Портал для мам - Дом ответов

Эксперимент 1 младшая гр конспекты. Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка. Конспект открытого мероприятия

Цель занятия:

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка»»

Конспект занятия по экспериментированию в первой младшей группе «Свойства воды, камня и песка»

Цель занятия: Закрепить знания у детей о свойствах различных предметов: воды, камня, песка. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Активизировать в речи детей слова прозрачна тёплая, холодная, камешки тяжёлые, песок холодный, сыпучий и т. д. Воспитывать любознательность, любопытство, эстетическое восприятие.

Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.

Оборудование: Кораблики бумажные, таз с водой, баночка с камушками, баночка с пеком, формочка для песка, совочек, доска для лепки, влажные салфетки по количеству детей. Игрушки зайчика и медвежонка.

Ход занятия-экспериментирования:

1. Уточнение правил безопасности.

Во время занятия:

не брать песок, камни в рот;

не брызгаться водой, не обсыпаться песком;

не тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: Ребята я вам сегодня на занятия принесла бумажный кораблик и баночку с камешками и песком.

Выполнение 1-й части эксперимента.

Воспитатель: Ребята давайте опустим ручки в ванночку и попробуем водичку, водичка какая дети?

(Дети отвечают: холодная водичка.)

Воспитатель: А теперь пустим кораблик в ванночку. Ребята, что происходит с корабликом.

(Дети: Кораблик плывет.)

Воспитатель: Давайте подуем на кораблик, что с ними происходит?

(Дети: Быстро плывет).

Воспитатель: А теперь ребята посмотрим, что у нас в первой баночке?

Воспитатель: Беру баночку с камешками и спрашиваю у ребят, что это такое.

(Дети отвечают.)

Воспитатель: Ребята возьмем в одну ручку камушек, а в другую кораблик. Кораблик какой?

(Дети: Лёгкий)

Воспитатель: А камушек?

(Дети: Тяжёлый.)

Воспитатель: Давайте их опустим на воду, смотрите кораблик плывёт потому что лёгкий, а камушек утонул он тяжёлый. А скажите ребята камушек видно?

(Дети: Видно.)

Воспитатель: Видно, потому что водичка прозрачная. А теперь опустите

Ваши ручки в ванночку, вы видите их?

(Дети: Да, водичка прозрачная и мы видим ручки.)

Воспитатель: Ребята теперь возьмите салфетки и вытрите ручки.

Воспитатель: Дети давайте встанем на коврик и немного поиграем.

Физминутка «Будем прыгать и скакать»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем прыгать и скакать.

Наклонился правый бок

Раз, два, три – наклонился левый бок – раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки.

Выполнение 2-й части эксперимента.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что у нас во второй баночке?

Воспитатель: Ребята, что насыпано в баночке? (песок). Давайте высыплем песок на доску. Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется).

Воспитатель: Этот песок - сухой, сыпучий. (Дети повторяют).

Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Сопровождаю свои слова демонстрацией опыта).

Воспитатель: Ребята у нас столе есть формочка. Давайте насыплем песок в формочку посмотрим получится у нас куличик или нет.

Аккуратно насыпаем песок в формочку.

Воспитатель: Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель: Ребята, чтобы получились куличи, что нужно сделать с песком?

Дети отвечают: Намочить.

Песок мокрый - он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель: Наливаю воду в песок.

Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый"? (ответы детей)

Тёплый или холодный? (ответы детей) .

Воспитатель: Если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмем формочку и аккуратно наложим в нее мокрый песок. Вот так постучим по песку совочком, утрамбуем его. Осторожно перевернем формочку с песком. Постучим по донышку еще раз совочком. Снимем формочку. Что получилось? (Куличик.)

Вот какой красивый куличик мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

Воспитатель: Подвожу итог. Сухой песок сыпется, а мокрый лепется. Из сухого песка нельзя делать куличики, а из мокрого можно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 24 "Радуга" с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников» г. Невинномысска

Организация непрерывной образовательной деятельности

Детей в первой младшей группе

по теме «Поможем Мишке переплыть реку»

2016 год

г. Невинномысск

Цель : Познакомить детей со свойствами камня, железной пластины, деревянного брусочка, (тонет- не тонет, легкий- тяжелый, твердый- мягкий).

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид деятельности: опытно - экспериментальная деятельность.

Задачи:

Образовательные - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить со свойствами камня, железа, дерева, бумаги;

Развивающие - развивать интерес к природе, связную речь, обогащать и активизировать активный и пассивный словарный запас; фантазию;

Воспитательные – воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.

Оборудование и материалы: игрушка – Мишка, таз с водой, большой камень, железная пластина, деревянный брусок, салфетка для рук.

Планируемый результат:

Дети определяют свойство камня, железа, дерева.

С интересом используют приемы обследования камня, железа, дерева

Отвечают на поставленные вопросы.

Ход ННОД:

(Дети сидят за столом)

Ребята, к нам сегодня в гости пришел Мишка.

Но он почему-то очень грустный. А знаете, почему?

Он всю зиму проспал в берлоге? А когда проснулся, его мамы Медведицы не было рядом, пошел ее искать в соседний лес и прошел по замерзшей реке, а когда решил вернуться домой, лед на реке растаял.

Как вы думаете, сможем ли мы помочь Мишке вернуться домой, на другой берег реки?

Вот видите, это река. (на столе стоит тазик с водой, лежат предметы: камень, железная пластина, деревянный брусок)

Мишке нужно переплыть речку. Но наш Мишка плавать не умеет, да и вода весной в реке еще холодная.

Мишке нужно найти лодку, на которой наш Мишка переплывет через реку. Посмотрите перед вами лежат разные предметы. Давайте выберем тот предмет, на котором Мишка мог бы переплыть через реку.

Ребята, давайте возьмем камень и положим его в воду. Ой, камень утонул, потому, что он тяжелый. Может ли Мишка на нем переплыть? Нет.

Ребята, возьмите железную пластину и положите её в воду.

Что с ней произошло?

Железная пластина тоже утонула. Значит она тоже тяжелая.

Ребята, Мишка сможет на ней вернуться домой?

Нет, Мишка на ней тоже не сможет вернуться домой.

Ребята, давайте попробуем положить на воду деревянный брусочек.

Что с ним произошло?

Он не тонет.

Сможет ли Мишка переплыть на нем реку?

Да сможет. Давайте мы его посадим на деревянный брусочек, пока она будет плыть, мы с вами немного отдохнем и поиграем.

По полянке мишка шел

И в бочонке мед нашел.

Лапкой мед он доставал,

Язычком его лизал.

Нету меда!

Где же мед?

Ищет мишка - не найдет.

Hyжнo обязательно Мишке быть внимательным.

пальцы одной руки шагают по ладони другой

царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой

надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки

круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки

крепко зажать кулаки

выпрямить напряженные пальцы

ладони на щеках, качаем головой

указательными пальцами обеих рук стучим по коленям

в ритме фразы

Хорошо, давайте посмотрим, уплыл ли Мишка. Ой, ребята, Мишка не уплыл, так и сидит на одном месте. Нужен ветер, а где же нам взять ветер? Нужно подуть на него.
Надуем все щечки и тихонечко подуем на Мишку. Только дуть нужно не слишком сильно. Деревянный плот с Мишкой может перевернуться и Мишка упадет и утонет

Вот и приплыл Мишка на другой берег реки к своей берлоге.

Ребята, посмотрите, под деревом сидит мама Медведица. Мишка говорит нам с вами «Спасибо» и прощается.

Ребята, что же у нас утонуло в речке? Железный брусочек и камень. Значит они тяжелые. А, что не утонуло? Деревянный брусочек, значит она легкая.

Спасибо, ребята, все хорошо работали.


Задачи:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать умение ставить цель и добиваться результата.

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Материал: Стол «Песочница» с сухим песком, набор формочек, совочки, леечки с водой (на каждого), влажные салфетки, поднос, кукла Таня.

Предварительная работа : игры с песком и водой.

Ход НОД.

В группу к детям приходит кукла Таня, у нее новые формочки и совочки. Дети здороваются и знакомятся с ней. Таня рассказывает, что ей подарили новые игрушки, а она не знает как с ними играть. Дети рассматривают игрушки, какого они цвета.

Воспитатель: дети, что у Танечки, как она может играть с совочками и формочками, что она может ими делать? Ответы детей: играть в песок. Можно сделать куличики, пирожки.

Кукла Таня : ой, как интересно!

Воспитатель: да это интересно. подносит куклу к уху, кукла Таня «шепчет» воспитателю на ушко.

Воспитатель: Дети Танечка мне сказала, что она не умеет делать пирожки из песка, что же делать? (Ответы детей) Может мы научим Таню?

Воспитатель: Танечка, у нас есть песок, и мы сейчас тебя научим и покажем, как лепить пирожки из песка.

Воспитатель приглашает детей к столу с песком. Напоминает о правилах и аккуратности при игре с песком: Ребята мы с вами знаем, что песок нельзя брать в рот, бросать его, песок нужно насыпать аккуратно, грязными руками нельзя тереть глаза, грязные руки можно вытирать только о салфетку.

Воспитатель : выбирайте формочки и совочки.

Целеполагание - Воспитатель: Что мы с вами будем делать? Ответы детей: Пирожки для Тани.

Дети начинают лепить пирожки из сухого песка.

В ходе практической деятельности сталкиваются с затруднением: пирожки рассыпаются.

Вопросы в процессе деятельности: Какой песок? (сухой, желтый). Что песок делает? (сыпется, рассыпается).

Воспитатель : У вас получились пирожки? (Нет!) Почему? Вместе приходят к выводу: пирожки из сухого песка слепить невозможно. Что же делать?

Решение проблемы : дети предлагают добавить в песок воду. Поливают песок из леечек, перемешивая его совочком.

Воспитатель: Какой стал песок? (сырой, мокрый). Предлагает снова попробовать слепить пирожки.

Вопросы в процессе деятельности: Какой песок? (мокрый, сырой). Что мы делаем? Дети лепят пирожки для Тани и выкладывают их на поднос. Вытирают руки влажными салфетками.

Выводы - Воспитатель: Что мы сделали? Сколько мы слепили пирожков? Из какого песка у нас получились пирожки? Как мы сделали мокрый песок? А, из сухого песка получились?

Кукла Таня благодарит детей. Я теперь научилась лепить пирожки.

Воспитатель: мы дружно Тане помогали, слепили ей пирожки. А еще Танечка наши дети умеют танцевать. Посмотри, пожалуйста.

Таня хвалит детей.

Реализация содержания программы в образовательной области:.,Познавательное

развитие, Речевое развитие,Социально-коммуникативное развитие, .

Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская,игровая.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Материал: большая чаша с водой на столе, мячи из резины, пластмассы, дерева, метала, стекла,пластилин,доска для лепки,салфетки.

Пальчиковая игра:,Котятки..

Игровая ситуация: в группу к ребятам входит плачущая Таня.

Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?

Кукла: - Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.

Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)

Воспитатель:А у нас в группе тоже много мячей.Ребята,посмотрите сколько мячей лежат в корзине(дети подходят к первому столу).Возьмите каждый по мячу,потрогайте и скажите какой это мяч?

Дети:-Гладкий,круглый,легкий,пластмассовый.

Воспитатель:-Правильно.А давайте проверим утонут эти мячи или нет.(Дети отпускают мячи в чашу с водой)Утонули мячи?

Дети:-Нет.

Воспитатель:-Почему они не тонут?

Дети:-Мячи легкие.

Воспитатель:-Правильно пластмассовые мячи легкие и они не тонут.Такой был у тебя мяч,Таня?

Таня:-Нет.У меня мяч был не пластмассовый.

Воспитатель:-Ребята,подойдемте к другой корзине,тут тоже лежат мячи,возьмите их и скажите какие они?

Дети:-Легкий,деревянный.

Воспитатель:-Правильно.Посмотрим тонут они или нет.(дети экспериментируют)

Дети:-Не тонут.

Воспитатель:-Верно,деревянные мячи тоже не тонут.Таня,такой у тебя был мяч?

Таня:-Нет.Он был не деревянный.

Воспитатель:-А у нас еще есть мячи,(подходят к следующей корзине),возьмите их и скажите какие это мячи.

Дети:-Легкие,мягкие,резиновые.

Воспитатель:-Давайте их тоже отпустим в воду и посмотрим тонут они или нет.(Дети экспериментируют).

Дети:-эти мячи тоже не тонут,потомучто они легкие.

Воспитатель:-Правильно,резиновые мячи легкие и не тонут.Такой был у тебя мяч,Таня?

Таня:-Да,У меня мяч был резиновый.

Воспитатель:-Таня,ты не переживай,мяч твой не утонет потому что он резиновый.(Таня радуется и перестает плакать)А теперь сядем на стульчики,у меня для вас еще приготовлены мячи.(Дети садятся)Посмотрите,ребята,какой у меня еще есть мяч,но он у меня один,поэтому я вам дам посмотреть поочереди.(Дети поочереди рассматривают незнакомый мяч)Какой он?

Дети:-Тяжелый.

Воспитатель:-Верно,он тяжелый,потомучто это металический мяч.Давайте вместе скажем это новое слово.(Дети повторяют).Посмотрим утонет этот мяч или нет.(Воспитатель отпускает в чашу с водой,мяч тонет).

Дети:-Мяч тонет.Он тяжелый.

Воспитатель:-Правильно,металические мячи тонут.А у меня еще есть один мяч,он тоже один и с ним надо обращаться очень осторожно,так как может разбиться,это стеклянный мяч.Скажем все вместе слово,стеклянный,(дети повторяют).Проверим тонет ли он.(воспитатель отпускает в чашу с водой стеклянный мяч)

Дети:-Тонет.

Воспитатель:-Верно.Стеклянные мячи тоже тонут.

Таня:-Сколько мячей у вас,ребята,а у меня с подругами только один и мы всегда соримся.

Воспитатель:-Не переживай,Таня,сейчас мы с ребятками слепим тебе мячи и у тебя тоже много будет мячей.(Дети садятся за столы и лепят Тане мячи из пластилина,затем дарят Тане).

Таня:-Спасибо,ребята!Я пошла к подругам и обрадую их.До свидания!(Дети прощаются с Таней)

Воспитатель:-Ребята,понравилось ли вам сегодня занятие?Чем занимались мы сегодня?(воспитатель выслушивает ответы)Какие вы молодцы,так хорошо занимались сегодня.Спасибо вам.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием экспериментирования в первой младшей группе
«Про маленькую капельку»

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
– обучать детей навыкам экспериментирования с водой;
– формировать представления детей о свойствах воды (теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная);
– активизировать словарь детей (горячая, теплая, холодная) .
2. Развивающая:
– развивать речь детей посредством общения;
– подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек.
3. Воспитательная:
– воспитывать бережное отношение к растениям;
– доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Предварительная работа: Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями; купание куклы, стирка белья; игры с игрушками в воде.
Материал:
– аквариум с рыбками; «Капитошка»: капелька-игрушка; два тазика с водой, игрушки для купания и игр, уточки; лейка с водой, комнатные растения;
– чашки с водой, пустые чашки, губки (по числу детей) ; маска «Солнышко»; банка с грязной водой.
Ход занятия
Воспитатель. Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку. Хотите? Слушайте.
Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с нами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.
Дети (зовут Солнышко) .
Солнышко, отзовись!
Красное, появись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Появляется Солнышко.
Солнышко. Здравствуйте, детки.
Зачем меня звали, маленькие друзья? Или какая случилась беда?
Воспитатель. Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.
Солнышко. Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.
Мороз и ветер уходите, капельку нам верните.
Солнышко танцует, скрывается, и появляется Капелька.
Капелька. Здравствуйте, ребята. Я водяная капелька, Я очень вам нужна, Покапаю, покапаю. Получится вода. А вы знаете, как я капаю?
Дети. Кап, кап...
Воспитатель. Когда собирается много капелек, получается ручей. Послушаем, как журчит водичка.
(Фонограмма «Журчание ручейка»)
Воспитатель. А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим, есть ли у них вода?
Дети подходят к аквариуму.
Воспитатель . Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут? (Наблюдает вместе с детьми, как рыбки плавают в аквариуме.) Что рыбки делают?
Дети. Плавают.
Воспитатель. Правильно. Плавают в воде. Какая вода?
Дети. Чистая, прозрачная.
Воспитатель. А может, у рыбок водичку забрать?
Дети. Нет, они умрут.
Воспитатель (показывает банку с грязной водой) . Могут ли рыбки жить в грязной воде?
Дети. Нет.
Капелька. Это грязная вода, она никому не нужна.
Воспитатель. Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и цветам.
Подходит с лейкой к растениям.
Воспитатель. Как здесь растения поживают? Послушайте, кто-то плачет.
Цветы . Помогите, помогите, засыхаем, пить хотим.
Воспитатель. Что же нам нужно сделать, ребята?
Дети. Полить их.
Капелька. А где та водичка?
Дети. В лейке.
Воспитатель (поливает растения) . А растения что делают с водичкой?
Дети. Они ее пьют.
Воспитатель. Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья, цветы. Ребята, цветы поливают не только из лейки, их поливает дождь.
В. Берестов
Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется-
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется-
В небе радуга смеется.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»
(Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.)
Капелька. А вы знаете, для кого эта водичка?
Воспитатель. Рыбки пьют в аквариуме. А кто пьет из чашечки кипяченую водичку?
Дети. Мы.
Воспитатель. Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?
Дети. Пьем воду.
Воспитатель. Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?
Дети. Нет.
Воспитатель. Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы еще делаем с водой.

Физкультминутка «Стирка белья» (Под музыку)
Воспитатель. Вот видишь, Капелька, что дети умеют делать с водичкой.
(Подводит детей к тазикам с водой и предлагает потрогать воду в одном тазике, потом в другом.)
Воспитатель. Какая водичка?
Дети. Теплая.
Воспитатель. А в этом тазике?
Дети. Холодная.
(Воспитатель раздает детям разноцветные губки, они обмакивают губки в воду, потом отжимают.)
Воспитатель. Что это капает с губки?
Дети. Водичка.
Воспитатель. А как она капает?
Дети. Кап, кап...
Воспитатель. Давайте посмотрим, как она льётся. (Воспитатель предлагает переливать воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.)
Что делает водичка?
Дети. Льется.
Капелька. Молодцы, дети. За то, что вы все про меня знаете, я подарю вам эти игрушки. (Дарит плавающие игрушки.)
Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют, погрузив игрушки в воду. (Свободная игровая деятельность.)

Загрузка...