Портал для мам - Дом ответов

Ахимса – ненасилие. Ахимса — первый шаг в мир без боли и зла Что такое ахимса в философии

непричинение боли и зла живым существам. Это требование характерно для индуизма, буддизма и особенно джайнизма. Оно тесно связано с учением о переселении душ и перерождением одних живых существ в другие.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АХИМСА

а х и н с а (санскр. – непричинение боли или зла), – этич. термин древнеинд. философии и религии, обозначающий поведение человека, основанное на принципе ненанесения боли или зла. Особенное значение получает в джайнизме, где, в соответствии с религиозной идеей потенциального равенства всех душ, А. означает непричинение боли или зла не только друг другу, но и вообще всякому живому существу. Увещеваниями об А. изобилуют Веды, Упанишады и мн. др. памятники санскр. литературы. Нек-рые индологи, усматривая в А. одну из наиболее существ. черт буддизма, называют Будду "апостолом?.". В 19 и 20 вв. А. проповедовалась в период нац.-освободит. подъема в учении Рамакришны, в особенности в гандизме. Совр. последователи учения веданта, пытаясь очистить понятие А. от религ. содержания, рассматривают А. как понятие, не отрицающее принцип действия и означающее лишь самодисциплину, отсутствие гнева, ненависти и т.д. Лит.: Неру Дж., Открытие Индии, пер. с англ., М. 1955; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. англ., т. 1. М., 1956, гл. 6–10. В. Бродов. Москва.

Ахимса - одно из основных, фундаментальных понятий большинства философий и религий Востока. Переводится термин как «ненасилие», «отказ от убийства» («а» - не, «химса» - насилие). В основу принципа заложена безграничная любовь ко всему окружающему.

Откуда берет начало ахимса

Восточная и западная философии всегда отличались противоположными взглядами. То, к чему европейцы начали приходить последние десятилетия, является нормой жизни уже несколько тысяч лет для Индии, где всегда не одобрялось плохое обращение с животными и употребление в пищу мяса. Все живое в этом мире имеет Божественное происхождение и единое начало.

А значит, причиняя зло кому-либо, человек вредит и себе, своей карме. Древние индусы одухотворяли все существа, которые могут чувствовать. Бессмертная душа воплощается на Земле из одного существа в другое, чтобы пройти долгий путь совершенствования. И лишь в человеческом обличии находит возможность познать Истину.

Зародилось эта идея задолго до нашей эры. Письменные свидетельства о принципе ненасилия сохранились сразу из нескольких религий (ведизм, буддизм, брахмаизм и прочие). Изначальная идея ахимсы преследовала отказ от кровавых жертвоприношений в ведических культах. И в каждой из религий принцип ненасилия толковался по-разному.

Дальше всех пошла школа индийской философии джайнизм - у них запрет на убийство распространился вплоть до комаров и микроорганизмов. Джайны впадали в крайности - даже было ввели запрет на пахоту (ведь во время нее гибнут насекомые и мелкие животные), что сразу создало угрозу массового голода.

Принцип ахимсы положил начало вегетарианству (не как пищевой привычки, а как духовному убеждению). В Индии оно популярно и по сей день и имеет под собой несколько мотивов:

  • нравственные - недопустимость насилия над животными;
  • медицинские - вегетарианское питание полезно для здоровья, мясо считалось неестественной пищей для человека, о чем с древности упоминалось в текстах многих учений;
  • экологические - выращивание скота в промышленных масштабах губит окружающую среду.

В Йога-Сутрах, первом подробном письменном свидетельстве философского учения йоги, понятие ахимсы автор Патанджали поставил на первое место. Его произведение - это руководство для тех, кто хочет узнать, как отыскать правильный путь от обычной жизни к совершенству.

Ахимса и йога - два неразрывных понятия, первое из которых является фундаментом для всех практик второго.

Практика ахимсы

Среди качеств характера, присущих личности, не должно быть места злу и обману. Но принцип ненасилия имеет более обширное значение. Считается, что не соблюдающий ахимсу человек не сможет искренне молиться, полноценно медитировать и найти путь к освобождению. Искоренять в себе нужно любое проявление жестокости:

  • прямое (причинение физической боли);
  • посредническое (побуждение, приказ причинить боль);
  • стороннее (даже одобряя плохой поступок, человек нарушает ахимсу, в том числе и в мыслях).

Ненасилие по отношению к себе и окружающим - первая и главная человеческая добродетель. Воспитав в себе это качество, человек с легкостью достигнет высот в любых начинаниях. К осознанию этого сложно прийти, еще труднее удержать.

Не единожды в текстах приводятся примеры, когда человек, практически пришедший к просветлению, утрачивал все достигнутое, если в какой-то момент не мог побороть в себе жестокость или гнев.

Ненасилие в современном мире

Влияние ахимсы на сознание индийцев велико и по сей день. Ни в одной стране мира нет такого числа вегетарианцев. Последователи идеи встречаются и среди великих деятелей современности. Легендарный политический и духовный лидер Махатма Ганди, освободивший родину от длительного гнета завоевателей, действовал по принципу «ненасильственного сопротивления».

Люди не должны отстаивать права с оружием в руках или унижать противника, считал он, но терпеть насилие в свой адрес тоже не обязаны.

Ганди был убежденным приверженцем этой идеи, поэтому считал, что пассивность и бездействие - преступление по отношению к себе.

Действительно, первое правило Ямы в Йога-Сутрах призывает к добру и гуманности, но защищать себя от жестокости также является необходимостью. Важно при этом не впустить зло в свое сердце.

Однако в наши дни принцип ахимсы постепенно утрачивает свою ценность. Теперь Индия - один из крупнейших экспортеров говядины в мире. Придерживаться принципов йоги от начала и до конца стало уделом избранных людей, которые добровольно выбрали для себя путь ненасилия.

Вконтакте

Получает в джайнизме, где, в соответствии с религиозной идеей потенциального равенства всех душ, А. означает непричинение боли или зла не только друг другу, но и вообще всякому живому существу. Увещеваниями об А. изобилуют Веды, Упанишады и мн. др. памятники санскр. литературы. Нек-рые индологи, усматривая в А. одну из наиболее существ. черт буддизма, называют Будду "апостолом Α.". В 19 и 20 вв. А. проповедовалась в период нац.-освободит. подъема в учении Рамакришны, в особенности в гандизме. Совр. последователи учения , пытаясь очистить А. от религ. содержания, рассматривают А. как понятие, не отрицающее действия и означающее лишь самодисциплину, отсутствие гнева, ненависти и т.д. Лит.: Неру Дж., Открытие Индии, пер. с англ., М. 1955; Радхакришнан С., Индийская , пер. англ., т. 1. М., 1956, гл. 6–10.

В. Бродов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

Зарождение ахимсы допустимо связывать с неприятием ведийско-брахманистской практики жертвоприношения животных, постепенно замененных некровавыми приношениями. Положение о круговороте жизни существенно для принятия ахимсы, однако ошибочно отождествлять ее с требованием любви и сострадания к человеку или с “Золотым правилом”. Все три религии видят в страдании сущностную характеристику человеческого существования и признают справедливым универсальность действия закона кармы. Ахимса понимается как дисциплинирующий элемент нормативного поведения отдельного человека, изначально способного на . Ахимса никогда не выдвигалась в Индии как норма в межгосударственных отношениях; государства на нарушителя всегда признавалось легитимным.

В . 19-нач. 20 в. ахимсу впервые как принцип социально-политического действия использовал М. Г. Ганди; термин Ганди считал неадекватным и заменил его другим-сатьяграха (твердость в истине). А. Швейцер назвал ахимсу одним из важнейших событий интеллектуальной жизни человечества. Оптимизм 1920-40-х гг. относительно ахимсы как впервые найденного в Индии универсального способа решения конфликтов оказался безосновательным.

О. В. Мезенцева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АХИМСА" в других словарях:

    Ненасилие, ахинса Словарь русских синонимов. ахимса сущ., кол во синонимов: 2 ахинса (2) ненасилие … Словарь синонимов

    Ахимса - (санскр.) – жер бетіндегі тіршілік формаларының (адамның, жануарлардың және бүкіл табиғаттың) өзара байланыстылығы, біртұтастығы, үнді философиясындағы және дінінде тіршілік иелеріне зиян келтірмеу, қиянат жасамау деген этикалық (моральдық)… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (санскр. непричинение вреда) религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ … Большой Энциклопедический словарь

    - (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма (см. БУДДИЗМ) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ), отказ от намеренного и случайного убиения живых существ. * * * АХИМСА (санскр. отказ от убийства, невреждение, непричинение ущерба, ненасилие),… … Энциклопедический словарь

    - (санскр. अहिंसा, ahiṃsā IAST) поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, поведение, направленное против… … Википедия

    АХИМСА - (ахинса, санскр.): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. Выражает идею единства природы, взаимосвязи всего живого, направлена на все живые существа без ограничений. Ахимса вменяет человеку любовь и глубокое… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    - (невреждение) одно из важнейших нравств. понятий и требований, принимаемых почти всеми школами индийской философии (кроме мимансы, признающей кровавые жертвоприношения) и в еще большем объеме и со всей строгостью джайнизмом. Понимается… … Словарь индуизма

    ахимса - ах имса, ы … Русский орфографический словарь

    ахимса - (сскр) забрана за убивање на живи суштества како основен морален закон на будизмот, хиндуизмот и џаинизмот (оттаму вегетаријанството и неприфаќањето на војната и крвопролевањето) … Macedonian dictionary

    Ахимса - (ahimsa, санскрит не желающий насилия), непричинение вреда всему живому в инд. религии джайнизм. Джайны аскеты обычно вегетарианцы, А. запрещает любую деят ть (напр., земледелие), к рая может нанести вред находящимся в земле живым существам. Буд … Народы и культуры

Книги

  • Звездный удар , Майкл Гир , Книга издана в 2001 г., 512 стр. Жестокое противостояние сверхдержав поставило под угрозу само существование земной цивилизации. В этот момент в дела людей вмешиваютсявсемогущие Ахимса -… Категория: Фантастика Серия: The Orphan`s Tales Издатель: ЭКСМО-ПРЕСС , Производитель:

Принцип ахимса – это особый образ жизни, при котором не допускаешь в свою жизнь зла, ни в каком его проявлении . Своеобразная политика ненасилия, при которой нельзя ни делать, ни желать, ни помышлять о противлении и причинении вреда любому живому существу: человеку, животному, птице и даже насекомому.

Вопросом, возможен ли мир без насилия, задавались лучшие умы человечества на протяжении тысячелетий. И многие философы склонялись к мысли, что агрессия заложена самой природой в человека и поэтому соперничество, а значит и насилие неизбежные спутники существования даже разумного существа.

Пути добродетели по ахимса

В «Бхавагад-Гите» — древнейшем трактате индуизма говорится о пути благочестия и добродетели, о том, что нельзя никому, даже самой малой букашке, причинять зло, помогать всем нуждающимся в помощи и стараться испытывать и проявлять к окружающим только дружеские и теплые чувства.

Не позволено человеку гордиться своим положением в обществе и достижениями, красотой и успехами, ведь это все даровано Богами. Достойный человек спокоен в радости, и в несчастье, может сохранять достоинство и быть удовлетворенным тем, что происходит в мире.

Главным принципом ахимсы считается вегетарианство , нежелание убивать иных живых существ ради своего физического удовлетворения. Еще великий писатель, философ и гуманист Л.Н. Толстой считал, что от убийства животного до убийства человека один крошечный шажок. Настоящий человек не может говорить о гуманизме и высоких морально-этических принципах, но при этом убивать живых существ ради собственного удовольствия.

Практика ахимсы

Конечно, отказ от употребления мяса еще не показатель высокой духовности индивидуума, но уже первый шаг на пути к самосовершенствованию.

Древние философы считали, что поглощая мясо, мы реализуем свои желания убивать и подчинять себе живое существо. И только вегетарианство может повести нас по пути добра. НО здесь также есть подводные камни, поскольку резкий переход от одной системы питания к другой может обострить проблемы со здоровьем. А если заставлять себя отказаться от привычных продуктов, проявлять насилие по отношению уже к себе – это вызовет резкий протест со стороны организма, а затем сформируется комплекс неполноценности и раздражение по поводу своего несовершенства. Подобные идеи приведут к разочарованию в практике.

К тому насильственное вегетарианство не принесет ни здоровья организму, ни духовного роста в плане самосовершенствования.

Следующий принцип ахимсы — не причинение вреда ни делом, ни словом, ни в мыслях. Многие считают, что подобное невозможно. Даже если мы не будем вредить живым существам поступками, то регулировать свои мысли и тайные желания может только человек, достигший высочайшего уровня самовоспитания.

Практики рекомендуют в тот момент, когда на вас накатывает гнев или раздражение, нужно прибегнуть к практике медитации. Следует закрыть глаза, попытаться расслабиться и мысленно нараспев проговаривать: «Я люблю все окружающее. Я всех люблю. Я хочу, чтобы все вокруг были счастливы. Пусть все будут счастливы»

В этот момент нужно быть чрезвычайно сосредоточенным, не отвлекаться, не давать уйти своим мыслям в сторону, не впадать в сонливость. Фразы могут быть другими, более отвечающими вашим потребностям, но по смыслу они должны быть подобными.

Следующий принцип ахимсы ненасилие над собой. Нельзя заставлять себя делать что-то неприятное и отвратительное, впадать в чрезмерный аскетизм и заниматься постоянным самобичеванием. Наша природа греховна и несовершенна, но достичь гармонии с собой и природой, и Вселенной можно только медленно постепенно ступая по пути самосовершенствования.

Главное понимание данного принципа — это любить и себя, поскольку всеобъемлющая любовь ко всем не исключает любви к себе.

И наконец, последний принцип — осознанный анализ проявленной нами агрессии. Мы должны тщательно анализировать наши чувства и мысли, поскольку только таким образом мы можем постичь природу своей агрессии и изменить ее.

Более глубокое погружение в учение о ненасилии позволит каждому уничтожить комплекс ненависти и вражды. Пусть на первый взгляд такое учение кажется несколько нелогичным и неверным, но только вглядываясь в него и пропуская через свое восприятие мы сможем понять всю красоту этой философии. Но умение сострадать и сопереживать всему живому – это новый уровень существования человеческого общества.

Принцип ненасилия, а также не причинения вреда ни одному виду живых существ (ни делом, ни словом, ни мыслью) называют ахимсой. Сегодня основные идеи философии такого рода для некоторых могут показаться неприемлемыми для выживания в современных условиях, но еще Махатма Ганди говорил: «О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными». И здесь стоит задуматься о том, куда следует человечество в эпоху научно-технического прогресса.

Величайшая человеческая добродетель - ахимса

Если размышлять над тем, приемлема ли сегодня для человека такая идеологическая основа, как ахимса, что это для каждого из людей, в голове может возникать множество вопросов и противоречий. Но понятно одно: если индивидуум решил измениться в лучшую сторону и взял за основу благочестивый и вегетарианский образ жизни, воззрением он уже не сможет. В его поведении четко будет прослеживаться желание жить в гармонии, уважении ко всему окружающему миру.

Ахимса - практика для сильных духом

Любовь и сострадание к людям - один из фундаментальных принципов данной духовной практики. В "Бхагавад-Гите", одном из самых почитаемых религиозных текстов индусов, сказано, что никому нельзя причинять зла, нужно быть дружелюбным и помогать попавшим в беду. Также не стоит гордиться своими достижениями, положением в обществе, имуществом, семьей, женой, детьми. Нужно быть невозмутимым и в радости, и в горе, терпеливым, удовлетворенным тем, что имеется, и не пытаться заполучить больше.

Развитие сердечности

Особое внимание заслуживает такой принцип ахимсы, как ненасилие, относящийся к первой из Ям в йоге. Он вместил в себя как неубиение животных, так и практику вегетарианства. Здесь будут уместны слова великого русского человеколюбца и гуманиста Л. Н. Толстого, который призывал жить людей по высоким морально-духовным принципам. Он говорил: «Общество, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным. От убийства животного до убийства человека — один шаг».

Важно понимать, что отказ от употребления в пищу мяса и иных продуктов жестокости - это еще не показатель того, что индивидуум сроднился с добродетельной философией. Ее понятие на самом деле намного шире.

Ахимса и практика

Очень полезна для изучения индийская философия. Кратко можно изложить правила, которым необходимо следовать при ахимсе.

Вегетарианство

Это начальная и самая простая практика. Но для некоторых и здесь существуют подводные камни, а все потому, что человек в основном поглощает ту пищу, которая резонирует с вибрациями его внутреннего состояния. Об этом говорили древние мудрецы, того же мнения придерживается современный научный мир.

Употреблять в качестве еды мясо - это завуалированное желание совершать насилие, а благодаря вегетарианству от этой тенденции можно благополучно избавиться. Здесь главное - не попасть в несколько ловушек, которые подстерегают неопытных практиков: резкий переход от одной системы питания к другой может вызвать проблемы со здоровьем, например, интоксикацию, особенно у пожилых людей. Чтобы очистить тело от трупных токсинов, копившихся в нем годами, необходимо время.

Принуждение себя не употреблять мясо может привести к психологическому дискомфорту, что спровоцирует внутреннее отторжение данной системы питания. Переход с одних продуктов на другие должен проходить осознанно, естественно. Вегетарианство из-под палки продлится совсем недолго и в плане духовного развития не принесет никаких результатов.

Ненасилие относительно внешнего мира

Сюда можно отнести отказ от причинения вреда всему окружающему не только в действиях и словах, но и в мыслях. Некоторые считают, что очень сложна для выполнения ахимса, что этоневозможно для обычного человека. Но здесь помогут конкретные методы для постижения данной практики. В этом случае используется медитация. Человек должен расслабиться, войти в абстрагированное состояние и сконцентрироваться на сердечном центре после чего мысленно нужно начать проговаривать аффирмации:

- «Я всех люблю».

- «Я желаю всем счастья».

- «Пусть все существа будут счастливы».

Можно использовать и иные подобные благие обращения, придуманные самостоятельно. В момент такой медитации необходимо следить за своим внутренним состоянием. Важно быть сконцентрированным, сосредоточенным на настоящем моменте, не уплывать в размышления, не поддаваться сонливости.

Ненасилие над собой

Здесь не рекомендуется впадать в чрезмерный аскетизм, любой вид самобичевания. «Духовно продвинутым» мазохистам предлагается медитация на каждый орган своего тела, где ему посылается любовь и благодарность за свое служение человеку. В этот момент нужно представить, как он радуется и улыбается проявленному вниманию.

Всю жизнь может постигаться индийская философия, кратко передать некоторые ее аспекты не так просто. Но важно выделить для себя главное: при постижении Безусловной Любви ко всему окружающему в первую очередь не стоит обходить заботой и самого себя.

Осознанная медитация на форму насилия

Здесь происходит анализ того, как мы проявляем насилие в повседневной жизни. Необходимо размышлять о том, как устранить эти негативные аспекты. Такая практика является одной из наиболее эффективной в овладении ахимсой.

Ахимса: что это для современного человека?

Познать концепцию Божественной Любви не так и просто, как может показаться изначально. Она не имеет ничего общего с традиционным пониманием любви. История раскрыла человечеству жизни величайших миссий, пророков. Иисуса распяли, Мохаммед был побит камнями, великий суфий Мансур предавался таким жестоким пыткам, что с него даже слезла кожа. Практически у всех святых были враги, но они своей подвижнической жизнью показывали, что самым важным на духовном пути является непротивостояние даже тем, кто жаждет причинить вред.

Животворящая сила Любви

Более глубокое погружение в практику ахимсы дает понимание, что нужно устранить комплекс вражды. Неосуждение, насилием на первый взгляд кажется нелогичным. Некоторым поначалу может казаться несправедливой Ахимса, что это слишком беспомощно и неоправданно для общества. Но раскрытие в себе такого рода сострадания - это уже ступень высокого уровня реализации на духовном пути.

Постепенно любой может к этому приблизиться через осознавание импульсов своего ума к осуждению, обсуждению. Здесь необходимо относиться лояльно, позитивно и всепринимающе ко всему, с чем приходится сталкиваться в повседневной жизни. Гнев, ненависть, злоба, недоброжелательность уступят место такому качеству, как Безусловная Любовь, произойдет осознание Вселенского Космического Единства Жизни. Развить в себе такую добродетель непросто, но возможно, и к этому стремиться необходимо каждому, ибо, как сказал Христос, «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Загрузка...