Портал для мам - Дом ответов

Как вырастить ребенка здоровым? Интервью с Ольгой Шестопёровой. Растим здорового ребёнка: спорт и физические нагрузки

Елена Воробьева
Как вырастить здорового ребенка

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к своему ребенку .

Что же главное в воспитание ребенка ?

Конечно, хочется ответить все главное! И все же главное задача в воспитании ребенка – ребенок должен расти здоровым ! Ни полнота и упитанность, ни богатырское сложение, ни румянец на пухлых щечках ребенка сами по себе не являются критериями здоровья . Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям.

Жизнь неизбежно столкнет ребенка с трудностями и испытаниями разного характера. Будь то резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий здоровый организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

Здорового ребенка легче воспитывать . У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развитие инициативы, сильной воли, дарованной и природных способностей.

Так что же делать, чтоб ребенок вырос здоровым !

Здоровье ребенка , прежде всего, конечно же зависит от здоровья его родителей , от образа жизни который ведут его родители. На здоровье ребенка оказывает влияние и среда, в которой он растет и развивается. Детский организм пластичен, изменчив и податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут и стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются. Либо угасают.

Ребенок рождается на свет уже с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Например, таких как терморегуляция. В ответ на охлаждение организма уменьшается теплоотдача, а в ответ на перегревание -она увеличивается. Таким образом, если эти механизмы упражнять часто, с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказными. Если же этой тренировки нет, заметно снижаются. Проще говоря, если ребенка не закалять , все время кутать, прятать от малейшего дуновения ветра, устойчивость к простудным заболевания будит велика.

Обобщая ниже сказанное можно сделать вывод : воспитание должно быть не изнеженным, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Не ограждайте вашего ребенка от лучшего в мире учителя – жизненного опыта!

Крепкий организм!

«Крепкий организм» - так обычно характеризуют здорового человека , который способен выдержать суровые испытания и выжить в трудных условиях.

Что же обеспечивает «крепость» здоровья человека ? Прежде всего – это особенности развития его организма. Чем лучше развит человек, тем выше резервные возможности его организма, а следовательно, тем крепче у него здоровье . Уровень развития организма, в свою очередь, связан с развитием его отдельных частей - органов и систем, с тем насколько согласованно они работают.

Как проанализировать работу детского организма?

Ранее было сказано о том, что «крепость» организма напрямую зависит от уровня, степени его развития. Как определить уровень развития организма своего ребенка ? Многие родители считают, что это можно сделать, измерив рост и массу тела, оценив физическую подготовленность, но такой анализ не будет являться точным, так как каждый ребенок развивается по-разному, с разной скоростью. К тому же разные дети имеют разные способности и склонности к чему-либо.

Как же все-таки оценить развитие ребенка ? Как определить, нормально он развивается, отстает или наоборот опережает своих сверстников?

Прежде всего, надо проанализировать поведение самого ребенка , говоря научно-его физическую и умственную активность.

Если ваш ребенок много двигается и с удовольствием занимается физическими упражнениями, у него хороший аппетит, если он охотно посещает детский сад, стремится к общению со своими сверстниками, идет на контакт с взрослыми, принимает активное участие в играх, то можно смело считать, что он развивается нормально. Если же вы не наблюдаете у своего ребенка этих проявлений , если у ребенка нет интереса к активному образу жизни, он склонен проводить большую часть времени в пассивном состоянии, в саду он чаще играет один, не идет на контакт с воспитателем, плохо питается, медленно растет – это может являться замедлением развития!

Как вырастить здорового ребенка ?

Чтобы ребенок рос и развивался в соответствии со своим возрастом и возрастными особенностями, необходимо с самого детства прививать ему интерес к физической культуре и спорту! Занятие спортом позволит ребенку повысить работоспособность его организма, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы дети развивались и росли здоровыми !

В современном мире, к сожалению, родители уделяют очень мало внимания и своего времени детям. Ошибочно полагаться только на детский сад, так как физическое развитие ребенка должно быть не прерывно и в детском саду и дома.

Физкультурно – оздоровительная работа детей в семье чрезвычайно разнообразна. Она может быть связана с подготовкой и проведением каких-либо праздников, семейных торжеств, плановых и неожиданных событий (т. к. победа в соревнованиях, проводимых в детском саду или выпуск из детского сада и др.). Кроме того потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни.

В выходные дни лучше всего организовать отдых на открытом воздухе. Например, в теплое время года можно всей семьей пойти в поход. Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект ,получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. доказано,что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений : ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, способствуют совершенствованию такого ценного оздоровительного качества , как выносливость. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи и компенсации того внимания, которое родители не додают своему ребенку .

За частую если на улице ненастная, дождливая или ветреная погода, родители предпочитают остаться дома с ребенком . Тогда то и возникает следующая проблема связанная, прежде всего. Со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью ребенка в активной двигательной деятельности и площадью современных квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (лепка, рисование, просмотр мультфильмов, компьютерные игры, настольно-печатные игры). Учитывая достоинства и важность вышеупомянутых видов деятельности, следует отметить важность двигательной активности для развивающего организма ребенка . Ограничение двигательной активности ребенка в домашних условиях может привести к невосполнимым потерям в его здоровье и гармоничном физическом и общем развитии.

Для того чтобы ребенок мог рационально использовать свою двигательную деятельность в домашних условиях, можно установить в детской комнате «спортивный комплекс» конечно, если это позволяет площадь его комнаты. Тем более в наше время выбор «спортивных комплексов» в специализированных магазинах достаточно разнообразный.

Другой формой проведения домашнего физкультурного досуга является подвижные игры и игровые упражнения. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры рекомендуется отбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками могут быть как дети так и все члены семьи. Это могут быть игры в «кольцеброс, дартс, боулинг» , так же это могут быть такие игры как «прятки, жмурки, море волнуется и т. д.»

Так же не надо забывать о том, что подвижные игры во дворе являются самым доступным и массовыми видом физических упражнений для ребенка . Как мы знаем игра стоит на высшей ступени интересов у детей. однако многие современные виды развивающих игр (компьютерные, электронные игры) не способствуют укреплению здоровья ребенка и формированию тех важных нравственных качественных качеств как (взаимопомощь, честность, смелость, справедливость и др., основа которых закладывается только в коллективных подвижных играх во дворе со своими сверстниками. Взрослые могут быть зачинщиками такого досуга. Помочь оборудовать площадку для игры, смастерить недостающий инвентарь. Продумать и подготовить призы. Зачастую вы гуляете во дворе семьями, можно организовать игры соревновательного характера. Например папа и сын одной семьи, мама и дочь другой семьи провести эстафеты (кто быстрей доскачет на одной ножке по дорожке, перенеси мяч и не урони, переправа «с помощью обруча» , вытолкни из круга и т. д.). сколько радости и удовольствия приносят совместные игры взрослых и детей. Очевидно, что такие мероприятия при нынешней занятости родителей не могут повторятся часто. Но достаточно, если взрослые объединяться с детьми для совместных игр в выходные дни или во время отпуска!

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ .

Просыпаясь не залеживаемся в постели.

Каждый день начинаем с зарядки.

Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.

Лифт – враг нашему здоровью , спускаемся и поднимаемся по лестничной площадке пешком.

В детский сад – пешком в быстром темпе.

Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!

При встрече с воспитателями и детьми в детском саду обязательно здороваемся (желаем доброго здоровья !

Режим дня – наш друг, хотим все успеть – успеем!

Питаемся правильно и с пользой для своего здоровья !

Вечером в семейном кругу обсуждаем, как провели день!

В отпуск и выходные дни – только всей семьей!

Как бы банально это ни звучало, дети — самое ценное, что есть у родителей. Их здоровье, самочувствие, настроение — то, что заботит любящих родителей с момента рождения детей. С этапа планирования малыша и до его совершеннолетия родители стараются создать максимально комфортные условия для гармоничного развития будущего чада. Они мечтают вырастить его успешным и здоровым. Каким должен быть здоровый ребёнок и как вырастить ребёнка здоровым — тема нашего сегодняшнего материала.

Здоровый ребёнок: что это значит?

В понятие «здоровье» ребёнка мы вкладываем физический аспект и психологическое состояние ребёнка, а также его эмоциональный настрой. Здоровый ребёнок гармонично развивается, его организм справляется с вредными факторами окружающей среды и противостоит болезням.

Здоровый ребёнок жизнерадостен, активен, хорошо ест, с удовольствием играет, доброжелателен и не доставляет родителям никаких хлопот. Когда он не голоден и у него ничего не болит, он выглядит и ведёт себя, как абсолютно здоровый, счастливый малыш.

На здоровье ребёнка влияет генетика, социальная и экологическая среда, соблюдение правил гигиены и множество других факторов. Но в основном здоровье ребёнка зависит от его родителей и их совместных усилий.

Именно они должны взять на себя обязательства по воспитанию здорового ребёнка и успешной личности. От них будет зависеть конечный результат. Главная роль отводится матери малыша, но и отец очень важен для гармоничного роста и развития ребёнка.

Рост, вес, развитие ребёнка в соответствии с возрастом - также важные показатели здоровья, как и базовые физические качества, черты характера, навыки и привычки, которые формируются постепенно, от месяца к месяцу и от года к году.

Формированием личности ребёнка нужно заниматься с раннего детства.

Чтобы ребёнок быстро развивался и рос здоровым, нужно соблюдать немало правил, мы назовём лишь основные из них. Возможно, они вам знакомы.

Если вы хотите вырастить ребёнка здоровым, вам придётся:

  • следить за режимом дня ребёнка с самого рождения;
  • организовать ежедневные физические нагрузки, активные прогулки, занятия спортом;
  • обеспечить полноценное правильное питание;
  • закаливать малыша, одевать по погоде;
  • создать комфортные условия для сна и отдыха;
  • приучить к здоровому образу жизни и ежедневной гигиене;
  • создать благоприятную, доброжелательную семейную атмосферу;
  • развивать когнитивные и коммуникативные способности;
  • много общаться;
  • учить всему не на словах, а на собственном примере;
  • избегать физических наказаний;
  • любить ребёнка безусловно, а не за его успехи и заслуги.

Растим здорового ребёнка: спорт и физические нагрузки

Мало кто из педиатров или психологов порекомендует малышу профессиональный спорт, как эффективное средство физического развития. Но физические нагрузки, гимнастика, активные прогулки и подвижные игры должны присутствовать в распорядке дня ребёнка любого возраста в обязательном порядке. Если ребёнок ходит в детский сад, о его двигательной активности позаботятся воспитатели, но о детях до детсадовского возраста и о тех, кто по каким-либо причинам не посещает детские учреждения, должны позаботиться родители и обеспечить:

  1. Утреннюю гимнастику;
  2. Ежедневные физические нагрузки;
  3. Активные игры и прогулки на свежем воздухе;
  4. Закаливание;

Если малышу до трёх лет достаточно активных игр и прогулок на свежем воздухе в любое время года, то деткам постарше уже можно посещать различные спортивные секции:

  • плавание;
  • гимнастика;
  • футбол;
  • волейбол.


Им полезна езда на велосипеде, прыжки на батуте, утренние или вечерние пробежки.

Все эти занятия принесут ребёнку огромную пользу и море удовольствия, особенно если рядом будут находиться любящие и заботливые папа и мама.

Чтобы ребёнок рос здоровым, энергичным и подвижным, делайте вместе с малышом утреннюю зарядку, учите самым простым физическим упражнениям. Чем больше ребёнок будет двигаться, тем лучше он будет развиваться и быстрее расти. Нельзя недооценивать пользу двигательной активности для здоровья детей любого возраста. Физические упражнения положительно влияют не только на формирование иммунитета, но и на развитие памяти, мышления, умственных способностей и личностных качеств.

Детские болезни: почему их не стоит бояться?

Для любящих родителей любой чих ребёнка — серьёзный повод для беспокойства. А если температура любимого чада внезапно поднялась выше 38 градусов, то без помощи специалиста никак не обойтись.

Однако, обычно все не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Сегодня особой популярностью (вполне заслуженно) пользуется книга Роберта Мендельсона, американского профессора, доктора медицины и педиатра «Как вырастить ребёнка здоровым вопреки врачам», где он подробно объясняет, почему не стоит бояться детских болезней.

Р. Мендельсон уверен, что большинство детских болезней не нуждается во внимании докторов, и учит родителей воспринимать болезни, как «естественный этап развития ребёнка», как своеобразную реакцию организма на «динамику жизни».

Родительский долг — заботиться о ребёнке, растить его в любви и заботе, не следовать стереотипам, не перекладывать уход за ним и ответственность за его здоровье на кого-либо.

Титанические усилия любящих родителей обязательно будут вознаграждены — ребёнок вырастет здоровым и успешным.

Соблюдая элементарные правила, можно избежать частых ОРВИ и сократить до минимума общение с врачами. Вот некоторые из них: не кутайте малыша и гуляйте с ним в любую погоду, приучайте ходить босиком в любое время года дома, а летом — ещё и на даче, закаливайте деток с раннего детства.

Старайтесь проветривать помещение, где ребёнок проводит много времени, как можно чаще, но не реже, чем два раза в день — утром и вечером. Очень положительно на развитие и самочувствие ребёнка влияет грудное вскармливание.


Ещё один совет относительно питания малышей — не спешить с прикормами и отдать предпочтение простой, незатейливой еде — кашам, пюре из овощей и фруктов, супам и бульонам.

Следует учесть, что у разных детей разный аппетит. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он ел больше или меньше. Полагайтесь на выбор ребёнка и его желание.

Здоровье малыша — это кропотливый, ежедневный труд его родителей, которым придётся трудиться каждый день, без праздников и выходных, чтобы вырастить ребёнка здоровым.

На собственном примере нужно приучать детей к здоровому образу жизни, здоровым привычкам, правильному режиму, полноценному питанию.


Здоровье ребёнка — не сиюминутное состояние, а результат длительной работы его родных.

Будьте уверены в том, что ваш ребёнок — здоров, и пусть эта уверенность передаётся вашему малышу. Положительный настрой, доверительные отношения, благоприятная семейная атмосфера, любовь и поддержка родителей — вот что поможет вырастить ребёнка здоровым. Любите своих детей, доверяйте своей интуиции и руководствуйтесь здравым смыслом в вопросах воспитания.

Здоровье дается человеку от рождения, но чтобы сохранить его на всю жизнь, необходимо постоянно заботиться о его укреплении с раннего детства и до глубокой старости. Научить этому возможно, только если сами родители ощущают острую потребность в здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, оптимизм, достаточная физическая активность, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, регулярное прохождение медицинских осмотров, отказ от вредных привычек. Именно соблюдение этих несложных правил является самым практичным и наименее дорогостоящим путем профилактики заболеваний. Самыми близкими людьми для ребенка являются родители. Чем больше родители и окружающие любят ребенка, тем гармоничнее, счастливее и здоровее он вырастает. Маленький человечек нуждается в ласке, заботе, внимании. Ребенок не должен оставаться один на один со своими проблемами. Не жалейте времени на общение со своим ребенком, берите его на руки, целуйте. Чем больше любви и нежности вы подарите малышу, тем больше своей любви и благодарности он сможет вернуть вам в будущем. Только не надо забывать, что любовь – это не вседозволенность, а внимание, уважение, здоровая критика, иногда и справедливое наказание. В атмосфере любви и дружбы легче формируются правильные моральные установки,нравственные принципы, без привития которыхневозможно воспитать здорового человека. Физическая активность –один из самых важных компонентовздорового образа жизни. Аристотель писал, что ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. Детям свойственна высокая подвижность, но она должна соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребенка. Движение – это мощное средство улучшения физического и психического здоровья, поддержания работоспособности и укрепления защитных сил организма, лучший способ снятия нервного возбуждения и стресса. Движение влияет не только на развитие мышц и костей, оно также способствует развитию всех областей головного мозга, влияя на формирование умственных способностей ребенка. Физическая активность способствует выработке у человека веры в себя, в свои силы и возможности. Наиболее полезны для здоровья те виды движений, во время которых в работу вовлекаются все группы мышц - это бег, плавание, езда на велосипеде, лыжные прогулки, подвижные игры. Если ребенок с детства приучен к тому, что родители делают утреннюю гимнастику, семья вместе катается на лыжах, ходит в походы – здоровый образ жизни станет естественным и для него. С состоянием мышц напрямую связана нормальная осанка ребенка. Неправильная осанка отрицательно сказывается на фигуре и работе внутренних органов.Если мышцы туловища развиты равномерно, то туловище и голова держатся прямо . Основой нормальной осанкиявляются систематические адекватные физические упражнения, постоянный контроль над своей осанкой самими детьми и родителями, правильно подобранная мебель, удобная и практичная обувь. Правильное питание – другой важный компонент здорового образа жизни. Помните, что нарушения питания в детстве оставляют свой след на здоровье во взрослом состоянии. Особенно важно, чтобы питание было сбалансированным и рациональным. Беспорядочный прием пищи, нерегулярное питание, длительные перерывы в еде с последующим перееданием, торопливая еда, еда всухомятку бывают причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта. Нежелательно давать ребенку чипсы, гамбургеры, напитки, вызывающие повышенную возбудимость – крепкий чай, кофе, кола. Необходимо ограничить в рационе ребенка количество сахара, сладостей, кондитерских изделий, приводящих не только к кариесу и ожирению, но и часто являющихся причиной возникновения сахарного диабета. Для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма важное значение имеют витамины и микроэлементы. Ониповышают физическую и умственную работоспособность ребенка, способствуют устойчивости организма к различным инфекциям. Поэтому рацион ребенка должен содержать достаточное количество разнообразных овощей и фруктов. Личная гигиена особенно важна для ребенка. Гигиена белья и одежды имеет очень большое значение. Желательно, чтобы одежда была свободной и под ней сохранялась воздушная прослойка.Белье должно быть из мягких, хорошо поглощающих пот тканей. Очень важно научить ребенка правильно ухаживать за полостью рта и зубами. Для чистки зубов всегда нужно пользоваться индивидуальной щеткой, которую необходимо менять примерно 1 раз в 3-4 месяца. Зубы желательно чистить после каждого приема пищи. Если это невозможно, даже простое полоскание рта будет полезным. Естественному очищению зубов и полости рта способствует употребление в пищу сырых неизмельченных овощей и фруктов (репа, капуста, яблоки, морковь). Соблюдение режима дня является обязательным условием здорового образа жизни ребенка. Он помогает поддерживать в организме человека определенный баланс. Отсутствие правильного чередования физического и умственного напряжения, труда и отдыха, огромный информационный поток ведут к психическому переутомлению, основными симптомами которого являются: легкая возбудимость, раздражительность, неуравновешенность в поведении, снижение внимания и памяти, головная боль, что в итоге может привести к тяжелым нервно-психическим расстройствам. К сожалению, родители не всегда контролируют качество и безопасность информации , получаемой детьми. Бесконечные сериалы и ток-шоу заполняют телевизионный эфир, притягивая наших детей к телевизору. Задача взрослых – стать фильтром этой информации. Бесспорно, необходимо идти в ногу со временем, но просмотр телепрограмм, фильмов, компьютерные игры, Интернет должны быть строго дозированными. Родители должны знать, что дети могут смотреть телевизор не более 1,5 часов в день, а общая продолжительность пользования компьютером должна быть также не более 1,5 часов. Дело в том, что просмотр телепередач и работа за компьютером – это напряжение и для глаз, и для нервной системы, что приводит к развитию близорукости и неврозу.Дети живут компьютерными играми, забывая о реальной жизни. При этом остается совсем мало времени на отдых, спорт, приготовление уроков, пребывание на свежем воздухе. Прогулки – один их необходимых компонентов рационального режима дня. Дети должны быть на свежем воздухе 1,5-2,5 часа ежедневно, а в дни отдыха до 6 часов. Их нужно сочетать с двигательной активностью, занятиями спортом и физическим трудом. Главным видом отдыха, конечно, является сон . Во сне восстанавливается работоспособность, снимается эмоциональное напряжение. Недаром в народе говорят: «Утро вечера мудренее». Во время сна происходит множество процессов, необходимых для здоровья человека. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Хороший сон в благоприятных условиях – теплое одеяло, прохладный воздух, спокойная обстановка – влияет на настроение, память и внимание, состояниеиммунитета. Для глубокого и крепкого сна важны прогулки перед сном. Закаливание полезно в любом возрасте. Закаленный, тренированный человек с успехом противостоит холоду и жаре, колебаниям атмосферного давления и влажности. При закаливании важно следовать основным принципам: постепенность, систематичность, учет индивидуальных способностей организма, разнообразие закаливающих воздействий. Родители должны внимательно следить за здоровьем детей, проявлять так называемую медицинскую активность . Профилактические меры всегда эффективнее и дешевле, чем лечение возникшего заболевания, а лечение болезни в начальной стадии всегда легче, чем в поздней. Каждому ребенку необходимо ежегодно проходить обследование у педиатра, а для предупреждения инфекционных заболеванийнеобходимо делать профилактические прививки. Надо быть внимательными к состоянию и самочувствию своего малыша, не надо отмахиваться или откладывать на «потом», если что-то с его здоровьем вас беспокоит. В этом случае лучше сразу обратиться к врачу, а незаниматься самолечением.

особенная гостья – Шестопёрова Ольга Владимировна, мама двух сыночков – Павла (13 лет) и Владика (8 лет), а кроме того – специалист по детскому медицинскому массажу, детской физиотерапии и ЛФК. Сегодня Ольга нам расскажет о том, .

Интервью с Ольгой получилось достаточно объемным, и это неудивительно, ведь я не могла «отпустить» такого эксперта в области физического развития ребенка, не задав ей самых важных вопросов, которые волнуют каждую маму. В интервью вы найдете медицинские рекомендации по профилактическим мерам для поддержания и укрепления здоровья малыша, список спортивных «снарядов», которые должны быть в каждом домашнем спортивном уголке, минимально необходимые занятия, способствующие гармоничному физическому развитию крохи, советы по , ответ на вопрос как вырастить ребенка здоровым и другие «полезности».

Марина Суздалева (М.С.): Современные родители стремятся заниматься ранним развитием, в том числе и физическим развитием ребенка, практически с пеленок. Оправдано ли это с Вашей точки зрения? И почему так важно уделять внимание физическому развитию с самого рождения?

Ольга Шестопёрова (О.Ш.): Современные родители — большие молодцы, в вопросах здоровья собственного ребенка разбираются порой лучше, чем многие современные доктора. И это просто замечательно, потому что чем раньше родители начнут не просто осознавать, а по-настоящему помогать своим деткам, тем проще будет малышам адаптироваться в нашем сложном мире, выработать свой собственный иммунитет и сохранить прекрасное здоровье на долгие годы счастливой жизни.

Но все же не стоит забывать и о медиках, ведь опытный доктор, который наблюдает малыша с рождения и знает практически все «слабые места», связанные со здоровьем ребенка, сможет вовремя скорректировать возникающие проблемы или назначить лечение (но это должен быть действительно опытный, знающий доктор, которого ни при каких обстоятельствах нельзя назвать безразличным).

М.С.: Я слышала, что в возрасте до 1 года ребенку желательно провести 4 курса общеукрепляющего массажа. Существуют ли подобные рекомендации для детей старшего возраста?

О.Ш.: Действительно, здоровому ребенку первого года жизни рекомендуется как минимум 3-4 курса общеоздоровительного, общеукрепляющего массажа — в основном с целью своевременного развития возрастных двигательных умений, а также с целью адаптации к переменам, происходящим с организмом ребенка после появления на свет.

Детям второго и третьего года жизни массаж необходим 2 раза в год , так как именно в этом возрасте (до 3,5 лет) идет интенсивное развитие и рост скелетно-мышечного и суставного аппарата, и желательно помочь этому процессу с помощью массажа и гимнастики. В более старшем возрасте рекомендуется также проводить профилактический курс массажа детям хотя бы 1 раз в год.

Но все вышесказанное, конечно же, относится к здоровым деткам. Если же у ребенка есть какие-либо проблемы неврологического или ортопедического плана, если малыш часто болеет простудными заболеваниями, то нужен уже массаж по совершенно другим схемам, и его должен проводить специалист.

М.С.: Что может делать мама дома, чтобы способствовать оптимальному физическому развитию ребенка? И чего ей не следует делать, чтобы этому оптимальному развитию ребенка хотя бы не мешать?

О.Ш.: Прежде всего, мама должна понимать, что ребенок – это индивидуальность, поэтому она ни в коем случае не должна его сравнивать с другими детьми, и по физическому развитию, прежде всего. Если же говорить в общем, то детям первого года жизни достаточно ежедневной гимнастики, прогулок на свежем воздухе и элементарных закаливающих процедур , вот, пожалуй, и необходимый минимум.

После года к этому нужно добавить посещение бассейна, расширить ассортимент и увеличить длительность закаливающих процедур, после двух лет , при отсутствии медицинских противопоказаний, можно 1-2 раза в год (оптимально подходит июнь или сентябрь), в осенне — зимний период, опять же при отсутствии противопоказаний, стараться раз в неделю посещать с ребенком сауну (рекомендуется с 3х летнего возраста) и, конечно же, как можно больше времени проводить вдали от больших городов.

А к вопросу о том, чтобы не мешать физическому развитию, я думаю, что современные родители в состоянии сами увидеть и понять, чего не нужно делать, чтобы не навредить оптимальному физическому развитию своего чада. Хочу только предостеречь от попыток опережать события в плане двигательных умений (например, если ребенку «уже 7 месяцев», а он так и не научился садиться самостоятельно, а у всех подружек дети этого возраста давно сидели, не нужно его сажать принудительно, нужно подождать пока он сядет сам, обратить внимание педиатра на эту проблему, может быть, есть что-то, что мешает ребенку это сделать с медицинской точки зрения (например, слабые косые или прямые мышцы живота) и помочь ребеночку с этим справиться.

М.С.: Какие и приспособления желательно иметь в домашних условиях для организации занятий гимнастикой, да и для физического развития вообще?

О.Ш.: Для занятий гимнастикой желательно приобрести самое необходимое, конечно, не сразу после рождения ребенка, а постепенно:

  • песочные часы , по которым ваш малыш со временем самостоятельно будет контролировать время занятий гимнастикой, это очень важный атрибут, позволяющий ребенку превратить занятия с самого начала в игру;
  • мячи (маленький, средний, большой и очень большой — типа фитбола, а также мяч-ежик);
  • , которые можно сделать самим, а можно и приобрести готовые;
  • гимнастическая палка (из пластмассы или деревянная);
  • маленькая скамеечка .

Пригодятся также мелкие детальки из различных материалов и с разной формой краев (можно игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие пластиковые шарики, лоскутки разных тканей, крышки, винные пробки и т.п.) для гимнастических упражнений на стопы и пальцы ног. Вот, пожалуй, основное.

М.С.: В каком возрасте можно отдавать ребенка в спортивную секцию, и какие виды спорта наиболее полезны для ребенка?

О.Ш.: Максимально полезно и подходит практически всем детям, конечно же, плавание. Плавать дома можно начинать прямо с рождения, пока малыш еще помнит, как он плавал у мамы в животике. Существует много методик для обучения плаванию дома. Когда малышу исполнится 1,5-2 года можно смело начинать посещать бассейн.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Плавание – лучший способ предупредить проблемы, связанные с нарушениями осанки (сколиозы, кифозы), деформации нижних конечностей, заболевания бронхо-легочной системы . Также я рекомендую «поставить» ребенка на лыжи, а летом – на ролики. И то, и другое – прекрасно развивает вестибулярный аппарат, ребенок научится держать равновесие, улучшится работа сердца и сосудов, укрепится бронхо-легочная система, малыш будет более уверенным в своих силах. Незаменима также езда на велосипеде, которая развивает костно-суставно-связочно-мышечный аппарат, и дети учатся прекрасно держать равновесие.

Лучше для ребенка, если все эти и, может быть, какие-то еще элементы будут гармонично дополнять друг друга, и когда малыш подрастет (5-6 лет) можно будет выбрать из того, чем он уже занимался, и продолжить уже более серьезно и (или) выбрать еще что-либо — восточные единоборства, футбол, хоккей, настольный или большой теннис и т.д.

М.С.: У Вас очень большой опыт работы с дошколятами. Скажите, исходя из Вашей практики, какие проблемы со здоровьем распространены сейчас больше всего среди дошкольников? С чем это связано? Что могут сделать родители для профилактики этих проблем?

О.Ш.: Среди детей дошкольного возраста:

Первое место занимают заболевания опорно-двигательной системы , такие как:

  • различные нарушения осанки
  • плоскостопие
  • различные деформации нижних конечностей (ими страдают около 78% детей)

на втором месте сердечно-сосудистые заболевания

  • ФИСС
  • врожденные и приобретенные пороки сердца и сосудов (их имеют около 37% детей)

третье место занимают аллергические заболевания

  • дерматозы
  • аллергозы
  • дерматиты
  • бронхиальная астма
  • поллиноз (эти заболевания примерно у 17% детей)

И, конечно же, частые детские болезни, процент которых даже трудно сосчитать. Причин масса, начиная от ужасной экологии и заканчивая наследственностью. Можно ещё отметить низкий уровень медицины и диагностики даже в крупных городах, не говоря уже о провинции. Родители должны внимательно следить за здоровьем своего ребенка и, в случае даже незначительных проблем, обращаться к квалифицированному специалисту.

Если же говорить о профилактике, то мероприятия нужно начинать еще задолго до беременности обоим родителям:

  • здоровый образ жизни
  • никаких вредных привычек
  • исследование иммунного статуса
  • ПЦР-диагностика
  • генетическое исследование на предмет наследственных заболеваний

Когда ребенок уже родился, также можно предупредить некоторые заболевания, например, частые детские болезни, различные деформации нижних конечностей, нарушения осанки, приобретенные пороки сердца и сосудов и другие, различными методами.

Так, нарушения осанки, деформации стоп и голеней и, как следствие этих деформаций, различные проблемы, связанные с позвоночником, можно предупредить с помощью массажа и гимнастики. Частые детские болезни также можно предотвратить, в этом очень поможет закаливание, опять же массаж, гимнастика и различная неспецифическая профилактика. Различные сосудистые проблемы тоже можно предотвратить, укрепляя иммунитет, закаливая малыша, занимаясь с ним плаванием и кормя его грудным молоком.

М.С.: Не могу не спросить о сезонной проблеме всплеска заболеваемости простудами и ОРВИ. Понятно, что в осенне-зимний период заболевает практически каждый ребенок. Но, тем не менее, какие детки относятся к группе риска, более подвержены вирусным заболеваниям и тяжелее их переносят? Какие профилактические меры Вы можете порекомендовать мамам малышей?

О.Ш.: Да, действительно проблема существует. К группе риска относятся, в первую очередь, дети, посещающие детские дошкольные учреждения, детки, которых родители предпочитают брать везде с собой, будь то огромный супермаркет, ресторан или любое другое место скопления большого количества народа. Чаще болеют дети с ослабленным иммунитетом и с различными хроническими заболеваниями. С целью профилактики можно порекомендовать:

  1. Витаминизацию в осенне-весенний период, посредством витаминных комплексов и различных натуральных средств — таких как отвар шиповника, различные витаминизированные морсы, свежевыжатые соки, фрукты, овощи.
  2. Перед посещением массового скопления людей в период роста заболеваемости нужно взять за привычку обязательно смазывать слизистую носа оксолиновой мазью согласно инструкции.
  3. По возвращении домой промывать нос с использованием физраствора или обычного хозяйственного мыла (естественно, в первый раз это нужно делать с осторожностью, наблюдая за реакцией вашего малыша).
  4. Не стоит забывать и о закаливании, как о методе профилактики ОРВИ.
  5. Рекомендую научить вашего малыша полоскать горло отварами ромашки и календулы все с той же целью профилактики хотя бы 2 раза в день в опасный период массовой заболеваемости.

М.С.: Многие мамы интересуются вопросами закаливания, но очень немногие, к сожалению, доходят до практической реализации. Как Вы считаете, почему? Неужели закаливание – это слишком сложно? Каких правил следует придерживаться, чтобы закаливающие процедуры вошли в привычку?

1. Большинство неприятностей проходит под утро

Эта книга адресована родителям, которым нужен совет, как вырастить детей здоровыми. Моя цель — научить вас распознавать, когда ребёнок нуждается в помощи врача, а когда медицинского вмешательства следует избегать, поскольку оно способно больше навредить, чем помочь. Я также намерен предупредить вас об опасностях, таящихся в многочисленных лекарствах и всевозможных анализах, рентгеноскопии и других процедурах, которые, вполне вероятно, захочет испробовать на вашем ребёнке педиатр. Это может вредно отразиться на детском здоровье.

Педиатрам дано одно существенное преимущество перед другими врачами: они имеют замечательных помощников — родителей, беспокоящихся о здоровье своих детей больше, нежели о своём собственном. Над этим нам всем стоит задуматься.

Если среди ночи вы проснётесь из-за того, что голова раскалывается от боли, что вы будете делать? Вероятнее всего, примите аспирин, а наутро встанете в добром здравии. Представьте, что от того же глубокой ночью проснулся ваш малыш. Первой вашей мыслью будет как можно скорее дозвониться до педиатра. Если его телефон не переключен на автоответчик, я уверен, что вы услышите: «Температуру измеряли?». Затем, независимо от вашего ответа, врач скажет: «Не думаю, что вам стоит беспокоиться. Дайте аспирин, а утром приведите ребёнка ко мне на приём...». Вы вешаете трубку, уже сожалея о звонке, даёте своему Джимми аспирин, и он вскоре засыпает, как и вы сами. А поутру с облегчением обнаруживаете, что Джимми бодр, здоров и требует завтрака. Покормив ребёнка, вы начинаете размышлять, вести его к доктору или сэкономить время и деньги...

Всё происходит именно так, а между тем такого сценария следует избегать. По поводу единственного симптома (головная боль) звонить врачу нет никакой необходимости, и ещё меньше причин идти утром к нему на приём. Если у ребёнка нет симптомов серьёзной болезни, визит к педиатру не принесет никакой пользы. Напротив, он может повлечь проведение ненужных медицинских процедур, способных превратить здорового ребёнка в больного!

Если вам приходилось читать книги о детском здоровье, то вы уже заметили, что мои взгляды отличаются от общепринятых. Большая часть таких книг написана врачами, и даже те из авторов, которые честно признают, что многие детские болезни в силу своей природы проходят сами, солидаризируются с остальными в одном: о каком бы симптоме или о каком бы заболевании ни шла речь, первой рекомендацией всегда должно быть: «Обратитесь к врачу».

Главный совет автора этой книги, за спиной у которого почти три десятилетия педиатрической практики и преподавания: «Не обращайтесь к врачу». Возможно, это вас удивит, но за долгие годы размышлений я пришёл к выводу, что подавляющее большинство детских болезней не требует внимания докторов. Когда же лечение предписывается без необходимости, оно приносит больше вреда, чем пользы.

Итак, длительное наблюдение за поведением врачей и мой опыт лечения тысяч детей дают основание сказать: «Избегайте педиатров, когда только можно».

Назову и другие предпосылки, на которых основаны мои выводы и рекомендации, изложенные на последующих страницах.

— Как минимум 95 процентов заболеваний, к которым склонны дети, в случае их возникновения проходят сами.

— Слишком часто риск неосторожного или ненужного медицинского вмешательства опаснее последствий самой болезни.

— Значительную часть своего времени педиатры лечат не ребёнка, а родительское беспокойство, вызванное плохим самочувствием их чада. Они нередко назначают лечение без необходимости (со всеми вытекающими последствиями), для успокоения родителей, и делают то, что те от них ожидают или требуют. Встревоженных родителей успокаивать, конечно же, нужно, но только не лечением детей, которые не больны. Между тем, на успокоительные беседы детские врачи много времени тратить не привыкли. Им быстрее и проще выписать рецепт.

— Лучше всяких врачей — мать всего сущего Природа, родители, бабушки и дедушки, которые выступают против стремления медицины подавить способность организма к самоисцелению. (Нынешнее поколение бабушек уже само зомбировано выше всякой крыши — H.B.)

— По меньшей мере в 90 процентах всех лекарств, прописываемых педиатрами, нет никакой нужды, и принимающие их дети рискуют поплатиться своим здоровьем. Все лекарства по своей природе токсичны и опасны. Кроме того, злоупотребление ими в детстве формирует у человека заблуждение, что существует «пилюля от любой болезни», приводящее к попыткам решать эмоциональные проблемы «химическим путём».

— Не менее 90 процентов всех детских хирургических операций проводится без достаточных оснований и подвергает маленьких пациентов риску смерти от непредвиденных обстоятельств, анестезии или инфекций, которым так благоприятствует кишащая микробами больничная среда.

— Среди педиатров, увы, немало тех, кто имеет весьма поверхностные знания (или не имеет их вовсе) диететики и фармакологии: на медицинских факультетах этим жизненно важным наукам внимания почти не уделяется. Пациенты страдают от невежества врачей в вопросах диетотерапии и от побочных эффектов лекарств.

— Родители почти ничего не знают о том, когда врач необходим, а когда они сами, без медицинского вмешательства, могут поддержать способность детского организма справиться с болезнью.

Я понимаю, что если просто назову недостатки педиатрической системы и посоветую вам, родителям, избегать помощи врачей и принять на себя больше ответственности за здоровье своих детей, то взвалю на ваши плечи непосильный груз. Гораздо проще последовать такого рода совету по отношению к самому себе, чем решиться на это, когда речь заходит о здоровье любимого ребёнка.

Подобная двойственность, хотя и объяснима, превращает родителей в заложников педиатра. Большая часть обследуемых детей в лечении не нуждается. Но врачу выгодно воздействовать на родителей самим фактом лечения ребёнка. Подобный образ действий не совпадает с моими этическими принципами. Однако, я могу понять педиатра, поступающего таким образом. Он неизбежно оказывается в выигрышном положении — как в финансовом плане, так и в психологическом. «Излечив» практически здорового ребёнка, врач получает не только хорошие деньги, но и благодарность.

Подоплёка подобного поведения врачей кроется в тенденции к уменьшению числа пациентов и одновременному увеличению числа педиатров, что сказывается на прибыли педиатрических клиник. Чтобы поддержать годовой доход, врач действует всё агрессивнее, проводя сомнительные тесты и процедуры, бьющие по карману клиентов. Эта ситуация в ближайшем будущем, несомненно, будет усугубляться: избыток педиатров становится всё более заметной проблемой в сфере медицины.

Моральная выгода врача заключается в потребности человека чувствовать, что он делает нечто необходимое. Осознать, что большинство пациентов не нуждается в твоих знаниях и мастерстве, — весьма непросто.

Опросы педиатров показали, что многие из них не находят в работе удовлетворения: третья часть опрошенных ответили, что серьёзно подумывают о смене своей деятельности «с целью получить больше возможностей» или «потому, что устали». Некоторые, ради «стремления блеснуть знаниями и таким образом завоевать благодарность пациентов», готовы использовать чрезмерное и потенциально опасное лечение. Такое, не имеющее оправданий, поведение врачей представляет для детей реальную угрозу.

Родители должны знать о недостатках педиатрической системы, чтобы быть начеку и вовремя уклониться от опасного и ненужного лечения своих детей. Но осведомлённость о проблемах в педиатрии не поможет, если у ребёнка болит голова или живот или его мучает кашель с температурой в придачу. Вот почему так важно научиться отличать состояния, требующие помощи врачей, от состояний, которые проходят сами. Надо как можно больше знать не только о потенциально вредных, но и бесполезных лекарствах и процедурах.

Так как почти все детские болезни мобилизуют защитные силы организма, чему медицинское вмешательство может повредить, родительские навыки при оказании помощи более предпочтительны — они естественнее врачебных. Кроме того, именно родители играют принципиальную роль в организации правильного, здорового, помогающего не болеть, питания ребёнка.

Цель этой книги — помочь вам развить навыки ухода за детьми, укрепить уверенность в своих силах и способностях и, в конечном счёте, вырастить детей здоровыми.

Когда я говорю родителям, что опекающие ребёнка взрослые способны позаботиться о его здоровье лучше любого врача, они часто воспринимают мои слова как шутку. Тем не менее, я действительно совершенно в этом уверен по причинам весьма простым, но серьёзным.

Те, кому не перевалило за полвека и кто вырос в крупных городах нашей страны, вряд ли что-то слышали о «семейном докторе»: их в наши дни почти не осталось. Кому же посчастливилось знать такого доктора, сохраняют в душе образ дружелюбного, внимательного, заботливого, сострадательного человека.

Семейный доктор сопровождал семью на протяжении двух, трёх и даже четырёх поколений. Он знал особенности характера, настроений и чувств каждого из её членов. Он относился к своим пациентам как к людям, нуждающимся в помощи, а не как к объектам применения фармакологических средств и медицинских технологий, заменяющих сегодняшним врачам тщательное обследование и здравый смысл. Он знал истории болезни не только членов семьи, но нередко и их предков — родителей, бабушек и дедушек.

Он умел терпеливо выслушивать жалобы подопечных, обстоятельно отвечал на их вопросы, развеивал их страхи, просто и понятно объяснял, что именно происходит в их теле и душе. Его кабинет был уютным, удобным, неагрессивным, и таким же был его характер. Если те, кого он опекал, чувствовали себя плохо, он приходил к ним сам, полагая, что идти к больному пристало врачу, а не наоборот. Он никогда не позволял самомнению и медицинским догмам встать на пути здравого смысла и человеколюбия. Если нужна была пилюля, больной её получал, а страхи и волнения доктор снимал добрым словом и ласковым жестом, не мешая Природе делать своё дело.

Я признаю, что образ семейного доктора из моей памяти несколько романтизирован, но всё же: именно таким надлежит быть современному врачу. Увы, таких врачей очень мало, а значит, именно вам, родителям, предстоит взять на себя заботу о здоровье своих детей.
Почему я уверен, что родители, в большинстве своем не имеющие медицинского образования, способны позаботиться о здоровье своих детей лучше, чем педиатры? Просто потому, что они хотят и могут уделять своим детям время и внимание, а врачи — не хотят и не могут.

Самое важное в диагностике заболевания — анамнез, фиксация изменении во внешнем виде и в поведении больного. Родители очень тонко чувствуют малейшие перемены в настроении ребёнка, моментально замечают их в его внешности и поведении и наизусть знают его анамнез, равно как свой и, возможно, своих родителей. Рядовой педиатр, за дверью кабинета которого ежедневно томятся в очередях тридцать, сорок, а то и пятьдесят пациентов, ничего не знает о попавших к нему на приём детях и, более того, не имеет ни времени, ни намерений что-то узнать. Вся его технология — анализы, рентгеновские снимки, уколы и лекарства — в большинстве случаев не может заменить основанной на здравом смысле заботы информированных родителей.

Именно по этой причине педиатр не может с достоверностью заключить, болен ребёнок или здоров, а раз так, ему никогда нельзя доверять в полной мере. Родители лучше врачей сведущи в вопросах самочувствия своего ребёнка, ведь они с ним живут и с интересом и любовью ежедневно за ним наблюдают.

Краткое руководство по домашней диагностике

Если ребёнок не чувствует себя больным, не выглядит таковым и не ведёт себя как больной, вероятнее всего, он не болен, а если и болен, то не настолько, чтобы обращаться за медицинской помощью. Сколько раз многие из вас испытывали желание позвонить врачу, когда слышали от ребёнка жалобы на головную боль или боль в животе, а спустя час или два радовались, что не сделали этого, наблюдая, как он хулиганит с братьями и сестрами!

Я уже упомянул о правилах, которыми надо руководствоваться при домашней диагностике, но хочу их повторить, поскольку они очень важны.

Правило № 1. Если ребёнок не чувствует себя больным, не выглядит больным и не ведёт себя как больной, скорее всего, он здоров.

Правило № 2. Дайте матери-природе достаточно времени для её чудес, прежде чем подвергать ребёнка предложенному врачом потенциально опасному лечению. Человеческий организм имеет поразительную способность исцелять себя самостоятельно — способность, в большинстве случаев превосходящую всё, на что способна медицинская наука, и без нежелательных побочных эффектов.

Правило № 3. Здравый смысл — лучший инструмент при обращении с болезнью. Врач вряд ли будет им пользоваться с тем же успехом, ведь на медицинском факультете его учили не этому!

Конечно же, есть болезни, при которых без компетентного врачебного вмешательства не обойтись, но они случаются редко, а у детей они скорее исключение, чем правило. Напрашивается вопрос: как отличить, какие болезни серьёзные, а какие нет?

Родителям это сделать так же непросто, как и врачам, но я надеюсь, что эта книга научит вас определять степень серьёзности большинства заболеваний ребёнка, а значит, обращаться к педиатру вам придется крайне редко.

В процессе своей врачебной и преподавательской практики я обнаружил, что большая часть врачей хорошо справляется с лечением тяжелобольных и очень плохо заботится о здоровых пациентах. В этом кроется основной недостаток медицинского образования. Как студентов, так и практикантов очень мало учат тому, как поддерживать здоровье детей. Их образование начинается с предпосылки, что любой входящий в кабинет пациент нуждается в лечении.

На медицинском факультете курс педиатрии длится около трёх месяцев, и почти всё это время по написанным много лет назад учебникам студенты изучают исчезнувшие ныне детские болезни. Они получают массу предвзятой информации о прививках и мизерные знания по фармакологии, несмотря на то, что имеют перспективу в будущей врачебной практике «подсадить» на лекарства больше детей, чем самый удачливый наркоделец их города.

Четырёхгодичный курс обучения на медицинском факультете отводит фармакологии всего около шестидесяти часов, и большую часть этого времени студентам преподают основы её теории. Конкретными же знаниями о лекарственных веществах врачей вооружает, в конечном счёте, армия торговых агентов фармацевтических компаний. Сами себя они уклончиво называют «консультантами». Если провести параллель с распространением уличных наркотиков, консультанта уместно уподобить поставщику ядовитого зелья, а врача — наркодилеру.

ВРАЧИ НЕ ИМЕЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕ ТОЛЬКО О ЗНАЧИМОСТИ ПИТАНИЯ

Студентам медицинских факультетов не говорят о том, что питание — нередко самый важный элемент диагностики и лечения, и они начинают свою врачебную деятельность, не зная, что пищевые аллергии — основная причина многих детских заболеваний, а адекватное питание — основа здоровья. Это неведение побуждает их использовать лекарства там, где можно обойтись простым изменением диеты.

Если студент-медик проходит практику в клинике здорового ребёнка, представления о реальной медицине, с которой он вскоре столкнётся, он там не получает. Практически он занят только тем, что делает прививки, раздаёт витамины и образцы молочных смесей, которые исправно поставляют производители, и наблюдает, как старшие коллеги проводят рутинные «профилактические» осмотры здоровых пациентов. В такой клинике больных детей не увидишь, а потому практикант покидает её, так и не научившись их распознавать.

Врачей-новичков учат глумиться над альтернативной медициной, естественными терапиями и любыми формами врачевания, которые не требуют наличия диплома о медицинском образовании. Их учат бранить «шарлатанство», однако никто не скажет, как много его в официальной медицине. Как может врач осуждать тех, кто лечит лаетрилом*, когда сам назначал своим пациентам бендектин, орафлекс, зомакс** или талидомид*** до тех пор, пока эти препараты не убрали с рынка из-за наносимого ими вреда?

* Лаетрил — цианидсодержащее соединение, получаемое из персиковых косточек; применялось в альтернативной медицине для лечения различных видов рака. (Прим. науч. ред.)
** Бендектин — средство от симптомов раннего токсикоза беременных, предположительно вызывающее внутриутробные дефекты развития плода. Орафлекс — противовоспалительное средство, приведшее к смерти более ста пациентов. Зомакс — анальгетик, вызывающий тяжелые побочные эффекты и повышающий риск развития рака. (Прим. науч. ред.)
*** Талидомид — средство от симптомов раннего токсикоза беременных; в 1959 году около пятисот младенцев в Германии и одной тысячи — в остальном мире родились с врожденными уродствами, потому что их матери принимали этот препарат в первые недели беременности. (Прим. науч. ред.)

То немногое, что будущим врачам известно о грудном вскармливании, самом эффективном средстве долгосрочной защиты ребёнка, они, чаще всего, узнают от преподавателей-мужчин, которые не имеют ни его опыта (по очевидным причинам), ни большого к нему интереса. Несмотря на огромное влияние грудного вскармливания на развитие и общее состояние здоровья ребёнка, о чём я буду говорить позже, за четыре года учебы на медицинском факультете я прослушал о нём всего одну лекцию. Пока преподаватели бездействуют, производители молочных смесей усердно промывают мозги будущим врачам, обрушивая на них тонны своей литературы.

А вот чему студентов-медиков действительно учат, так это преуспеванию в бизнесе. К нему их готовят так же основательно, как к основной профессии. По мнению учителей от медицины, врач должен уметь производить впечатление всезнающего и чуть ли не всемогущего и вызывать у пациентов благоговение. (Просто поразительно насколько универсальны и живучи основы «научной медицины» — H.B.)

Если кто-то считает, что недостатки обучения на медицинских факультетах способна исправить ординатура, то он ошибается. Она обычно проходит в госпиталях, а в них учат стрелять по воробьям из пушки: в арсенале стажера — опасные диагностические технологии, хирургия и прочие агрессивные вмешательства, типичные для стационаров. Опыта лечения большинства детских заболеваний, с которыми вскоре предстоит столкнуться, молодой врач так и не получает.

Отсюда и стремление к сложным вмешательствам в случаях простых болезней, так часто наблюдаемое в частной врачебной практике, представляющее серьёзную угрозу для родителей и требующее от них неослабного внимания. В дальнейшем я расскажу об этом более подробно.

Молодой врач, открывающий после ординатуры свой кабинет, как правило, малообразован и совершенно неопытен. Его представления о побочных эффектах лекарств, о риске процедур и операций, которые он делает сам и на которые с лёгкостью выписывает направления, о возможных погрешностях анализов, на которые он целиком рассчитывает, и о недостатках технологий, которыми он смело пользуется, весьма ограничены. К тому же он практически ничего не знает об очень важных для педиатра вещах — о влиянии на здоровье детей питания и аллергических реакций психического и эмоционального характера.

Зачастую педиатры лечат практически здоровых детей, а тех, кто серьёзно болен или травмирован, они направляют к специалистам. Переадресация больных — неотъемлемая часть их практики. Неслучайно детских врачей в медицинской среде называют диспетчерами.

Возможно потому, что сам долго был педиатром, я отнюдь не убеждён, что для выполнения нынешних функций детского врача вообще нужен специалист. Большую часть детских болезней с успехом могли бы лечить в домашних условиях информированные и заботливые родители. Когда понадобилось бы медицинское вмешательство, его мог бы выполнить врач общей практики, или семейный врач, или специалист, к которому ребёнка могли бы направить. Даже медсестра при необходимости могла бы успешно справиться с этой задачей. Такая практика сложилась во многих странах, где педиатров относительно немного, а результаты в медицине куда лучше.

Как бы странно это ни прозвучало, результаты в области детского здравоохранения в этих странах лучше именно потому, что педиатров меньше. Дети там здоровее, поскольку меньше подвержены вмешательству медицины, а следовательно, и воздействию вредных лекарств и медицинских технологий. В США студентов-медиков, как известно, фармакологии почти не учат, но зато учат использовать всевозможные новые средства и методы.

Новые лекарства и медицинские приборы появляются чуть ли не каждый день, их в избытке поставляют лаборатории фармацевтической промышленности и производители медицинского оборудования. Чаше всего на момент выпуска все это недостаточно проверено и может оказаться опасным.

Многие родители считают, что безопасность лекарственных средств способна обеспечить Администрация по контролю за продуктами и медикаментами, которой они всецело доверяют. Большинство врачей говорят о том же, хотя кому, как не им, известно о действительном положении дел. По меньшей мере легкомысленно полагаться на Администрацию по контролю в столь важном деле, как здоровье детей.

Практически все медикаменты попадают на прилавки без необходимых или сколько-нибудь надёжных испытаний на людях. Эти средства, наверно, кому-то помогают, может быть, даже очень быстро, но как их приём скажется на дальнейшем самочувствии? Не известно и то, какими будут их вероятные отсроченные и кумулятивные эффекты. О них я подробно расскажу в одной из глав книги. Может статься, невинной жертвой новых препаратов окажется не тот, кто иx принимал. Не он получит вред здоровью, а, возможно, десятилетия спустя, его дети.

История медицины, американской и мировой, изобилует примерами того, как одобренные для широкого употребления лекарства изымались с рынка только тогда, когда бесчисленные жертвы предъявляли доказательства причинённого им вреда. Наиболее скандальную известность получили, в частности, диэтилбестрол (DES), трипаранол (MER-29)* и талидомид.

* Диэтилбестрол (DES) — синтетический эстроген, вызывавший редкие виды рака у детей принимавших этот препарат женщин. Трипаранол (MER-29) — лекарство, применяемое для снижения уровня холестерина, изъятое из употребления из-за тяжёлых побочных реакций, включая слепоту и выпадение волос. (Прим. науч. ред.)

Проблема усугубляется тем, что, хотя Администрация по контролю за продуктами и медикаментами и имеет власть не допускать на рынок непроверенные лекарственные средства, изъять из оборота уже одобренные она практически не может. Отсутствует и эффективный механизм выявления побочных эффектов у выпущенных на рынок лекарств, чтобы информировать о них Администрацию по контролю и население. Лучше это дело поставлено в европейских странах. Там практикуется наблюдение за людьми, принимающими новые препараты, и таким образом выявляется степень риска, которому они подвергают себя, употребляя то или иное лекарство.

ВРАЧИ РЕДКО ИЗУЧАЮТ ЛЕКАРСТВА, КОТОРЫЕ НАЗНАЧАЮТ

Действительно, редкий врач изучает результаты клинических испытаний лекарств и процедур до того, как начинает их назначать. Даже когда сомнению подвергаются препараты, используемые повсеместно, большинство врачей не обращает на это никакого внимания. Производителям лекарств, прописываемых детям чаще всего, было предложено представить доказательства их безопасности или изъять с рынка. Те спорили с Администрацией по контролю за продуктами и медикаментами в течение нескольких лет. а их продукция тем временем продолжала лежать на прилавке. Безопасность большинства лекарств так и не была подтверждена, что не мешает врачам прописывать их пациентам. Речь в данном случае идёт о сотнях лекарственных средств!

Трудно поверить, но американские родители тратят на лекарства для детей миллионы долларов ежегодно, хотя врачи назначают эти препараты, не имея достаточных свидетельств их эффективности и безвредности. Хуже того, достоверно зная об опасности их для здоровья. Из тридцати лекарств, чаще всего прописываемых в 1979 году и признанных Администрацией по контролю неэффективными, больше половины, включая три лидирующих, предназначены для детей. Это диметап, актифед, донатал, орнад, фенерган, фенерган чистый и фенерган Ви-си с кодеином, актифед Си, бентил, сироп бенилин, маракс и маракс Ди-эф, диметан и диметан Ди-си, амбенил, теидрин*. Когда врач в следующий раз назначит вашему ребёнку одно из этих средств, не помешает спросить, почему он рекомендует лекарство, производитель которого не смог доказать, что оно хоть сколько-то помогает.

* В основном — симптоматические средства от простуды. (Прим. науч. ред.)

В ранние годы врачебной практики, когда я был ещё настолько наивен, что верил всему, чему меня учили, я грешил тем же, в чём упрекаю сегодняшних коллег. Во время прохождения ординатуры я, как и мои наставники, лечил гланды, акне, стригущий лишай головы и увеличение лимфатических и вилочковой желез рентгеном. И ни один из старших коллег не предупредил меня об отсроченных последствиях такого лечения, а мне самому не пришло в голову задуматься, не причиняю ли я вреда своим пациентам.

В те годы я всё принимал на веру и ожидал того же от своих пациентов. Сейчас я с подозрением отношусь к каждой медицинской новинке. Меня до сих пор мучает совесть за содеянное: моё лечение рентгеном привело буквально к эпидемии рака щитовидной железы среди моих больных. Причиненный вред обнаруживается у них до сих пор. Ещё более трагично, что я и мои коллеги лечили увеличение желёз, которое болезнью не является. Размеры лимфатических и вилочковой желёз у наших пациентов со временем уменьшались без всякого лечения, естественным образом.

Кто знает, какие последствия своих профессиональных заблуждений обнаружат в будущем сегодняшние студенты-педиатры? Их учат использовать билирубиновые лампы для лечения «желтушки новорождённых» (Переводчик, судя по всему, сел в лужу. Билирубин один из промежуточных продуктов распада гемоглобина — H.B.) , тимпаностомию при ушных инфекциях, антибиотики почти от всего, гормоны для контроля роста, сильнодействующие вещества для коррекции поведения и другие лекарства, анализы, прививки и процедуры, об отсроченных эффектах которых не знает никто.

В полной мере о последствиях большинства способов лечения узнать нам только предстоит, но если вспомнить о прошлых катастрофах, проложивших путь «медицинского прогресса», можно не сомневаться, что их будет много, и они будут трагическими.

Если и есть что-либо определённое в современной медицине, так это то, что врачи не учатся на своих ошибках и в большинстве своём не помнят основного постулата клятвы Гиппократа — «не навреди». Они причиняют очень много вреда. Сама система медицинского образования формирует у будущих врачей склонность становиться с каждым годом всё более бесчувственными к своим пациентам. «Мы хотели бы, чтобы наши врачи обладали чувствительностью и сострадательностью, — заявил недавно Дэниел Боренстайн из Калифорнийского университета — но чрезмерная впечатлительность и участливость помешают им выполнять свою работу. Медицинское образование должно очерствлять».

Студент-медик может в совершенстве освоить часто применяемые в больницах манипуляции, например спинномозговую пункцию, прокол вены и артерии и даже введение трахеальных трубок. Однако, стоит перестать делать их регулярно, навыки утратятся: спустя год или два врач вряд ли воспроизведёт что-либо из того, что раньше хорошо удавалось. К счастью, большого значения это не имеет, ведь применять подобные умения педиатрам приходится редко. Они пригодились бы в педиатрических клиниках, где лечат жертв нищеты, плохой гигиены и недостаточного питания, а большинство детских врачей в них не попадают, стремясь к большим заработкам. Вообще говоря, у врачей не так уж и много возможности лечить — дети из среднего класса болеют редко, а пациенты частнопрактикующих врачей практически здоровы. Уж не потому ли педиатры лечат детей тогда, когда в этом нет никакой необходимости?

ЧТО БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ УЧАТ ДЕЛАТЬ С ВРАЧЕБНЫМИ ОШИБКАМИ

Когда я проходил ординатуру, мне объяснили, что врач частной практики должен делать, если совершит непоправимую ошибку. Прежде всего рекомендовали немедленно связаться со страховой компанией, занимающейся защитой интересов врачей в случаях преступной халатности, и строго следовать советам её агентов. Для публичного объяснения по поводу прискорбного, возможно смертельного, происшествия подсказали «волшебную» фразу: «Бедное дитя... Такое происходит в одном случае из миллиона». О том же, что родителям надо помочь справиться со своим горем, не было сказано ни единого слова. Мне не преподали никаких этических норм, уместных в подобной ситуации.

Вот почему, когда происходит что-то плохое, от врачей слышат: «Такое случается раз на миллион». Как не вспомнить нашумевшее дело в Торонто? Поступивший в детскую больницу с диагнозом «психосоматическая рвота» Стивен Юз умер от непроходимости кишечника через несколько дней. Конечно, «такое случается один раз на миллион», как, например, и смерть ребёнка от теста на астму в Чикаго.

В этой главе я попытался отговорить вас от слепой веры в педиатров и предупредил о том, что, обращаясь за медицинской помощью без необходимости, вы подвергаете ребёнка большему риску. Когда дети заболевают, обращение к врачам должно быть последним, а не первым шагом. Большинство детских болезней отступает перед естественными защитными силами организма. Всё, что требуется от опекающих ребёнка взрослых — это их любовь и здравый смысл.

Загрузка...