ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»
1.«Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).
Это чья шапка? - Моя.
Это чьи перчатки? - Мои.
Это чей шарф? - Мой.
Это чье пальто? - Мое.
2.«Мой, моя, моё»
Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:
моя - шапка...;
мой - шарф...;
мои - сапоги... .
3. «Один - много» (употребление множественного числа существительных):
перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;
4. «Подбери признак».
Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .
Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .
Шарф (какой?) - ....
Пальто (какое?) - .
5. «Найди лишний предмет»
Перед вами на картинке разная одежда, но один предмет - не одежда. Накройте этот лишний предмет ладонью. Что вы накрыли? Почему? Чайник (мячик) - не одежда.
6. «Подскажи словечко».
Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.
Пошли звери на базар
Посмотреть новый товар.
Поросёнок в шубке,
А собачка в …(юбке).
Кот в жакете,
Мышка в…(берете).
Кошечка в сережках,
Корова в… (сапожках).
Барашек в кафтане,
Коза в … (сарафане)
7. «Подбери обувь для каждого времени года»
8. «Снежный ком»
Игра проводится с мячом.
Дети передают друг другу по очереди мяч, называя при этом предмет одежды. Каждый последующий игрок повторяет названные предыдущими участниками слова, добавляя своё новое слово.
Например:
1) Шапка.
2) Шапка, платье.
3) Шапка, платье, брюки и т.д.
9. «Украсим костюм клоуну»
10. «Я знаю 5 названий одежды/обуви»
Для игры необходим хорошо отскакивающий от земли мячик среднего размера, чтобы удобно было попадать по нему ладошкой.
Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.
Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю (на манер ведения мяча в баскетболе)или подбрасывать мяч вверх, приговаривая:
Я знаю пять названий одежды. платье -раз, брюки - два, пальто - три, перчатки - четыре, майка - пять.
Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.
11. Эстафета «Собери куклу на прогулку»
Для этой игры необходимо разделить участников на 2 (или более) команды. Для каждой команды подготовить куклу и одежду. Участники по очереди подбегают к кукле, надевают на нее 1 предмет одежды и возвращаются к своей команде. Побеждает команда, чья кукла будет одета первой.
После завершения эстафеты можно предложить командам рассказать во что одета их кукла.
12. . Малоподвижная игра «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать !»
На игровой площадке обозначается круг.
Ведущий произносит слова: «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать
Тем, у кого….(белые носочки, обувь на липучке, есть карманы.)
Участник, у которого на одежде есть названные признаки бежит в круг.
13. Хоровод.
Дети водят хоровод, взрослый говорит:
«По дорожке Маша шла,
Маша тапочек нашла.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела, захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
- На, надень и попляши».
Обувь передается тому, чье имя названо.
14. «Найди отличия»
15. Пальчиковая игра «Жили-были в домике»
Жили-были в домике (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Маленькие гномики:
Токи, пики, лики,
Чики, микки. (Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибаем пальчики)
Стали гномики стирать (Тереть кулачками друг о друга)
Токи- рубашки,
Загибаем пальчики (по пальчику на каждую строчку),начиная с больших на обеих руках одновременно.
Пики- платочки,
Лики-штанишки,
Чики- носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Расширить знания детей об одежде, её функциях
Обогатить словарный запас детей по теме
Учить классифицировать одежду по заданному признаку (мужская - женская, летняя - зимняя)
Развивиать мышление, внимание, память, мелкую моторику
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Одежда»
Цели:
Расширить знания детей об одежде.
Обогатить словарь детей по теме.
Учить детей классифицировать одежду по заданному признаку (зимняя или летняя, женская или мужская).
Закрепить понятия о цвете, величине, форме, количестве.
Развивать мышление, внимание, мелкую моторику.
Оборудование:
Вырезанные картинки с изображением различной одежды.
(для удобства и прочности у нас они заламинированы скотчем)
, коробка
с прищепками, изображения мальчика и девочки, картонные полоски разных цветов (синий, желтый, розовый, красный, зеленый)
.
Ход игры:
1 вариант «Назови одежду и ее детали»
Воспитатель предлагает выбрать по одному элементу одежды из коробки и назвать детали (воротник, карман, капюшон, пуговицы и т.п.)
2 вариант «Одежда для мальчика и девочки»
Мама выстирала одежду сыну и дочери и попросила их аккуратно повесить свою одежду сушиться с помощью прищепок. Покажите сына, дочь. Одежду девочки нужно повесить на розовые полоски, одежду мальчика – на синие. Помогите детям правильно развесить одежду.
3 вариант «Сезонная одежда»
Давайте с помощью прищепок закрепим на цветные полоски одежду, которую можно носить летом (зимой, весной, осенью).
На синюю полоску прикрепите зимнюю одежду, на красную – летнюю, на желтую – осеннюю, а на зелёную – весеннюю. На каждую полоску от одного до трех элементов одежды. Сколько получилось на твоей полоске одежды? Для кого эта одежда – для мальчика или девочки? Какого цвета?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с.)
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым...
Цель игры:Создать условия для контактов с детьми и друг с другом, наладить эмоциональные связи, формирование понятий большой – маленький, различие геометрических фигур,развитие слуха, вкусовых каче...
Цель: упражнять детей в сплочённости и слаженности коллективных действий, в , .
Игровые правила: ладони удерживать ровно, не хватать одежду, дотрагиваться нежно, ласково т.к. стиральная машина работает в «щадящем режиме». Предметы одежды для стирки называются ребёнком, стоящим внутри круга («стиральной машины»).
Игровые действия: дети, изображающие стиральную машину, дотрагиваются ладонями до названного предмета одежды на другом ребёнке. Ребёнок в середине круга кружится, подставляя к ладоням детей названный для стирки предмет одежды.
Ход игры
Педагог предлагает детям стать в тесный круг, прижавшись плечами друг к другу, выставить перед собой ладони. Один из играющих становится внутри круга.
Педагог: «Наша новая стиральная машина справляется с трудной задачей - стирает, сушит и гладит одежду прямо на человеке!»
Постирайте мне, пожалуйста, жилетку!
Дети ладонями дотрагиваются до жилетки, двигают руки вверх-вниз.
Посушите мою жилетку!
Дети убирают от жилетки руки, прижимают ладони к своей груди и нежно дуют на жилетку товарища.
А сейчас мою жилетку надо выгладить!
Дети вновь прижимают ладони к жилетке товарища и не торопясь гладят её ладонями вверх-вниз.
Спасибо, теперь моя жилетка, как новенькая!
Дети меняются, следующий ребёнок просит друзей постирать на нем рубашку (юбку, брюки, колготы, гольфы и т.п.)
Игра «Светофор»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, уточнять , материалов, из которых сделаны предметы одежды.
Игровые правила: ребёнок в роли «светофор» разрешает перейти «перекрёсток» только тех детей, которые нашли в своей одежде (или в одежде друга) и показали названный признак, предмет, деталь.
Игровые действия: ведущий, играющий роль «светофора» называет деталь того или иного предмета одежды, из какого материала изготовлена, аксессуаров (можно называть материал, или другой признак - например, цвет). Игроки дотрагиваются до названного предмета и переходят через «перекрёсток».
Материал: полоса (верёвка), изображающая перекрёсток.
Ход игры
Ведущий в роли «светофора» становится на перекрёстке и объявляет: - Через перекрёсток пройдёт тот, у кого есть карман!
Играющие стоят на одной из сторон импровизированной «дороги», двигаются через перекрёсток, прикасаясь и показывая «светофору» названную им часть одежды.
Ребёнок в роли «светофора» должен следить, у всех ли имеется карман, правильно ли ему показывают деталь и тогда пропускает через перекрёсток.
Если у кого-то из детей в одежде нет кармана, он может дотронуться до кармана своего друга и тоже перейти на другую сторону дороги.
Затем «светофор» называет новое задание:
Через перекрёсток пройдёт тот, у кого есть… носовой платок!
Так же можно называть: красный цвет в одежде, пояс, манжеты, воротник, сандалии, шорты, юбка, платье, одежда из шерсти, одежда из хлопка, пуговица, застёжка-«молния», шнурки и т.д.
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: уточнять представления детей о разнообразии материалов, из которых , обуви, головных уборов.
Игровые правила: называть признаки материалов, не повторяясь; придумывать необычные сочетания материалов, новые свойства, возможности предметов одежды, обуви, головных уборов
Игровые действия: находить в альбоме заданный образец материала, называть его, перечислять свойства этого материала и особенности изделия из него.
Материал: альбом с лоскутками различных материалов, ящик для посылки
Ход игры
Педагог рассказывает, что Золушка любит шить различные наряды для жителей сказочного королевства. У неё много разных материалов, но она уже затрудняется придумывать, из чего лучше сделать тот или иной наряд. Она прислал нам посылку с журналами моды и набором лоскутков тканей. Давайте ей поможем!
Например, педагог показывает картинку спортивного костюма: «Какой материал мы посоветуем ей выбрать для такого костюма? Для чего подойдёт такой костюм? Можно ли сделать спортивный костюм из другого материала? Чем такой костюм будет отличаться от предыдущего?» И т.д.
Педагог (кто-то из детей) схематично зарисовывает ответы детей: «цветок льна» приложить к картинке с изображением юбки, «коробочку хлопка» - к рубахе и т.д. Эти «схемы» педагог складывает в посылку для Золушки.
юлия умарова
Подвижные игры по лексическим темам в средней группе
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
(СРЕДНЯЯ ГРУППА )
Воспитатель : Умарова Ю. В.
СЕНТЯБРЬ
Тема : ТРАНСПОРТ
Подвижная игра «Самолёты»
Цель : учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту» , показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать» . Воспитатель говорит : «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук : «Р-р-р» . После сигнала воспитателя : «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Подвижная игра «Поезд»
Цель : учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.
Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга) . Первый – «паровоз» , остальные – «вагоны» . Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.
Тема : «МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ»
Подвижная игра :«Прокати мяч в ворота»
Цель : Воспитывать внимание, ловкость, быстроту реакции. Ход игры : Играющие становятся в 3-4 колонны и расставляют ноги на ширине плеч. Руки кладут за спину. По команде «Кати» задние катят мяч между ногами вперед. Передние, получив мяч, бегут назад и становятся последними в конце колонны. Выигрывает та колонна , которая удачно прокатила мяч.
Малоподвижная игра : «Найдем зайчонка»
Цель : Отдых после физической нагрузки.
Ход игры : Игроки закрывают глаза, а педагог в это время на площадке прячет зайчика. По сигналу дети открывают глаза, спокойно ходят по площадке и ищут зайчика. Тот, кто нашел, поднимает его вверх, игра повторяется снова.
Тема : «ОСЕНЬ, ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ!»
Подвижная игра «Осень в гости к нам пришла и с собою принесла»
Цель : развивать внимание, память, учить ориентированию в пространстве, учить применять новые знания на практике, развивать творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.
Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении, так и на игровой площадке на участке. Перед игрой детям объяснить правила игры . Дети свободно двигаются по пространству (группе , участку) и слушают команды. По команде выполняют движения. Перед игрой педагог демонстрирует движения на каждую команду. Можно отрабатывать две команды в начале игры и постепенно вводить другие команды, усложняя игру.
Команды :
«Листочки» - присесть на корточки, имитировать падение листьев руками и опустить ладошки на пол (землю) .
«Ветер» - не быстро бегают по комнате или участку в свободном направлении.
«Деревья» - стоя прямо, вытянуть руки вверх, наклоны влево и вправо
«Солнышко» - стоя прямо руки и ноги на ширине плеч (изобразить лучики солнца, как вариант могут быть прыжки с движениями рук и ног.
«Грибок» - дети присаживаются на корточки и делают руками «шляпку гриба» над головой.
«Дождик» - имитация капель дождя пальцем по ладошке (если игра в помещении, педагог изображает «зонтик» , все бегут к педагогу и обнимаются (если игра на площадке) .
Подвижная игра :«Осенний хоровод»
Осенний хоровод поможет детям запомнить форму листьев разных деревьев и научит действовать согласованно. В середине круга находятся листья трех – четырех видов деревьев. Количество каждого вида листьев соответствует количеству детей. Дети водят хоровод вокруг листьев. Взрослый произносит : «Раз, два, три, листик березы скорей бери!» Дети подбегают к листьям, находят листья березы и поднимают их вверх, затем складывают отдельно на землю. Хоровод продолжается до тех пор, пока листья в круге не закончатся.
Тема : «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД»
Подвижная игра : «Любимый город» .
Цель : развивать физические (ловкость) и волевые (выдержку, настойчивость) качества; эмоциональную сферу ребенка, внимание
Участники игры размещаются в одном «городе» . В центе ловишка. Цель перебежать в другой город не заморозившись. Кто перебежал в любимый город не заморозившись, тот и выиграл.
Тема : «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА»
Подвижная игра : «Я садовником родился» .
С помощью считалочки выбирается водящий, он становится «садовником» .
Остальные игроки становятся «цветами» растущими на «грядке» .
Каждый ребенок выбирает себе название цветка, свое новое имя, и сообщает всем остальным.
– Я садовником родился,
не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели,
кроме "гвоздики"
(называет любой цветок из присутсвующих на грядке)
«Гвоздика» тут же должна отозваться :
– Что с тобой?
– Влюблена
– В кого?
– В гиацинт! (тут игроку важно вспомнить какие еще цветы есть на грядке рядом с ним) .
Гиацинт тут же должен отозваться.
Влюбляться можно и в садовника, но только не сразу после того как он назвал цветок.
То есть цепочки садовник-гвоздика-садовник быть не может.
Должно быть хотя бы садовник-гвоздика-гиацинт-садовник.
Если игрок не отозвался на имя своего цветка или не смог придумать в кого он «влюблен» , он становится садовником и игра начинается сначала.
Эстафета : «Отнесем овощи во двор»
Дети делятся на две команды. Бег по извилистой дорожке между кеглями, прыжки через канавку, взять муляж овоща и принести в чашку.
Подвижная игра «Овощи и фрукты» Группа делится на две равных по количеству детей подгруппы , выстраиваются в колонны. На противоположной стороне зала находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд : одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в лукошки. Один игрок может принести в своё лукошко только один предмет. В конце игры подсчитывается только количество правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко. Подведение итогов , н
Подвижная игра «Собираем урожай»
Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками.
Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Оборудование : корзинки, маленькие мячи двух цветов.
Описание. На расстоянии 2 м. от детей стоят корзинки, рядом с детьми лежат маленькие мячи двух цветов. Воспитатель объясняет детям, что они – зайцы, а мячи – это овощи, которые нужно собрать в корзинки.
Соберут зайчата ловко
С грядок сочную морковку
И хрустящую капусту.
В огороде будет пусто.
По очереди дети бросают мячи «овощи» в корзинку : левой рукой – «морковку» , а правой – «капусту» .
Тема : «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Описание : Дети рассаживаются вдоль стены на стульчики. Их назначают «автомобилями» . Каждому раздаются флажки разных цветов. Воспитатель встает перед детьми и держит в руке по одному флажку тех же цветов, что и у детей. Воспитатель поднимает вверх любой флажок, например, красный. Это сигнал для «автомобилей» , что пора выезжать из своих «гаражей» . Дети, у кого красный флажок встают и ходят по комнате, при этом гудят, изображая автомобиль. Воспитатель опускает флажок. «Автомобили» сразу же останавливаются и не двигаются с места. Звучит команда «пора домой» . «Автомобили» разъезжаются каждый на свое место. Воспитатель опять поднимает флажок, но уже другого цвета и игра продолжается – выезжают другие «автомобили» . В эту игру можно играть не более 6 минут!
Подвижная игра «К своим знакам»
Подготовка к игре :
Играющие делятся на группы по 5–7 человек , берутся за руки, образуя круги.
Атрибуты :
Набор дорожных знаков;
Магнитофон.
Правила игры :
В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.
Тема : «ТРУД ВЗРОСЛЫХ»
Подвижная игра : «Повар и котята» .
Цель : развивать ловкость, быстроту, внимание.
По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски» . Повар разгуливает вокруг обруча – «кухни» . Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст :
Плачут киски в коридоре,
У котят большое горе :
Хитрый повар бедным кискам
Не дает схватить сосиски.
С последним словом «котята» забегают на «кухню» , стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры . Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.
Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.
Подвижная игра «Рыбалка»
Задачи : Учить детей сохранять равновесие во время бега, изменяя направление и темп, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве. Учить внимательно слушать текст игры и действовать в соответствии с ним.
Материал : пластмассовой обруч, обшитый марлей (по типу сачка, шапочки-рыбки.
Ход игры:
На стульчике с обручем-неводом сидит воспитатель и говорит :
Я рыбак на берегу
Рыбку я сижу ловлю
Вот поймаю карася,
Окунька и пескаря!
Ну-ка, рыбья детвора,
Разбегайся кто куда!
Я свой невод запущу
И рыбешек захвачу!
После этих слов воспитатель ловит неводом-обручем «деток-рыбок» . Повторять можно несколько раз в зависимости от активности детей.
В конце воспитатель говорит :
Свой улов возьму с собой
И пойду скорей домой!
Тема : «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» .
Подвижная игра «Радуга» .
Ход игры : Считалкой выбирается Радуга, он становится лицом к играющим, расставив руки в стороны (в течение всей игры он остается на своем месте) . Радуга называет какой-либо цвет. Игроки находят этот цвет в одежде у себя или у кого-нибудь из соседей (можно держаться за одежду других) и, касаясь этого цвета, спокойно проходить под Радугой (под его руками) . Если у игрока нет нужного цвета и нет возможности коснуться названного цвета, он должен быстро пробежать под Радугой. Если Радуга осалил игрока, то он становится новой Радугой и игра продолжается.
(вариант 1) Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами : "Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем "скок, скок, скок" {эти слова произносит один человек, отгадай чей голосок". Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал "скок, скок, скок". Если это ему удается, он и говорящий меняются местами.
(вариант 2)
Описание : Дети сидят в кругу. Один ребенок встает или садится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель не называя имени ребенка, показывает рукой на кого - либо из детей, которые сидят за спиной. Тот, на кого указали, встает и громко называет имя ребенка, который сидит в середине круга. Если ребенок угадал, кто его позвал, он открывает глаза, и они меняются местами с тем, кто назвал его имя. Если не отгадал воспитатель предлагает ему не раскрывать глаза, а еще раз послушать, кто его имя называет. Игра повторяется 2 - 3 раза.
Тема : «МЫ РАЗНЫЕ - МЫ ВМЕСТЕ»
Подвижная игра : «У медведя во бору» .
Задачи : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.
Описание : На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит : «Идите гулять!» . Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят : «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит» . Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.
Правила :
Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!» .
Медведь не может ловить детей за линией дома.
Варианты : Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.
Подвижная игра : «Найди себе пару»
Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Описание : Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!» , дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят : «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!» .
Правила :
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Варианты : Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
Тема : «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» .
Подвижная игра : «Лохматый пес»
Выбирается пес на голову одевается шапочка, садится на корточки. Дети двигаются к нему с противоположного конца зала :
Вот лежит лохматый пес
В лапы свой уткнувши нос
Тихо, мирно он лежит
Не то дремлет, не то спит,
Подойдем к нему разбудим!
И посмотрим что же будет?
После последних слов дети разбегаются а пес старается их поймать.
Подвижная игра : «Кот Васька»
Выбирается кот. Он садится в центр, а дети водят вокруг него хоровод со словами :
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот
Тише мыши, не шумите
Кота – Ваську не будите
А не-то проснется кот
И разгонит хоровод.
Тема : «ОДЕЖДА И ОБУВЬ»
Эстафета : «Найди пару» .
Дети делятся на две команды. У каждого ребенка в руках обувь. В противоположном конце зала вторая пара обуви. Задача найти вторую пару. Чья команда быстрее.
Подвижная игра «Найди свои штаны» !
Цель : развивать ловкость, внимание, умение быстро реагировать на сигнал, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Каждый игрок выбирает себе домик – обруч с лежащей в нём любой ОДЕЖДОЙ. По сигналу воспитателя : «Идём гулять!» ребята выходят из своих домиков и гуляют. Воспитатель тем временем меняет ОДЕЖДУ местами. На сигнал «Найди свои штаны!» дети находят свой домик. Поощрить тех ребят, которые нашли свой домик первыми.
Тема : «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Подвижная игра : «Замри»
Звучит музыка, дети выполняют разные прыжки по залу, воспитатель выключает музыку и показывает карточки с изображением разных поз человека. Дети должны изобразить эту позу. Сделавший не правильно, выбывает из игры .
Подвижная игра «Ищи свой дом»
Цель :*Развивать быстроту реакции.
Закреплять знание алфавита или геометрические формы.
Координация речи с движением.
Развитие творческого воображения.
Нарисовать четыре домика. На каждом буква или геометрические фигуры разного цвета по количеству игроков. Например : 1домик-4треугольника-красный, синий, желтый, зеленый; 2домик-4круга-красный, синий, желтый, зеленый и т. д. Ведущий делит детей на четыре команды. Детям каждой команды называет слова, начинающиеся с букв, которые нарисованы на домиках или фигуры разного цвета.
Дети идут по кругу :
Я иду, иду по кругу,
Дом ищу себе и другу.
Быстро, быстро я иду,
Домик наш сейчас найду.
По команде ведущего :- "Домой" дети бегут к своим домикам. Кто прибежал первым, занимает домик. Остальные возвращаются в круг.
Снова идут по кругу. По команде "Домой" бегут к домикам. Первый подбежавший говорит :- "Тук-тук". Его спрашивают :-"Кто пришел?" Он называет себя и его пускают в дом.
Игра продолжается до тех пор, пока все жильцы не займут свои дома.
Желевская Оксана Николаевна
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
- проверить знания, умения и навыки детей по теме;
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.
Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»
Цель:
упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви
Картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.
Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.
- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.
Игра «Подбери признак»
Цель:
упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры:
Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды,
например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Назови ласково»
Цель:
упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры:
Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково,
например,
- У мамы платье, а у Тани …
платьице
.
- У мамы туфли, а у Тани …
туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани …
брючки.
- У мамы куртка, а у Тани …
курточка
.
Игра «Что из чего?»
Цель:
упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры:
Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка
(какое?)
– шёлковое.
- Кофта из шерсти
(какая?)
– шерстяная.
- Сапоги из кожи
(какие?)
– кожаные.
- Сапоги из резины
(какие?)
– резиновые.
- Пальто из драпа
(какое?)
– драповое.
- Брюки из вельвета
(какие?)
– вельветовые.
Игра «Один - много»
Цель:
формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры:
Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много,
например,
- У мамы одно платье, а у Тани
много платьев
.
- У мамы одна юбка, а у Тани
много юбок...
Игра «Два – две»»
Цель:
упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель:
упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры:
Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.
Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.
Игра «Скажи наоборот»
Цель:
упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры.
Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – …
грязные ботинки;
Новые сапоги – …
старые сапоги;
Широкая юбка – …
узкая юбка;
Длинное пальто – …
короткое пальто;
Белый пиджак – …
черный пиджак.
Игра «Разложи по полочкам»
Цель:
упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры.
Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….
Игра «Мой, моя, моё»
Цель:
упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры:
Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой
(что?)
– свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя
(что?)
– куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои
(что?)
– сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё
(что?)
– платье, пальто…
Игра «Четвёртый лишний»
Цель:
активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры.
Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.
Желаю успеха!