Портал для мам - Дом ответов

Урок по правилам дорожного движения. Урок-занятие по правилам дорожного движения "город безопасных дорог". Прогулки-уроки: сочетаем полезное с приятным

Комплект лекций для проведения классных часов по ПДД


ЗАНЯТИЕ №1

Причины дорожно-транспортных происшествий

Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные слу­чаи на улицах и дорогах.

Форма: беседа

Материалы: таблица «Причины дорожно-транспортных происшествий».

Ход занятия

1.Вступительная беседа

Автомобиль стал неотъемлемым спутником про­гресса общества. Он оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозке народнохозяйственных грузов, так и в перевозке пас­сажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты погибло более 2,5 млн человек. Сейчас в автомобильных катастрофах гибнет ежегодно до 250 ты/ человек. К этому нужно добавить, что в результате дорожно-транс­портных происшествий миллионы людей получают разного рода травмы. Вот почему вопросам безопасности движения уделяется сейчас такое серьезное внимание почти во всех странах мира.

Водители автомобилей являются участниками движения они проходят специальное обучение, сдают экзамен по правилам дви­жения. Пешеходы же, которые тоже являются участниками дви­жения и которых гораздо больше, чем водителей, часто не имеют твердых знаний по правилам движения, они менее дисциплиниро­ванны. Видимо, этим и можно объяснить тот факт, что пешеходы чаще нарушают порядок на улицах и дорогах, чем водители.

Нарушение правил движения не только приводит к гибели и травмированию людей, но и приносит большой материальный ущерб государству, повреждаются транспортные средства, дорож­ное покрытие, осветительные устройства, зеленые насаждения и т. д.

Анализ показывает, что на дорогах отдельных республик, краев и областей еще немало происшествий, в которые попадают дети.

По каким же причинам чаще всего происходят несчастные случаи? Вот статистические данные о причинах дорожно-транс­портных происшествий:


  • переход улицы перед близко движущимся транспортом - 27%;

  • переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть, - 27%;

  • невнимательность при переходе улиц - 17%;

  • неожиданный выход из-за транспортных средств - 9%;

  • прочие причины (игры на проезжей части и т. п.) - 20%.
Как видно из этих данных, большинство несчастных случаев происходит по причинам, связанным с грубым нарушением правил движения. Если пешеходы будут хорошо знать правила движения, точно их выполнять, то этого можно избежать. Изучение причин детского транспортного травматизма в Москве показывает, что чаще всего несчастные случаи случаются, когда дети переходят улицу в неположенном месте и перед движущимися транспортны­ми средствами. По этой причине происходит более половины всех дорожно-транспортных происшествий с детьми. Если школьники хорошо изучат правила перехода улиц и дорог, будут точно соблю­дать их, то по указанным выше причинам число дорожно-транс­портных происшествий сократится.

С наступлением весны, особенно в мае, количество случаев детского транспортного травматизма резко возрастает, затем в июне, с начала летних каникул, снижается, и, как только кончаются каникулы, кривая происшествий снова начинает ползти вверх. Сентябрь и октябрь дают большое коли­чество несчастных случаев. Это происходит из-за того, что дети за лето отвыкают от интенсивного движения и ведут себя на улице менее осторожно.

На рисунке показано распреде­ление ДТП с детьми по часам суток. Практика показывает, что несчаст­ные случаи происходят не только с те­ми детьми, которые не знают основ правил движения, но и с теми детьми, которые хорошо их изучили, однако не всегда выполняют, ведут себя на ули­це невнимательно и недисциплини­рованно.

Рост количества транспортных средств, числа пешеходов, скоростей движения машин, конечно, усложняет борьбу с несчастными случаями. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицы и дороги опасно выходить. Главное - хорошо знать правила дорожного дви­жения, вести себя на улицах и дорогах внимательно, дисциплини­рованно, и тогда количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев резко сократится.

2. Контрольный вопрос и задание

Перечислите основные причины дорожно-транспортных происшествий. Почему опасно выходить на проезжую часть улицы (дороги) из-за стоящего транспортного средства?

ЗАНЯТИЕ 2

НАЗНАЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Цель: ознакомление с дорожной разметкой проезжей части улиц и дорог.

Форма: беседа.

Материалы: схемы перекрестков, таблица «До­рожная разметка».

Ход занятия


  1. Вступительная беседа
Учитель по таблице или по схеме показывает линии разметки, которые наносят на проезжую часть улиц и дорог белой, желтой и черной красками. Эти линии помогают водителям и пешеходам ориентироваться в движении, способствуют тем са­мым повышению их безопасности.

Горизонтальная разметка - линии разделения транс­портных потоков противоположных направлений. Эти линии могут быть выполнены в нескольких вариантах: прерывистая линия, сплошная линия. Прерывистую линию, разделяющую встречные потоки, разре­шается транспортным средствам пересекать с обеих сторон. Пересекать сплошную линию, разделяющую встречные транс­портные потоки, или заезжать на нее транспортным средствам запрещается.

Широкие линии, параллельные оси дороги, наносят для выде­ления на проезжей части поперечных полос для движения пеше­ходов («зебра»). На широких улицах пешеходный переход «зебра» может быть дополнен стрелами. Линию, состоящую из двух прерывистых линий с утолщенными штрихами квадратной формы, наносят для обозна­чения мест, где велосипедная дорожка пересекает дорогу.

Линии границ участков проезжей части, въезд на которые за­прещен. Сюда относятся линии обозначения «островков безопас­ности» и посадочных площадок. «Островок безопасности» обозначают параллельными линиями. Он служит местом для остановки пешеходов при переходе улицы. Если во время перехода пешехода меняется сигнал светофора или жест регулировщика и начинается движение транс­портных средств, то пешеход останавливается на «островке без­опасности» и ожидает перемены сигнала светофора или регулиров­щика; если движение не регулируется, то пешеход ожидает пере­рыва в движении транспортных средств. Для усиления обозрения «островка безопасности» на нем могут быть нанесены наклонные линии, а небольшие «островки» окрашивают полностью.

Посадочные площадки обозначают сплошной линией. Они отводятся для посадки и высадки пассажиров из общественного транспорта. Эти площадки могут быть заштрихо­ваны параллельными линиями под углом к проезжей части.

Вертикальная разметка. Такой разметкой обозначают вертикальные поверхности мостов, путепроводов, торцевые поверх­ности порталов туннелей, парапетов и других препятствий на опас­ных для движения участках.


  1. Зачем нужна дорожная разметка?

  2. Покажите на таблице линии разделения транспортных потоков противоположных направлений.

  3. Для чего служит «островок безопасности»?

  4. Расскажите, как обозначается дорожной разметкой пешеходный переход.

  5. Покажите на таблице, где может пересечь дорогу велосипедист.

  6. Для чего служит вертикальная разметка?

ЗАНЯТИЕ 3

СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ СЕКЦИЯМИ. СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА

Цель:


  • изучение сигналов светофора с дополнительными сек­циями;

  • изучение соответствующих этим сигналам жестов регулировщика.
Форма : беседа.

Материалы:


  • комплект действующих моделей светофоров;

  • таблица «Сигналы светофоров и регулировщика»;

  • жезл регулировщика.

Ход занятия


  1. Вступительная беседа
На перекрестках с ин­тенсивным движением транспортных средств устанавливают четырех- и пяти-секционные светофоры, снабженные соот­ветственно одной или двумя дополнитель­ными секциями (рис. 1).


Рис. 1. Светофоры с до­полнительными стрелками:

А - слева;

Б - справа;

В - справа и слева.

Дополнительные секции могут быть расположены слева и справа от секций основного светофора.

Для того чтобы водитель лучше видел световые сигналы дополнительных сек­ций, их выполняют в виде зеленых стрелок.

При расположении секции слева все виды транспортных средств, поворачива­ющие на перекрестке налево, не имеют права выезжать на перекресток для ле­вого поворота или разворота до тех пор, пока не будет включена стрелка в левой секции.

При расположении секции справа всем видам транспортных средств, пово­рачивающих направо, запрещается выез­жать на перекресток до тех пор, пока не будет включена стрелка в правой секции.

Дополнительные секции-стрелки могут включаться как с зеле­ным сигналом основного светофора, так и с красным.

Для движения прямо водители транспортных средств должны руководствоваться сигналами основного светофора. Пешеходы, переходящие перекрестки, где установлены свето­форы с дополнительными секциями, должны руководствоваться сигналами основного (трехсекционного) или пешеходного свето­фора.

У регулировщика, кроме основных положений корпуса и жес­тов рукой, соответствующих зеленому и красному сигналам свето­фора, есть еще сигнал.

Если регулировщик вытянул правую руку вперед (рис. 2), то:


  • со стороны его спины и правого бока движение всех транспорт­ных средств запрещается, пешеходам разрешается переходить проезжую часть со стороны правого бока за спиной регулиров­щика;

  • со стороны груди регулировщика транспортным средствам раз­решается поворот направо, пешеходам запрещается переходить проезжую часть;

  • со стороны левого бока безрельсовым транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях, трамваям - только поворот налево; пешеходам разрешается переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рис. 2. Сигналы регулировщика, соответствующие сигналам светофоров с допол­нительными стрелками.

Еще раз надо напомнить учащимся, что пешеходы могут пере­ходить проезжую часть только за спиной (параллельно спине) регулировщика.

2. Контрольные вопросы


  1. Как располагаются в светофорах сигналы и дополнительные секции?

  2. Что означает включенная стрелка дополнительной секции?

  3. Каким сигналам светофора должен подчиняться пешеход, если на перекрестке установлен светофор с дополнительными секциями?

  4. Какое значение имеет для пешехода сигнал регулировщика, когда он
    вытянул правую руку вперед?

ЗАНЯТИе 4

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Цель: более углубленное изучение дорожных знаков.

Форма: беседа:

Материалы:


  • настенные дорожные знаки;

  • план­шеты с дорожными знаками;

  • таблица «Дорожные знаки».

Ход беседы


  1. Вступительная беседа
Дорожные знаки помогают регулировать дорожное движение транспорта и пешеходов круглые сутки. Поэтому водители хорошо знают все дорожные знаки. Основные из них должны знать и пешеходы, особенно хорошо должны ориентиро­ваться в них велосипедисты.

Все дорожные знаки делят на 7 групп. К первой группе отно­сятся предупреждающие знаки, которые предупреждают участни­ков движения об опасных участках пути. Большинство этих знаков имеет форму равностороннего треугольника с красной кай­мой, обращенного вершиной вверх. Внутри треугольника на белом фоне рисунок, характеризующий опасность. Водитель или велосипедист, увидев такой знак, должен повысить внимание, сни­зить скорость движения до такой степени, чтобы можно было в случае необходимости остановить транспортное средство перед опасным участком пути.

У переезда через железную дорогу. Если дорога приближается к железнодорожному переезду, об этом всех, кто едет и идет по ней, предупреждает белый треугольник с красной каймой по краям, в центре которого нарисована решетка. Этот знак называется: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», У переезда со шлагбаумом ставят два таких знака: один - даль­ше от рельсов, а другой - ближе.

Водители машин или велосипедов, заметив такой знак, едут более осторожно, снижают скорость, а когда подъезжают к пере­езду и видят, что шлагбаум закрыт, останавливаются недалеко, поджидают, пока не пройдет поезд, не откроется шлагбаум.

На другом белом треугольнике нарисован паровоз. Этот знак называется: «Железнодорожный переезд без шлагбаума». А по­чему надо предупреждать тех, кто идет или едет по дороге, что будет такой переезд? Потому что этот переезд очень опасен, опас­нее того, который имеет шлагбаум. Здесь дорога всегда открыта, независимо от того, приближается к переезду поезд или нет. Опас­ны такие переезды как для водителей машин, так и для пешехо­дов, особенно если железная дорога проходит по холмистой мест­ности, среди строений, через леса, кустарники, которые закрыва­ют поезд и не дают возможность тем, кто идет или едет по дороге, его своевременно увидеть. Чтобы предупредить пешеходов о при­ближении к такому опасному переезду, устанавливают знаки, на которых нарисован паровоз. Увидят его пешеходы - пойдут осто­рожнее, а когда подойдут к переезду, остановятся, послушают, не слышно ли шума поезда. И, только убедившись, что поезда побли­зости нет, начнут переходить полотно железной дороги.

Знаки «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на дороге ставятся: один - ближе к железнодорожным путям, другой - дальше. При пересечении дорог. Дороги часто пересекаются, об­разуя перекрестки. На перекрестках встречаются машины, пеше­ходы. Одному водителю нужно ехать прямо, другой должен по­вернуть налево или направо. На перекрестках пешеходы переходят дороги, пересекают пути движения машин.

На больших перекрестках скапливается множество машин, пешеходов. И конечно, переходить и переезжать их нужно очень осторожно. Подъезжая к перекрестку, водители, велосипедисты должны снижать скорость, быть всегда начеку. А поскольку маши­ны по дорогам едут быстро, надо водителей и велосипедистов заранее предупредить, что скоро будет перекресток.

В городах на больших перекрестках, где устанавливаются све­тофоры, водители и сами заметят перекресток издалека, но на дорогах они могут и не заметить перекрестка. Поэтому о прибли­жении к перекрестку дорог одинакового значения предупреждает знак «Пересечение равнозначных дорог». Он представляет собой белый треугольник с красной каймой, на котором в центре нарисо­ван черный крест.

Знаки, предупреждающие о возможном появ­лении пешеходов. Мы уже знаем, что проезжая часть дороги предназначена для движения транспортных средств. Но пользуются ею и пешеходы, когда им нужно ее перейти. Для этого на дорогах обозначаются пешеходные переходы и, для того чтобы предупредить водителей машин о приближении к пешеход­ному переходу, устанавливаются предупреждающие знаки: на треугольнике изображен пешеход, переходящий улицу. Этот знак называется: «Пешеходный переход». Водитель машины или вело­сипедист, увидев этот знак, сразу же поймет, что на этом участке могут появиться пешеходы, снизит скорость. Когда же машина минует знак, то она имеет право снова ехать быстрее.

А на этом знаке нарисованы бегущие дети. Он называется: «Дети». Устанавливают его около школ, детских садов, пионерских лагерей и других детских учреждений. Если водители увидят этот знак, то сразу же поймут, что по этому участку дороги или улицы нужно ехать осторожно, потому что здесь могут неожиданно на проезжей части улицы или дороги появиться дети.

Примерно в таком же плане учитель рассказывает о других дорожных знаках, которые предупреждают водителей и пешеходов о поворотах дороги, спусках, подъемах и о других опасных местах.

Ко второй группе относятся знаки приоритета, которые указы­вают на очередность проезда перекрестков, отдельных пересече­ний проезжей части, а также узких участков дорог.

К третьей группе относятся запрещающие знаки, которые за­прещают те или иные маневры всем или отдельным участникам движения. Они имеют форму кругов, большинство их окрашено в белый цвет, имеет по краю красную кайму. Но есть запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет, кайма может быть не красной, а черной. На большинстве запрещающих знаков нари­сованы машины, стрелки, пешеходы и др.

Запрещение движения велосипедистов. На улицах есть участки дорог, где запрещено движение пешеходов, нельзя переходить, даже проезжую часть. Такие места должны знать пешеходы. Их им укажет белый круг, на котором изображена фигу­ра пешехода. Он называется: «Проход закрыт».

Запрещение движения велосипедистов. На улицах с интенсивным движением транспорта и пешеходов вводят запре­щение движения велосипедистов. Об этом информирует знак, на котором нарисован велосипед. Этот знак называется: «Движе­ние на велосипедах запрещено». По улице, где он вывешен, нельзя кататься на велосипедах, как педальных, так и с подвесным дви­гателем.

К четвертой группе относятся предписывающие знаки, которые вводят или отменяют всем или отдельным участникам движения определенное поведение на улице или дороге. Эти знаки имеют ферму круга с соответствующими рисунками на голубом фоне.

К пятой; группе относятся информационно-указательные знаки, которые информируют участников движения об особенностях ре­жима движения или о расположении на пути следования населен­ных пунктов и других объектов.

К шестой группе относятся знаки сервиса, которые информи­руют участников движения о расположении соответствующих объектов сервиса (медицинских учреждений, пунктов техничес­кого обслуживания и заправки и т. д.).

К седьмой группе относятся знаки дополнительной информа­ции (таблички), которые применяются для уточнения или ограни­чения действия других знаков. Как правило, знаки устанавливают на правой стороне дороги лицевой частью навстречу движению, чтобы водители могли хоро­шо видеть их. Знаки устанавливают на специальных колонках или на других основаниях, в некоторых случаях их размещают над проезжей частью улицы, дороги на специальных тросах-растяжках. В темное время суток знаки освещают уличными фонарями.

Многие знаки внутри имеют электрическое освещение, а лицевая сторона знака изготавливается из стекла, на котором изображен знак. Вне населенных пунктов, где поблизости нет источника элек­трического тока, знаки окрашивают светоотражающими красками или на знак устанавливают световозвращающие элементы. В тем­ноте такой знак не виден, но при освещении светом фар прибли­жающегося автомобиля он начинает светиться, и водитель его хорошо видит.

2. Контрольные вопросы и задания


  1. Зачем знаки окрашивают в яркие цвета?

  2. Что делают для того, чтобы знаки были видны в темное время суток?

  3. О чем предупреждает знак, на котором нарисован паровоз?

  4. Какой знак предупреждает о приближении к перекрестку равнозначных
    дорог?

  5. Какие знаки предупреждают о том, что дорога поворачивает направо, налево?

  6. Как называется предупреждающий знак, на котором нарисован пешеход?

  7. Где устанавливается знак, на котором нарисованы дети?

  8. Нарисуйте знак, который запрещает движение пешеходов.

  9. Нарисуйте знак, который запрещает движение велосипедистов.

  10. Покажите на таблице знак «Пешеходная дорожка».

ЗАНЯТИЕ 5

ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Цель: изучение правил водителей велосипедов.

Форма: беседа.

Материалы:


  • таблица «Правила дорожного дви­жения для велосипедистов»;

  • таблица «Устройство велосипеда».

Ход занятия

1.Вступительная беседа

Велосипед - удобный и очень распространенный вид транспортного средства для передвижения, особенно в сель­ской местности. Езда на велосипеде доступна для лиц самого раз­личного возраста. Вот почему с наступлением летних дней резко увеличивается на улицах и дорогах движение велосипедистов.

Многие учащиеся имеют велосипеды и любят кататься на них, а некоторые используют велосипед для поездок в школу, к товари­щам и т. д. Во время таких поездок велосипедист передвигается по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. Но многие уча­щиеся не знают, что велосипед - это опасный вид транспортного средства, так как водитель велосипеда не защищен, как водитель автомобиля, кузовом или кабиной и в движении велосипед неустой­чив. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требо­вания в части знания правил дорожного движения, они, как и водители автомобилей, должны знать правила в полном объеме.

Учащиеся должны знать, что правилами дорожного движения велосипедисты приравниваются к водителям транспортных средств, т. е. к водителям автомобилей, мотоциклов, тракторов и т. п.

Экипировка велосипеда и осмотр его перед выездом. Прежде чем отправиться в путь, велосипедист должен хорошо проверить снаряжение машины. Велосипед должен иметь звонок для по­дачи звукового сигнала, чтобы вовремя предупредить неосторож­ного пешехода. Для езды в темное время суток у машины спереди должен быть установлен фонарь с белым светом, а сзади - фо­нарь с красным светом или красный световозвращатель (рис. 3).

Рис. 3. Приборы к велосипеду: а - тормоза;

Б - сигнал;

В - передний фонарь;

Е - задний фонарь;

Д - красный свето­возвращатель.

Прежде чем выехать на улицу, велосипедист обязан проверить исправность машины. При этом надо обратить особое внимание на руль, он должен действовать безотказно. А если руль будет плохо работать? Тогда водитель не сможет вовремя объехать пре­пятствие, может стать виновником аварии. Необходимо обратить особое внимание и на тормоза. Они должны также хорошо рабо­тать, ведь в пути ими пользуются много раз. Если тормоза неис­правны, то на улицу или дорогу выезжать запрещается.

Надо проверить также давление в шинах. Проверяется и пра­вильность центровки колес (чтобы во время движения колеса ве­лосипеда не делали «восьмерки»), натяжение цепи и спиц, плот­ность резьбовых соединений, действие звонка, исправность осве­тительных приборов и электропроводки, наличие зеркала заднего вида и номерного знака (если он положен в данной местности).

Места для движения на велосипедах. Учитель объясняет, что учащиеся могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и стадионах. Запрещается езда на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам, по аллеям садов, парков, бульваров. По улицам и доро­гам ездить на велосипеде разрешается только достигшим четыр­надцатилетнего возраста.

Затем учитель на примерах показывает, к каким последствиям могут привести нарушения правил движения велосипедистами.

2. Контрольные вопросы и задания


  1. По достижении какого возраста можно ездить по улицам и дорогам на
    велосипеде?

  2. Можно ли ездить на велосипеде по дорожкам парков и по тротуарам?

  3. Как должен поступить велосипедист, если он въехал на улицу, над которой висит знак «Велосипедное движение запрещено»?

  4. Как должен быть оборудован велосипед для езды в темное время суток?

  5. Расскажите об экипировке велосипеда.

ЗАНЯТИЕ 6

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Цель: познакомить учащихся с правилами пользования желез­нодорожным транспортом и поведения вблизи железной дороги.

Форма: беседа.

Материалы:


  • таблица «Правила проезда через железнодорожный переезд»;

  • диафильм.

Ход занятия

1.Вступительная беседа

Поезд движется с большей скоростью, чем городской электротранспорт, и имеет значительно большую массу, по­этому, если на путях неожиданно появляется препятствие, то поезд мгновенно остановить совершенно невозможно. Тормозной путь поезда в несколько десятков раз превышает тормозной путь городского электротранспорта. Поэтому на железной дороге надо быть особенно внимательным.

В последнее время на большинстве участков железных дорог введены высокие скорости движения (так, поезд Москва - Ленин­град делает 160 км/ч), опасность наезда на людей возрастает, особенно вблизи крупных городов. При движении поезда с высокой скоростью воздушные потоки могут затянуть пешехода под колеса состава. Поэтому действующими правилами безопасности запре­щается хождение пешеходов вблизи железнодорожных путей.

Многие несчастные случаи на железных дорогах происходят от того, что люди неправильно переходят пути. На станциях для перехода через пути устраиваются переходные мосты или тоннели. Там, где они имеются, необходимо пользоваться ими в обязатель­ном порядке. На станциях, где нет переходных мостов и тоннелей, железнодорожное полотно нужно переходить - по пешеходным на­стилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути», при этом необходимо соблюдать осторожность. Переходить пути в непосредственной близости от идущего поезда категорически запрещается.

Проезд транспортных средств через полотно разрешается толь­ко на железнодорожных переездах. Железнодорожные переезды бывают охраняемые и не­охраняемые. На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются светофоры, сигналы, шлагбаумы. Это обычно такие места, где имеется большое движение. На таких переездах даже дежурят железнодорожники.

Подходя к железнодорожному переезду, пешеходы должны руководствоваться сигнализацией и указаниями дежурного по пере­езду. На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются двухсекционные горизонтальные светофоры. При приближении поезда в каждой секции попеременно заго­рается красный свет, предупреждая водителей машин, велосипе­дистов, пешеходов, что к переезду движется поезд, и запрещая им движение.

Существует много переездов, где нет шлагбаумов, на них нет и постов железнодорожников. Их называют неохраняемыми железнодорожными переездами. На неохраняемых железнодорожных переездах переходить железнодорожное полотно можно лишь в том случае, когда с обе­их сторон нет приближающегося поезда.Хождение по железнодорожным путям и насыпи очень опасно и категорически запрещается. Некоторые учащиеся в зимнее время катаются с железнодорожной насыпи на санках и лыжах. Увле­каясь игрой, они не замечают приближения поезда и попадают в аварии.

Правила безопасности на железнодорожном транспорте запрещают подобные игры вблизи железнодорожных путей. Нахо­диться посторонним на насыпи не разрешается. Соблюдение правил безопасности - залог бесперебойной рабо­ты железнодорожного транспорта.

2. Контрольные вопросы и задание


  1. Расскажите о правилах поведения на железной дороге.

  2. Где можно переходить железнодорожные пути?

  3. Какие правила необходимо соблюдать при переходе охраняемого железнодорожного переезда?

  4. Какие правила необходимо соблюдать при переходе неохраняемого железнодорожного переезда?
ЗАНЯТИЕ 7

УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОПАГАНДЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Цель: привлечь учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в школе, по месту жительства, во внешкольных учреждениях.

Форма: утренник для младших школьников.

Материалы: печатные материалы местных орга­нов Госавтоинспекции и Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, ВДОАМ.

подготовительная работа

I. Для подготовки к проведению утренника для учащихся младших классов можно рекомендовать следующий план:


  1. Определить место и время проведения утренника.

  2. Распределить среди учащихся роли пьесы, инсценировки и т. п.

  3. Разучить с группой учащихся стихотворения, песни по тема­тике утренника.

  4. Выпустить специальный номер стенной газеты, рассказать в нем о поведении учащихся на улице.

  5. Выделить из числа учащихся для утренника регулировщиков, ответственных за транспортные средства, дежурных и т. п.
II. Подготовка утренника.

  1. Провести конкурс на лучший рисунок, плакат по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и организовать выс­тавку в месте проведения утренника.

  2. Подобрать и заказать кинофильмы по тематике утренника.

  3. Получить таблицы, плакаты, листовки в местном отделении Госавтоинспекции и оформить место проведения утренника.

  4. Пригласить на утренник работника Госавтоинспекции, общественного автоинспектора, работника транспорта.

Ход занятия


  1. Выступление организатора внеклассной и внешкольной работы.

  2. Выступление работников Госавтоинспекции и транспорта.

  3. Художественная часть.

  4. Показ кинофильма.

  5. Игры и соревнования по правилам движения.

  6. Подведение итогов и награждение победителей.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Правила дорожного движения

Цель: закрепление и проверка знаний и умений по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Форма: мюзикл.

Ход занятия

Детский хор исполняет песни о Правилах дорожного движения. Мелодии шлягеров см. в тексте. Кто-то из ребят балуется на дороге, а кто-то в форме по­стового делает им предупреждения.

«Пластилиновая ворона»

В одной известной сказке,

А может, и не сказке,

О правилах движения,

О правилах вождения

Хотим мы рассказать.

А если их нарушить,

Что будет - показать.

Однажды чей-то мальчик,

А может, и не мальчик,

А может, это девочка, и вышла погулять.

Играла она в мячик,

А может, и не в мячик,

А может, за котенком решила побежать.

Но вот котенок глупый,

А может, и не глупый,

А может, не котенок

К дороге побежал.

И под машину девочка,

А может быть, и мальчик,

К ужасу прохожих.

Перелистаем страницу,

А может, не страницу,

А может быть, мы в окна

Все дружно прокричим

О том, что у дороги

Нельзя играть и бегать, Иначе мы навеки. Быть может, замолчим.

«Хромой король»

Продолжим рассказ,

Он с печальным концом,

А начат был весело

Шустрым юнцом,

Который поспорил -

Свет красный мигнул -

И этот юнец меж машин промелькнул.

Припев.

Кто б мог помыслить средь людей,

Что может машин бежать быстрей, быстрей -

В реанимации лежит.

Он инвалид!

«Вагончики»

На Тихорецкую состав отправится, Вагончик тронется, перрон останется, Будь аккуратным ты и будь внимательным. Тогда останешься (4 р.) жив обязательно...

«Песня крокодила Гены»

Пусть бегут, если нужно,

Пешеходы по лужам,

Но забыть об одном не должны:

Переход пешеходный, как и правила движенья,

Нам, как воздух, для жизни нужны.

«Зимний сон»

Звезды поднимаются выше, Охраняя сон наш и жизнь. На посту бессменно гаишник

Глаз не смыкая, стоит.

Он следит за всем аккуратно

И в мороз, и в жару.

Может, вам покажется странным -

Я его очень люблю.

«Иногда»

Никогда я правила

Не нарушу главные,

Никогда не буду я

Бежать на красный свет,

Никогда не спутаю

Знаки я дорожные,

Никогда, уверена, не забуду, нет.

«Под музыку Вивальди»

Под музыку Вивальди

Закончим наш рассказ.

Чтоб не было печали

И горя мы не знали,

Чтоб все вы были веселы

И счастливы - Бог даст.

Учитесь и читайте вы книги любые,

Играйте на кларнете, в футбол и городки,

Но только не забудьте вы правила такие,

Которые спасут вас от боли и тоски.

Ведь так бывает часто

И даже очень часто,

Не думая о будущем, мы нарушаем их,

Те правила движения,

Законы безопасности, Которые придуманы,

«Пластилиновая ворон

Идея этой сказки, А может, и не сказки, А может, не идея, Но каждому ясна.

«Ворона»

На зеленый ты свет всегда Переходом пешеходным иди, да Не играй ты у дороги, нет, нет, и Не кати по трассе свой велосипеде.

«Пластилиновая ворона»

Не бегайте, не прыгайте

И даже не играйте

Там, где машины мчатся.

Где ходят поезда.

Идущему вы транспорту

Путь не перебегайте,

Ведь транспорт - это транспорт

И может сбить тебя!

Вы, мои долгожители,

В блокнотик запишите-ка

О правилах движения

И помните всегда!

Данный видеоматериал посвящается новой рубрике «Дорога детства». В данной рубрике будут раскрываться вопросы по ПДД для детей, ПДД для подростков, ПДД для школьников. Приятного просмотра наши юные друзья и хороших вам знаний по правилам дорожного движения.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО

Правила дорожного движения обязаны знать все его участники – водители и пешеходы, взрослые и дети. Незнание этих правил не освобождает нас от обязанности их придерживаться, в противном случае может случиться беда.

Обязанностью родителей является ознакомление своего ребенка с основами правил движения, в особенности с правами и обязанностями пешеходов. Расскажите ребенку о правилах поведения детей на улице, о том, какие ситуации могут случаться на дороге, для чего нужны дорожные знаки и светофор. Чем раньше ваше чадо усвоит, что перебегать дорогу в неположенном месте нельзя, тем лучше.

В начальной и средней школе основная роль в обучении детей правилам ПДД переходит к педагогам, для чего проводятся специальные уроки. Эти практические занятия могут включать в себя следующие действия:

  • изучение и усвоение теории ПДД, изложенной простым, доступным для школьников языком (например, в стихотворной форме) либо показ обучающих мультфильмов;
  • изучение знаков дорожного движения, основных действий регулировщика, дорожной разметки;
  • проведение викторин, конкурсов, ролевых игр, турниров знатоков на тему безопасности на дороге для детей;
  • создание кружков «Юных инспекторов дорожного движения»;
  • обучение детей правам и обязанностям не только пешеходов, но также и велосипедистов;
  • доходчивые объяснения об опасности неправильного поведения на дороге с приведением статистики несчастных случаев с участием детей.

Цель этих занятий – чтобы все ученики хорошо ориентировались на дороге, понимали принципы движения автомобилей и знали свои действия в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти с каждым.

Ниже для примера представлены основные правила движения пешеходов, которые являются основой обучения детей правилам дорожного движения. Эти вещи должен знать назубок любой школьник!

  1. По тротуарам нужно ходить, держась правой стороны. Машины тоже едут только по своей полосе – справа.
  2. Переходи улицу только на зеленый свет светофора или по пешеходному переходу.
  3. Переходя дорогу, убедись, что нет опасности в виде быстро приближающихся машин.
  4. Выйдя из автобуса, не спеши обходить его: подожди, пока он отъедет от остановки.
  5. Пересекая широкую улицу, посмотри сначала налево, и, если машин нет, можешь переходить. Затем остановись, посмотри направо и только тогда перейди дорогу.
  6. Не выбегай на проезжую часть, не посмотрев, есть ли поблизости движущиеся автомобили.

Игры на знание ПДД

Также можно поиграть с ребятами в игру «Запрещается – разрешается». Учитель зачитывает действие, а ученики должны ответить, можно так делать или нельзя, а еще лучше – поднять карточку с нужным цветом (зеленым или красным). Вот примеры подобных действий:

  • переходить дорогу на желтый сигнал светофора;
  • кататься на роликах по проезжей части;
  • переходить дорогу по пешеходному переходу;
  • обходить стоящий автобус спереди (сзади);
  • переходить через дорогу, если рядом оборудован подземный переход;
  • выбегать на дорогу за мячом, если движущийся автомобиль уже близко (еще далеко).

Замечательным методом закрепления полученной информации являются игры. Для школьников 7-10 лет можно использовать подручные материалы в виде машинок, солдатиков, нарисованных знаков дорожного движения. Пусть каждый ученик покажет, как правильно пройти перекресток, что нужно делать в случае, если светофор не работает и т.п. Хорошим вариантом обучения является выполнение рисунка «Мой путь в школу», на котором ребенок должен изобразить простой план местности с дорогами, которые он пересекает ежедневно.

Для обучения ребят постарше подойдут тесты на знание ПДД, которые предлагают сайты ГАИ. Отличной мотивацией будет знание теории, которая пригодится, чтобы сдать экзамен на право управления автомобилем.

Если перед Вами стоит задача организации тематического занятия или НОД по изучению правил дорожного движения, обратитесь к положительному опыту коллег, изложенному в публикациях данного раздела.

Здесь можно найти планы проведения и готовые конспекты успешно проведённых занятий, в которых содержится немало ценных идей и удачных педагогических находок. В ходе образовательной деятельности, используя формат беседы и викторины, дополняйте и закрепляйте знания детей об основных дорожных знаках, сигналах светофора, правилах перехода проезжей части и поведения на улицах. Развивайте умение решать проблемные ситуации, в которых могут оказаться пешеходы или пассажиры. Обогащайте активный словарный запас детей, совершенствуйте их диалогическую речь.

Проведите великолепное занятие по ПДД вместе с нами!

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 6471 .
Все разделы | ПДД, светофор, дорожное движение. Конспекты занятий, НОД

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «В гостях у Светофорика» для детей 3–4 лет Тема : В гостях у Светофорика Цель : Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. Программные задачи : Образовательные : Закрепить понятие светофор , закрепить знание сигналов светофора : красного, жёлтого и зеленого цвета “глаз” светофора . Развивающие : Развивать...

Конспект показательного занятия «По правилам дорожного движения» Для детей 3-4 летнего возраста. Программное содержание : Продолжать расширять знания о предметах ближайшего окружения. Продолжать узнавать транспортные средства - грузовая машина. Назвать часть : кабина, руль, кузов, колеса. Словарная работа : грузовая машина, кузов, руль, колеса....

ПДД, светофор, дорожное движение. Конспекты занятий, НОД - Конспект непосредственно образовательной деятельности «Жители страны светофории»

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности «Жители страны...» Цель: -Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте; -Продолжать учить складывать из частей целое, различать дорожные знаки («Подземный пешеходный переход», «Осторожно дети», «Пешеходный переход», «Дорожные работы» и др, знать их...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект интегрированного занятия «Весна идет. Весне дорогу» в старшей группе ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна идет. Весне дорогу!» Задачи: Познакомить детей с признаками весны; развивать чувство единства, сплоченности; научить детей внимательно слушать команды педагога, действовать в соответствии...

Ход занятия 1. Вход детей, расстановка полукругом Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, и наши уважаемые гости. Ребята, я инспектор по пдс сегодня я хочу пригласить вас в необычную школу: «Школу пешеходных наук». Давайте представим, что мы с вами гуляем по этой необычной стране....

Конспект занятия во второй младшей группе «Наш помощник - светофор!» Конспект занятия во второй младшей группе «Наш помощник - светофор!» Цели: 1. Образовательные: формирование речевых навыков детей в процессе дидактической игры. Ознакомление детей со светофором и его сигналами, закрепление знаний о правилах поведения на дороге. Расширение...

ПДД, светофор, дорожное движение. Конспекты занятий, НОД - Конспект интегрированного занятия-викторины по ПДД «Безопасное поведение детей на дорогах» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия-викторины по ПДД в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на дорогах» Цель: Обобщение и закрепление практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта. ...

Конспект занятия по ПДД в детском саду (средняя группа) Конспект занятия в средней группе. Цель: Повышение мотивации к изучению ПДД посредством использования ИКТ Задачи образовательные: Продолжать знакомить с понятиями улица, дорога, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта и элементарными правилами поведения на...

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Правила дорожного движения для пешеходов

НЮАНСЫ и ДОПОЛНЕНИЯ

Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины дороги — направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. Чем раньше, тем лучше.
Усваивать каждое из этих семи правил надо отдельно. Только когда ребенок научится выполнять их совершенно осознанно, можно разрешить ему самостоятельно переходить улицу. Но учтите, что обычно дети до семи лет еще не могут оценить скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен переходить улицу, только держась за руку взрослого.

Правило первое.
Выберите безопасное место для перехода.
Если вблизи нет пешеходного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь.
Правило второе.
Перед переходом обязательно остановитесь, прежде чем ступить на проезжую часть, и внимательно осмотрите дорогу. Стоять нужно у края тротуара, немного отступив от бордюра — так, чтобы видеть приближение машин.
Правило третье.
Осмотритесь и прислушайтесь. Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна.
Правило четвёртое.
Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей.
Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в «ловушку».
Правило пятое.
Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности,
не спеша, переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом.
Правило шестое.
Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой,
чтобы вовремя заметить изменение обстановки.
Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо — повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.
Правило седьмое.
Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжающие водители.

Правила дорожного движения для велосипедистов

Управлять велосипедом, при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.

Велосипеды, мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Колонны велосипедистов должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

(По материалам газеты Добрая Дорога Детства)

Как правильно разъяснить правила дорожного движения для детей, чтобы они не только их поняли и запомнили, но и ежедневно и без напоминаний соблюдали?

А насколько целесообразно говорить о важности правил дорожного движения для детей, сама за себя говорит статистика несчастных случаев.

По данным ГИБДД, в России смертность детей в автомобильных ДТП превышает смертность в результате пожаров и наводнений, авиа и железнодорожных катастроф. Даже по причине болезней дети умирают реже, чем от несчастных случаев на дороге.

Такая статистика должна заставить взрослых серьезно задуматься о том, как уберечь своего ребенка от трагедии.

Ошибки родителей, объясняющих правила дорожного движения детям

Часто случается, что многие родители, даже те, кто имеет водительские права, не могут правильно донести до ребенка элементарные знания о поведении на проезжей части и возле нее, на остановках и в транспорте. Ограничиваясь фразами «Стой, там дорога», «Иди со мной за руку» и «Нельзя», они воспитывают безграмотного пешехода. А дальше вся надежда на детский сад и школу, мол, там научат.

Процесс понимания и усвоения правил дорожного движения является очень сложным и долгим процессом, который должен состоять не только из объяснений мамы и папы «Как можно» и «Как нельзя». Правила дорожного движения для детей должны стать важным звеном воспитания в каждой семье.

Когда и как начинать объяснять ПДД детям?

Обучать детей столь важным правилам можно и нужно уже с полутора лет. Обычно начинают уделять этому большое внимание, когда малыш может самостоятельно передвигаться. Конечно, в этом возрасте ребенок не сможет еще запомнить, куда нужно посмотреть, переходя улицу и на какой свет следует остановиться. Это не значит, что учить не надо.

Рассказывайте детям о правилах дорожного движения, опираясь на следующие рекомендации:

  1. Вместе с детьми рассматривайте картинки с различными видами транспорта, учите называть их, показывать, узнавать на улице. Важно знать и различать звуки различных транспортных средств, уметь произносить их.
  2. Хорошими помощниками в обучении станут книги с историями и рассказами о дороге, транспорте, а так же мультфильмы на эти темы.
  3. С малышами 2-х лет уже можно поиграть в простые игры, моделирующие ситуации на дороге. Так, например, дети с удовольствием запомнят цвета светофора и как действовать, когда горит какой-нибудь свет. Для этого, взрослые могут показывать ребенку кружки красного, желтого или зеленого цветов и совмещать их с движениями (стоять не двигаясь, хлопать в ладоши или идти).
  4. С ребенком от 3-х лет полезно будет рисовать, например, дорогу от дома до магазина или садика, читать и разучивать простенькие стишки о правилах дорожного движения для детей, разгадывать загадки, рассматривать дорожные знаки на улице и специальные игрушечные дорожные знаки для детей дома.
  5. Необходимо развивать у малышей представления о пространстве и скорости движения. В этом помогут упражнения на определение удаленности объекта. Выберите для ребенка любой предмет или объект в поле видимости и попросите его описать словами далеко или близко, спереди или сзади, справа или слева. Учите ребенка определять, быстро или медленно он идет (едет машина).

Что должны содержать ПДД для детей?

Уже к трем годам ребенок должен знать и понимать следующие понятия:

  • Дорога, проезжая часть
  • Тротуар, обочина
  • Перекресток
  • Переход (пешеходный, подземный, наземный)
  • Пешеход
  • Водитель
  • Транспортное средство (автомобиль, велосипед, автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл, мопед и др.)
  • Светофор
  • Дорожный знак
  • Остановка

В дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо формировать у детей знания об основных правилах дорожного движения. Эти знания условно можно разделить на четыре группы.

  1. Правила перехода через проезжую часть

  • Переходи улицу по переходу (пешеходному, подземному, надземному).
  • Если на пешеходном переходе есть светофор для пешеходов, переходи, когда на нем загорится зеленый свет.
  • Если светофора для пешеходов нет, переходи, когда все машины остановятся (для них на светофоре загорится красный свет).
  • Если специального перехода нет, посмотри сначала направо, затем налево и если нет машин – переходи.
  • Никогда не перебегай дорогу. Иди быстро и спокойно.
  • Не разговаривай во время перехода через дорогу, будь внимателен.

Взрослым необходимо запомнить самое главное правило. Ни одно правило дорожного движения для малышей не будет иметь никакого смысла, если вы сами не будете их придерживаться или начнете нарушать. Лишь показывая правильный пример, вы сможете обеспечить безопасность дорожного движения для детей.

Мультфильм про правила дорожного движения для детей

Загрузка...