Портал для мам - Дом ответов

Воспитание детей. Уроки психологии для родителей. Детская психология. десять самых важных вещей, которым родители могут научить маленького ребенка Все о детской психологии

На чтение 10 мин.

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.


Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.


Что такое детская психология – определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.


Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.


Детский негативизм – явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.


Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.


Как реагировать на капризы детей – советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.


Как поощрять ребенка – советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.


Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.


О поощрении и наказании – когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.


Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» – часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.


Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей – самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития.

Социальное развитие ребенка начинается с его отношений с родителями

​​​​​​​​​​​​​​Одно из первых проявлений узнавания ребенком окружающих - улыбка. Мнения о том, что вызывает у младенца улыбку, противоречивы, однако общеизвестно, что к двухмесячному возрасту она может появляться при виде человеческого лица.

В этом возрасте младенец не отличает лицо матери от других, но к 6-7 месяцам улыбка ребенка становится избирательной. Теперь он улыбается маме и тем, кого хорошо знает, а незнакомых встречает сдержанно. Для детей такого возраста типичны страх и смущение при появлении незнакомых лиц. Это указывает на развитие важной в социальном отношении способности отличать «своих» от «чужих».

Уже для малышей отец и мать выполняют разные функции. По данным исследования, малыши воспринимают папу в первую очередь как игрушку. И для мальчика, и для девочки папа - самая лучшая игрушка: интерактивная игрушка, у которой можно научиться всему. Маму малыши воспринимают по-другому: как субъект, от которого можно получить пищу, тепло и защиту.

Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?

Маленький ребенок - это природная энергия и сообразительность. Разговоры о хрупкости детской души - миф, у ребенка более крепкая психика, чем у взрослых. Ребенок маленьким является, а беспомощным - нет. Это живчик, это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник и манипулятор, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости. См.→

Маленький ребенок - это опережающая активность в заботе о своих интересах. У ребенка есть свои задачи относительно жизни и относительно вас. В то время. когда взрослый подходит к маленькому ребенку со своими задачами, ребенок делает взрослому то, что входит в его планы и интересы. Дети знают, чего они хотят, и получают это.

Ситуация. Я в аэропорту, лечу в командировку. Вижу семью, четыре взрослых человека: мама, папа, бабушка и дедушка. На руках папы - маленький ребенок. Ребенок, живыми глазками стреляя в сторону бабушки, тянется к дедушке. Показывает бабушке, что с дедушкой ему интересней. Дедушка довольный, тянет руки к ребенку, ребенок попадает к нему, бабушка расстроена. Но тут ребенок оборачивается лицом к наивному дедушке и ему в лицо плачет. Дедушка умыт... Мама забирает дитё у дедушки, он прижимается к ней, но смотрит уже на папу… Ребенок играет этими взрослыми, сталкивает их друг с другом, развлекается по полной программе. При этом, похоже, сами взрослые, включенные в эту ситуацию, не очень понимали, кто собственно в этой ситуации ими управляет.

С самых первых дней своей жизни ребенок активно использует свои эмоции (врожденные, выученные и придуманные) для того, чтобы добиваться от окружающих того, что он от них хочет. По крайней мере некоторые дети уже с года управляют родителями и другими взрослыми.

Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было года два, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».

Большинство эмоций детей - не реакции, не механическое отражение ваших действий, а их маленькие творческие проекты. Когда-то исследование, когда-то игра, когда-то проверка вашей прочности, когда-то с наслаждением месть.

Маленький ребенок - это активное управление отношениями. У ребенка всегда много замыслов и планов, и что у тебя с ним будет происходить – решаете уже не только вы, это уже ваш общий роман. И возможно, что не вы, а ребенок определит, кто у кого будет учиться и кто с кем будет мириться.

Если ты не купил ребенку игру по его требованию, он будет тебе плакать, но это не несчастная обида, а атака на тебя и месть за твое плохое поведение. Когда ребенок тебя простит - он решит сам, и в истории ваших отношений основной игрок чаще ребенок, а вы - марионетка в его руках.

Хорошо, что дети обычно отходчивы и прощают нас достаточно быстро.

У каждого ребенка изначально - свой мир. Ребенок родился - и создал свой собственный мир. Он теперь живет в своем мире, со своими персонажами и своими историями. Пустит ли он вас туда - спроси его. Насильно вы туда не попадете, но если ребенку захочется, он будет приоткрывать дверцы и вы сможете туда заглядывать.

Взаимодействие между детьми

С возрастом изменяются и специфические типы социального поведения тоже изменяются с возрастом. Например, в дошкольном периоде, когда дети начинают сравнивать себя с другими, конкуренция между ними усиливается. Количество драк и ссор почти не зависит от возраста ребенка, но характер их меняется. Вместо кратковременных чисто физических конфликтов дети старшего возраста затевают более изощренные, словесные ссоры, при которых обида сохраняется значительно дольше.

Подобным же образом изменяется устойчивость дружеских отношений. Дружеские связи маленьких детей мимолетны. По данным одного исследования, даже в 11-летнем возрасте только у 50% детей лучший друг оставался тем же, что и две недели назад. При аналогичном опросе 18-летних школьников (в том же исследовании) 80% из них оба раза называли одного и того же человека.

Одна из наиболее острых социальных проблем в настоящее время - формирование негативных социальных установок, особенно национальных и расовых предрассудков. Дети из семей и социальных групп с ярко выраженными предрассудками начинают усваивать те же негативные взгляды в раннем школьном возрасте; в юношеском периоде эти взгляды закрепляются.

Развитие ощущений и восприятия

Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство формы. Когда младенцу раз за разом показывают один и тот же предмет, он привыкает к его форме, и время зрительной фиксации на нем становится все короче. Несмотря на эти первые достижения, младенец еще относительно неразвит. Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок - они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными .

Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

Согласно одной из наиболее интересных гипотез, существует ограниченное количество т. н. базисных эмоций , по-видимому врожденных, хотя и не все они проявляются сразу после рождения. К ним относятся страх , недовольство, и ряд других. Гнев, например, вызывается вмешательством в действия ребенка; мимику и поведение, выражающие гнев, можно распознать в самом раннем возрасте. Одни и те же эмоциональные проявления обнаруживаются в различных , что подтверждает представление об их врожденном характере.

Эмоции и чувства детей - продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния , которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки .

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей

Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит изнутри, иногда - задается снаружи, традициями и ритуалами социума. Рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности. Если ребенок начал вести себя "мальчик", если его "мальчуковое поведение" поддерживается окружающими; если его "мальчиком" называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности...

Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр .

Исследовательское поведение

Здоровые дети обычно любопытны, хотя нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются только тогда, когда их развивают родители .

Ребенок с момента рождения активно исследует, причем в первую очередь те объекты, которые движутся или каким-то образом изменяются. Младенец изучает окружающую его обстановку, хотя сначала не слишком умело; следить глазами за крупными движущимися объектами он начинает очень рано. При этом уже в какой-то степени координируется слуховое и визуальное восприятие. Зрительное поле недолго остается расплывчатым пятном - грудной ребенок пытается сделать его четким. Если эксперимент организован таким образом, что быстрое сосание соски приводит к перемещению предмета в фокус зрительного поля младенца, он будет сосать очень быстро; в противоположной ситуации, т. е. когда при быстром сосании предмет выходит из фокуса, ребенок начинает сосать медленно.

Сенсомоторная стадия охватывает период младенчества. В первые месяцы жизни ребенок ведет себя так, как будто предметы, которые он в данный момент не может наблюдать, просто не существуют, и лишь постепенно начинает искать предметы, которые вышли из поля зрения, начиная предполагать, где они находятся. Он способен также координировать информацию, поступающую от разных органов чувств, так что осязательное, зрительное и слуховое восприятие предмета представляют собой не три независимых элемента его опыта, а три аспекта одного и того же объекта. Другое значительное достижение на данной стадии - развитие способности к целенаправленным действиям. На первых этапах грудной ребенок совершает только те произвольные движения, которые сами по себе чем-то для него привлекательны и интересны, но постепенно он переходит к действиям, направленным на достижение цели. Первоначально они основаны лишь на ранее освоенных произвольных движениях; в дальнейшем ребенок начинает самостоятельно и намеренно варьировать свое поведение.

Стадия дооперационального мышления. На этой стадии начинает формироваться вербальное и понятийное мышление. Первый этап, или первая стадия развития мышления, характеризуется тем, что ребенок осваивает окружающий мир на поведенческом уровне, но не может предвидеть или выразить словесно последствия того или иного события. Например, он узнает предмет, если видит его под другим углом, но не в состоянии предвидеть, как он будет выглядеть в новом положении. На второй стадии ребенок начинает приобретать знания, делать сравнения и предсказывать последствия. Однако его мышление еще не носит систематического характера.

Стадия конкретных операций. На третьей стадии, начинающейся примерно в семь лет, ребенок в состоянии рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество. Если на предыдущей стадии ребенок думает, что, например, при переливании воды из узкого стакана в широкий воды становится меньше, то на третьей стадии он понимает, что количество воды не зависит от формы сосуда. К концу второй стадии ребенок может сказать, какая из двух палок больше, но не может расположить несколько палок по длине в правильной последовательности. На третьей же стадии он приобретает понятие об упорядоченности объектов.

Стадия формальных операций начинается примерно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления. Например, если жидкости А и Б при смешивании становятся красными, при добавлении жидкости В цвет исчезает, а жидкость Д ничего не меняет, ребенок будет систематически перебирать все возможные комбинации, пока не установит особенности действия каждой жидкости. Таким образом, на 4-й стадии ребенок приобретает способность формулировать и проверять гипотезы путем систематического научного поиска.

Развитие мальчика и девочки

Разница между мальчиками и девочками всерьез начинает проявляться где-то с 6 лет... Свои стадии развития есть у мальчиков , свои - у девочек.

Детская психология

Детская психология, как самостоятельный подраздел науки общей психологии, изучает и исследует совокупность возрастного развития и психического состояния ребенка. Важнейшим предметом для глубокого анализа считаются условия онтогенетической динамики процессов психики, в том числе среду для формирования основных способностей ребенка.

К двум самым главным процессам в становлении личности ребенка можно отнести следующие: врожденные (природные) и приобретенные (зависят от воспитания и социальной среды) черты психического поведения.

Уже без преувеличения с самого первого дня появления, ребенок имеет индивидуальные врожденные черты переданные ему генетически. К ним относятся темпы привыкания к условиям окружающей среды, отличительные признаки двигательной моторики, способность оценки окружающего мира, умственные способности, а также различные биологические и физические особенности новорожденного.

Приобретенные особенности психического характера начинаются формироваться буквально с момента рождения. Процесс становления наиболее глубоко формируется в детском возрасте и очень многие факторы развития зависят в большей степени от родителей, так как в ранний возрастной период мозг ребенка наиболее активно схватывает, анализирует и запоминает поданную ему информацию, глубоко воспринимает внимание, заботу, любовь, отношение к нему окружающего мира. В таком возрастном периоде дети нередко переживают всевозможные психологические травмы, которые в дальнейшем могут по-разному отражаться на адаптационных процессах, восприятии и выносливости в различных жизненных ситуациях. Можно с уверенностью сказать, что развитие ребенка на 90% зависит от его родителей, воспитателей и учителей. Весьма важно также отметить, что у ребенка должна быть социально адаптированная, полноценная семья, в которой заниматься воспитанием ребенка должны в обязательном порядке оба родителя.

Бывает так, что родители не могут справится с психологическими проблемами своего ребенка самостоятельно, тогда необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Консультацию психолога можно получить здесь.

Таким образом, подытоживая всю выше представленную информацию, можно сделать вывод, что детская психология занимает очень важное место в нашей жизни, при этом помогая разобраться в особенностях психического становления и развития каждой личности в отдельности. Эта наука помогает создавать необходимую среду в семье и обществе для правильного формирования личности малыша, разрабатывать развивающие и обучающие программы для детских садов, школ и самостоятельного обучения в условиях дома.

Каждый ребенок уникален и не похож на остальных. Но как же тогда найти общие правила, методики, советы подходящие всем?

Детская психология устанавливает общие закономерности, выделяет основные группы детей по темпераментам, характерам и проч., и основываясь на этом дает определенные советы родителям по воспитанию их чад.

Но обязательно помните, что лучше всего вашего ребенка можете понять только вы - его родители. Прислушивайтесь к советам, но всегда действуйте трезво, выбирайте то, что подойдет именно вам, учитывая склонности и особенности своего малыша.

Максим Горький

Детская психология – это наука, которая занимается изучением психологии ребенка, его поведения и закономерностей его психического развития. Ее значение для нашей жизни огромно. Ведь с помощью детской психологии мы учимся грамотно воспитывать своих детей, чтобы сделать из них достойных людей, которые будут приняты обществом и смогут себя полностью раскрыть и реализовать. Именно мы и никто другой в ответе за то, кем станут наши дети. Поэтому предлагаю вам, уважаемые читатели, внимательно прочитать эту статью до конца, поскольку в ней я вкратце расскажу вам о самых важных моментах детской психологии о которых вам необходимо знать, чтобы грамотно воспитывать своих детей.

Лучшее, что могут сделать родители для своих детей – это искренне любить их. Это самый важный момент в детской психологии. Если родители будут любить своего ребенка, тогда все необходимые знания по тому, как нужно его воспитывать, чтобы помогать ему развиваться и становиться сильнее, умнее, приспособленнее к жизни, ими обязательно будут найдены и освоены. Сегодня нет проблем с информацией, необходимой для решения различных проблем и задач, несмотря на то, что ее очень много и поэтому в ней легко запутаться. Проблема в основном заключается в невостребованности полезной и нужной для жизни информации. К той же детской психологии далеко не все люди, имеющие детей или собирающиеся их завести, проявляют достаточный интерес. По моим наблюдениям, психология детей интересна прежде всего тем людям, которые по-настоящему любят своих детей и вообще всех детей, и для которых дети являются ценностью, а не просто теми, кого можно родить, а потом бросить на произвол судьбы. Так что если вы, уважаемые читатели, относитесь к числу тех людей, которые, как и я, любят и ценят детей, и не только своих, а вообще всех, то я уверен, что и эту, и другие мои статьи, посвященные детской психологии, вы с интересом и удовольствием прочитаете. Ну что же, давайте посмотрим, какие еще важные моменты содержит в себе детская психология.

Психология детского развития

Все мы прекрасно знаем о том, что социальное развитие ребенка начинается с его отношений с теми, кто его окружает. В первые годы жизни, как, впрочем, и последующие, ребенок учится посредством подражания тем, кто постоянно рядом с ним находится, а рядом с ним, как правило, находятся его родители, которые своим примером учат его правильному [или неправильному] поведению. Поэтому в значительной мере ребенок является отражением своих родителей, и как говорится в одной великой книге: “По плодам их узнаете их”. Ребенок многое перенимает от родителей или от тех, кто их заменяет, кто постоянно рядом с ним находится и с кого он может брать пример. Что это значит для родителей, или тех, кто собирается ими стать? Это значит, что нужно учиться тому, как правильно воспитывать детей, чтобы из них выросли достойные, довольные жизнью люди, но при этом не стоит забывать и о своем собственном поведении и не позволять ему противоречить словам. Ребенок в своем развитии неизбежно будет копировать своих родителей, поэтому важно, чтобы то, чему родители будут его учить, не расходилось с тем, что они делают.

Вполне возможно, что ради своего ребенка, родителям необходимо будет изменить себя и свое поведение, чтобы показывать ему достойный пример для подражания. Но для этого еще нужно знать – что для ребенка полезно, а что вредно, то есть, чему его нужно учить и когда его этому нужно учить, а чему учить не стоит, или стоит, но в подходящее время, то есть, в определенном возрасте. В этом родителям поможет детская психология, которую им нужно изучать постоянно, чтобы понимать своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Даже поверхностное знание детской психологии может существенно улучшить понимание родителями причин поведения своего ребенка, благодаря которому они смогут нужным образом влиять на него. В конце концов, если мы покупаем стиральную машину или телевизор, мы же с вами изучаем прилагаемые к ним инструкции, чтобы правильно ими пользоваться. Ну так а почему же некоторые, а возможно и многие из нас считают, что воспитание детей должно быть другим, что для этого, столь важного и ответственного дела ничего знать не нужно, а достаточно лишь делать то, что делали с нами наши родители, когда воспитывали нас? Вам, друзья, вообще нравится то, какими людьми вы стали, после того воспитания и обучения, которое вы прошли? Если нравится, то возьмите все лучшее из этого опыта и примените к своим детям, а если не нравится, тогда вам обязательно нужно начать изучать детскую психологию, чтобы ваши дети стали лучше вас, и вы по праву могли ими гордиться. Воспитание ребенка – очень сложный и ответственный процесс, для осуществления которого необходимо иметь терпение и знания, так как любые промахи и недочеты в этой работе негативным образом скажутся на психологическом развитии ребенка. А это не та работа, в которой мы можем позволить себе ошибаться, ибо речь идет о наших детях – нашем будущем.

Формирование характера у детей

Формирование характера начинается в раннем детстве, когда ребенок только-только начинает познавать окружающий мир. Есть мнение, согласно которому, характер ребенка формируется еще в утробе матери, и я с ним полностью согласен, но при этом все же полагаю, что в значительной мере он формируется после рождения ребенка, когда его восприятие мира становится более острым и непосредственным. Жизненный опыт быстро накладывает свой отпечаток на личностные качества ребенка. Ведь задача ребенка заключается в том, чтобы выжить и адаптироваться к условиям человеческого мира, поэтому в нем будут развиваться такие качества, которые условия внешнего мира потребуют от него. Поэтому важно понимать, что на характере ребенка сказывается отношение к нему со стороны окружающих его людей, преимущественно родителей. Если постоянно кричать на ребенка, оскорблять, унижать, подавлять, бить или даже просто игнорировать его, не уделяя ему должного внимания, в котором он очень нуждается, то ребенок вырастит замкнутым, неуверенным в себе человеком, с низкой самооценкой. Или он вырастет агрессивным и возможно даже жестоким человеком, из-за недополученной любви и внимания. Одним словом, ничего хорошего из подавляемого, угнетаемого, унижаемого, обделенного любовью и вниманием ребенка, как правило, не вырастает. Хотя знаете, исключения не так уж и редки, поэтому говорить об обреченности того или иного ребенка, видя неправильность его воспитания или полное отсутствие такового не следует. В жизни полно примеров, когда дети, росшие в самых что ни на есть неблагополучных семьях, в которых с ними ужасно обращались, вырастали не только нормальными, но и весьма успешными и счастливыми людьми. И наоборот, дети, росшие в нормальных семьях и получавшие в избытке любовь, внимание и заботу, вполне могут стать людьми с очень тяжелым или слабым характером, или антисоциальными личностями. Но несмотря на это, пускать на самотек воспитание ребенка, обращаясь с ним так, как вздумается, а не так, как надо, ни в коем случае нельзя – это крайне безответственно. Не стоит уповать на исключения, рассуждая об отношении к ребенку, ибо исключения – это исключения, а не правила. Так что относитесь к своему ребенку так, словно он особенный, исключительный человек, чтобы он таким и стал. И не говорите ему, что он неудачник и слабак, если не хотите, чтобы он им был. Родители формируют характер своего ребенка, своим к нему отношением. В их власти сделать его сильной или слабой личностью.

Воспитание детей

Давайте теперь с вами обратим более серьезное внимание на воспитание детей, чтобы понять, что в этом процессе играет наиболее важную роль. Как я уже сказал выше, главное в воспитании ребенка – это окружающие его люди и их поведение. Детям не нужно говорить о том, что и как им следует делать – им нужно показывать это на собственном примере. Родители для ребенка являются авторитетами, но этот авторитет они могут легко потерять, если не будут справедливыми и последовательными в своем поведении, и будут обманывать ребенка, не сдерживая своих обещаний и не отвечая за свои слова. Поэтому важно, очень важно – быть достойным примером для своих детей, чтобы они стремились быть похожими на своих родителей, чтобы перенимали все их повадки и манеру поведения, чтобы принимали их ценности и мировоззрение. В процессе воспитания неизбежно нужно применять и кнут, и пряник, но если родители наказывают ребенка – наказание должно быть справедливым, а если они его хвалят, то эта похвала должна быть заслуженной. И если родители что-то покупают, что-то дарят своему ребенку, то им нужно привязывать свой подарок к какому-то достижению ребенка, чтобы он понимал, что в этой жизни любая награда является следствием достижения каких-то результатов. Здравый смысл в вопросе воспитания ребенка – это залог успеха. Но чтобы иметь здравый смысл, необходимо изучать то, в чем вы хотите разбираться. Так что я еще раз призываю вас, уважаемые родители, к тому, чтобы вы начали активно изучать детскую психологию, дабы обладать тем самым здравым смыслом, благодаря которому вы сможете грамотно и даже мудро воспитывать своих детей.

Обучение детей

Возможно, кто-то со мной не согласится, но я небезосновательно считаю, что человек не рождается с готовыми способностями – он приобретает их в процессе обучения и становится тем, кем становится, благодаря как раз-таки обучению и воспитанию, а не природной предрасположенности к тому или иному занятию. В природе не существует и не может существовать прирожденных торговцев, юристов, бухгалтеров, водопроводчиков, поваров, строителей и так далее, а значит, нет и не может быть в этой жизни прирождённых победителей и проигравших, поэтому мы все можем быть, кем захотим, и детям своим мы должны помочь стать теми, кем им выгодно быть в этом мире. Не нужно спрашивать ребенка – кем он хочет стать, когда вырастет, ибо он недостаточно много знает о жизни, чтобы выбирать – кем ему выгодно быть. Не всякий взрослый знает о том, кем выгодно быть в этом мире, поэтому многие родители обращаются за помощью к детским психологам, прося их помочь выбрать для ребенка профессию, занятие по душе. Они не понимают, что занятием по душе для ребенка может стать такое занятие, которое, во-первых, ему интересно, а чтобы оно ему было интересно, оно должно произвести на него впечатление, а во-вторых, которое будет ему выгодно. И во власти родителей сделать так, чтобы их ребенку было интересно заниматься какой-то конкретной деятельностью, которой выгодно заниматься в этом мире. То есть, нужно сделать так, чтобы на ребенка произвела впечатление та или иная деятельность [правильная деятельность], чтобы он ею заразился, беря пример, скажем, со своих родителей, которые, благодаря своему авторитету, станут для него лучшим примером того – кем и каким нужно быть и к чему следует стремиться, чтобы быть успешным и счастливым. Ведь если, скажем, играть с ребенком в шахматы с ранних лет, в доброжелательной атмосфере, когда ребенку хорошо и интересно рядом с родителями, когда он чувствует их заботу и любовь, то он неизбежно пристрастится к шахматам и повзрослев наверняка станет хорошим шахматистом. Научить ребенка можно абсолютно всему, главное заниматься вместе с ним, чтобы ему было интересно учиться, и чтобы он получал похвалу родителей за успехи в учебе. С талантом не рождаются, талант развивают. Ну а кем выгодно быть в этом мире, взрослый человек сам должен видеть и понимать, у него все примеры перед глазами. Если говорить коротко и просто, то те, кто управляют людьми и деньгами – живут лучше всех в этом мире.

Развитие интеллекта у детей

Развитие интеллекта у детей, как и все прочее, начинается с первых дней их жизни и происходит постоянно. Любая информация, каждая мелочь, воспринимаемая органами чувств ребенка – влияет на его интеллект. Поэтому важно постоянно воздействовать на органы чувств ребенка таким образом, чтобы вызывать у него интерес к чему-то – к общению, к игре, к рассматриванию каких-нибудь необычных вещей, которые он будет исследовать. Его мозг должен работать, а для этого во внешнем мире должно что-то происходить, что ребенок будет познавать и изучать, насколько это в его силах. С ребенком необходимо постоянно разговаривать, ибо чем больше новых слов каждый день он будет слышать, тем активнее будет развиваться его интеллект и тем быстрее он заговорит. Игрушек и прочих вещей, окружающих ребенка, должно быть много. Играя в разные игрушки и изучая разные вещи – ребенок получает опыт, необходимый для развития его интеллекта, поэтому чем больше игрушек и вещей у него будет, тем быстрее будет усложняться его мышление и поведение. Вообще, чем больше разных дел будет делать ребенок, чем чаще его родители будут с ним играть и общаться, тем лучше для его интеллекта. Ну а потом, по мере взросления ребенка, его можно и нужно будет увлечь различными интеллектуальными задачками, творческой деятельностью, упражнениям на память и так далее. Суть в том – чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе, к познанию, к изучению, а для этого его необходимо постоянно хвалить и всячески поощрять за любые, даже самые незначительные успехи в обучении, чтобы он не боялся, а любил учиться. От природы мы все хотим учиться, открывать, исследовать, познавать, но это желание нужно поддерживать, а не отбивать. Поэтому критики при обучении должно быть минимум, особенно в раннем возрасте, когда психика ребенка еще недостаточно окрепла, чтобы эту критику воспринимать. Обучение должно восприниматься ребенком, как игра, в которой он постоянно выигрывает. А мы, взрослые, должны понимать, что любая игра – это обучение, поэтому важно выбирать правильные игры, чтобы учиться и учить правильным вещам.

Общение с ребенком

Чем более насыщенным и интересным будет общение у ребенка, тем более социально адаптированным человеком он станет. На развитии интеллекта общение также сказывается самым что ни на есть положительным образом, поэтому родителям желательно как можно больше общаться со своим ребенком, разумеется, в доброжелательном тоне и желательно на интеллектуальные темы, в зависимости от его возраста, так как общение общению рознь. В одном случае общение помогает человеку, ребенку над чем-то задумываться и размышлять, выискивая в чем-то смысл и истину, а в другом, общение может быть бессмысленным и бессодержательным и даже вредным, в зависимости от его формы и цели. Поэтому к общению с ребенком, особенно со взрослым ребенком, необходимо подходить подготовлено. Но общаться с детьми нужно обязательно, нельзя оставлять их перед телевизором или компьютером, которые неизвестно чему их будут учить. Мы все нуждаемся в общении, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но дети особенно остро в нем нуждаются, так как для них общение – это один из способов познания мира и возможность почувствовать себя его частью. К общению с ребенком мы можем отнести и игру с ним, с помощью которой развивается его интеллект и социальные навыки. Но главное это то, что частое общение с ребенком и игра с ним – сближает его со своими родителями. А это очень важно и для ребенка, и для родителей. Чем больше времени родители проводят с ребенком, чем чаще они с ним общаются, тем он морально ближе к ним, а чем он ближе к ним, тем больше он им доверяет, а чем больше он им доверяет, тем больше он их будет слушаться, что, как вы понимаете, имеет огромное значение для любой нормальной семьи, которая хочет быть дружной и сплоченной. Родителям будет сложно чему-то научить своего ребенка, чтобы подготовить его к жизни, если он не захочет их слушаться. А слушаться он их станет только в том случае, если будет им доверять. А доверие нужно заслужить. Так что общайтесь со своими детьми, уважаемые родители, уделяйте им свое внимание, учите их, помогайте им познавать этот мир, хвалите их за любые, даже самые незначительные успехи и ваши дети будут вам верить и слушаться вас.

О детской психологии я еще напишу не одну статью, так как это одна из самых важных для меня, и надеюсь, для вас тоже, тем, ради которой вообще следует проявлять интерес к психологии. Как вы понимаете, написанное в этой статье, это далеко не все, что я хотел и могу рассказать вам по теме детской психологии, и это не все, что вам о ней нужно знать. Поэтому детскую психологию мы с вами еще обсудим, с самых разных сторон, в моих будущих статьях.

Дети – это наше будущее, которое мы можем сделать таким, какими мы сделаем своих детей – вложив в них свое время, силы и конечно же любовь. Детская психология, на самом деле не так сложна, как кажется некоторым людям, совершенно с ней не знакомым. Нужно просто проявить к этой науке интерес, чтобы в короткие сроки научиться понимать тех, кем мы сами когда-то были. И я надеюсь, что вы, уважаемые читатели, этот интерес к ней проявите, ради себя и своих детей. А я в свою очередь обещаю, что в будущем напишу новые, интересные, полезные и познавательные статьи на эту тему. Так что читайте мой сайт и вы многое узнаете.

Порой найти общий язык с детьми, а также разобраться в их переживаниях бывает достаточно сложно. Особенно остро эта проблема стоит для родителей. Порой, ребенок может вести себя агрессивно и скрытно даже в отношении самых близких людей. Разобраться в переживаниях малыша, а также нормализовать отношения с ним помогут книги по детской психологии. Это объясняется тем, что родительского инстинкта недостаточно для правильного воспитания детей. Важно также руководствоваться научными рекомендациями.

Анна Быкова «Самостоятельный ребенок, или Как стать ленивой мамой»

История данной книги по детской психологии началась с небольшой статьи в интернете, которая вызвала массу споров. Основная проблематика этого издания — медленное взросление, а также полное отсутствие самостоятельности у малышей. Но для того, чтобы побороть этот инфантилизм, нужно создать в семье определенную атмосферу. Автор рекомендует стать «ленивой мамой» в интересах ребенка.

Чтобы оценить пользу данной книги по детской психологии, стоит отметить, что автор Анна Быкова — это мать двоих детей. К тому же она имеет психологическое образование. Имея приличный педагогический стаж, она собрала все свои знания в небольшую книгу, которая вызвала настоящий резонанс.

Книга написана достаточно легким и даже веселым языком, что делает ее легкой для восприятия. Родители узнают, насколько опасна чрезмерная опека и контроль, которым нередко грешат современные мамы и папы. Автор учит мам быть в меру ленивыми. При этом по всем ключевым моментам приведены разъясняющие жизненные примеры.

Чтобы не вводить читателей в заблуждение, стоит отметить, что ленивая мама — это не женщина в халате и бигуди, которая сутками проводит у телевизора, пока дети предоставлены сами себе. Это мама, которая дает определенную свободу ребенку, не снимая с себя ответственности. Кроме того, она не забывает о необходимости отдыхать и ухаживать за собой. Ленивая мама привлекает ребенка ко всем домашним делам (пусть даже работы после этого ей прибавиться). Таким образом, ее нельзя упрекнуть в безразличии.

Данная книга помогает родителям выработать адекватный подход к вопросу воспитания детей. Она помогает побороть фанатичную любовь и избавиться от «культа ребенка». Данное издание можно критиковать, но ознакомиться с ним стоит обязательно.

Людмила Петрановская «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»

Основная цель данной книги по детской психологии состоит в том, чтобы пояснить глубинный смысл связи между ребенком и родителями. Основываясь на этом явлении, автор пытается расшифровать содержание капризов, агрессии и прочих проявлений характера ребенка.

На основании этой книги родители могут выработать правильную тактику общения с детьми, чтобы стать надежной опорой в период их активного развития и взросления.

Особое внимание стоит уделить структуре данной книги по детской психологии. Для родителей будет полезно узнать, какие ошибки они допускают в общении со своими чадами в разном возрасте. Так, в первой главе описаны взаимоотношения с малышами, а в каждом последующем разделе рассматриваются новые этапы. Стоит отметить хорошее восприятие и запоминаемость текста. Этого удалось достичь благодаря большому количеству жизненных примеров.

Многие детские психологи называют эту книгу обязательной к прочтению. При этом начинать изучать ее стоит уже тогда, когда младенец еще не умеет говорить, ходить и многого не понимает. Это поможет вам уберечь своего малыша и себя от психологических травм, обид, недопонимания. Также вы сможете сформировать здоровую привязанность.

Януш Корчак «Как любить ребенка»

Необходимостью и даже обязанностью является прочтение данной книги по детской психологии. Для родителей по всему миру она стала настоящей библией по общению с малышами и их воспитанию. Книга написана очень искренним и добрым языком. Она содержит массу размышлений автора, а также жизненных историй и практических советов.

Текст книги «Как любить ребенка» — это проявление мудрости педагога с большой буквы. Как бы странно это ни звучало, он учит любите детей правильно, не обожествляя, но и не подавляя их. На простых примерах и жизненных ситуациях автор поясняет необходимость предоставления детям свободы мыслей и самовыражения.

Главная особенность данной книги состоит в том, что автор приводит множество примеров из своего богатого педагогического опыта. Таким образом, родители могут определить ту тонкую грань, за которой кончается необходимая свобода и начинается попустительство. Каждая ситуация рассмотрена буквально под микроскопом.

Даниэле Новара «Не кричите на детей»

Несмотря на то что все лучшие книги по детской психологии запрещают повышать на детей голос, на практике это сделать не так уж и просто. Независимо от того, сколько лет ребенку, неизбежно возникают ситуации, когда родители не могут сдержать эмоций. Тем не менее крик не просто не помогает разрешить конфликт, но даже усугубляет ее. Даниэле Новара учит правильно проживать такие ситуации, чтобы не только выходить из них без громких ссор, но даже извлекать из них пользу.

Книга «Не кричите на детей» актуальна для любого возраста. В ней рассматриваются такие основные вопросы:

  • разрешать конфликтные ситуации с детьми без криков и рукоприкладства;
  • воспитывать малышей, не принижая их собственного достоинства и не прибегая к приказному тону;
  • уметь находить конструктив в каждой конфликтной ситуации, извлекая из нее максимум пользы;
  • выстраивать систему семейных правил, которой будет интересно следовать не только детям, но и всем остальным членам семьи.

Автор книги учит родителей спокойно воспринимать конфликты. Подобные ситуации — это не отклонение от нормы. Это и есть норма. Автор учит родителей быть грамотными руководителями, которые должны уметь урегулировать любую ситуацию в семье. А криком можно лишь подавить личные качества ребенка или же, наоборот, вызвать острое противодействие.

Дима Зицер «Свобода от воспитания»

Совершенно зря многие родители принципиально игнорируют книги по психологии. Детские авторы поясняют, что воспитание порой перерастает в насилие. С одной стороны, это давление на детей с целью навязать им свои собственные принципы и общепринятые правила поведения. С другой — это насилие родителей над собой, которое заключается в постоянном принуждении самих себя к воспитанию. Таким образом, общение между детьми и взрослыми теряет оттенок радости.

В книге «Свобода от воспитания» автор призывает отказаться от общепринятых шаблонов воспитания. Воспитывать детей нужно так, чтобы и ребенку, и родителям это было приятно и интересно. Зицер учит не просто любить, но также и уважать ребенка, учитывая все его интересы. При этом родители должны вооружиться таким инструментом, как наблюдение. Это поможет выявить потребности ребенка, а также проследить его реакцию на те или иные воспитательные приемы.

Стоит отметить, что это издание подвергается критике не только со стороны родителей, но и со стороны психологов. Ввиду молодого возраста и недостаточного жизненного опыта автора, он несколько своеобразно интерпретирует такие понятия, как детская педагогика, психология. Книги Зицера несколько утрируют способность ребенка анализировать свои желания. Но даже несмотря на это, основная мысль работы будет понятна всем.

Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно»

Книги про детскую психологию непременно затрагивают вопросы сложных отношений с родителями. Материнство или отцовство — это не только приятные семейные моменты, но также частые конфликты и недопонимание. При этом нередко, пытаясь разрешить сложную ситуацию, ее можно усугубить еще больше. Петрановская, книги которой стали настольными для многих родителей и педагогов, учит хладнокровно смотреть на конфликт и достойно выходить из него, чтобы сохранить в семье хорошие отношения.

Книга содержит актуальные практические рекомендации по воспитанию детей. При этом автор отмечает, что в нем нуждаются не только малыши, но и сами родители. Это поможет прекратить перманентную войну, которая постоянно происходит между старшим и младшим поколениями. Автор поясняет, что пытаясь сделать своего ребенка более «удобным», родители еще больше усложняют решение проблемы.

В работе «Если с ребенком трудно» автор уделяет пристальное внимание вопросам наказания. Конечно, нельзя спускать ребенку провинности. Тем не менее делать это нужно правильно (и даже интеллигентно). Автор рассматривает популярные способы наказания, из чего становится понятно, что многие родители стремятся «дрессировать» своих детей. Автор же учит не подстраивать их под себя, а формировать отношения, которые будут приятны обеим сторонам.

Масару Ибука «После трех уже поздно»

Пограничным возрастом, который определяет детская психология — 3 года. Книга «После трех уже поздно» рассматривает удивительные способности маленьких детей. Оказывается, младенцы характеризуются повышенной обучаемостью. При этом на новорожденных влияет не только взаимодействие с родителями, но также и окружающая среда. Таким образом, к сознательному возрасту ребенка вполне можно вложить основные задатки правильного поведения.

Главная особенность данной книги по детской практической психологии является то, что она адаптирована специально для отцов. Автор считает, что есть такие воспитательные моменты, с которыми может справиться только мужчина. Чтобы папам было легче воспринимать информацию, в книге содержится много практических рекомендаций и минимум лирических отступлений, которые так любят женщины.

Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

Рассматривая лучшие книги по детской психологии и воспитанию, нельзя пройти мимо работы Эды Ле Шан. Автора многие ассоциируют со знаменитым доктором Споком, что свидетельствует о практической значимости ее рекомендаций и наблюдений. При этом важно отметить, что данная книга полностью адаптирована для современных родителей.

«Когда ваш ребенок сводит вас с ума» — это сборник типичных конфликтных ситуаций, которые, пожалуй, возникают в любой семье. Естественно, их эпицентром являются именно дети. Автор учит, как взять себя в руки и найти правильный выход. Применительно к каждому примеру рассмотрены основные причины того или иного девиантного поведения ребенка. Кроме того, приводится ряд ценных практических рекомендаций.

Книга написана достаточно простым и понятным языком. Чем раньше родители ознакомятся с ее содержаний, тем выше вероятность того, что им удастся избежать распространенных ошибок в общении с детьми. И даже в разгар конфликтной ситуации вы сможете найти дельные советы, заглянув в данное издание. Учитывая ценность книги, ее рекомендуется также прочесть педагогам и детским психологам.

Мадлен Дени «Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом»

Желая прочитать лучшие книги по детской психологии для родителей, стоит обратить пристальное внимание на данное издание. Взрослые не всегда адекватно реагируют на капризы и агрессию со стороны ребенка. Сами того не замечая, они автоматически подавляют эти проявления, что впоследствии может привести к еще более серьезным проблемам. Тем не менее точно так же, как и взрослые, дети могут испытывать сильные эмоции, которые постоянно ищут выход наружу. Таким образом, ребенка нужно не угнетать, а прислушиваться к нему, стараясь совместными усилиями справиться с переживаниями.

Основная цель работы состоит в объяснении того, что агрессия и капризы — это нормально (причем как взрослые, так и детские). Книги по психологии для детей данного автора помогают наладить отношения с ребенком в период расстройства. При этом с научной точки зрения рассматриваются особенности эмоционального развития детей разных возрастов. Так, например, природа истерики годовалого малыша кардинально отличается от капризов четырехлетнего ребенка. Таким образом, родители приобретут необходимую мудрость, которая поможет им конструктивно общаться с детьми.

Книгу Мадлен Дени стоит прочесть хотя бы потому, что она изобрела принципиально новый подход к воспитанию детей. Воспитание и подавление она заменяет радостным общением, который представляет собой творческий процесс. Главная цель данной работы — научить родителей понимать своих детей. Таким образом, крики и капризы больше не будут раздражающим фактором.

Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Учитывая изобилие литературы о воспитании, родителям крайне важно найти полезные книги по детской психологии, которые стоит прочитать. Одной из таких работ является издание «Общаться с ребенком. Как?» Суть ее состоит в том, что не стоит опираться только лишь на общепринятые приемы воспитания, ведь каждый малыш индивидуален. Своего ребенка нужно понимать, ведь за банальной истерикой могут крыться серьезные переживания. Автор ставит перед собой цель научить родителей конструктивно общаться со своими чадами, а главное — не игнорировать и не бояться их. Для этого даже были разработаны практические упражнения, которые помогут выработать соответствующие навыки.

Стоит отметить, что книга состоит из двух частей. Первая — это теоретическое пособие, в котором собраны как личные выводы автора, так и общепринятые педагогические и психологические постулаты. Что касается продолжения — это практические примеры. Они взяты как из личных наблюдений автора, так и из практической деятельности ведущих специалистов в данной области. Каждая из приведенных жизненных ситуаций — это ответ на тот или иной родительский вопрос.

Вывод

Нужно ли читать книги по психологии детской? Авторы утверждают, что это необходимо. Несмотря на самоуверенность многих родителей, случаются такие ситуации, которые невозможно разрешить только лишь опираясь на свои инстинкты и опыт старших поколений. Прелесть современных изданий состоит в том, что их содержание адаптировано под особенности данного конкретного времени с учетом условий, в которых воспитываются дети. Главное — это подобрать для себя несколько лучших изданий, которые помогут найти правильный подход к ребенку и поспособствуют разрешению конфликтных ситуаций.

Загрузка...