Портал для мам - Дом ответов

Таджикская свадьба. Сценарий, обычаи и традиции таджиков. Свадьба и свадебное застолье у таджиков Что дарят на свадьбу в таджикистане

Таджикская свадьба традиционно отмечается с таким размахом, что это стало настоящей национальной проблемой. Даже президент обратился с речью к своему народу, призывая сократить расходы на проведение торжества, не брать огромные кредиты, которые гасятся десятилетиями. Прислушаются ли к нему? Время покажет.

А сейчас давайте поговорим, какие традиции требуют таких огромных средств, и как правильно организовать свадьбу по-таджикски.

Если соблюдать все традиции и ритуалы, то празднование займет не один день, и даже не одну неделю.

Сватовство и помолвка

Как и в большинстве таджикские родители сами находят избранников своим детям. Они решают это между собой, соглашаются устроить свадьбу и засылают сватов. А будущий жених может узнать об этом только спустя месяц после сватовства, в день помолвки.

Его мама под вечер идет в дом невесты и несет блюдо плова с лепешкой. Для нее устраивают торжественный ужин, на котором старейшинам рода и многочисленным гостям объявляют о помолвке. Это сопровождается молитвами и преломлением лепешки. Теперь молодые считаются официальными женихом и невестой.

Тахта пас кунон - вручение калыма

Таджикская свадьба традиционно не обходится без вручения калыма родителям будущей жены. Как бы ни был беден жених, он обязательно должен предъявить драгоценные подарки, и только после этого назначается день будущего бракосочетания, чаще всего - на осень.

Перед таджикской невестой редко стоит вопрос, как правильно выбрать свадебное платье, потому что обряды предполагают традиционную одежду, пусть и не очень удобную. Более того, по традиции этот свадебный наряд молодая жена должна носить 40 дней после свадьбы.

Никох - обряд бракосочетания

Государственная не является обязательной, а вот без обряда «никох» таджикская свадьба обойтись не может.

В этот день с утра в семьях молодых угощают пловом все селенье. Праздничное застолье длится до самого вечера, а в это время жених и невеста готовятся к свадьбе - каждый в своем доме. Невесту наряжают в традиционную и она ожидает приезда жениха. На видном месте развешиваются все ее наряды и особые обереги: красный перец для защиты от злых духов, ложка для рождения дочки-хозяйки и нож для рождения храброго сына-воина.

Когда жених приезжает, к нему выходит невеста в окружении подружек, зовут муллу для проведения обряда бракосочетания. Он читает молодым особые строчки из Корана, молится, снимает с невесты поочередно семь платков, а жених каждый раз подтверждает свое согласие на брак. После этого молодожены выпивают воду из одного кубка, и теперь они официально считаются мужем и женой. Муж обязан защищать свою семью и обеспечивать ее, а жена должна во всем слушаться мужа.

Свадебное застолье

Таджикская свадьба продолжается застольем, которое длится три дня в доме невесты, и еще три дня в доме жениха. Тысяча гостей - это обычный размах для такого праздника. Если приглашено 200-300 человек, то свадьба по таджикским меркам считается весьма скромной.

Столы должны быть уставлены кушаньями так, чтобы пустого места не оставалось. Даже если гости не могут все съесть, и еда портится - это не важно. Таджики очень боятся осуждения со стороны соседей и знакомых, поэтому стараются показать гостям максимальную щедрость и роскошь.

Самое традиционное блюдо, без которого не проходит никакой праздник - это плов. Но подают его только в конце застолья, когда гости собираются уходить домой.

В роли тамады выступает байдерхан - пожилой уважаемый человек. Он должен уметь красиво и образно произносить тосты, предоставить слово всем гостям, подавать сигналы для проведения народных игр и танцев.

На третий день свадьбы байдерхан снимает с невесты чадру - это означает начало новой жизни для нее. После этого праздник перемещается в дом молодого мужа. На шестой день свадьбы родственники невесты приходят в дом жениха и проводят там ночь - так заканчивается длительный обряд.

Медовый месяц

Таджикская свадьба, как и любая другая, завершается Он длится тоже очень долго - сорок дней. Но молодые не едут в экзотические страны, а проводят это время в доме молодого мужа, под одной крышей с его родителями. Считается, что это помогает уберечь семью от первых ссор и проблем.

Если подсчитать общее время всех свадебных ритуалов, то они занимают почти два месяца. А в список финансовых затрат входят не только щедрые угощения многочисленных гостей, но и передача калыма, подарки невесте, дорогие свадебные наряды, оформление дома. Поэтому таджикская свадьба - более, чем серьезное мероприятие, разводы после которого происходят лишь в единичных случаях.

Таджикский народ бережно хранит и передает молодому поколению брачные обряды и ритуалы как часть культурного наследия предков. Современное бракосочетание включает в себя традиции, поддерживающиеся веками наряду теперешними атрибутами таджикской свадьбы

Зачастую невесту или жениха для любимого чада находят родители или старейшие уважаемые члены семьи. Иногда молодые только за месяц перед свадьбой могут узнать о выборе старших. Конечно, все больше становится пар, делающих самостоятельный выбор, но слово родителей и их благословение уважается по-прежнему.

На церемонии сватовства семьи знакомятся друг с другом, согласовывается день помолвки и размер непременного калыма. Следующим этапом свадьбы по таджикским обычаям является помолвка. Это уже более торжественный обряд, на который в дом невесты приносится множество красивых подносов “лайли”. Число их должно быть четным. На подносах разложены традиционные подарки, каждый из которых имеет свое символическое значение. На одном из подносов предназначенном для невесты, помимо туфлей, ткани на платье и других необходимых в девушке вещей, должен лежать белый платок - символ чистоты. На чаепитие зовутся соседи и родственники, чтобы сообщить радостную новость о том, что дочь отдают замуж. Почетный гость должен преломить лепешку и прочесть молитву для счастья молодых. Калым выплачивается в назначенный день отцу девушки, это тоже сопровождается различными ритуалами. Девушка, в свою очередь, складывает давно приготовленное приданое в два сундука. Шить приданое помогают все женщины семьи невесты, при этом читают молитвы, желают счастья молодым, поют и веселятся. По поверью это убережет молодую семью от сглаза и поможет благополучной и спокойной семейной жизни. Обязательный подарок молодой паре к таджикской свадьбе - вышитое покрывало сюзане. Каждый узор на нем имеет свой магический смысл.

В день свадьбы жених идет в дом невесты в чапане, расшитом золотой нитью, с ним друзья и родственники, а так же музыканты, играющие на народных музыкальных инструментах. Подруги выводят невесту в национальном наряде, держа над ее головой ковер. Молодую пару провожают за покрывало чимилик. Родители благословляют их, трижды обносят свечами и угощают медом, чтобы прогнать злых духов и пожелать сладкой и благополучной жизни новой семье.

Наступает время для мусульманского религиозного обряда никох. Это похоже на обручение. Мулла читает Коран и, снимая с невесты семь платков, семь раз спрашивает парня, согласен ли он женится на этой девушке. После этого молодые отпивают из чаши со святой водой, скрепляя свой союз.

Теперь можно отдать дань современным традициям и провести официальное бракосочетание. Наступает самый долгожданный праздничный вечер “туй арусидомод” , который раньше проводился в доме невесты, а теперь чаще в ресторане.

Национальный свадебный наряд таджикской девушки всегда очень красочен. Цвет и орнамент платья зависит от региона проживания. Например таджички с Памира наряжаются в платье и брюки традиционно красных и белых цветов и покрывают голову платком, чтобы уберечься от сглаза. Если раньше на таджикской свадьбе веселились только гости, а жених с невестой лишь скромно присутствовали на торжестве, то теперь все чаще молодожены наряжаются в современные костюмы и белые пышные платья, и радуются празднику вместе со всеми.

Главное событие в жизни таджикской семьи, к которому готовятся с рождения детей, хозяева праздника стремятся разделить с огромным количеством родственников, друзей, соседей, знакомых и сослуживцев. Восточный ресторан ‘Караван one"создаст для этого атмосферу роскошного праздника в азиатском стиле. Для большего количества гостей подойдет Банкет холл «Лефорт». До четырехсот человек гостей смогут вдоволь повеселиться в просторном, богато украшенном зале. Свадьба у таджиков - это когда в гостях все от семи до семидесяти, когда «танцуют все!», песни чередуются с тостами и поздравлениями, а на столе любимые, привычные с детства национальные яства. В большом банкетном зале для этого есть огромный танцпол, сцена для выступлений и большой выбор блюд восточной кухни. Хорошо обученный персонал поможет провести свадебное торжество с восточным радушием и вниманием к каждому гостю. С самого начала торжества и до самого конца всех собравшихся будет окутывать атмосфера гостеприимства, веселья, красоты и удовольствия.

Свадьба у таджиков всегда отмечалась в доме невесты.
Здесь накрывали на стол, развлекали и угощали гостей, именно сюда и приезжал жених невесты.
Он должен был остаться на 3 дня в доме невесты, лишь только потом…

Особенностью национальной свадьбы было то, что она всегда отмечалась только в доме невесты. Здесь накрывались столы, угощали гостей, сюда жених приезжал к невесте. На три дня он обязательно оставался в доме будущей жены. Только потом приезжали друзья жениха и забирали его и невесту к себе домой.

По традиции, молодожены первый год должны прожить в доме родителей супруга и лишь только потом могли переезжать в собственный.
Остановимся несколько подробнее на свадебном дне. В старину он делился на два этапа: утренний — в доме невесты и более поздний — вечернее празднество.

С утра жених вместе со своими друзьями и родственниками в сопровождении замечательных музыкантов приезжал в дом девушки, где их встречали и угощали. Уже наряженная невеста ожидала своего жениха в окружении своих подруг.
В доме невесты на видном месте были развешаны все ее наряды и «чимилик». Сбоку от него висели деревянная ложка, нож и острый красный перец. Нож символизировал храброго и смелого сына; ложка должна была «помочь» родиться дочке-хозяйке и перец оберегал молодую пару от сглаза. Привязывание «чимилик» доверялось только счастливой паре, которые прожили долгую совместную жизнь в первом браке.

Невеста выходила к гостям в сопровождении подруг, которые держали над ее головой красивый расшитый золотом ковер — символ счастливой «крыши» в браке. Невесту заводили в «чимилик». Туда же, в сопровождении танцующих друзей, в золотошвейном халате — «чапане» входил жених. Родители читали благословляющую молодых молитву, к которой присоединялись все присутствующие.
Вокруг «чимилик», где уже находились жених с невестой, три раза обводили зажженными свечами, чтобы отогнать злых духов. Молодой паре приносили мед. Жених должен был сам попробовать этот мед и дать своей рукой попробовать мед невесте, чтобы жизнь дальнейшая молодых была сладкой.

Молодым приносили зеркало, в которое ранее не смотрелись. В этом зеркале пара должна была взглянуть друг на друга. После этого жених мог надеть на руку невесты часы или браслет.
Наступало время самого важного свадебного обряда — «никох». Его традиционно проводил мулла, который ставил молодоженов в национальных одеждах перед собой и читал им особые строки из Корана.

Во время чтения мулла снимал с невесты 7 платков по очереди, а жених в то время, каждый раз подтверждал свое согласие на женитьбу. После этого, молодые выпивали заговоренную воду муллой из одного кубка, теперь это означало, что муж обязан защищать и обеспечивать свою жену и детей, а жена — во всем слушаться его.
Подготовка к «никоху» у супругов происходила тщательно. За неделю они проводили все вечера за молитвой и соблюдали пост. Жених обустраивал жилье, чтобы невеста было уютно в новом доме, а невеста в то время шила свадебные костюмы.

Национальный костюм невеста носила и после заключения брака в течение 40 дней. В современной свадебной традиции молодожены сразу после «никох» вместе с гостями и родственниками садятся в машину и едут для регистрации в загс. После состоявшейся официальной церемонии регистрации брака они устраивают небольшую прогулку, по окончании которой направляются на свадебное пиршество.

Свадебное застолье

Свадебное застолье на таджикских свадьбах длится три дня. Главным украшением стола является национальное блюдо таджиков — это свадебный плов. У таджиков, даже существует легенда, как однажды, приехал в гости к человек таджик. Приехал и остался. Уезжать он даже не собирался, чем только его не угощал хозяин! Но как только он угостил его пловом, отправился таджик домой.

Без таджикского плова не обходится ни один праздник у таджиков, для них — это целая песня. Плов подают у них традиционно и в конце свадебного застолья.
Ведет застолье пожилой человек, который выступает в роли тамады — «байдерхан». Он должен уметь красиво и образно говорить, предоставлять возможность поочередно высказаться всем гостям и родственникам, произнести напутственные слова; в нужный момент дать сигнал для танца, пения или зрелищной народной игры.

Самый популярный свадебный танец — танец орла. Под задорные звуки бубнов участники торжества поочередно исполняют этот танец на радость гостям и молодым. Не менее популярны шуточные народные танцы, сопровождаемые живой музыкой.

На свадьбе традиционно много поют. Песни выбираются напевные и лирические. Они как бы вплетаются в общий «сценарий» обряда, принося в торжество всеобщую радость. Особенно самобытны одноголосные лирические песни, сопровождаемые смычковыми музыкальными инструментами.
Уже на третий день, «байдерхан» должен снять с головы невесты чадру, только после этого у молодых начинается новая жизнь.

Одним из самых любимых и почитаемых в народе обычаев, конечно, является национальная свадьба . У разных народов она происходит по-разному, но сегодня хочется рассказать о том, как этот праздник отмечают у таджиков .

Свадьба - мероприятие серьезное , требующее много сил и вложений и обставляется она по особенному, с соблюдением всех правил и ритуалов.

Если быть в своем рассказе последовательным, то конечно нужно начинать со сватовства . Именно оно является у таджиков первой церемонией , связанной с браком . Здесь происходит официальное представление молодых, знакомство их семей, назначается день помолвки и оговаривается размер калыма.

Да-да, калым до сих пор непременный атрибут любой свадьбы . И не спешите осуждать кого-то за отсталость взглядов. По мне, так калым несет в себе больше положительных аспектов, чем отрицательных. Посудите сами, как новоиспеченный муж будет относиться к молодой жене, выложив за нее ну очень «кругленькую» сумму, если меньшую по стоимости машину, обихаживает каждый день? Конечно это шутка, но в ней, как вы понимаете, есть рациональное зерно.

Итак, помолвка .

У таджиков слово «помолвка » имеет три значения: «кабулдоран » («согласие обладать »), «ошхуракон » («угощение пловом ») и «оклик » («чистота , белизна »).

Руководствуясь именно последним термином, родители невесты приносят на торжество белую материю, гарантируя тем самым непорочность и чистоту своей дочери.

В состоятельных таджикских семьях принято устраивать дополнительный ритуал, называемый — «закрепление помолвки ». Конечно, это более масштабное и дорогостоящее событие, но ведь и свадьба делается не каждый день.

Это действо, как правило, проводится в доме невесты и обставляется с соблюдением многочисленных деталей.

Родственники со стороны жениха приносят в дом невесты красивые подносы - «лайли », обязательно в четном количестве, на которых разложены ритуальные подарки.

На первом лежат сдобные свадебные лепешки : «гуль-нон », «фатир », «кульча », которые имеют сакральное значение оберегов и пожелания молодым счастливой семейной жизни. Второй поднос доверху наполнен ингредиентами для свадебного плова (рис, мясо и тд.). Третий поднос самый «вкусный », туда обычно кладут всевозможные сладости, дабы жизнь у молодых была подобно меду. Четвертый же предназначается персонально для невесты, атрибуты для свадьбы, причем в их числе, обязательно должен быть белый платок, материя для платья и белые туфли.

Собственно после такого, свадебного торжества уже не избежать!

Основной особенностью таджикской свадьбы является то, что она всегда отмечается в доме невесты. Именно здесь накрываются столы, угощают гостей, сюда же приезжает и счастливый жених. Три дня он обязан провести в доме будущей жены. И только потом приезжают его друзья и забирают пару в дом родителей жениха.

Традиционно, молодожены первый год после свадьбы живут в доме родителей супруга, и лишь впоследствии могут переезжать в собственное жилье.

А теперь, собственно, о дне свадьбы.

Утром назначенного дня, жених в расшитом золотом национальном халате - чапане , с друзьями и родственниками, под звуки оркестра народных инструментов, приезжает в дом невесты, где их радушно встречают и щедро угощают. Молодая, тоже в национальном свадебном наряде ожидает жениха в окружении подруг.
В доме, на почетном месте развешиваются все ее наряды и «чимилик » (плотная занавеска в углу комнаты, призванная скрыть молодых во время отправления обрядов и таинств). Рядом с ним висит нож, деревянная ложка, и стручок острого красного перца. Нож символизирует сильного и смелого сына; ложка должна «помочь » родить дочку-хозяйку, а перец, по поверьям оберегает молодую семью от сглаза.

По традиции , невеста выходит к собравшимся в окружении подруг, которые держат над ее головой расшитый золотом ковер символ счастливого нового дома . Девушку провожают в «чимилик », туда же, сопровождаемый друзьями, входит и жених. Родители невесты читают молодым благословляющую молитву, к которой присоединяются все присутствующие.

Затем благословленных молодых 3 раза обводят зажженными свечами, дабы отогнать всех злых духов, а после паре приносят мед. Соблюдая ритуал, жених сначала сам попробует мед, а потом подносит его и невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой и безмятежной.

Близится время самого главного свадебного обряда — «никох », аналогичного русскому венчанию. Его обязательно проводит мулла (священнослужитель), который прочитает молодым особые суры из Корана. Во время чтения, мулла один за другим снимает с головы невесты 7 платков, получая на каждый снятый платок от жениха согласие на брак. После молитвы мулла подает паре кубок с намоленной водой, из которого они поочередно отпивают по глотку, что подтверждает согласие молодого мужа защищать и обеспечивать жену, а ее, в свою очередь, слушать и почитать мужа.

Подготовка к обряду «никох » молодоженами соблюдается очень тщательно. Всю неделю до него они проводят за молитвами и соблюдают пост. Невеста в этот период шьет свадебный наряд , а жених обустраивает их будущее жилье, чтобы молодой жене было уютно и спокойно на новом месте.

После совершения обряда венчания, молодые в сопровождении гостей едут в ЗАГС, а далее по плану все собираются на праздничное пиршество, которое сопровождается обильным угощением, веселыми плясками и красивыми лиричными песнями.

Раньше к свадебным церемониям приурочивались различные спортивные состязания и конные скачки, сегодня такое можно увидеть только в сельской местности, у очень зажиточных молодоженов.

Гуляния заканчиваются далеко за полночь, как правило, уже без молодых, которые уезжают в дом жениха, там им предстоит еще несколько свадебных ритуалов , о которых, мы пожалуй умолчим.

Выйти замуж и родить минимум двух детей - мечта каждой женщины из Таджикистана. Но, прежде чем стать счастливой женой и мамой, им приходится пройти длинный путь.

Во многих таджикских семьях родители начинают готовиться к свадебным торжествам своих детей задолго до самой свадьбы, нередко сразу после того, как дети появились на свет. С их рождения родители, беспокоясь о самом счастливом и долгожданном дне, начинают собирать приданое для дочери и думать о калыме для сына. Несмотря на тяжелые времена и бедность (больше половины таджиков живут за ее чертой), жители страны стараются соблюсти основные традиции и правила проведения свадебных мероприятий.

В Таджикистане сильны патриархальные традиции, молодые люди до сих пор несамостоятельны в выборе второй половины. Поиск спутника жизни, как и в былые времена, является делом всей семьи, клана и даже общины. Собираясь в чайхане или на каком-то мероприятии, старшие обсуждают, кому из молодых уже пора выйти замуж или жениться. Тут же могут быть предложены подходящие кандидатуры. Затем информация по сарафанному радио расходится дальше, и к родителям потенциальных невест начинают обращаться посыльные от семей женихов.

Сегодня на помощь ищущим вторую половину пришли новые технологии - сайты знакомств, соцсети, мессенджеры. Правда, к знакомствам в виртуальном пространстве таджики относятся пока с настороженностью, отдавая предпочтение прочно укоренившимся национальным традициям.


При этом в Таджикистане все больше молодых, чьи родители договариваются об отказе от калыма - некогда обязательного условия проведения свадьбы, а в городах отказываются от выкупа. Но остается спрос на приданое. Почитатели традиций уверены, что старинное наследие несет в себе практическую пользу, вступающие в самостоятельную жизнь пары благодаря взрослым менее зависимы от обстоятельств и более подготовлены к реальным будням. Противники пышности считают, что свадебные расходы становятся обременительной ношей, из-за которых таджики, стремясь провести торжества с размахом, залезают в долги и уезжают на заработки.


Таджикские власти несколько лет назад приняли закон об упорядочении национальных обычаев, торжеств и обрядов. В новом законе строго расписаны правила и требования для тех, кому предстоит сыграть свадьбу или провести ритуальные обряды. Власти настоятельно рекомендуют согражданам сократить расходы на проведение религиозных обрядов и свадеб, а также поделить свадебные траты между семьями жениха и невесты.

Молодые должны иметь медицинские книжки с вовремя пройденными осмотрами врачей и не иметь скрытых болезней. Закон регламентирует также время проведения торжеств, число приглашенных гостей, количество угощений и сами торжества. Полностью отменены смотрины, девичники и мальчишники, а также распространенные в Таджикистане поминальные встречи через 20 дней, каждый четверг и другие подобные мероприятия. Теперь торжество должно праздноваться в выходные с 8:00 до 22:00 и в будни с 18:00 до 22:00. Продолжительность празднования свадьбы устанавливается до трех часов.


Любая таджикская сваха знает, куда нужно идти в поисках невест. В первую очередь здесь присматриваются к девушкам - студенткам вузов и средне-специальных учебных заведений. На примере города Худжанд, традиционно в негласном народном рейтинге самым востребованным и популярным местом выбора невест является факультет таджикской филологии, следом за ним идет факультет иностранных языков ХГУ. На третьем месте - худжандский медицинский колледж, далее следуют худжандские филиалы Таджикского технологического университета и госуниверситета коммерции.


Все давно продумано. На филологический факультет приходят те, кто не имеет больших амбиций и карьерных планов на будущее. Предполагается, что такие невестки будут работать в школе или будут хорошими домохозяйками и смогут правильно воспитывать детей. На факультет иностранных языков, наоборот, в основном идут те, кто рассчитывает на карьерный рост, - здесь ищут невест богатые семьи и те, чьи сыновья учатся или живут за рубежом. В медколледж часто тянутся те, у кого в семье тоже есть медики. В два остальных вуза за невестами приходят из состоятельных семей, те, кто хочет иметь дома не только хозяйку, но и образованного человека, способного принести в семью доход.

Здесь еще играет роль финансовый вопрос. Многие девушки обучаются на договорной основе. Стоимость договора в первых трех учебных заведениях сравнительно низкая. Семьи жениха учитывают и этот фактор, примеряют к своим финансовым возможностям, поскольку бремя оплаты за учебу невестки ляжет на их плечи. Свахи спрашивают преподавателей о той или иной девушке - насколько она скромна, воспитанна, вежлива. В отношении внешности критерии такие: просят белых (то есть белокожих), стройных, высоких, красивых или симпатичных, с длинными черными волосами. Сейчас девушки именно с такими приметами востребованы. И чтобы потенциальная невеста была городская.




В селах, где почти все знают друг друга, будущую невестку найти проще. Да и требований у сельчан поменьше. Раньше родители девушки не спрашивали ее, согласна ли она выйти замуж за такого-то парня. Теперь порядки стали немного демократичнее: перед тем как совершить обряд помолвки, молодым парам дают возможность встречаться и узнать друг друга лучше. Однако воспитание сельских девушек зачастую не позволяет им перечить выбору родителей, и, чтобы их не расстраивать, дочери дают согласие на брак с нелюбимым человеком. Иногда давление родителей приводит к трагедиям.


Зачастую главным критерием выбора будущей жены становится богатое приданое. Чем оно больше, тем выше «спрос» на невесту и, соответственно, больше претендентов на ее руку и сердце. Отсутствие приданого, скромность подарков или размер подношений может стать причиной скандалов. Сейчас таджикские женихи выбирают богатых невест. Состоятельность помогает в будущем пережить экономические неурядицы. Мужчина не может найти себе работу, а невеста пришла в дом состоятельная, да еще и работящая. Нередки случаи, когда мужчины безработные сидят, а жены работают.


Традиции очень давят на людей, есть много ненужных условностей. Таджики продолжают не искать женщину и хозяйку, а приводят в дом помощницу, служанку, которая обязана отработать потраченные на нее средства. Согласно традиции, приданое невесты выставляется на всеобщее обозрение, чтобы гости увидели ценности, которые получили жених и невеста после свадьбы.


В Таджикистане до сих пор в каждой семье знают, потомками какого клана они являются. В досоветские времена здесь сложились несколько больших родовых сословий, представители которых относили себя к благородным: оя (тура, хон), мирзо, худжа. Причем оя считаются самыми благородными. Всех остальных, которых причисляли к более низким слоям общества, называли оми. Буквально до последних лет каждый клан связывался родственными узами только с представителям своего клана. Невесту из рода, принадлежащего к оми, выбирали только в исключительных случаях. В таких браках у супруга было преимущество в разрешении споров и конфликтных ситуаций, так как он - из более высокого сословия.


Дочерей в семьях из сословия оя никогда не выдавали замуж за представителей более низких кланов, считая это своего рода принижением достоинства. Но в последние годы эти стереотипы стали меняться. Теперь семьи, так сказать, «благородного происхождения» идут на уступки. Представители оми в последнее время тоже стали состоятельными, многие занимают высокие посты. Это заставляет «забыть» о принадлежности к клану. Ведь одной из главных целей, которые преследуют при выборе жениха или невесты, было и есть сохранение и приумножение семейных богатств, денег, недвижимости. И если раньше ради этого заключали браки даже между двоюродными и троюродными родственниками, то теперь закон запрещает родственные браки.


В Таджикистане к государственным праздникам, например Наврузу или Дню национального согласия, зачастую приурочивают массовые свадьбы для пар из малообеспеченных слоев населения. Они проходят при поддержке местных властей.
Загрузка...