Портал для мам - Дом ответов

Чистоговорки для детей про птиц. Развиваем речь малышей с помощью чистоговорок. Фольклор для речи

12 80 453 0

По статистическим данным, каждый 4 ребенок в мире страдает от проблемы речевого развития. Не попасть в печальную статистику помогут детские скороговорки.

Эти сложновыговариваемые фразы учат правильно произносить слова, развивают дикцию и речь, слух, мышление, исправляют дефекты речи.

Постоянно используйте их и добьетесь следующих результатов:

  • Ребенок научится правильно выстраивать предложение;
  • Будет говорить спокойно, без криков;
  • Улучшит дикцию;
  • Будет разговаривать размеренной речью;
  • Научится быстро и красиво читать.

В нашей статье вы найдете самый разные примеры скороговорок для детей 3-8 лет, скороговорки на английском с переводом, для развития речи и др.

  1. Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
  2. Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
  3. Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.

Чего не стоит делать:

  • Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
  • Будьте терпеливы и не кричите;

Занятие не должно длится больше 10 минут.

Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет

Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.

Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.

* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

* * *
Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.

* * *
Да-да-да - в огороде лебеда,
Ду-ду-ду - растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша - принесли домой ерша,
Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу - я на солнышке лежу.

* * *
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа - ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

* * *
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

Для дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

* * *
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

* * *
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

* * *
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

  • Баран буян залез в бурьян.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • На возу лоза, у воза коза.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Поля пошла полоть петрушку в поле.
  • У ежа и елки иголки колки.
  • Влас у нас, Афанас у вас.
  • Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

* * *
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

* * *
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

* * *
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят.

Для деток 7-8 лет

Для школьного возраста можно выбрать посложнее. Можно совмещать короткие скороговорки с стихами.

* * *
Бу-бу-бу - ворон на дубу.
Бе-бе-бе - песня о тебе.
Ба-ба-ба - балалайка завела.
Би-би-би - были голуби.

* * *
Огурцы-молодцы - зеленобелогубы.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

* * *
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

* * *
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

* * *
У речушки, у реченки
Собрались одни девчонки.
Вдоль реченки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.

* * *
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

* * *
Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.

* * *
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.

* * *
Караси в речке, овечки у печки.
Овечки у печки, караси в речке.

* * *
Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.

* * *
Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьет Пашка шапкой
Трошкину шавку.

* * *
Козел-мукомол,
Кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол,
Получал ватрушки.
От того, кому не молол,
Получал по макушке.

Скороговорки для развития речи и дикции

Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.

Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.

Для развития речи

  • Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
  • Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
  • Водовоз вез воду из-под водопровода;
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
  • На горе Арарат корова рогами горох собирала;
  • Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
  • У осы не усы, не усищи, а усики;
  • Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Для дикции

  • Свиристель свиристит свирелью;
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла;
  • И прыгают скороговорки, как караси на сковородке;
  • У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали;
  • Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали;
  • Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели;
  • У ежа ежата, у ужа ужата;
  • Все скороговорки не перевыскороговоришь;
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб;
  • Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет;
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

Логопедические скороговорки

У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.

* * *
Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

* * *
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

* * *
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

* * *
Ехал грека через реку.
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека - цап!

* * *
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

* * *
На праздник придем нарядными,
Опрятными и аккуратными.

* * *
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

* * *
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

* * *
Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

* * *
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Смешные скороговорки для детей

Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.

Короткие

  • Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
  • У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
  • Грянул гром – гроза в разгаре;
  • Слишком много ножек у сороконожек;
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
  • Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
  • Красный краб кричит «Ура!»
    Резать торт пришла пора;
  • Триста тридцать три коробки,
    А в коробке по три пробки.

Длинные скороговорки

* * *
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

* * *
Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
“Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!”

* * *
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

* * *
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

* * *
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.

* * *
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Звук Б 1. Бредёт бобёр С бревном устало - Бревно бобру бока намяло. 2. Все бобры для своих бобрят добры. 3. Боровик растет в бору, боровик беру в бору. 4. В бидоне не бетон, в бидоне не батон, в бидоне не бутон. 5. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала. 6. Идут бобры во сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. 7. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок. 8. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. 9. Шёл по улице бычок. Смотрит: мусорный бачок! Куда бычку податься? Перевернул бычок бачок: Потом улёгся на бочок: Лежит бычок на бочке - Лежит бачок на бычке. Звук В 1. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел. 2. Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами. 3. Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве. Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву. 4. Из окошка видит Вова: Подошла к пруду корова. И нахмурил брови Вова, Глаз не сводит он с пруда: Выпьет воду всю корова- Где купаться мне тогда? 5. У девчонки, у Варюшки потерялись варежки. Помогали две Валюшки искать Варе варежки. 6. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка. 7. Водовоз вез воду из-под водопровода. 8. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 9. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот. 10. Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава. Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы. Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве. Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву. Звук Г 1. Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака. 2. В огороде рос горох, а за речкой - гречка. Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку рвал за речкой. 3. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит. 4. Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат. 5. На иве галка, на берегу – галька. 6. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап. 7. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 8. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок! 9. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!» 10. Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке. 11. В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. 12. Галка села на палку, палка ударила галку. 13. Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь. 14. Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка. 15. Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги. Га-га-га,га-га-га у меня болит нога. Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу. Га-га-га,га-га-га не болит уже нога. Звук Д 1. Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине. 2. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. 3. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дёму, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома. 4. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 5. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима. 6. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. 7. Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова. 8. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три двора. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. 8. Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому! 9. Дятел, дятел - наш приятель Дуб долбит, как долотом. Помоги нам, дядя дятел, Для скворцов построить дом. Звук Ж 1. Хорош пирожок, внутри творожок 2. Мужа жена обожать должна 3. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы. 4. В живом уголке жили ежи да ужи. 5. Слишком много ножек у сороконожек. 6. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. 7. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот. 8. Жук жуку жужжал: « Жжжу - жжжу. Я с ежом давно дружу…» 9. Над Жорой жук, кружа, жужжит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит. 10. Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. 11. Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа. Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу. Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи. Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу. Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа. 12. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком, Стриж с стрижихой и с трижонком. Звук З 1. Лиза купила Зине корзину в магазине. 2. У маленькой Зины зайка спит в корзине. 3. У Зины много забот, заболел у зайки живот. 4. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 5. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет. 6. Зоиного зайку зовут Зазнайка. 7. Зеленая береза стоит в лесу, оя под березой поймала стрекозу. 8. Соня Зине принесла бузину в корзине. 9. Зря Захар козла дразнил – козел задиру не забыл 10. Встретиться Змей и Змея захотели. Встретиться Змей и Змея не сумели. Змей в облаках, а Змея на земле. Надо бы Змею спуститься к Змее. 11. Знать бы, зачем залилась спозаранку в зарослях зелени крошка-зарянка Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем зашуршала змея? Знать бы, зачем зеленеет земля? Знать бы... 12. В звезде найдёшь ты букву «з», И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе, в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. Звук К 1. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. 2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 3. Клала Клава лук на полку,Кликнула к себе Николку. 4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон! 5. Клубок упал на пол, кот катал клубок. 6. У Кондрата куртка коротковата. 7. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. 8. Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока, Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко. Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке. Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку. Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки! Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку. Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко. Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака. Звук Л 1. На мели мы налима ловили. 2. Палку толкал лапой Полкан. 3. Коля колья колет, Поля поле полет. 4. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. 5. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. 6. Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: "Не дразни Кирилла!» 7. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры. 8. Есть у Ляли кукла Леля. Леля сделана из льна – Ляле нравится она. 9. Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Но не ныла Мила. Мила - молодчина! 10. На лугу под лопухом у лягушки летний дом, А в болоте лягушачьем у неё большая дача. 11. Лайка с болонкой лаяли звонко. Иволга долго пела над Волгой. 12. Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. Звук М 1. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала. 2. Кот молоко лакал, а Миша мыло искал. 3. Вы малину мыли ли? - Мыли, но не мылили. 4. Маша - малышка, у Маши пустышка 5. Мёд медведь в лесу нашел, мало мёду много пчел. 6. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 7. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. 8. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала. 9. Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. 10. Макар макал макароны в молоко, а макака макала Макара в реку. 11. Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила. 12. Козел-мукомол, кому муку молол? А кому не молол? - От того, кому молол, получал пироги; от того, кому не молол, получал тумаки. Звук Н 1. Няня нянчит Надю с Ниной. 2. Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит. 3. Борона боронила неборонованное поле. 4. Ан-ан-ан - шел домой баран. 5. Но-но-но – у нас темно. 6. На-на-на – стоит стена. 7. Ну-ну-ну - саночки тяну. 8. Горюет норка у горы – Не добраться до норы. На горе у норки норка – Не доступна норке норка. Звук П 1. Пекарь пек калачи в печи. 2. У Потапа не пяток пяток - пяток опяток; а у питона – ни опяток, ни пяток. 3. Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. 4. Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух. 5. Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 6. П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход… 7. У Любашки- шляпка, У Полюшки- плюшка, У Павлушки- шлюпка, У Илюшки- клюшка. 8. Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила. 9. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, Три Прокопьевича; говорили про пекаря, Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича. Звук Р 1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке. 2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка. 3. Проворонила ворона вороненка. 4. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса. 5. Марина малину перебирала, Арина грибы мариновала. 6. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. 7. Ромка ранил рогаткой рябчика. 8. Кран обходится без рук, Вместо рук у крана крюк. 9. У Вари на бульваре варежки пропали, Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара. 10. Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь строчат. Сорок сорочек прострочены в срок - Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились сорок сорок. Звук С 1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня. 2. Сидели, свистели семь свиристелей. 3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. 4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 5. Села Олеся, с печи ноги свеся, не смейся, Олеся, а на печи грейся. 6. У Саньки новенькие санки. 7. Ах, вы, сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. 8. Сосулька испугалась высоты, Сосулька от испуга стала плакать; И потому опять настала слякоть. 9. Соня, погляди в окно, Сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду Сосны, ели - всё в снегу. 10. Сосать сосульку-вот беда!- нам строго запрещается. Но почему она тогда сосулькой называется? 11. Пёс лису учуять смог - Сразу подал голосок. Унеслась лиса в лесок - Сала дали псу кусок. Звук T 1. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке. 2, Ткёт ткач ткани на платье Тане. 3. Где растяпа да тетеря – там не прибыль, а потеря. 4. В печурке – три чурки, три гуся, три утки. 5. У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну. 6. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине. 7. Токарь в коротайке окоротал таратайку. 8. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 9. Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять! – Таня любит танцевать. Звук Ф 1. Наш Филат не бывает виноват. 2. Филипп к печке прилип. 3. У Фани – фуфайка, у Феди – туфли. 4. Михаил играл в Футбол, он забил в ворота гол. 5. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле. 6. У Фадея дафнии. 7. Филя в фильме – фельдфебель. 8. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 9. На фотографии у Федора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор. 10. В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке, около. Жалко Фёкле свёклу. Жаловалась Фёкла: "Заблудилась свёкла!" 11. Жил в горах волшебник Феликс С буквой Ф и птицей Феникс. Зажигал фонарик Феликс, Загоралась птица Феникс. Звук Х 1. Вкусная халва мастеру хвала. 2. Прохор и Пахом ехали верхом. 3. Муха-горюха села на ухо. 4. Хороша будет уха. 5. На Тихоне хитон. 6. Хорь мохнатый, а Михей лохматый. 7. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!» 8. Был саду переполох – там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох. 9. Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях, тапирах, Леопардах, львах, верблюдах, мулах и волнах. 10. Хлопотун-хлопотун и хлопотунья-хлопотунья хлопотали и хохотали. 11. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи. Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи! Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха. 12. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи. Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи! Звук Ц 1. Не велика птица синица, да умница. 2. Бегают две курицы прямо на улице. 3. В цветнике цветут цветы. 4. В теплице у цветовода цвели гиацинты, купальницы, цикломены, ценарарии и циннии. 5. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии. 6. Летит скворец: зиме конец. 7. Цыпленок пьет из блюдца воду. 8. Ученица-озорница получила единицу. 9. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень. 10. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 11. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы. 12. Лекции доцента – о локации. 13. Огурцы-молодцы зеленобелогубы. 14. На оконце у бойца-македонца копьецо. 15. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда. Звук Ч 1. У четырех черепашек по четыре черепашенка 2. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. 3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи. 4. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 5. Течет речка, печет печка. 6. В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. 7. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит. А куда спешить тому, кто всегда в своем дому. 8. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота! Звук Ш 1. Шерсть в кудряшках у барашка. 2. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа. 3. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша. 4. Саша шапкой шишки сшиб. 5. Сшила Саша Сашке шапку. 6. Шапка да шубка – вот весь Мишутка. 7. Шишки на сосне, шашки на столе. 8. В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки. 9. Пляшут мышки-шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать братишке. 10. Сшили штанишки плюшевому мишке На штанах - кармашки, на кармашках - пряжки Звук Щ 1. Волки рыщут, пищу ищут. 2. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке. 3. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля. 4. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. 5. Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки. Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны. 6. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. - Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки

Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

Стоит воз овса, возле воза овца.
Собака сидит на цепи.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
На круше у Шура жил журавль.
Кошка спит, а мышку видит.
Ежик лежит под ёлкой.
Лёжа хлеба не добудешь.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша- Соня моет малыша.
Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
Девочка пьет чай из чашки.
Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.

Многим малышам с трудом дается произношение некоторых звуков. Чистоговорки для развития речи помогут научить малыша правильно выговаривать слова. В два-три года большим словарным запасом владеют далеко не все дети.

Но некоторые уже строят логически связанные рассуждения и бойко рассказывают стихи. Если речь малыша совсем неразборчива, он никак не может разговориться, его могут направить на занятия к логопеду или в логопедическую группу детского сада. Но главная роль в исправлении речи малыша отводится родителям.

Занимаясь ежедневно по 10 минут с ребенком можно исправить его речь ко времени поступления в школу без помощи логопедов. Для этого используют такие приемы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • расширение словарного запаса в процессе общения и обучения;
  • чистоговорки или скороговорки.

Проводить занятия на развитие артикуляционного аппарата специалисты советуют начинать с 2 лет, усложняя их по мере роста малыша.

Из этой статьи вы узнаете

Фольклор для речи

Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл. Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет.

Иногда дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя. Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.

Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков, родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.

Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т. д. Чистоговорки в картинках и скороговорки тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.

Делаем артикуляционную гимнастику

Проблемы с речью могут быть связаны с плохим развитием речевого аппарата. Для детского речевого аппарата нужна ежедневная артикуляционная гимнастика. Упражнения могут быть статическими, когда язык принимает определенное положение, и динамическими с участием всего речевого аппарата.

Примеры упражнений для речевой разминки:

  • «Грибок» – язычок прижимается к верхнему небу, как шляпка грибка;
  • «Лошадка» – из положения «грибок» цокать языком, как будто скачет лошадка;
  • «Футбол» – язычок загонят гол в правые и левые ворота, касается левой и правой щеки с внутренней стороны поочередно;
  • «Вкусное варенье» – ребенку предлагают представить, что его губы намазаны сладким вареньем, облизать кончиком языка сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Сделав артикуляционную гимнастику, переходят к более сложным упражнениям. Малыша просят повторить чистоговорки и скороговорки.

Примеры

Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей 2 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».

Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.

На-на-на, на-на-на – Стала белая она.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.

Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.

Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима

Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.

Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем.

Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются детям. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.

Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. Можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку складно в рифму и по смыслу.

Учим скороговорки

Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,

Сушка пересушена, Сашкой перекушена.

На дворе трава, на траве дрова

Наколи дрова, на покос трава.

Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.

Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению будет тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит. Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка.

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук».

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими.

Давайте поговорим сегодня о чистоговорках. Чистоговорки (чисто говорю) — важная часть логопедических игр, участвующих не только в правильной постановке звуков, но и учат вниманию, чувству ритма, рифмы и такта. Их можно успешно сочетать со .

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Вот примеры чистоговорок:

Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

Ба-ба-ба — красивая изба.

На-на-на — на лугу стоит копна.

Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

  1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
  2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
  3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
  4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
  5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

Игры с чистоговорками для детей

Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может стать наматывание верёвки на палец, выкладывание деревянных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание крупных бусин.

Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга...

Еще одна веселая игра с чистоговорками — это произносить фразу разными голосами. Попросите ребенка, произнести чистоговорку, например, Ши-ши-ши — шалунишки малыши , как тетя-диктор по телевизору, или как маленький мышонок, или большой великан.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно...

Как самому придумать чистоговорку

Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собтвенные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессымсленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука.

Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:

Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 5 лет на звук «р».

  1. Берем слог «ро»
  2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро -ро
  3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.

Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро .

Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»:

Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал!

Для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически! И пусть наша подборка чистоговорок для деток 3 — 6 лет вам поможет.

Чистоговорки на звук «л»

Ла-ла-ла – завизжала пила.
Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.
Ла-ла-ла – завертелась юла.
Лу-лу-лу – я помою пиалу.
Ул-ул-ул – у меня сломался стул.
Лу-лу-лу – нитку вставлю я в иглу.
Ли-ли-ли – мусор весь с тобой смели.
Ла-ла-ла – дочка в доме убрала.
Лы-лы-лы – чисто вымыла полы.
Ло-ло-ло – стало в комнате светло.
Ля-ля-ля — утром мокрая земля.
Ол-ол-ол — мы большой накрыли стол.
Ал-ал-ал — этот персик слишком мал.
Ял-ял-ял — маму сыночка обнял.

На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.

Чистоговорки на звук «р»

Ря-ря-ря — я поеду на моря.
Рю-рю-рю — полюбуюсь на зарю.
Ри-ри-ри — как красиво! Посмотри!
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ре-ре-ре — мы собрались во дворе
Ро-ро-ро — будем всем дарить добро!
Ры-ры-ры — надоели комары
Ру-ру-ру — в зоопарке кенгуру
Ар-ар-ар — положу зерно в амбар
Ор-ор-ор — разрешите этот спор.
Ир-ир-ир — брат мой командир!

Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

Чистоговорки на звуки «с»

Ся-ся-ся мы поймали карася.
Се-се-се Дед Мороза любят все.
Си-си-си мяч скорее к нам неси.
Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс.
Са-са-са — длинная коса.
Сы-сы-сы- не боимся мы осы!
Су-су-су — я арбуз несу.
Ос-ос-ос — там работает насос.
Са-са-са — в норке прячется лиса.
Юс-юс-юс — а в тетради плюс!
Ус-ус-ус — у компота сладкий вкус.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Солнце-Солнце – золотое донце.
Солнце – солнышко свети.
Солнце – солнышко гори.

Чистоговорки на звуки «з»

Зи-зи-зи — обезьянку привези!
Зя-зя-зя — обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи — раз нельзя — не привози.

За-за-за – убежала в лес коза.
За-за-за – надвигается гроза.
Зу-зу-зу – мы идем искать козу.
Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

За-за-за – вижу желтые глаза.
За-за-за – зашумела стрекоза.
Зу-зу-зу – не боимся мы грозу.
Зи-зи-зи – ты дрова скорей грузи!
Аз-аз-аз — зарычал огромный МАЗ.
Уз-уз-уз — громко плачет карапуз.
Оз-оз-оз — заскрипел мороз.
Ез-ез-ез — кот под печку влез.

Чистоговорки на звук «ш» и «щ»

Ша-ша-ша — наша детка хороша.
Ош-ош-ош — наш малыш хорош!
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Уш-уш-уш — малыш наелся груш.
Аш-аш-аш — мы построили шалаш.
Шу-шу-шу — поёт песню малышу.
Ши-ши-ши — любят песни малыши.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Ща-ща-ща — сурова в лесу чаща.
Щу-щу-щу — забреду я в рощу.
Щи-щи-щи — все полезны овощи.

Щи-щи-щи — не люблю я щи.
Ща-ща-ща — сварите мне борща!

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Чистоговорки на звук «ч»

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.
Чу-чу-чу – на машине прокачу!
Ич-ич-ич – у меня большой кирпич.
Ча-ча-ча – печка нынче горяча.
Очь-очь-очь – наступила ночь.
Чи-чи-чи – принеси-ка мне ключи.
Ач-ач-ач — подарили мне калач.
Ча-ча-ча — на столе горит свеча.
Чо-чо-чо- ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу — я подую на свечу.
Чи-чи-чи — пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Чистоговорки на звук «б»

Ба-ба-ба — во дворе изба.
Ба-ба-ба — высока у нас труба.
Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.
Бу-бу-бу – сидит дятел на дубу.
Бы-бы-бы — принесли домой грибы.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

Чистоговорки на звук «ц»

Ца-ца-ца — а цыпленок из яйца!
Це-це-це — ярко светит солнце!
Цо-цо-цо — поднялося деревцо.
Ец-ец-ец — ты сегодня молодец!
Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец – летит скворец.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Чистоговорки на звук «ф»

Фа-фа-фа — в углу стоит софа.
Аф-аф-аф — в замке живет граф.
Фе-фе-фе — он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.
Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу

Жил в горах волшебник Феликс
С буквой Ф и птицей Феникс.
Зажигал фонарик Феликс,
Загоралась птица Феникс.

Чистоговорки на звук «х»

Ха-ха-ха — на обед у нас уха.
Хо-хо-хо — отвечало дружно эхо.
Хи-хи-хи — сочиняются стихи.
Ах-ах-ах — стоит вся школа «на ушах».
Эх-эх-эх — слышен всюду звонкий смех!
Ох-ох-ох — и рассыпался горох.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха — есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху — клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха — без хвостов два петуха.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
— Ха-ха-ха-ха-ха!

Чистоговорки на звук «т»

Та-та-та – на поляне красота
Ты-ты-ты – расцвели на ней цветы!

Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – нам с тобою по пути...
То-то-то –поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать – будем землю мы копать.
Ат-ат-ат – в океане страшный скат.
Ят-ят-ят — нарисую я утят.
От-от-от — там огромный кашалот!
Ют-ют-ют — в доме чисто и уют!

Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень –
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день — тень!

Чистоговорки на звук «п»

Ап-ап-ап — опускают длинный трап.
Ип-ип-ип — что-то дедушка охрип.
Оп-оп-оп — к барину пришел холоп.
По-по-по — поезд наш пришел в депо.
Уп-уп-уп — ах! горячий суп!
Яп-яп-яп — вот веселый киноляп.
Па-па-па — вот витвистая тропа.

Наша острая пила –
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.

Чистоговорки на звук «н»

На-на-на — вот пустая стена.
Но-но-но — но на ней окно.

Ан-ан-ан — у тебя пустой стакан.
Не-не-не — стоит ваза на окне.
Ни-ни-ни, — пролетают летом дни.
Ин-ин-ин — к нам плывет дельфин.
Но-но-но — мы пойдем в кино.
Он-он-он — в зоопарке слон.
Ну-ну-ну — вас я припугну.
Ун-ун-ун — в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын — это старший сын.
Ню-ню-ню — сена дам коню.
Ня-ня-ня — отыщи меня.
Ян-ян-ян — где растет тимьян?

Чистоговорки на звук «м»

Мо-мо-мо – скушай эскимо.
Мы-мы-мы – снежной ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим новый дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.
Ма-ма-ма – вот пришла зима.
Ми-ми-ми – меня с собой возьми.
Му-му-му – на каток тебя возьму.

Чистоговорки на звук «к»

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон —
В капюшоне он смешон.

Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука.
Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.
Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!
Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – на столе стоит мука.
Ки-ки-ки – будем делать пирожки.

Ук-ук-ук — слышен очень громкий стук.
Ок-ок-ок — за окном поет сверчок.
Ак-ак-ак — лучше жить без драк.
Як-як-як — по дороге встретил дьяк.
Ик-ик-ик — раздается чей-то крик.
Ок-ок-ок — за углом стоит совок.

Ек-ек-ек — съел я вкусный чебурек.

Чистоговорки на звук «ж»

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жу-жу-жу – чай горячий остужу.

Жу-жу-жу – куклу спать я уложу.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Чистоговорки на звук «д»

Да-да-да – очень теплая вода.
Ду-ду-ду – я купаться пойду.

До-до-до — на макушке есть гнездо.
Ду-ду-ду — я птенца найду
Да-да-да — получилась чехарда
Ди-ди-ди — лучше мимо проходи.

Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два — у Димы.

До-до-до – над колодцем гнездо.
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди — тихо иди.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки на звук «г»

Гу-гу-гу — кто пасется на лугу?
Га-га-га – у кого-то там рога.
Ги-ги-ги – это бык! быстрей беги.
Ги-ги-ги – только ноги береги.

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Ги-ги-ги — печет мама пироги.
Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.
Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.
Га-га-га – дай мне мама пирога.

Чистоговорки на звук «в»

Ва-ва-ва – разрослась в саду трава.
Ва-ва-ва – пожелтела вся листва.
Ве-ве-ве – муравей сидит в траве.
Ве-ве-ве – венок на голове.
Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – знаю разные слова!
Ва-ва-ва — умная голова!

Ва-ва-ва — вот высокая трава.
Вы-вы-вы — даже выше головы.
Ве-ве-ве — васильки видны в траве.
Ву-ву-ву — васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

На полках книжных магазинов сегодня также представлена большая коллекция красочных книг для детей с чистоговорками:

В завершении приглашаю посмотреть видео с увлекательными чистоговорками. Добавьте визуальный контакт. Так звуки усвоятся еще быстрее!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Загрузка...