
  • 5 Наконец, нужно помнить, что обучение должно давать ребенку не только знания, но и развивать в нем самостоятельность.

Программа обучения по методике Береславского обычно продолжается в течение трех-четырех лет. В арсенале учителя свыше 5000 авторских игр и упражнений, многоразовые методические карточки, диагностические карты, с помощью которого контролируется процесс обучения, целая «коллекция» развивающих игр.

Для того чтобы заниматься с ребенком по методике Береславского, родителям необязательно приезжать в специализированный центр. К тому же не во всех городах они есть. Учиться можно и на расстоянии. Однако для этого родителям нужно набраться терпения и внимания. Для начала придется заполнить специальную анкету, потом методисты вышлют вам тестовые задания, которые нужно будет выполнить вашему ребенку. И уже по результатам заданий педагоги подготовят упражнения. Все необходимые консультации по ходу обучения родители могут получить через переписку со специалистами методики Береславского.

Практические материалы методики Береславского довольно обширны – диагностические карточки, авторские упражнения, электронные тренажеры. Однако если вы хотите попробовать методику в домашних условиях, у вас есть воспользоваться простым и одновременно мощным инструментарием, которому и сам автор методики всегда отдает предпочтение. Это шахматы – древняя сложная игра, которая укладывается в простую деревянную коробку. Шахматы есть почти в каждой семье.

Как играть в шахматы с ребенком?

Пространство шахматных фигур - это прекрасный способ заинтересовать ребёнка начать изучать такую науку, как логика. В своей методике Береславский описывает шахматный мир как сказку, в которой шахматные фигуры «ходят к друг другу в гости». Так же следует поступить и родителям. А детям останется запомнить, по каким маршрутам фигуры ходят в гости друг к другу, то есть по каким правилам они передвигаются по шахматной доске.

Для наглядности ходы, или скорее, похождения фигур можно сопровождать придуманными поговорками или стишками. Например, шахматный слон будет путешествовать по диагоналям доски под строчки: «Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон», а шахматный конь будет перепрыгивать через фигуры и ходить буквой Г под звуки «Иго-го».

Расставь фигуры и прогуляй лошадку

На шахматной доске можно играть и в другие игры. Например, в игру «Расставь фигуры». Сначала ребенку нужно показать классическую расстановку шахматных фигур – вторая и предпоследняя горизонталь заняты пешками, первая и восьмая – фигурами. После того, как ребенок запомнит, где стоят пешки, а где фигуры – все фигурки «отправляются по домам», то есть в ящик. А затем «начинается новый день» и фигуры должны снова «выйти на работу» и занять правильные места. Когда ребенок научится отличать шахматные фигуры от пешек, нужно усложнить задачу: ведь у и каждой фигуры – короля, ферзя, коня, ладьи и слона – тоже есть свое место.

После того, как с расстановкой фигур разобрались, можно переходить к более сложным упражнениям. Например, сыграть в игру «Прогулять лошадку». Шахматный конь ходит буквой Г, на две клетки вперед и одну в сторону. Пусть конь начинает свое путешествие в нижнем левом углу (это клетка черного цвета, которая обозначается А1) и отправляется к левому верхнему, затем скачет к верхнему правому, и наконец спускается к нижнему правому. Лошадка посетила все углы и может возвращаться домой!

* * *

Постепенно, шаг за шагом, ваш малыш естественным образом постигнет искусство игры в шахматы. При этом ребенку может быть около 4, и даже 3 лет! Естественным образом, без нотаций, сложных формулировок и объяснений эта игра сама собой даст малышу представление о логике, основах математики и геометрии… И вот вы уже глазом моргнуть не успеете, как любую науку ваша кроха будет осваивать легко, уверенно и с удовольствием!

Профессор Леонид Яковлевич Береславский является создателем и директором школы «Открытие». Главная задача школы - научить ребенка мыслить творчески, а также принимать нестандартные решения. тренируют память, группируют предметы по признакам, формируют пространственное представление через восприятие графических образов, развивают логику, учатся думать. На развитие этих навыков направлено 250 различных игр и 3000 всевозможных заданий. Во время обучения детям комфортно и весело.

Суть методики Береславского

Цель методики Береславского - опережающее обучение. Он считает, что в раннем детстве у ребенка развиваются определенные функции мозга, определенные окошки. И если эти окошки не развивать, то со временем они закроются. Профессор Шеповальников назвал эти участки мозга зонами ожидания, которые атрофируются, если не включаются в работу.

Уже доказано, что способности, которые ребенок получил в раннем возрасте, развиваются в геометрической прогрессии. То, что легко усваивается в 3 года, в 12 лет познается с трудом. Отсюда - нежелание детей учится. Школа Береславского поддерживает и развивает заложенные у каждого ребенка способности. В частности - самостоятельно мыслить и творчески относиться к любимому делу.

Опережающий подход к обучению

Методика профессора Береславского строится на опережающем подходе к обучению. Береславский открыл и систематизировал 8 логических операций. Простые операции развиваются в возрасте с 3-х до 4-х лет, сложные - в 5-6 лет. Таким образом, в три года ребенок решает задачки на внимание, в три с половиной года он уже может решить задачки на классификацию, а четыре года он в состоянии решить задачки на упорядоченность действий. Задачки доступны и понятны детям, и поэтому, решая их, они получают истинное наслаждение. В детском саду при подготовке детей к школе изучают 15 тем, а по методике Береславского - гораздо больше.

Уже в раннем возрасте, утверждает Береславский, закладываются образы, которые потом помогут ребенку на уроках биологии, экономики, физики и т. д. Например, ребенку дают кубик, сделанный из металлической проволоки с шариками в узлах. Для ребенка пока это просто игрушка, а не ионы, но в дальнейшем, на уроках химии, он вспомнит этот образ.

Занятия для детей разных возрастов

На первом занятии полуторагодовалый ученик получает электронный тренажер. На вид это маленькая коробочка с рисунками животных или человека. Рядом с рисунком находится кнопка. Ребенка просят найти нужный рисунок, например паровозик. Ребенок нажимает на кнопку, и загорается красная лампочка. Эта игра развивает мелкую моторику рук , память и внимание.

Старшие дети последовательно нажимают несколько кнопок. И если они ошибаются, тренажер их поправляет. А мамы сидят за дверью и подслушивают, ведь дома нужно будет делать домашнее задание.

Иногда родители подавляют познавательную , постоянно поправляют его. От этого у ребенка развивается неуверенность. Он все время ждет реакции мамы и это мешает ему учиться. Таких родителей «перевоспитывают», говоря им, что их ребенок - настоящий талант. И это правда. Нужно только это доказать.

Шахматы в методике Береславского

Логику профессор Береславский развивает с помощью шахмат. Шахматы - это целый мир, который будит фантазию и воображение, где фигуры ходят друг к другу в гости. расставляет фигуры на доске и про каждую рассказывает стихотворение или поет песню. Береславский тренирует воображение детей с помощью нелепиц. Он просит, например, одним словом назвать два предмета - кружку и ложку. Получается локружка. Так дети учатся принимать оригинальные, нестандартные решения.

Профессор Береславский учит принимать решения быстро, интуитивно. Такое решение может быть принято только на основе прошлого опыта, приобретенного в детстве с помощью игр. Все желающие могут обучать своих детей по методике Береславского дистанционно, через Интернет.

Методик раннего развития, чего уж скрывать, сегодня много. У каждой есть свои плюсы и минусы, приверженцы и противники, приемы и изюминки. Мы хотим познакомить вас с методикой Леонида Яковлевича Береславского, руководителя школы «Открытие».

Леонид Яковлевич Береславский – профессор, доктор философии, действительный член Академии изобретательства, член Международной ассоциации педагогов при ООН, автор более 120 изобретений в области физики и технологии полупроводников, кандидат в мастера спорта по шахматам. Автор 28 книг по дошкольному образованию.

С 1992 года является директором школы раннего интеллектуального развития «Открытие». Данный метод интеллектуального воспитания апробирован на международных конгрессах и конференциях в Испании, России, США, имеются заключения авторитетных психологов, педагогов.

Солнечным утром я шла на встречу с автором одной из популярных сегодня методик раннего развития, который обещал не только рассказать о своем детище, но и показать все наглядно. Это «наглядно» очень привлекало и манило, ведь, начитавшись отзывов о методике, я точно знала: узнаю что-то очень интересное. Так и было.

Начало положено!

О том, чтобы разработать собственную систему раннего развития, Леонид Яковлевич задумался, когда стал папой во второй раз. Лет ему было уже немало, и Береславский спросил себя: «А успею ли я вырастить своих детей, дать им хорошее воспитание, вложить в них все то, что хотел бы?» Наверное, каждый родитель в какой-то момент спрашивает себя об этом, но Береславский оказался не из тех, кто просто спрашивает. Он начал действовать. Он узнает, что на Западе (а дело было в начале 1980-х годов) появились преподаватели-новаторы, которые занимаются с малышами, еще толком ни ходить, ни говорить не умеющими, и эти занятия заметно улучшают и физическое, и психическое развитие детей. Он знакомится с удивительными семьями, которые личными усилиями воспитали гениальных детей: венгерская пара Полгар вырастила из трех дочерей чемпионок по шахматам, а американец Джонсон стал счастливым отцом пятерых (!) сильных математиков. Как тут не задуматься!

Вывод напрашивался сам: необходимо начинать заниматься с детьми как можно раньше, до пяти лет.

Постепенно родилась «методика Береславского», которая была удачно опробована автором на собственном сыне. Сыну, кстати, сейчас 23 года, он здоров и успешен.

Основные принципы

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него – новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию.

Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь.

Недостроенный нижний этаж – плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться.

Основные принципы обучения по методике Л.Я. Береславского:

l Любое обучение ребенка должно проходить в игровой форме. У ребенка нельзя отбирать его детство.

l Обучение четко систематизировано, основано на повторениях и возвращениях к пройденному.

l Каждый педагог должен быть еще и актером и ребенком одновременно, чтобы детям было интересно заниматься.

l Обучение должно проходить с чередованием умственной деятельности и физической активности.

l Обучение должно быть направлено не только на развитие умственных

способностей, но и на развитие самостоятельности.

Своевременно – это когда?

Л.Я. Береславский считает, что начинать заниматься с ребенком следует с 1,5 лет. Средний возраст детишек, посещающих школу «Открытие» – 3 года. Все занятия четко структурированы, каждый урок прописан. Перед тем как ребенок поступает в школу, учителя проверяют его навыки и уровень развития, чтобы найти индивидуальный путь к нему, начать занятия с определенного урока.

Если тихонечко зайти на любой урок, то можно увидеть такую картину: 3–4 ребенка сидят на крошечных стульчиках за настоящей партой и… играют. Но играют по четко составленному плану. Для каждого возраста и для каждой ситуации придуманы свои игры-задачки. Преподаватель не только контролирует ситуацию, но и играет вместе с детками, в то же время внимательно следя: а не устал ли кроха, не утратил ли интерес, все ли у него хорошо с настроением. Поэтому на занятиях детки и разыгрывают сценки, и поют, и даже пляшут!

Очень важный момент, которому уделяют огромное внимание последователи методики Береславского – ребенок должен расти и развиваться в атмосфере успешности. Именно поэтому в группы набирают не больше 4 детей: каждый должен чувствовать себя неповторимым, удачливым и умным.

Занятия по методике Береславского продолжаются вплоть до поступления в школу, то есть до 6–7 лет. К этому времени ребенок уже уверен в своих умственных способностях и творческих силах.

Дети от природы талантливы, стремятся к совершенству. Любое воспитание эффективнее, если оно начинается в раннем детстве. Ведь наибольшие трудности испытывают не те, у кого мало знаний, а те, кто умственно пассивен, у кого отсутствуют интересы, привычка думать, самостоятельно решать проблемы.


Умники и умницы

В архиве Береславского более 5000 разных игр и упражнений. Это дает обширнейшее поле для деятельности. Занимаются детки не только в школе, но и получают домашние задания. «Домашние задания? В 2-то года?!» – воскликните вы. Да, дети занимаются еще и дома с родителями, делая упражнения, которые им порекомендуют преподаватели. Возможно, кто-то и будет от этого факта в негодовании заламывать руки и говорить, что «у ребенка отбирают его детство», но не спешите следовать их примеру. Проведенное вместе время очень ценно и для малышей, и для их мам с папами. К тому же Береславский предлагает не скучные «домашки», а интересные игры для дома. Если у родителя не получается заинтересовать кроху дома, то он всегда может обратиться за помощью и советом к педагогу.

Растим гениев?

Как говорит Леонид Яковлевич, у него нет цели «вырастить из детей новых Ньютонов или Менделеевых». Дети, которые занимаются по его методике – в первую очередь всего лишь дети. Его цель – развить ребенка по максимуму, чтобы ему было проще в дальнейшей жизни.

В основном, задания рассчитаны на формирование логических и математических способностей, ведь дети, увлекаясь решением «каверзных» задачек, учатся мыслить самостоятельно, принимать собственные решения, учатся рационально использовать информацию.

В полтора года, когда ребенок только начинает заниматься, приоритетным является развитие мелкой моторики (игры с предметами разной величины, формы и фактуры), внимания (найди два одинаковых мячика, фрукты и т.п.), зрительной памяти, изучение основных цветов, видов животных и др.

К трем годам уже идут задачки на развитие логики, изучение геометрических фигур и их сравнение, пространственные представления (разнообразные лабиринты, откуда нужно выйти).

Во что они играют?

Береславский уверен, что очень важно включить в «рацион» игр ребенка геометрические фигруры. «Неумение «геометрически мыслить» изначально снижает потенциальные возможности человека, создает трудности при обучении в школе», – убежден автор.

Математические понятия усваиваются не сразу, тем более – карапузами, поэтому в играх постоянно присутствуют круги, квадраты, треугольники.

Для развития логики очень хороши лабиринты, в которых нужно найти правильный путь и вывести «героя». К тому же при такой игре отлично развивается координация движений (ведь ребенку нужно не только определить верный путь, но провести по нему заблудившегося зверька, игрушку или другого воображаемого персонажа).

Детям очень нравятся тайны, загадки и секреты, поэтому в играх Береславского много задачек с шифрами и кодами.

Малыши на «заочке»

Учиться по методике Береславского можно не только в школе и дома, но еще и на расстоянии. Сразу стоит предупредить, что такое заочное обучение требует от родителей большого терпения и творческих усилий. Родители заполняют анкету. Им высылаются сначала тестовые задания, по результатам которых педагоги составляют блоки упражнений и методические указания. Каждое задание – это еще и игровой сценарий, в котором участвуют сказочный герой и ребенок. Если что-то не получается, то преподаватели вступают в переписку и каждый конкретный случай рассматривается индивидуально.

Родители о методике Береславского:

И. Каламеец, мама Оли:

К Леониду Яковлевичу мы пришли в полтора года. Занятия были очень интересными и необычными. Помню, дети должны были выполнить задание: вложить в красный стакан – красную ложку, в желтый – желтую, в зеленый – зеленую. Оля почему-то всегда вкладывала в зеленый стакан желтую ложечку. Я ее спросила: «Почему ты так делаешь, ведь они разного цвета?» «Ну, так же красиво!» – ответила дочь. Больше всего мне понравилось, что вот это стремление к оригинальности в ней поддерживали. Никто не пытался ее переубедить, или заставить выполнить задание правильно. Очень многое, на мой взгляд, значит личность преподавателя. Ведь загубить на корню можно любую, самую прекрасную идею.

Перед школой мы два года ходили заниматься шахматами, и Оля до сих пор играет, хотя 5 лет прошло. Тестирование перед поступлением в школу мы прошли легко, и дочь не потерялась на фоне тех детей, которые занимались и готовились к обучению в школе специально. Учится она сейчас в 6-м классе, всего две четверки в четверти.

Бричкалевич Лена:

Каждое утро, едва открыв глаза, моя трехлетняя дочь спрашивает: «Мама, сегодня идем на занятия?», и очень огорчается, когда узнает, что сегодня нет занятий. Для нее они стали настоящим праздником, своеобразным «лакомством для ума». За полгода занятий ребенок стал наблюдательнее, пытается всему происходящему дать объяснение.

Дома дочка часто вспоминает, что было на занятиях, обучает этому свои игрушки. Хорошо бы многим нашим учителям поучиться у Береславского, как увлечь ребенка, не погубить его талант и индивидуальность, а развить их.

Богданова Ксения (2 г. 6 мес.):

Ходит в Школу 6 месяцев. Выработалось умение доводить начатое дело до конца, не отбрасывать сходу. То, что не получается, просит объяснить, либо пытается сама разбирать. Стремление к умственной деятельности, несомненно, появилось.

Методика Береславского – это система занятий, которые помогают развитию детей в раннем возрасте, причем развитие происходит с акцентом на логические и умственные способности ребенка. По методике Береславского могут заниматься дети, начиная с полутора-двух лет.

Актуальность и преимущества методики

Методика Береславского базируется на глубоких знаниях нейропсихологии. С помощью них определяется, на каком этапе и какие способности нужно развивать у ребенка.

Отличительная особенность методики Береславского - подбор заданий для каждого месяца жизни малышей, сопоставление возраста ребенка и логических операций.

Упустив, наиболее адаптивный период, нельзя уже развить эти способности в полной мере, а иногда и в самой малой степени. Это нанесет существенный урон успеваемости в школе. Например, по методике Береславского в 3 года важны задачи на внимание, в 3,5 года стоит предложить ребенку задания на классификацию, а в 4 - не упорядоченность любых действий. В ходе занятий деток учат делать нестереотипные выводы.

Сам Леонид Береславский так описывает базовые принципы обучения по своей методике:

  1. Нельзя лишать ребенка детства, с раннего возраста нагружая его непосильными задачами. Это значит, что любое обучение должно проходить в форме игры – легкой, увлекательной, веселой.
  2. Даже оставаясь игрой, обучение должно быть систематизированным. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок повторял пройденный материал для закрепления.
  3. Родитель, выполняя роль учителя, должен подходить к педагогическому процессу творчески, постоянно мотивируя ребенка на продолжение занятий.
  4. Учебный процесс должен регулярно прерываться на физическую активность, например, подвижные игры.
  5. Наконец, нужно помнить, что обучение должно давать ребенку не только знания, но и развивать в нем самостоятельность.

Программа обучения по методике Береславского обычно продолжается в течение трех-четырех лет. В арсенале учителя свыше 5000 авторских игр и упражнений, многоразовые методические карточки, диагностические карты, с помощью которого контролируется процесс обучения, целая «коллекция» развивающих игр.

Показания

  • повышенная утомляемость, низкая работоспособность;
  • нарушения памяти и мышления;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • дисграфия, дислекия, алалия;
  • невротические и психосоматические расстройства;
  • стрессовые расстройства;
  • школьная дезаптация;
  • расстройства аутистического спектра;
  • задержки психического развития;
  • Синдром Дауна

Цель методики:

Развитие познавательных способностей ребенка, памяти, внимания, мышления, логики на основе на нейропсихологической концепции

Задачи методики:

  • Повысить интерес к процессу обучения, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем.
  • Активно развить мелкую моторику, внимание, память логическое, геометрическое и творческое мышление в соответствии с возрастом ребенка.
  • Сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в средней и высшей школах.

2 раза в неделю по 45 минут. Количество занятий назначается в зависимости от запроса. От 16 занятий.

История построения методики

Леонид Яковлевич Береславский – доктор философии, профессор, изобретатель и физик, член Международной ассоциации педагогов при ООН и автор 28 книг по дошкольному образованию.

На создание собственной методики Леонида Яковлевича подвигло рождение второго сына.

К изучению вопроса раннего развития детей он, как и любому другому занятию в своей жизни, подошел основательно. Изучение опыта семей, которые воспитали интеллектуальных гениев, достижения в области нейропсихологии – все это натолкнуло на мысль о том, что у каждого ребенка есть «окна обучения» или «возрастные этажи», которые открываются на некоторое время. То, что ребенку легко дается в возрасте 2-3 лет, может вызвать большие трудности в более старшем возрасте.

Именно тогда появилась и теория о том, что для развития ребенка очень важны первые годы жизни. Ученые открыли, что младенец способен обрабатывать огромные объемы информации, и абсолютно все дети обладают уникальными способностями. Потеря этих способностей, чаще всего, обусловлена тем, что они не были вовремя востребованы. На сегодняшний день этой точки зрения придерживаются все современные психологические школы Японии, Франции, России и других стран.

Конец восьмидесятых ознаменовался на Западе появлением инновационных методик обучения детей с ранних лет: с детьми начинали заниматься, когда они толком еще ходить и говорить не умели. Тем более, перед глазами был опыт успешных родителей: американского папы Джонсона, воспитавшего пятерых талантливых математиков, и венгерской пары Полгар, вырастившей трех чемпионок по шахматам.

Постепенно и родилась методика Береславского, которая, можно сказать, была опробована на подрастающем сыне, причем вполне успешно.

В 1992 году была открыта школа интеллектуального развития «Открытие».

Дошкольное образование по методике Береславского с каждым годом привлекает все больше родителей.

Суть методики

В методике заложена постоянны тренировка психический функций, умений:

  • творческие умения;
  • пространственное представление;
  • память;
  • внимание.

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него – новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию.

Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь.

Недостроенный нижний этаж – плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться.

Работа в рамках методики

Передача любых знаний маленьким детям невозможна без эмоционального контакта с учителем. Поэтому важна ситуация успеха, которая культивируется на занятиях Береславского. «Какой вы молодец, что пришел на занятие!» - такой фразой педагог встречает ребенка.

К каждому ребенку здесь свой подход. Одному достаточно сказать: «Молодец!», другого необходимо погладить по головке, а третьему надо с улыбкой посмотреть в глаза.

Задача педагога - увидеть психофизиологические особенности каждого ребенка. У одного ученика логические операции от рождения хорошо поставлены. Возможно, ему нужно больше заниматься предметами эстетического цикла. Другому надо предложить специальную методику развития логики, скорректировать некоторую однобокость его развития.

Мальчишки и девчонки одного возраста по-разному воспринимают урок даже при равном уровне интеллекта: это происходит в силу изначальной асимметрии полушарий мозга. Те малыши, у кого больше развито правое полушарие, более эмоциональны. Левополушарные дети мыслят конкретнее, логически.

С другой стороны, у ребенка в 5-6 лет преобладает активное правое полушарие, и когда мы начинаем развивать левое, чтобы малыш быстрее и легче учился, то порой недогружаем правое. В этом случае возможны стрессы и неврозы. Поэтому нужно раньше развивать детей не однобоко, а гармонично. Музыка, рисование, творчество, фантазирование непременная часть занятий.

Метод работы на занятии:

Если зайти во время занятия в кабинет, то можно увидеть Методика Береславского, как за партой сидитребенок и … играет! Правда, играет по четко заданному плану и за выполнением игровых заданий следит педагог. Педагог – это еще и друг, и одновременно актер, который ребенка и рассмешит, и сделает игру интересной.

Кроме этого, ребенок получает домашнее задание. Задания Методика Береславского, вроде бы и обычные - например, сгруппировать предметы по различным признакам, «связать» родственные предметы линиями, а вместе с тем они оставляют широкое поле для фантазии: можно придумать и свою классификацию предметов Методика Береславского, и составить целый рассказ. Не домашнее задание, а игра, одним словом.

Ожидаемые результаты:

  • хорошая память, в т.ч смысловая,
  • развитое воображение,
  • развито пространственное мышление,
  • развито умение «действовать в уме»,
  • развито ассоциативное и логическое мышление,
  • имеется способность к нестандартному решению проблемных ситуаций,
  • выражено стремление к интеллектуальной деятельности.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение анализировать, находить нестандартные решения, логически и абстрактно мыслить

Пройдя обучение по методике «Береславского», дети отличаются:

  • устойчивостью внимания;
  • развитой памятью, в т.ч. смысловой;
  • умением «действовать в уме»;
  • стремлением к интеллектуальной деятельности;
  • независимостью суждений.
Загрузка...