Портал для мам - Дом ответов

Скороговорки дикции детей 5 лет. Скороговорки для развития речи. Для развития речи

Во-первых: ни в коем случае не стараться произнести ее сразу быстро. Сначала осваиваем скороговорку в медленном темпе, читая ее буквально по слогам, затем переходим на средний темп, и только освоив его, произносим скороговорку с ускорением. Очень хорошее упражнение - не просто читать скороговорку, а поставить задачу, например: дать указание, поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, т.е. использовать разные интонации при чтении.

Во-вторых: произнося скороговорку, можно подключить движение: приседать, боксировать, танцевать, прыгать и т.д. Можно также слова скороговорки положить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.

В третьих: подходить к этому творчески, с "огоньком" ! - и тогда все получится.

СКОРОГОВОРКИ

Для тренировки звуков: р, л, м, н

1. Дробью по перепелам да по тетеревам.

2. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

4. Клара-краля кралась к Ларе.

5. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

6. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

7. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

8. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

9. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

10. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

11. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

12. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

13. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

14. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

15. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

16. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

17. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.

18. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

19. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

20. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

21. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

22. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

23. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

4. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

6. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик.

10. Купи кипу пуха.

11. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

12. Ткет ткач ткани на платки Тане.

13. Водовоз вез воду из-под водопровода.

14. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

15. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

16. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

17. Все бобры для своих бобрят добры.

18. На меду медовик, а мне не до медовика.

19. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

20. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

21. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

22. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

23. У нас гость унес трость.

24. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.

2. У осы не усы, не усища, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. Осип охрип, Архип осип.

5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

6. Сачок зацепился за сучок.

7. По семеро в сани уселись сами.

8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

9. Свиристель свиристит свирелью.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

12. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

13. Четверть четверика гороха, без червоточинки.

14. Инцидент с интендантом.

15. Прецедент с претендентом.

16. Константин констатировал.

17. У ежа ежата, у ужа ужата.

18. Жутко жуку жить на суку.

19. Течет речка, печет печка.

20. Щипцы да клещи - вот наши вещи.

21. Тщетно тщится щука ущемить леща.

Львенок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет - «Рррр!», выходит: «Мяв!»

Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор - синий богатырь -
Как мотор заводит? - Тррр!

Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит: - Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: «Ды-ды-ды».
Вот подходит пассажир -
Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»

Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: «Ррррр!»

Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р».

______________________________________

Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел -
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад - вперед, - (1)
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед - назад.
Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху - все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
- Влево-вправо! - моет стенку:
- Вправо-влево! - вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!

Положил половичок (3)
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять -
На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье -
Чай малиновый. С вареньем!

(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время

Чередуем действия: высунуть вперед острый язычок - снова расстелить на

Губе широкий («стряхиваем пыль»).

__________________________________

Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка:
- Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох, качели косолапый
Останавливает лапой:
- Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение «Качели»: язык движется вверх-вниз.

_____________________________________________

Розы райские росли в розовом розарии.

Рак, рубашка, рукава, рыбы, радуга, трава.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Кровожадный крокодил к ракам в норы приходил.

Реки к морю пробирались, рыбы с раками ругались.

Грузил граф в карету груз - крупный сахарный арбуз.

Гроздь рябины красной красных роз прекрасней.

Крыша, покрашенная красной краской.

Быстро круглый шар крутился.

Кролик крикнул рыси: «Брысь!»

Громко грызли короли на трибунах сухари.

С изумрудом на короне царь сидел на царском троне.

Га-га-га - у оленя есть рога.

Под горой гогочут гуси.

Га-га-га - гусь гусыню заругал.

Громко гром гремел гремучий.

Град по крыше грохотал.

Грели гнезда глухари.

Громко герцог говорит.

Голубь с гулей погулял.

Генерала грызла грыжа.

И-го-го - мне галоп милей всего.

В гавани гудок гудел.

Загалдели галки громко.

Грабил гангстер гардеробы.

Гарцевал гусар с гитарой.

______________________________-

[Ш]
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.

[С]
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

[З]
Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Козы в грозу грызут лозу.
Лиза везла на возу козла и козу.
На возу лоза, у воза коза.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани.

[Ф]
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Почему так важно для развития дикции и речи у детей включать в логопедическую работу скороговорки? И зачем будущие звёзды кино разучивают их на мастер-классах по актёрскому мастерству.

Давайте попробуем подробно разобраться в этом вопросе.

Голос лидера. Какой он?

Задумывались ли вы, когда ни будь, о том, почему так случается, что некоторые люди говорят глупости, а все их слушают? А людей, говорящих умные вещи, иногда слушать невозможно. Потому что у человека существует инстинкт. Он хочет слышать ту речь, которая звучит чётко, ясно, с выразительной дикцией. Это голос лидера.

Чем правильнее вы говорите – тем больше вас слушают. Чем внимательнее и больше – тем выше ваша самооценка, и тем правильнее вы в дальнейшем начинаете говорить.

Многие специалисты, для развития дикции и речи у детей, используют в своей работе скороговорки.

В замечательной книге Е.В.Лаптевой «1000 русских скороговорок для развития речи», я нашла скороговорки, как для детей, так и для взрослых.

Каждый из нас знает, что такое скороговорка. Дети очень любят говорить за взрослыми разные забавные слова со звуками, которые повторяются. Из них можно складывать забавные и весёлые истории – например, про Грека, который ехал, через реку и цапнул Греку за руку рак. Огромная радость наполняет юного стихотворца, ведь у него получается сочинять не хуже, чем у взрослого. Да и папы и мамы в полном восторге от такого занятия.

Скороговорки для детей и взрослых

У осы не усы, не усищи, а усики.

Лёша неуклюжий

Шлёпнулся в лужу.

Порвал и промочил штанишки,

Набил на лбу большую шишку.

Звала по малину Марина Галину,

Галина Марину звала по калину.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – вбок,

Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп!

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».


Скороговорки для взрослых

Несмотря на то что существуют специальные скороговорки и не для детского восприятия, у взрослых данный вид фонетического упражнения не столь популярен, как у детей. Очень забавно слушать взрослого человека, пытающегося произнести:

Я – вертикультяп.

Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Стоит куль на холме, пойду на холм – куль поправлю.

Обычно, подобного рода скороговорки вызывают бурю позитивных эмоций. А уж заряд хорошего настроения после их прочтения, обеспечен точно.

Скороговорки нужны не только для развлечений, но и отличный способ улучшить произношение всех звуков. Студентам театральных вузов, людям, желающим улучшить свою дикцию, красоту и гармоничность речи в целом.

Скороговорка как эффективное фонетическое упражнение для улучшения произношения

При коррекции нарушений произносительной стороны речи и отработке правильного произношения фонетические упражнения совершенно необходимы. И здесь скороговорка окажет неоценимую помощь.

Упражнения для отработки фонетики незаменимы при коррекции произносительной стороны. Для этих целей скороговорки подходят как нельзя лучше.

Пошли бобы по грибы, а грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.

Добыл бобыль бобов.

Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку, /б/ /п/

Бабкин боб расцвёл в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

Большой белый баран больно боднул бабушкиного больного барана Борьку.*

Бегемотику – ботинки,

Ботики – бурундучку.

Бобы у бабы как баобабы.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела

Белой даже не была,

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала,

Камбала болтала без умолку о белых бакланах и больших баклажанах.

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

Бабушка Белова

Бегала бегом.

Белого барана

Била батогом.

Не долби, дылда, по болту кувалдой.

Налогооблагаемая благодать.

Блондинка с благодарностью сгребла таблетки.

Яблоки – на яблоне,

Таблица – на табло.

Бык тупогуб, у быка губа тупа, /т/ /п/

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, /т/ /п/

У быка бела губа была тупа, /т/ /п/

Бублик в маковках в блюдце плюхнулся.

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю.

Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой!

Банкир получил банджо почтовой бандеролью.

Вот – бутон,

А вот – батон.

Вот – бидон,

А вот – питон.

Ну а вот – бетон.

В печке выпечен батон,

А в петлицу вдет бутон,

По траве ползёт питон,

Молоко течёт в бидон,

А на стройке есть бетон.

Повтори и ты мне в тон! /т/, /н/

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку, /б/ /б’/

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Белые бараны били в барабаны.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

Все бобры для своих бобрят добры.

Борона боронила не боронованное поле.

Боронила борона по боронованному полю.

Баран‑буян залез в бурьян.

Бежит боровок, белокрыл, белоног, перерыл весь дворок.

Вырыл рылом боровок – ребро да полребра.

Вместо рубахи не носите брюк вы,

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличите от буквы,

А различите ли ясень и буквы? /р/ /р’/

Бобёр побрел в бар.

Кобра – в торбе,

А торба – в коробе.

Бородатый брадобрей бормотал бессмысленный бред.

Банкир бросал банкноты из блокнота.

Банкрот, бурча, бранил банкира мота.

Бобёр побрёл в бор.

В бору бобра обобрали.

Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.

Бобриха бобра побранила и побрила,

А бобрята бобра ободрили.

Обобранный, побритый и ободренный бобёр

Побрёл обратно в бор.

В бору бобёр и брат бобра

Работают без топора.

Бобёр и брат бобра добры:

Не рубят на бревно боры.

Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.

Будь добр, добудь кобр.

Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия.

Бурые бодрые бобры благоразумно берут большие бревна.

У боярина‑бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

По бревну бредут бобры.

Бобры храбры идут в боры,

Бобры для бобрят добры.

Брат продал брату паркет из граба.

Купила бабуся бусы Марусе.

На рынке споткнулась бабуся об гуся…

Все бусы склевали по бусинке гуси.

Лиса босса боса и оса босса боса.

Водовоз вёз воду из‑под водопровода.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Подарили Валеньке варежки и валенки, /р/ /л/

Съел Валерик вареник,

А Валюшка – ватрушку.

Стоит воз овса, возле воза – овца, /з/ /с/

У воза овца, на возу пуд овса, /з/ /с/

Всплеск – всего лишь вспучивание воды.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай, /й/

Валя на проталинке

промочила валенки.

Валенки у Валеньки

сохнут на завалинке.

/н/ /н’/

Давил, давил, да недовыдавил. /д/ /д’/

Я во двор вела вола, за рога вела вола.

А вол в огород меня завёл.

Вихрь взвил вихры Вити, /и/

Велика вилла Вилли.

Зверским взвизгом взводный взвизгнул.

Взводный взвода в здании завода.

Варвара варенье доваривала,

Ворчала да приговаривала:

«Варись, варенье, варись!»

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Великовозрастный верзила резвился в реке.

Расчувствовавшаяся

Варвара расчувствовала

нерасчувствовавшегося Вавилу.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

Проворонила ворона вороненка.

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

Отворяй, Варвара, ворота,

Коли не враг за воротами.

А врагу да недругу

От Варвариных ворот – поворот.

Врали про Варю, все переврали, /р/ /р’/

Нравы мавров варварские, /р/ /р’/

Отвори, Увар, ворота,

Дров несём невпроворот мы.

Ворон рвал во рву ревень,

Рвал проворно целый день.

Повар варит, варит

И приговаривает:

«Варю Вере,

Варю Варе,

Варю Валере И Варваре!»

Наш Филат не бывает виноват.

В Уфе – кафе «Вафля».

Михаил играл в футбол,

Он забил в ворота гол. /л/ /л’/

Фаня в гостях у Вани,

У Вани в гостях Фаня.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.

Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Фридрих не врал – прав Фридрих.

Фридрих не прав – врал Фридрих.

– Фристайл вреден!

Агния, Инга и Игнат – юнги.

Геннадий – в гавани,

А Евгений – в вагоне.

– Гена, гони гиену!

Гена – ни гугу.

Бабе‑яге магия не помогает.

Змей Горыныч, сгорбясь,

Взгромоздился на гору

И с громким грохотом

Грохнулся вниз.

В заборе – не гвозди́ки,

В заборе – гво́здики.

Гво́здики – в заборе,

А гвоздйки – в вазе.

Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

На неё глазели глаза газели.

Лягу на углу луга.

У плуга на лугу Пелагея.

Пугало напугало иволгу на лугу в таволге.

Ехал Грека через реку.

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Грозди рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

Гонец с галер сгорел.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки.

Из‑за леса, из‑за гор

Едет к ним ещё Егор.

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

Авдей Гордею дал гвоздей,

Гордей Авдею дал груздей.

У Аграфёны и Арины

в огороде растут георгины.

Росла за горой, за пригорочком,

Сосёнка с приподсосёночком.

Под горой бугор,

На бугре Егор,

У Егора кол,

На колу колокол.

С горы – не в гору, в гору – не с горы.

До города – в гору, от города – с горы.

В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов, /з/ /р/

Гроза грозна, грозна гроза, /з/ /р/

Пал град на пять гряд.

Гризли продавал гриву грифа за гривну.

Грач сгоряча осерчал на грача.

Грач грациозно дегустировал грильяж.

Гришка грыз коржик,

Орешки грыз Жоржик,

А Гарик – сухарик.

На гармошке громко Заиграл Ерёмка.

Дятел дуб долбил,

Да не до долбил.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,

Да не продолбил и не выдолбил.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Дятел дерево долбит,

День‑деньской кору долбит.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дарья дарит Дине дыни.

Не прибирает Домна дом,

А у Домны дом вверх дном.

Ест Федечка с водкой редечку,

Ест редечка с водкой Федечку.

А мне не до недомогания.

Дипломированный дантист долбит дупло долотом,

А днем дурачит девушек дешевым одеколоном.

Дед Данила делил дыню:

Дольку Диме, дольку Дине.

Дворник дверь два дня держал –

Деревянный дом дрожал.

Ветер дёргал эту дверь.

Дворник думал, это зверь.

Деидеологизировали‑деидеологизировали

и додеидеологизировались.

Дилетант‑диктор не овладел дикцией.

Удав Давыда Давидовича Давыдова

Давил, давил, да недовыдавил. /в/ /в’/

На дуб не дуй губ,

Не дуй губ на дуб.

  1. Гоге дога не догнать,

И догу Гогу не догнать.

Не видно –

Ликвидны акции или неликвидны.

Однажды днем на дне Дона.

Дни не одни. Одни – не дни. Одни дни на дне.

Без дна ли бездна?

У нас во дворе подворья погода размокропогодилась.

Дроводреворубы рубили дубы.

Дорогие диадемы дарят дамам в дни рожденья.

Рододендроны из дендрария.

Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

Два дровосека, два дроворуба,

Два дровокола отточили топоры.

Топоры остры‑то до поры,

До поры остры топоры, до времени.

Дрозд дроздиху дразнил‑передразнивал, да не выдразнил,

А дроздиха дрозда просто выдрессировала.

Город в Драба́не – Драба́н‑Драбада́н.

Там драбада́нят в драбда́к драбада́ки.

Там драбада́нно‑драбы́е драба́ки

Дра́бро драба́ют в драб‑драбака́х.

Драбы́е драба́ньи драбко́ выдрабня́ют,

Драбны́х драбада́нчиков драб‑драбаня́ют.

Дра́бно там, дра́бненько и драбадно́,

Туда собираюсь я очень давно.

Скоро поеду я в Дра́б‑Драбада́н!

Жаль, что не знаю дороги туда…

Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Несдержанность сдержим внутренним стержнем. (В)

Ужа ужалила ужи́ца.

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж от ужаса стал уже

Ужа ужица съест на ужин

И скажет: (начинай сначала)

Ужи́ в луже кажутся у́же.

Уж в луже у́же. /у/

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Жутко жуку жить на суку.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Жук жужжит над абажуром.

Встретил в чаще ёж ежа.

– Как погода, ёж?

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Слишком много ножек у сороконожек.

У́же ужи́ в луже.

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

– Я жук, я жук, я тут живу.

Жужжу, кружу, жужжу, бужу.

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы

Исколоты ежами.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа!

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Пижоны в желтых пижамах с пейджерами на «пежо». /п/

Уж полночь…

Над жёлтым жгучим абажуром

Жужжит, кружит окружно жук.

В оранже пряжу вижу

Ажурных крыл.

Кружит жемчужный круг,

И в жиже слов я жутко слышу:

Я ночь живу.

Жужжу, жужжу,

Кружу, лежу

Над жёлтым жгучим абажуром.

Я не щажу,

Огни лижу,

Жизнь прожужжу,

Себя сожгу,

И не тужу,

И не тужу –

Я ж‑ж‑ж‑ж…жук!»

Жук жуку жужжал:

«Ж‑ж‑жу‑жжжу,

Я с ежом давно дружу…»

У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата.

Учит бегать ёж ужат,

Учит ползать уж ежат.

Жирный жираф жевал жевательную жвачку.

Жирные жабы

дружно жевали

жёлтую жвачку.

Жизнь жнеца – тяжёлый жребий.

Жадины жались в дилижансе и жаловались жестокому жандарму на жестокость жизни.

Жезл магараджи жутко тяжёл.

Жирная жаба жалела жука.

Всё же тоже тужит Жора.

Журавль дружил бы с жабой,

Кабы желала б этой дружбы жаба.

Журавль жабе не жених.

В Париже жеребята рыжи,

В Лиможе рыжие тоже.

Жирный жук жужжит снаружи,

Разжижая жижу в луже.

Сняли с Надежды

Цветные одежды,

Без одежд Надежда

Не манит, как прежде.

Мы спросили у раджи,

Почему он не носит паранджи.

И, представьте, тот пижон

Был вопросом поражен.

Жду одежду Надежды с надеждой.*

Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в за́мке.

Ветер ёлками шумит,

Ёжик наш домой спешит.

А навстречу ему волк,

На ежа зубами – щёлк.

Ёж иголки показал,

Волк со страху убежал.

Задрожали зайки

Волк на лужайке!

Змея шипит, а жук жужжит.

Все клёны стали рыжие,

И ни один не дразнится:

Раз всё равно все рыжие,

Кому какая разница?

Безжалостные медузы жалящие,

Над Жозефиной сжальтесь, пожалуйста!

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

В луже, посредине рощи,

Есть у жаб своя жилплощадь.

Здесь живет ещё жилец –

Водяной жук‑плавунец.

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

– Жора, заржавел железный замок?

– Заржавел железный замок.

Кони в загоне заржали,

Так их попонки им жали.

Жандарм взял за жабры жулика.

Дирижёр пейзажем поражён.

Жаба Зина сказала, дрожа:

«Дирижабли обворожительно дребезжат!»

На возу лоза, у воза коза.

Звонок звенит, звонок зовёт,

И Зоя в класс к себе идёт.

Зоиного зелёного зайку зовут Зайка‑Зазнайка.

У Зины‑Зинули болит задний зуб,

Поэтому Зина не может есть суп.

У Зины много забот,

Заболел у зайки живот.

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Звёздный змей звенел зубами: «З‑з‑з‑з…»

Под Клязьмой князь

упал в грязь,

Заколдованный за́мок на все запоры замкнут.

Белозубый, острозубый заяц залихватски грыз арбуз.

Зябкая зыбь завиднелась на озере.

Зиновьев Захар зашёл в магазин,

Захар заказал козинак и зефир.

Встретиться змей и змея захотели.

Встретиться змей и змея не сумели.

Змей – в облаках, а змея – на земле.

Надо бы змею спуститься к змее.

Знать бы, зачем залилась спозаранку В зарослях зелени крошка‑зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, Звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

По золотому залу лазал‑лазал, залез в лаз, зол на золу лозы.

Жёлтое золото не зеленеет от злости, как злодей.

В земле – землянка,

На земле – земляника.

У зайки Бубы заболели зубы.

Сбруя сберегла злого барана с бубенцами.

Про зубра и зебру зубрил я урок,

Зубря, позабыл о зазубрине в зубе.

О зебре зазубрен урок назубок,

Но зуб заболел, и забыл я о зубре.

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли.

Резиновая Зина упала из корзины,

Резиновая Зина испачкалась в пыли.

Резиновую Зину мы вымоем в бензине,

Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:

«Смотри, не будь разиней, резиновая Зина,

А то отправим Зину обратно в магазин».

Заря розой, раз за разом – взора лазоревого зараза розовая.

Изобрёл изобретатель золотую землеройку.

Пошёл спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзинку Назар.

Зелёная берёза стоит в лесу,

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

Все озёра – зеркала

Из зелёного стекла.

Лезут козы в грозу в лозу –

лозу козы в грозу грызут.

Не ходи, как все разини,

Без подарка ты к Розине,

Но ей делая визиты,

Каждый раз букет вези ты.

Верзила‑динозавр дерзил зря.

Зарядка требуется для тренировки и разрядки.

Зубр с зеброй запанибрата.

Еле‑еле Елизар

Едет‑едет на базар.

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара, /йэ/

Ели, ели дыни, ели…

Съев, сказали: «Недозрели!

Недозрелые мы дыни

А несъеденные дыни

Зрелися».

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов. /гр/

Гроза грозна, грозна гроза, /гр/

Соня Зине

Принесла бузину в корзине.

Соня – незнайка,

А Зина – зазнайка.

Девчонка везла на возу

Козлёнка, козла и козу.

Девчонка в лесу проспала

Козлёнка, козу и козла.

Зимой поле белое, промёрзло‑заледенелое.

Идёт косой козёл с козой и косой.

Захар сахар запасал.

Закрома им заполнял.

Захаровы закрома

Засахарены сполна.

На лозе оса, а в лозе коза.

Лизкина киска лизнула Лизку, /л/ /л’/

Засунули сладкоежкам

В сладости сало,

С тех пор сладкоежки

Сладости не сосут.

Карась, в лаз не лазь.

Застрял в лазе карась.

Порослями заросли поросли,

Зарослями поросли заросли.

Завязалась розы завязь,

Завязалась, распустилась.

Неба вязаная завесь

Развязалась, распустилась.

Стрекоза застрекотала стрёкотом и стремглав задала стрекача, /стр/

Из указа вышел казус.

Стоит воз овса, возле воза – овца, /в/ /в’/

У воза овца, на возу пуд овса, /в/ /в’/

Загубленная гусеница,

Запудренная пудреница.

Запуганная пуговица,

Запутанная путаница.

Эрцгерцога граф приглашает на завтрак,

Роскошный приём для эрцгерцога завтра.

Кузя Зайцев боится зайцев.

На мизинце у самозванца в цирке затейница‑синица.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай, /в/ /в’/

Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.

Заключение

Для развития дикции и речи у детей скороговорки являются неотъемлемой частью логопедической работы. Однако, не нужно ограничиваться только скороговорками. Стихи, песни, загадки, также отличные помощники в таком не лёгком деле, как развитие речи и тренировка дикции.

Возможно, вы знаете классные скороговорки. Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях.

Желаю удачи и терпения!

Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Скороговорки тренируют дикцию, делая произношение правильным и чистым. Труднопроизносимые словосочетания невольно заставляют произносить фразы снова и снова: вначале меделенно и спотыкаясь, затем быстрее и почти без ошибок. Русские скороговорки не только помогают «оттачивать» свой язык, но и знакомят с богатством русского языка и поэтическими образами. Словесная игра становится увлекательным процессом, делает весёлым времяпрeпровождение. Одни скороговорки дошли до наших дней из глубины веков, другие сложены во второй половине 20-ого века.

Прислать скороговорку

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Четыре чёрненьких
Чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными
Чернилами чертёж
Чрезвычайно чётко.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.

Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека - цап.

Пётр Петру пёк пироги.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Борона боронила неборонованное поле.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.

На возу лоза, у воза коза.

Влас у нас, Афанас у вас.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Оса боса и без пояса.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

У Кондрата куртка коротковата.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Баран буян залез в бурьян.

У ежа и ёлки иголки колки.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

Проворонила ворона воронёнка.

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Огурцы-молодцы зеленобелогубы.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Сух сук нёс барсук.

Прислать скороговорку

Скороговорка является жанром устного народного творчества. Скороговоркой называют специально подобранную фразу с трудно выговариваемым подбором звуков, прибаутку или быстро произносимую шуточную поговорку. Еще в глубокую старину появились на Руси скороговорки. Они помогали детям в шутливой увлекательной форме постигать родную речь. В настоящее время логопеды специально составляют скороговорки для детей, содержащие трудно произносимую последовательность слов и букв. Быстрое произношение вслух таких скороговорок позволяет устранить большинство дефектов речи.

Актуальны скороговорки и для взрослых. Особой популярностью пользуются скороговорки у дикторов, ораторов, артистов, руководителей и певцов, поскольку по долгу службы им необходимо четкое произношение. Скороговорки помогают тренировать дикцию. Их чтение вырабатывает правильную артикуляцию и избавляет от оговорок.

Попробуйте прочитать скороговорку вслух, при этом отчетливо проговаривая каждый звук, затем начните постепенно увеличивать темп. Следует учесть, что в первую очередь обращать внимание стоит на четкое произношение, и лишь только потом на темп произношения. Если даже в привычном темпе у вас не получается правильно и без ошибок прочитать скороговорку, попробуйте осознать ее смысл и постройте в голове ясный видеоряд. Затем начинайте медленно читать скороговорку. Повторяйте ее до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. После постепенно наращивайте темп. Желаем вам удачи в постижении скороговорной науки!

Загрузка...