Портал для мам - Дом ответов

Школы приемных родителей. Школа приёмных родителей Кто прошел школу родителей приемных

Выкладываю сканы моих ответов тестового задания. Там очень интересная система оценки. Учитываются только правильные ответы, неправильные не учитываются. Разумеется, очевидным решением будет поставить галки везде. Но тут уже "члены комиссии" могут засовмневаться в "знаниях" кандидата. при этом количество неправильных галок для таких "сомнений" нигде не прописано, но правило "сомневаешься - ставь" я всёже советую применять. Вопросы составлены с ловушками и зачастую весьма расплывчато. По этому бланку работают все ШПР Москвы, к нему есть ключ, по которому старятся правильные ответы. Проверяющие ШПР в первую очередь смотрят эти бланки и насколько их проверка соответствует ключу (который, бггг, первоначально сам был неверный, потом исправили)
Адекватность вопросов прошу не обсуждать - это вопрос к адекватности составителей. Занятия в той ШПР, где я был вообще никак не коррелировали с вопросами бланка. Это были скорее некие общие курсы родительской компетенции с начальными знаниями по психологии. Все занятия вела одна и та же сотрудница детдома из "социальной службы", только на первые занятия один раз пришёл сотрудник из местной опеки и ещё на одно - врач из присоединённого дома ребёнка, больше иных тренеров не было.
Лист 1

Разумеется, без знаний что такое "семейная система" воспитание ребёнка невозможно! А вы знаете, что это?
Про "семейные правила и традиции" долго пытался угадать социально желательный ответ, и мне это удалось:)
Просьба и предупреждение - ДЕСТРУКТИВНЫЕ методы воспитания, помните!
А депривация можнет быть материнской, но не может быть отцовской, такая вот дискриминация депривации:)
Лист 2!


RAD - как суслик. Ты видишь его? Нет. А он - ЕСТЬ! Так и здесь. Размытой привязанности, оказывается, не существует.
Трудное поведение в процессе адаптации? Нет такого, если верить тесту. Правда, непонятно про что тут половина постов...
Вопрос 7 - это как раз вопрос-ловушка. Я проверяльщиков я просил уточнить формулировку. Вроде бы, очевиден ответ, который я поставил, однако это НЕПРАВИЛЬНО! Надо было ставить не только "вся семья", но и поставить галки напротив всех остальных ответов про детей и родителей, хотя они, в общем-то не являются правильными, т. к. они неполные. Но в ключе они "в совокупности" стоят как правильные. Конечно, не будь в бланке полного ответа, конечно я бы их отметил, но имея исчёрпывающий вариант ответа, мне и в голову не пришло отмечать ответы неполные.
Лист 3


Оставим аопрос, зачем знать про контроль над усыновлёнными, допустим, опекунам, тут фишка в том, что контроль "в зависимости от ситуации" тоже верный, несмотря на то, что противоречит федеральному закону! В формулировке вопроса не указано, что опека может только "купить" право этого контроля, если усыновители согласятся на это, согласившись на усыновительские выплаты. Кандидат должен после обучения демонстрировать готовность на все виды контроля, независимо от формулировок!
12 вопрос, каюсь, не угадал. Но по-моему, это настолько ничтожная вещь - ведь если не собираешься бежать, всё равно скажешь опеке, когда и куда переезжаешь, не так ли? Это же не одного дня дело.
Лист 4


Не знаю, если ли в 17 и 18 ещё правильные ответы. Но мне кажется, что сами ситуации - когда малыш плачет неделями и школьник не аттестован по бОльшей части предметов - уже вызывают вопросы к педагогическим и родительским компетенциям принимающего родителя вообще, как такое в принципе возможно.
И последний лист


в 19 всё правильно сделал - НЕ отметил самые бредовые варианты.
Ну а в последнем ещё один правильный ответ - звонить в ментовку. Далее КДН, опека и так далее. До утра ждать, как это всегда делали - НЕЛЬЗЯ! Это тот случай, когда официальная наука не разрешает воспитывать детей так, как это требуется. Я уже молчу, что в общем-то прийти домой после 22.00 это скорее норма для подростка, тем более летом.
Вот такой вот тест! Надеюсь вам понравилось! Те, кто сейчас в московских ШПР - имейте в виду, запомните правильные и неправильные ответы. Иногда так бывает, что в конце занятий тренер просто диктует правильные ответы (учитывая бредовость опросника, я скорее ЗА это), но у нас это было только на юридическом блоке, я не записывал - был уверен, что тут-то проблем не будет, а вот как оказалось, не знаю в какой срок надо о переезде сообщать! 10 лет на одном месте живу и не знаю!
Если не сдал - мир не рухнет, хоть и пересдать нельзя. Надо ЕЩЁ РАЗ отсидеть весь курс, хоть в той же ШПР, хоть в другой. Число попыток не ограничено:)
И ещё. Корочка ШПР - отнюдь не пропуск в мир приёмного родительства. Опека на этапе выдаче заключения может запросить детдом, где проходили ШПР, на предмет "оценки личности кандидата". Если тренеры ШПР "за вас" - наверное, проблем не будет. А если у вас отношения не очень, или формальны - то "мы обязаны сообщить". Так что на всякий случай фильтруйте базар на тренингах и рефлексии.

Асеев Илья Иванович (12.03.2015 в 00:20:28)

Здравствуйте,Аноним!
обратимся к закону, а он нам говорит"
"

От 30 ноября 2011 г. №351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса РФ и статью 271 Гражданского процессуального кодекса РФ вступил в силу с 1 сентября 2012 года. В нем установлено, что не могут быть усыновителями и опекунами лица:

  1. (для желающих усыновить) — лица, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). (последний абзац п.1 ст.127 СК РФ).
  2. (для желающих стать опекунами) — лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). (последний абзац п.1 ст.146 СК РФ

    Подготовка не обязательна для:

    — близких родственников ребенка (близкие родственники это бабушка, дедушка, прямые братья и сестры),

    — лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено. Это значит, что если человек был усыновителем, и не произошла или есть несовершеннолетний ребенок, то им проходить подготовку, чтобы усыновить ещё одного ребенка, не требуется.

    Как обстоят дела на практике:

    Однако в действующем тексте нормы не учтено несколько обстоятельств. Так если усыновитель захотел бы принять ребенка на опеку или планировал усыновить, однако выбранный им ребенок не может быть передан на усыновление и может быть принят только под опеку, то чтобы стать опекуном проходить усыновителю подготовку потребуется.

    Аналогичная несуразица есть и в тексте нормы про опеку. Так, опекун не может усыновить своего опекаемого, который уже у него воспитывается или принять на усыновление иного ребенка, не пройдя подготовку, для него нет исключений — это не предусмотрено нормой.

    Сейчас готовится внесение поправки в эти статьи, позволяющие усыновителям принять под опеку ребенка, а опекунам усыновить без подготовки, но пока поправки не вступят в силу, требования для них пройти подготовку действуют.

    В существующей системе есть ещё один момент, который часто ошибочно трактуется органами опеки не в пользу опекунов. Он касается опекуна, назначенного по технологии предварительного назначения. Передав ребенка на опеку, предварительно назначенному опекуну, без предоставления полного пакета документов, органы опеки почему-то считают, что такой опекун «недоопекун», и настаивают на прохождении таким опекуном подготовки, а иначе они не оформят ему опеку обычным порядком. Это заблуждение.

    Закон не предусматривает отдельного требования для предварительного опекуна пройти подготовку и норма исключения его из перечня лиц не обязанных пройти подготовку для него действует. Закон вообще не интересует, как был назначен опекун, ведь речь идет об опекунах вообще и всяких.

    Факт то, что такой гражданин опекун, законный представитель ребенка, и на него распространяется исключение из требования пройти подготовку. В противном случае это было бы прямо указано в норме закона, так как ограничительные требования не подлежат расширительному толкованию.

    Что делать, если в опеке неправомерно требуют пройти Школу приемных родителей

    Специалистам органов опеки, которые выдвигают требования для предварительно назначенного опекуна: пройти обязательную подготовку, мы рекомендуем учить базовые основы права. Понять специалиста можно, как правило, избыточные требования возникают из-за неуверенности в своих знаниях, опасениях, что прокурорская проверка обнаружит промахи и, конечно, это психологически сложно, приходится отступать от привычных правил и брать ответственность на себя. Но идти на поводу не стоит - пусть учатся.

    Предварительно назначенным опекунам, от которых специалисты требуют прохождение подготовки, рекомендуем игнорировать незаконное требование и об установлении опеки обычным порядком, с приложением всех документов, кроме свидетельства о прохождении подготовки.

    В случае отказа принимать заявление лично, документы лучше передать через канцелярию или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Угрозы специалистов «подавайте-подавайте, всё равно мы Вам откажем» это, к сожалению, часто применяемый и отработанный прием, которым они как раз пытаются не допустить подачи письменного обращения. Поданное письменное обращение вынудит специалистов начать с ним работать, проконсультироваться, заглянуть в учебники и сделать всё как надо. Чтобы упростить специалисту принятие решения и поддержать его рекомендую вместе к заявлению приложить первую часть этого разъяснения.

    Основу своего ответа брал с данного сайта:http://changeonelife.ru/
    Желаю Вам успехов в данном деле. С уважением, Илья Иванович

Если Вы читаете эту страничку, значит, в Вашем сердце уже поселилась мысль о том, что Вы хотели бы взять в семью оставшегося без родительской заботы ребенка.

Кажется совершенно очевидным, что первый шаг на этом пути - найти вот такой вот сайт с фотобанком детей и выбрать по фотографии ребенка, которого Вы готовы принять в свой дом и в свою жизнь от всего сердца.

На самом деле, первый шаг на этом пути - осознать, что дети, которые выросли без настоящей родительской ласки и заботы или остались без нее уже с самого рождения, - это особые дети, и что у них особые потребности. И помимо умения дарить ласку и любовь, надо знать еще очень много нюансов, которые позволят Вам суметь справиться с трудностями, дать детям самое лучшее (а Вы, безусловно, хотите дать им именно лучшее), и при этом не наделать ошибок, сохранить себя, свою семью.

И самое первое, что нужно сделать, если Вы хотите взять в семью ребенка - это пройти обучение в школе приемных родителей.

Школа приемных родителей поможет Вам:

1. осознать свою готовность к такому серьезному шагу
2. лучше понять свою мотивацию
3. узнать все об особенностях воспитания приемного ребенка
4. о влиянии генетических и социальных факторов на его развитие
5. узнать, что скрывается за страшным словом «адаптация»
6. разобраться в процедуре оформления документов
7. понять, нужна ли вам «тайна усыновления»
8. узнать, как выстроить общения с биологическими родственниками ребенка
9. получить квалифицированную консультацию специалиста по всем вашим вопросам

Требование пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку установлено п. 4 ст. 127 Семейного кодекса РФ. Такая подготовка осуществляется по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ, но общие требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Есть два исключения к требованию о прохождении ШПР:

1. Во-первых, это требование не распространяется на близких родственников ребенка и на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками ребенка являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дедушки с бабушками), а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

2. Во-вторых, если кандидат являлся или является усыновителем и в отношении него усыновление не было отменено; либо если этот кандидат являлся или является опекуном или приемным родителем и в отношении него опека или приемная семья не были отменены.

! При прохождении дистанционной ШПР на сайте www.usynovite.ru выдается сертификат, который не имеет юридической силы .

Узнать адрес ближайшей Школы приемных родителей Вы можете у специалиста органов опеки.

Зачем надо идти в Школу приемных родителей:

Фильм Дети / Children (Михаил Костров) . Съёмки проходили в настоящем детском доме для ВИЧ-позитивных детей... Фильм снят при поддержке фонда "АНТИСПИД" Елены Франчук, фонда "ЛЖВ" (Людей, живущих с ВИЧ), фонда Элтона Джона. Был отослан от Украины в конкурсную программу короткометражных фильмов на Каннский фестиваль.

О необходимости обучения будущих усыновителей говорит не только российский, но и мировой опыт. С недавнего времени школа приемных родителей (ШПР) стала обязательной, педагоги и психологи считают эту меру не только обоснованной, но и самой верной.

Первое, с чего стоит начать лицам, желающим взять на воспитание ребенка – это разобраться в себе, причинах такого решения и реально оценить свои возможности. Особенно если претенденты хотят воспитывать ребенка-инвалида, которому требуются особые внимание и уход.

Кто и зачем должен пройти обучение в школе приемных родителей?

ШПР организованы государством для кандидатов, желающих взять несовершеннолетнего на воспитание в семью. Сертификат о прохождении курсов входит в перечень обязательных документов для усыновителей.

ШПР помогает приемным семьям сплотиться, снижает вероятность возврата ребенка в детский дом. Вторичные отказы очень опасны для малышей, ведь они наносят непоправимый вред их психике. Лучше отложить прием ребенка в новую семью, чем отказаться от него в дальнейшем.

Законодательство обязывает проходить курсы лиц, планирующих стать приемным отцом или матерью, кроме:

  • прошедших процедуру усыновления или ШПР раньше;
  • родственников ребенка (бабушки, дедушки, брата, сестры).

Специалисты рекомендуют пройти учебу всем будущим родителям, даже если они не обязаны по закону это делать. Принятие ребенка в семью сопряжено со многими трудностями. Чтобы справиться с ними и не возвращать малыша в детский дом, необходимо обладать знаниями, которые помогут установить контакт, сгладить период адаптации.

Именно в ШПР будущие родители смогут объективно оценить свои силы и решить, смогут ли они справиться со всеми сложностями, которых будет немало. На практике немало претендентов отсеиваются именно на этом этапе.

Лица, которые не могут быть допущены к обучению

На практике и по закону детей в такие семьи на воспитание не отдадут. Именно поэтому «проблемные» группы слушателей отсекаются на начальном этапе.

Как выбрать школу приемных родителей?

Ознакомиться со списком ШПР можно на сайте Министерства образования и науки РФ, выбрав свой регион. Моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе школы приемных родителей:

  • опыт школы;
  • квалификация преподавателей;
  • форма преподавания (очная, очно-заочная, дистанционная, школы выходного дня);
  • время проведения занятий и их длительность;
  • отзывы лиц, прошедших обучение.

Если будущие родители хотят взять на усыновление ребенка с особенностями в физическом или психическом развитии, им лучше пройти обучение при том учреждении, в котором такие дети содержатся. Преподаватели смогут рассказать, какие диагнозы имеют их подопечные, какие есть особенности ухода и воспитания.

Некоторые дети требуют особого обращения (вплоть до установления определенной скорости разговора, постоянного повторения слов и пр.), к которому приемные отец и мать должны быть готовы.

Программа прохождения ШПР и особенности процесса обучения

Программа ШПР утверждена на федеральном уровне, она одинакова для всех регионов страны. Каждая школа может самостоятельно решать, в каком объеме и форме будет подаваться материал, однако темы курсов утверждены Министерством образования и не могут быть изменены.

Образовательные учреждения не вправе требовать оплаты курсов. Существуют исключения, когда вводятся дополнительные программы, и в этом случае платное обучение допускается.

Длительность обучения варьируется - от 1,5 до 2 месяцев, количество часов - от 30 до 80. Обычно занятия проводятся 2 раза в неделю, в т.ч. в выходные дни.

Основные направления учебы в ШПР:

  • медицинские аспекты, уход за ребенком;
  • юридические вопросы;
  • детская психология, воспитание и образование;
  • практические занятия с психологом.

При этом большая часть занятий – практическая. Психолог помогает потенциальным родителям понять, какова роль семьи в их жизни, как справиться с трудностями адаптации, установить контакт с малышом, разбираются распространенные ситуации. Самое трудное для кандидатов – помочь ребенку справиться с последствиями душевной травмы, которая была нанесена ему до попадания в детский дом. На этом психолог акцентирует особое внимание во время практических занятий.

Некоторые школы приглашают опытных усыновителей, которые рассказывают о том, как проходил их путь, как они решали сложные вопросы. Такая практика дает очень хорошие результаты. Положительный пример и реальные истории вдохновляют претендентов или, наоборот, дают почву для размышлений.

Форма образовательного процесса выбирается школой самостоятельно. Несмотря на допустимость дистанционного и очно-заочного обучения, далеко не все школы имеют техническую возможность их проводить. Больше всего распространено очное обучение усыновителей.

Все данные будущих родителей, которые желают посещать курсы, конфиденциальны и не могут оглашаться. В конце обучения слушатели обязательно проходят аттестацию и при успешной сдаче получают сертификат о прохождении курсов.

Свидетельство о прохождении школы

Право выдавать свидетельство о прохождении ШПР есть только у аттестованных на этот вид деятельности организаций. У документа нет срока действия, т.е. пройдя ШПР и получив свидетельство, его можно использовать в дальнейшем неограниченное количество раз. Если программа за это время изменилась, претенденты могут пройти дополнительные занятия в той же школе или получить новое свидетельство.

Какие знания можно получить по результатам обучения в ШПР?

Преподаватели стремятся к тому, чтобы слушатели смогли получить в ШПР необходимые знания:

  • осознание собственных мотивов для усыновления, почему человек решил взять в свою семью приемного ребенка;
  • адекватная оценка своих сил и ресурсов, понимание всех рисков и трудностей;
  • общие сведения о воспитании детей, особенно приемных и имеющих отклонения в развитии.

Многие слушатели не осознают в полной мере, какие реальные трудности возникнут при адаптации ребенка в новой семье и установлении с ним контакта. На курсах педагоги и психологи помогают «снять розовые очки» и оценить свои возможности воспитания неродного ребенка, помогают понять, как справиться с возникающими трудностями.

Членам полной семьи важно обговорить моменты замещения друг друга в тяжелые периоды. Родитель должен иметь возможность отдохнуть, психологически восстановиться, получить моральную поддержку партнера.

Главные навыки, которые должны появиться в результате посещения ШПР – умение попросить помощи в трудной ситуации и осознание того, что многое еще предстоит узнать. Помощь психолога или педагога может требоваться достаточно часто, особенно на первом этапе.

Можно ли получить свидетельство в другом регионе или стране?

Граждане другого государства имеют право пройти обучение по месту своего постоянного проживания. То же самое относится к россиянам, которые постоянно живут за границей. Свидетельства иностранного образца принимаются отечественными органами опеки.

Если претендент на усыновление ребенка проживает в другом регионе, он имеет право пройти курсы в ШПР по месту своего пребывания. При этом он может обучаться в любом регионе РФ бесплатно. Свидетельство, которое слушатель получит после успешной аттестации, будет действовать на всей территории РФ.

Что делать, если органы опеки неправомерно требуют пройти ШПР?

Если органы опеки неправомерно требуют повторно пройти ШПР или обновить сертификат, выданный в другом регионе, кандидатам следует подавать бумаги на усыновление в установленном порядке. Такие действия государственной службы связаны с непониманием требований закона и нежеланием брать на себя ответственность.

Если специалист отказывается принимать пакет документов, следует передать его через канцелярию, заказным почтовым отправлением или попросить официальный отказ с пояснениями. В большинстве случаев специалисты службы опеки разъясняют законность своего решения, ссылаясь на нормативные акты, не доводя ситуацию до жалобы на их действия в прокуратуру.

Слово «школа» вызывает у нас жесткие ассоциации с уроками, звонками, экзаменами и, в целом, с довольно жесткой системой. Наверное, это слово не очень подходит для того, что происходит на Школе приемных родителей. По сути, это цикл групповых занятий в формате психологического тренинга. Большинство занятий проводят именно психологи. Как в любом психологическом тренинге, среди методов работы – ролевые игры, упражнения, дискуссии, беседы. Теоретический материал тоже есть, но он обычно дается в форме распечаток или даже высылается на электронную почту для самостоятельного изучения.

Школа приемных родителей не так давно стала обязательной для будущих приемных родителей и опекунов. Поэтому сейчас часто сначала приходят к нам, а потом уже идут в органы опеки с документами. Для прохождения школы мы никак не просим человека подтвердить свои намерения, достаточно просто желания. Пойти можно в совершенно любую школу приемных родителей в городе по личному выбору, все занятия бесплатны.

На выходе слушатели получают сертификат о прохождении школы. Это официальный документ, его требует орган опеки. Там указано, что человек прослушал курс. Конечно, никаких экзаменов у нас нет, но у нас есть довольно жесткое правило – мы не даем сертификат, если человек пропустил 2 занятия или более. Бывает, что приходят только за бумажкой, но мы стараемся всегда убедить, что занятия будут полезны.

Школу проходят не только те, кто берет ребенка из детского дома. Если кто-то из родственников берет под опеку ребенка, оставшегося без попечения родителей, то он тоже должен пройти через Школу.

Функции «отсеивания» у нас нет, это задача органов опеки. Наша задача – дать задуматься самому человеку. Бывает, что приходится сталкиваться со странными случаями. Например, когда одинокий мужчина хочет взять под опеку подростка. Формально мы отказать в услугах Школы не можем (если человек пунктуально посещает все занятия). Но мы можем органам опеки сказать о своих опасениях.

Загрузка...