Портал для мам - Дом ответов

Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. Пусть расцветают сто цветов - мао цзэдун Пусть расцветают сто цветов

Лидер Коммунистической партии Китая (КПК) Мао Цзэдун провозгласил в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики .

Движение называлось Байхуа юньдун (кит. 百花运动 ) . Наиболее активная часть кампании началась в феврале 1957 года , когда Мао обратился к китайской интеллигенции , предлагая свободу мнений, критику и плюрализм . Это вызвало немедленную острую критику партии, идей коммунизма и лично Мао, в чём Мао усмотрел происки «буржуазных правых элементов». В июле 1957 года вся кампания была резко свёрнута, но её последствия ощущались с 1958 года по 1966 год . Начальный период гласности оказался ловушкой: результатом кампании стала массовая травля интеллигенции.

Подготовка кампании

Ход кампании

После кампании

Объявив об окончании кампании, Мао стал призывать интеллигенцию к объединению. При этом он стал обвинять интеллигенцию в контрреволюционной деятельности и оппозиции Председателю Мао. Те, кто особенно усердствовал в критике, стали подвергаться наказаниям, включая пытки и издевательства, нередко без суда и следствия. Многих отправляли в деревню для трудового перевоспитания.

В дальнейшем ситуация привела к Культурной революции , которая длилась до 1976 года .

Исторический прототип кампании

Лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» был в своё время выдвинут императором Цинь Шихуаном , объединившим Китай примерно в 200 году до н. э. Мао Цзэдун всегда сопоставлял себя с Цинь Шихуаном, ратуя за единый и сильный Китай.

Во времена Цинь Шихуана советник Ли Сы , подводя итог кампании, сказал: (Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 2. (перевод Р. В. Вяткина))

…Однако приверженцы частных школ … поносят законы и наставления, и каждый, услышав о издании указа, исходя из своего учения, начинает обсуждать его. Войдя во дворец, они осуждают всё в своём сердце, выйдя из дворца, они занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью,… собирая низких людей, они сеют клевету. Самое лучшее - запретить это!

Ли Сы предложил запретить все школы и сжечь все книги, наказав смертной казнью тех, кто их хранит, кроме отдельных исторических, медицинских, сельскохозяйственных и гадательных книг. Император принял этот указ. Одним из центральных положений этой политики стало жёсткое преследование

Выставки современного российского дизайна мне нравятся редко. Дело в том, что дизайн детально отражает культурные, экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Ресурсная экономика не заинтересована в производстве и, следовательно, в дизайне. Таким образом, отечественный дизайн представлен силами разрозненных энтузиастов, действующих самостоятельно, без поддержки государственных институций или коммерческих производств. В таких условиях изделия дизайнеров напоминают детские поделки из желудей и шишек; иногда встречаются довольно забавные. Скорее мы можем говорить о формотворчестве, о создании макетов базовой идеи. Чтобы эти поделки стали настоящим дизайнерским продуктом, они должны пройти долгий путь оптимизаций, отвечающих требованиям рынка и производства.

Посетив выставку «Культура быта. Север», открывшуюся 1 июля 2018 года в выборгской библиотеке Аалто, я получил предложение написать критический отзыв об увиденном в качестве обратной связи, полезной авторам. Что я и собираюсь сделать, следуя советскому принципу: «критикуешь – предлагай».

Начнем с самой экспозиции. Она разместилась в лекционном зале библиотеки Аалто, здание которой – жемчужина финского модернизма. Пространство зала уже само по себе является важным фильтром на соответствие человекоориентированному северному дизайну. Небольшая экспозиция выглядит вполне уместно, что демонстрирует хороший отбор и подачу экспонатов.

«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», – говорил один китайский император. Экспозиции бы не помешали работы еще нескольких вполне достойных авторов. Будем надеяться на больший состав участников в следующей экспозиции.

Перейдем к экспонатам.

Студия Elnik представила детские игровые коврики и лампу из шпона-лемеха. Коврики, да и весь текстиль, представленный на сайте студии, вполне соответствуют северным традициям. Ковры и ткани из натуральных материалов, дарящие тепло, так ценимое на Севере, – важная составляющая домашнего уюта. Тема декора – северная природа и фауна, а лаконичное графическое решение отсылает к творчеству Йозефа Франка и компании Marimekko, которые давно стали иконами северного дизайна. В изделиях видна достаточная проработка темы и знание регионального наследия.

С лампой ситуация иная. Если образ базового элемента – лемех – выбран достаточно метко, то форма светильника оставляет желать лучшего. Массив абажура на расстоянии выглядит тяжеловесным: фактура слоев лемеха трудно просматриваются, сливается в значительный объем, лишенный деталей. Темный цвет еще больше проявляет этот недостаток, возможно, белый бы его скрывал в некоторой степени. В изделии чувствуется недостаточная оптимизационная работа: дизайнеры успокоились в удачном выборе лемеха как образа для модуля и не идут дальше. Светильник представляет скорее перспективный прототип, чем конечный продукт.

Удачным было бы решение разнести слои лемеха на разные концентрические основы, спадающие каскадом, или расположить модули под углом к источнику света, чтобы свет проходил между ними и тем выделял их фактуру. Также было бы уместно разработать больший модельный ряд на базе существующего элемента.

Студия 52 FACTORY представила коллекцию детских игрушек «Красные куклы».

Стоит отметить удачность некоторых образов, отсылающих к творчеству Билибина и Рериха, уместность авангардного декора и качество исполнения изделий. Однако сразу бросается в глаза, что как реальные игрушки эти изделия имеют низкий потенциал. Дизайнеры работают с контекстом, непонятным детям. Продукт получился эстетичный, но вряд ли детский, в этом чувствуется некоторая ложность, не свойственная Северному дизайну. Авторам следует подумать над лучшим позиционированием своих изделий. Корректный выбор ниши для своего продукта – это тоже мастерство дизайнера. Подобные фигуры-образы были бы более уместны для подарочного комплекта шахмат.

Вазы-трансформеры имеют тот же недостаток, что и игрушки – некорректное позиционирование. Функция вазы и так достаточно условна, не проще ли вообще от нее отказаться? Пусть остаются конструктором.

Интересно, что работы студии 52 FACTORY занимают пограничную позицию между работами Боремира Бахарева, сразу создающего эстетизированный объект с редуцированной функцией, и игрушками Юрия Марина из серии «РАШН ДЕРЕВЯШН», которые, без сомнений, полюбятся детям.

Боремир Бахарев (студия TROFOTODESIGN) имеет большой опыт в создании арт-объектов, представляющих художественную ценность. Не стали исключением и работы, представленные на выставке. Отметим удачно найденные образы, заимствованные из традиционных мотивов карельской вышивки. Работы Боремира демонстрируют постепенную трансформацию графического знака в объект, напоминающий средневековый ковш для воды. Заметно, что дизайнер занят поиском наилучшего применения разрабатываемой идеи. Нет сомнений, что успешное решение найдется.

Игрушки из серии РАШН ДЕРЕВЯШН (Юрий Марин) уже обрели своих поклонников. Их интересно крутить в руках не только детям. Отметим юмор автора в выборе персонажей и подвижность игрушек, которая дает образу дополнительное измерение. Заметно, что эти работы уже прошли определенную эволюцию и близки к конечному продукту.

В качестве критики отметим низкое качество покраски и выступающий крепеж, который следует сделать потайным с внутренним шестигранником, чтобы не травмировать зубы самых юных пользователей.

Ювелирные украшения студии MOST ART METAL (Полина Митяева) с речным жемчугом изящны и лаконичны, отсылают к традиционным украшениям Заонежья. В них есть северная красота. Конечно, ювелирное искусство – это больше ремесло, чем дизайн в его оптимизационном понимании. Зависимость от индустриальных технологий минимальна и в наших условиях это большой плюс.

Светильники Кижи (Глафира Михайловна ) – вполне состоявшийся продукт. Помимо удачного образа следует отметить качество исполнения и наличие нескольких моделей: подача группой, несомненно, более эффектна.

Мебельные проекты самые сложные из экспонатов выставки. Добиться успеха в дизайне мебели очень трудно. Мне понравился топ стола, созданного студией KORA (Александр Самсыка и Дарья Карабанова) . Тут, конечно, нет ничего нового, но в нем чувствуется хороший вкус автора и нордический характер всего изделия. Возможно, круглая форма столешницы была бы еще более уместной. База стола не достаточно изящна, чтобы выразить достоинство топа и требует оптимизации.

Остальные мебельные проекты моего внимания не привлекли, так как ничего не добавляют к существующему массиву мебельного дизайна, однако демонстрируют понимание авторами северной эстетики и владение столярной техникой.

В шведском языке есть понятие slöjd (слойд), обозначающее ручной труд, который рассматривается не как средство создания материальных ценностей, но как система воспитания, призванная формировать в мастере опрятность, точность, добросовестность. Экспонаты выставки демонстрируют, что их авторы хорошо владеют профессиональными навыками, но этого недостаточно. Для успешной работы дизайнер должен обзавестись методикой изучения существующих решений и их улучшения путем пошаговой оптимизации. Если нет улучшения, нет и дизайна. К сожалению, большинство отечественных дизайнеров не отягощают себя изучением достижений прошлого, тем самым лишая себя опоры на массив культуры. Их проекты строятся на использовании определенных клише – понятных обобщенных образов, несущих готовые смыслы. Это чисто коммерческий подход, не имеющий ничего общего с принципами северного дизайна, основанного на уважении к традициям и широте культуры.

Подводя итог выставке «Культура быта. Север» можно заметить выраженную тенденцию к созданию атмосферных арт-объектов, что демонстрирует очень поверхностное и романтизированное понимание северного дизайна, по сути своей очень рационального и функционального. Северная культура быта в первую очередь заключается в своей рациональности и уж затем в нарядности. Отечественные дизайнеры часто выбирают путь наименьшего сопротивления, редко задумываясь о том, что он никуда не ведет.

Павел Ульянов,
специалист по истории дизайна, коллекционер, дизайнер

Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ - лозунг, под которым Мао Цзэдун провёл в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики. Движение называлось Байхуа юньдун (кит. 百花运动) .

Наиболее активная часть кампании началась в феврале 1957 года, когда Мао обратился к китайской интеллигенции, предлагая свободу мнений, критику и плюрализм. Это вызвало немедленную острую критику партии, идей коммунизма и лично Мао, в чём Мао усмотрел происки «буржуазных правых элементов». В июне 1957 года вся кампания была резко свёрнута, но последствия продолжались с 1958 по 1966 год. Начальный период гласности оказался ловушкой: результатом кампании стала массовая травля интеллигенции.

Подготовка кампании

Коммунистический Китай с 1949 года провёл значительное количество революционных преобразований, в частности, обширную конфискацию и передел имущества. Первоначально в начале 1950-х Чжоу Эньлай собрал высших чиновников для откровенной беседы о насущных проблемах. Особого успеха кампания не имела, после революционного террора люди боялись говорить открыто.

На партконференции в 1956 году Чжоу Эньлай предложил провести более широкую кампанию среди всех интеллектуалов страны, чтобы получить широкую картину мнений о политике и правительстве. Тогда он сходился с Мао в том, что коммунистам нужна критика от народа, иначе не получится диктатуры народной демократии.

Ход кампании

Летом 1956 года Мао счёл проблему интересной и попросил Чжоу Эньлая взять управление кампанией на себя. Мао надеялся, что активное включение интеллигенции откроет новые творческие резервы и даст социализму активный ход. Мао был уверен, что только социалистический путь развития возможен, и социалистическая идеология должна победить все капиталистические взгляды, даже среди не-коммунистов.

Название движения взялось из классического стихотворения: «Пусть расцветают сто цветов, Пусть соперничают сто школ» (кит. 百花齐放,百家争鸣bǎi huā qífàng, bǎi jiā zhēngmíng).

Уже в конце 1956 года кампания была объявлена, но поначалу критики не появлялось, наоборот, приходили многочисленные письма с советами консервативного содержания. Чжоу Эньлай, ознакомившись с письмами, понял, что широко разрекламированная кампания не движется. Обсуждая это с Мао, он говорил, что от высших чиновников нужно больше энтузиазма, чтобы запустить кампанию.

В феврале 1957 года Мао заявил, что требуется именно критика, и стал критиковать тех, кто не рискует подвергнуть здоровой критике центральное правительство. После достаточно активных попыток интеллигенция перестала бояться ловушек, и наконец люди стали высказывать откровенно свои затаённые мысли. С 1 июня по 17 июля 1957 года в администрацию премьер-министра Чжоу Эньлая уже приходили миллионы писем, и ситуация полностью вышла из-под контроля.

Люди стали организовывать митинги, писать дацзыбао (стенгазеты крупными иероглифами), выходили на улицы, журналы заполнялись критическими статьями. Они протестовали против компартии и её контроля над совестью, против прошедших кампаний борьбы с контрреволюционерами, против рабства, против нищеты, запрета зарубежной литературы, коррупции и привилегий партийных лидеров - особенно яростно протестовали студенты университетов.

По мнению Мао, эти письма и кампании уже не отражали «здоровой критики», кампания становилась жёсткой и неподконтрольной. Письма требовали демократизации. Чжоу Эньлай поначалу отвечал на письма и пытался обсуждать их, но Мао отказался этим заниматься. Контролировать ситуацию стало так трудно, что Мао считал происходящее полным абсурдом. Появлялись требования к Мао снять с себя руководство страной и отстранить компартию от власти, о деполитизации общества и отказе от партий.

В июле 1957 года Мао распорядился остановить кампанию, и Чжоу не смог его переубедить. Есть, однако, предположения, что Мао предвидел результаты и планировал всё заранее для возможности широкой манипуляции людьми.

После кампании

Объявив об окончании кампании, Мао стал призывать интеллигенцию к объединению. При этом он стал обвинять интеллигенцию в контрреволюционной деятельности и оппозиции Председателю Мао. Те, кто особенно усердствовал в критике, стали подвергаться наказаниям, включая пытки и издевательства, нередко без суда и следствия. Многих отправляли в деревню для трудового перевоспитания.

В дальнейшем ситуация привела к Культурной революции, которая длилась до 1976 года.


Пусть расцветают сто цветов

Пусть расцветают сто цветов
Из речи «О правильном разрешении противоречий внутри народа» лидера Китайской компартии и главы Китайской Народной Республики Мао Цзэдуна (1893-1976).
В оригинале: Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ.
Используется: как шутливо-ироническая формула поощрения разнообразия, самостоятельности, поиска своих путей, например, в искусстве и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Пусть расцветают сто цветов" в других словарях:

    Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ лозунг, под которым китайский лидер Мао Цзэдун провозгласил в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики. Движение называлось Байхуа юньдун (кит. 百花运动) . Наиболее… … Википедия

    Сто цветов движение - (Hundred Flowers Movement) (1956 57), полит, и идеолог, кампания в Китае. В ней был использован лозунг из кит. классич. лит ры: Пусть расцветают 100 цветов и соперничают 100 школ. Кампания была инициирована Мао Цзэдуном и его окружением после… … Всемирная история

    Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ лозунг, под которым Мао Цзэдун провёл в 1957 году широкую кампанию по усилению гласности и критики. Движение называлось Байхуа юньдун (кит. 百花运动) . Наиболее активная часть кампании началась … Википедия

    Запрос «мао» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Мао Цзэдун кит. трад. 毛澤東, упр. 毛泽东 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Большой скачок (значения). История Китая … Википедия

    Цзэдун 毛泽东 Мао Цзэдун в 1946 году … Википедия

    Мао Цзэдун 毛泽东 Мао Цзэдун в 1946 году … Википедия

    Мао Цзэдун 毛泽东 Мао Цзэдун в 1946 году … Википедия

Загрузка...